Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Мария Шандыбо

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тема: «Перелетные птицы»

Программные задачи:

1. Активизация словаря по теме «Перелетные птицы».

2. Практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.

3. Учить составлению простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

4. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

5. Практическое овладение навыком образования сложных прилагательных.

6. Учить практическому употреблению в речи приставочных глаголов (вылетела, облетела, прилетела.) и предлогах (из-, в-, над, под-, к-, от-).

7. Отработка правильного употребления имен существительных в дательном и предложном падежах.

8. Научить детей составлению описательных рассказов по плану, данному, логопедом.

9. Развитие у детей зрительно ~ восприятия, слухового внимания и памяти.

10. Коррекция мелкой моторики.

11. Развитие у детей логического мышления.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовет друг за другом «цепочку слов»: ласточка-аист-грач; скворец-лебедь-журавль; аист-лебедь-ласточка.

2. Постановка цели, занятия.

Сегодня мы поговорим о птицах.

3. Игра «Сложи правильно» (разрезные картинки с изображением перелетных птиц).

Назовите, кто у вас на картинках. (Грач, скворец, ласточка, аист, журавль, лебедь).

-Кто это? Как назвать одним словом?

-Это птицы.

-Какие птицы? Перелетные или зимующие?

-Почему птицы называются перелетными?

-Птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.

-Почему птицы улетают в теплые края.

-Потому что зимой у нас холодно и нет корма.

-Какие птицы прилетают к нам первыми?

-Грачи и скворцы.

4. Игра «Подбирай, называй, запоминай»

Будем называть слова — признаки, характерные для каждой птицы, которые отвечают на вопрос: «Какой?», «Какая?». Можете называть и сложные слова, состоящие из двух слов.

а) грач (какой,.

черный, небольшой, умный, шумный, полезный, крикливый, черноглазый,

остроклювый, быстрокрылый;

б) ласточка (какая…

маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая, умная, чернокрылая, белогрудая;

в) скворец (какой).

небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, умный, остроклювый,

звонкоголосый;

г) аист (какой).

большой, белый, умный, сильный, заботливый, черноглазый; чернокрылый,

длинноногий;

д) журавль (какой).

большой, серый, сильный, красивый, длинноногий, остроклювый;

е) лебедь (какой).

большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий,

длинношеий.

5. Угощение для птиц.

Соедини ниточкой птицу с ее любимым кормом.

-Что вы дадите птицам?

-Скворцу я дам червяка. -Журавлю — лягушку. -Аисту-лягушку. -Лебедю-рыбку.

-Грачу-червяка. -Кукушке-гусеницу. -Ласточке-комара.

6. «Экскурсия в парк». Звучит пение птиц.

-Что вы услышали?

-Пение птиц.

7. Отработка приставочных глаголов «Птица в гнезде».

-Что делает птица?

-Птица из гнезда. вылетела. Вокруг гнезда. облетела. Над гнездом. пролетела. Через гнездо. перелетела. К гнезду. подлетела. Под гнездом. пролетела. В гнездо. прилетела.

9. Физминутка. Игра «Голодные птенцы».

Улетела птица-мать Первая группа детей (птенцы) — сидят в Малышам жуков искать. гнезде, а вторая группа (мамы) летают, ищут Ждут малютки-птенцы корм. Затем меняются ролями. Мамины гостинцы.

10. Составление короткого рассказа — описания по плану, данному логопедом. Птицы хотят, чтобы мы составили о них рассказ, а помогут нам в этом картинки

— помощницы. Вы должны назвать птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

-Я хочу, чтобы вы рассказали о ласточке.

-Ласточка — маленькая и красивая птичка. У нее маленькая черненькая головка,

черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно —

синим галстуком. У нее короткие лапки. Летает ласточка очень быстро, потому

что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный,

раздвоенный. Питается ласточка мелкими насекомыми, муя&ми, комарами, вьет

гнездо под крышей дома.

Загадка об аисте.

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

-Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками, вьет гнездо на крышах деревянных домов и деревьях.

11. Игра «Четвертый-лишний».

-Какая картинка лишняя? Скворец, сорока (зимующая, ласточка, грач. Аист, журавль, лебедь, индюк (домашняя). Ласточка, скворец, аист, кукушка (не вьет гнезда).

12. Приносят ли пользу птицы?

-Уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в садах и лесах.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

-О ком мы сегодня говорили?

-О перелетных птицах, о пользе, которую они приносят.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Перелетные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Перелетные птицы»
Автор: воспитатель Рыбак Виктория Александровна МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 г.Кропоткин Кавказский районПрограммное содержание: 1. Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и так далее). 2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий. Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.
Ход занятия:

1. Вводная часть. Расставляю перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц. — Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите, каких вы знаете перелетных птиц? 2. Основная часть. — А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины). Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие. Какая весенняя птица Трактору чуть ли не на нос садится? Бежит за плугом с криком вскачь Весны посланец – чёрный … (Грач). Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном, Из травы и глины. (Ласточка). Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке. Нам в хозяйстве помогает, И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый … (Скворец). Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. Игра «У кого какое тело?» — Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит, скворец какой? — Короткохвостый. — Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая. — Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый. — У него чёрное крыло? – Чернокрылый. Молодцы, ребята, правильно. Физминутка «Скворечник». Из скворечника торчат Клювы маленьких скворчат Клювик раз, клювик два, Лапки, лапки, голова. Работа с пословицами. -Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах. 1.Всякая птичка свои песенки поет. 2.Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке. 3.Невелика птичка, да коготок остер. 4.Всякая птица тепло ищет. 5.Всякая птичка сети боится. -Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором) Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые». — Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем. Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята, у кого есть кто- то из этой группы, должны быстро выложить их на стол. В ходе проговариваем названия групп, животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа. Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. 3. Итог занятия. — Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, — они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение) Берегите птиц Не трогай ласточку! Она Издалека летит сюда, У нас растит своих птенцов, Не разоряй её гнезда. Будь другом птиц! Пусть под окном Поет весною соловей, И над просторами Земли Летают стаи голубей! Муса Джангазиев.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Конспект комплексного занятия с детьми в средней группе по теме: «Птицы весной» Конспект НОД в старшей группе на тему «Весна» Занятие в старшей группе. Поможим перелетным птицам

Похожие статьи:

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе весной

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей в старшей группе по теме Весна

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Признаки ранней весны»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Перелетные птицы».

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад 2» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Перелетные птицы». Воспитатель: Санникова Ю.В.

2 Цели: -пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. Задачи Образовательные задачи: -активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; — развитие навыка словообразования; — упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; -упражнять в делении слова на слоги; -закреплять употребление предлогов в речи из, на, под, в, над к; — закрепить названия птенцов; — обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные задачи: — развитие внимания, памяти, мышления; — развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); — автоматизация поставленных звуков контроль и самоконтроль за звукопроизношением. Воспитательные задачи: — воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; — воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; — воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии сюрпризный момент. Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, плансхема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто где живет». Ход занятия. Воспитатель: — Дети, послушайте загадку. О каком времени года? Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна) -Весна какая? (теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая, ласковая, добрая.) -Какие чудеса происходят весной?

3 Дети называют. — Но самое главное чудо- это то, что именно весной к нам прилетают пернатые друзья. Давайте послушаем голоса птиц, и вы мне скажите, голоса каких птиц вы услышали. Слушание записи. Дети называют. — Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах. 3 — Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей — умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков). 1. Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет И птенчика не навещает. Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка. После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице? 2.Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист. 3.Всех перелетных птиц черней Он чистит пашню от червей. 4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Грач. Ласточка. 5. На шесте дворец. Во дворце певец. Скворец. — Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. — Рассказы детей (2 человека — дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелетной птицы) (упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием

4 развернутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности). Физминутка. Подвижная игра «Стайка». -Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой. Вылетайте, птички, на лужок, Быстро делайте кружок. Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка! Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.) Птички невелички. (Размахивать руками, как крыльями.) Птички летают, Устали не знают. Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.) Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.) «Клю-клю-клю поклюем, Потом песенку споем». (Встать лицом у круг.) — А теперь загадка: Без рук без, топора построена изба.. Что это? (гнездо) — Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках). Д.игра «Вставь правильный предлог» Ребята, а кто это у нас тут сидит на веточке. Это скворец. Он почему-то грустный. Давайте поможем ему употребить правильное маленькое слово предлог. Может он, потом повеселеет! Я буду показывать движения, а вы назовите предложение с предлогом правильно. Скворец вылетел скворечника. (из) Скворец залетел скворечник. (в) Скворец подлетел скворечнику. (к) Скворец кружится скворечником. (над) Скворец сел ветку. (на) Скворец сидит деревом. (под) -Скворец доволен и говорит вам «Спасибо!» Д.игра «У кого какое тело?»

5 Посмотрите, это скворец. У него какой хвост? (короткий). Значит он какой? (скворец короткохвостый). А какие ножки у скворца? (тонкие). Значит скворец какой? (тонконогий). Это ласточка. У нее какой хвост? (длинный). Значит она какая? (длиннохвостая). Это грач. У него какой клюв? (острый). Значит он какой? (остроклювый). Какого цвета крыло у грача? (черное). Значит грач какой? (чернокрылый). Какого цвета грудка у ласточки? (красная). Значит она какая (красногрудая). Это журавль. Какая у него шея? ( длинная). Значит он какой? (длинношеий) Д.игра с мячом «У кого кто?» У перелетных птиц появляются птенцы. Как называются птенцы разных птиц. Дети вместе с воспитателем образуют круг. У грача грачата, у скворца скворчата, у стрижа стрижата, у кукушки кукушата, у журавля журавлята, у галки галчата. — Ребята, Незнайка пришел к нам с конвертом он не может справиться с заданием.давайте поможем ему. Д.игра «Спрячь слоги в ладошках» Со-ло-вей Грач Ку-куш-ка Скво-рец Скво-реч-ник Лас-точ-ка Ут-ка -Давайте, научим Незнайку составлять предложения и выкладывать к нему схему. Птицам будет очень приятно. Дети составляют предложение и выкладывают схему. -Какую пользу приносят птицы? (ответы детей) -Ребята, Незнайке очень понравилось с вами играть. Теперь он не будет путать птиц. Чему мы научили Незнайку?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]