Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Тематическое занятие по развитию речи старшая группа к юбилею со дня рождения А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Цель:познакомить детей с творчеством Н.А.Некрасова и его произведениями. Задачи:развивать у детей поэтический вкус и образное мышление,способности эмоционально откликаться на событие, описанные автором.Прививать бережное отношение к природе,к животным. Оборудование: презентация…
Конспект занятия по развитию речи в старшей подготовительной группе «Аквариумные рыбки» Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема аквариумные рыбки. Смешанная группа ( старшая и подготовительная, воспитатель Антонова Т.В. ноябрь 2021 год. Цели: Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение,…
Конспект по развитию связной речи в средней группе
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка»
Общеразвивающего вида с приоритетны осуществление деятельности по физическому направлению развития детей
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Составила; Воспитатель 1 категории: Байкина Р.Ш |
Шарыпово- 2022г
Цель:
Закреплять умение детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.
Задачи:
«Речевое развитие»:
Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи. Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Учить слушать ответы других детей.
«Познавательное развитие»:
Развивать память, внимание, мышление.
«Социально – коммуникативное развитие»:
Воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками.
Материалы и оборудование:
игрушка – собака, листочки на ниточках для дыхательной гимнастики, картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные» автор С. А Веретенникова), мольберт, конструктор «Лего».
Музыкальное сопровождение:
песня «Человек собаке друг» (стихи М. Либин, музыка В. Комаров)
Ход ОД
Воспитатель утром, до ОД, вносит в группу картину «Собака со щенятами», располагает ее на мольберте и оставляет детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали. По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.
1. Организационный момент.
Дети с воспитателем сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, вы уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая картина. (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, где находится картина.) Отгадайте загадку и узнаете, кто же нам ее принес.
Воспитатель загадывает загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
(Ответы детей.)
Воспитатель вносит в группу игрушку щенка. Дети здороваются с ним. Гладят его.
Воспитатель: Вот этот щенок сегодня прибежал к нам в гости и принес с собой картину. Он был такой грустный. Я спросила, что случилось. Он мне ответил, что эта картина весит у него дома, в будке, она ему так нравится, но рассказать друзьям, что на ней изображено он не может, потому что не умеет рассказывать по картине. Поэтому он прибежал к нам за помощью. Ребята поможем щенку? (Ответы детей.) Для того чтоб наш рассказ получился правильным и понятным, сделаем дыхательную гимнастику.
Обучение составлению описательных рассказов
Дошкольник приобретает навыки связной речи, учится говорить долг она одну тему, усваивает признаки разных предметов. Также это помогает ему пополнить запас слов.
Чтобы обогатить словарный запас, нужно учить детей подготавливаться к составлению описательных рассказов, напоминать им какие признаки могут быть у описываемых предметов. Сначала ребенок учится описывать единичный предмет. Затем он учится сравнивать однородные предметы по признакам. Он сравнивает деревья, фрукты, зверей – все, что близко его мышлению.
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Бытовые приборы»
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Бытовые приборы»
Программные задачи: коррекционно-образовательные:
Закреплять знания детей о бытовой технике и её назначении; о цвете, размере, форме и пользе отдельных приборов современной бытовой техники;
Активизировать словарь детей по теме «Бытовые приборы», совершенствовать грамматический строй (практическое употребление предлогов, словообразование), учить детей составлять рассказ по схеме, развивать связную речь детей;
коррекционно-развивающие:
развивать внимание, память, мышление, координацию речи с движением;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение аккуратно обращаться с бытовыми приборами.
Оборудование:
предметные картинки с изображением бытовых приборов, панно «Квартира», кукла, символы предлогов, сюжетные картинки, схемы для составления предложений.
Ход
1.Организационный момент.
Итак, ребята, начнем с занятия с добрых слов
. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.
2.Введение в тему
.
В: Ребята, вы помните сказку «Золушка»? /Выставляет изображение Золушки на мольберт. /Бедная девочка очень уставала, потому что, сама выполняла всю домашнюю работу.
Д: Она мыла посуду, топила дровами печь, подметала пол, стирала белье.
В: Давайте вспомним, какие предметы-помощники помогали ей в работе? (Чугунный утюг, веник, тряпка, ведро, + другие не по теме предметы.) Воспитатель выставляет нужные картинки на мольберт, называют предметы, какую работу они выполняют.
В: Как вы думаете, что могло бы облегчить труд Золушки?
Дети: Золушке могла бы помочь бытовая техника.
В: Что такое бытовая техника?
Д: Бытовая техника-это приборы, устройства, которые помогают человеку в жизни, в быту. Она создана для того, чтобы облегчить нашу жизнь.
3.Упражнение «Для чего нужны бытовые приборы?»
Для чего нужен утюг? (чайник, холодильник, телевизор, пылесос и т.д.)
4.Игра «Волшебник» (составление коротких описательных рассказов).
В: Большую помощь оказывают людям бытовые приборы, а вот у Золушки нет бытовой техники. Давайте поможем Золушке как можно больше узнать о бытовых приборах?
Логопед: Золушка, мы решили тебе помочь, чтобы облегчить твой труд. А, что это? И как ею пользоваться, вы тебя научим. Ребята «превратятся» в бытовые приборы и расскажут о них, а поможет им в этом такая схема – опора.
5. Рассматривание схемы описания приборов:
например, я стиральная машина – я большая, электрическая, нужна людям для того, чтобы стирать белье. и т.д.).
6.Физминутка.
Нет, не надо горбить спины
Над корытом день за днем — Ведь стиральная машина Вмиг управится с бельем.
Развитие связной речи
В старшем возрасте задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно и последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные языковые конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.
В старшей группе можно выделить следующие виды описательных рассказов по картине:
Описание изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей.
Описание картины, как раскрытие заданной темы.
Развернутое описание конкретного объекта.
Словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий
(поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.)
В подготовительной группе используются уже все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используются художественные произведения: короткие рассказы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Е.Чарушина, В.Бианки.
Проводятся занятия по много-эпизодным картинам.
Рассматривание картины осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы, словарь активизируется, обогащается образными выражениями. Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов ,дети продолжают , используется коллективное рассказывание.
Особым видом связного рассказывания являются рассказы- описания по пейзажной картине.
Этот вид рассказов особенно сложен для детей. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей. В качестве элементов модели рассказа могут выступать объекты природы. Так как они, как правило, носят статический характер. Особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в
несколько этапов:
Выделение значимых объектов картины.
Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта.
Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины.
Объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать прием «Оживи картину».Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина и мелкие изображения живых предметов-«оживлялок» , которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.