Логопедический проект «Научите меня читать и писать правильно»


ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

I. этап

— дофонемный

II. этап

– фонемный

Дофонемный этап

На 3-й неделе у новорожденного появляется реакция на голос.

К 4-м месяцам реакция на голос и интонацию обращенной речи.

К 5 месяцам ребенок улавливает общую ритмическую, мелодическую структуру слова.

В 9-10 месяцев – реакция на интонацию и значение некоторых слов. С этого времени начинает работать механизм самообучения.

С 11 – ти месяцев ребенок различает контрастные по звучанию слова ба-ба, па-па, ма-ма.

С 11-12 месяцев начинает развиваться фонематический слух. В это время фонематический слух позволяет:

понимать речь окружающих;

подражать окружающим;

устанавливать связь слова – предмет.

Фонемный этап

К 2-м годам ребенок дифференцирует все звуки речи только на слух, хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого.

К 5-6 годам дети дифференцируют уже все звуки и на слух и в произношении.

Исследования Н.Х. Швачкина подтверждают литературные источники и других авторов (М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, В.В. Ветрова и др.)

Параллельно с фонематическим слухом, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух,

который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, которое может осуществляться только при слаженной работе между механизмами слухового контроля и приема с одной стороны и управления речевыми движениями с другой.

О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах Н.И.Жинкина, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева и др.

Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед Бодуэн де Куртене указывал, что структура фонемы определяется, как акустическими, так и двигательными компонентами.

Исследуя закономерности развития детской речи, А.Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. А.Н. Гвоздев «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», Москва 1948 г.)

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»

Педагогический проект в старшей логопедической группе детского сада
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры. Описание: проект разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям по обучению дошкольников элементам грамоты. Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный. Продолжительность проекта: сентябрь-май Участники проекта: дети старшей группы ОНР, учитель-логопед, воспитатель, родители. Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте. Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала. Задачи: Развивать фонематическое восприятие. Закрепить знания детей о звуках, буквах. Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление. Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями. Актуальность проекта: Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, конспекты занятий, литература), материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал) Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание. Предполагаемый результат: — Повышение у детей интереса к обучению грамоте. — Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей. — Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа. — Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений. — Повышение коммуникативных, творческих способностей детей. — Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе. Продукт проектной деятельности: Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв» Создание сборника стихов о буквах и звуках. Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный — Определение целей и задач проектной деятельности. — Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта. — Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. — Составление плана деятельности. — Первичное обследование детей. — Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте. — Создание центра по обучению грамоте. — Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв». — Изготовление дидактических игр, схем, карточек. — Изучение методической литературы по обучению грамоте. 2 этап. Основной — Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв» — Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв». — Проведение дидактических игр по обучению грамоте. — Составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах. — Промежуточная диагностика детей. — Подборка стихов о звуках и буквах. — Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов. — Консультация для педагогов по обучению грамоте детей. — Семинар — практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР». — Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР» 3 этап. Заключительный — Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями. — Презентация сборника сказок о звуках и буквах. — Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей.
Реализация проекта
Структура занятия с использованием наглядно-дидактического пособия


Знакомство с гласными звуками Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Гласики, буквы), наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами. 1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Гласик. 2. Игровое упражнение «Гласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики). 3. Игровое упражнение «Любимая песня Гласика» (пропевание гласного звука). 4. Портрет Гласика (характеристика звука). 5. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов). 6. Игры «Угостим Гласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа). 7. Игра «Прогулка Гласика» (определение места звука в словах). 8. Игры «Подружим Гласиков», «Глассики поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза). 9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве. 10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы) 11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном. 12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения). 13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики). 14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики). 15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи). Знакомство с согласными звуками Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (звуковички, буквы), наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки со словами для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки, фишки для звукового анализа. 1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Согласик. 2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики). 3. Портрет Согласика (характеристика звука). 4. Игра «Прятки». (Развитие фонематического воспри¬ятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов). 5. Игры «Угостим Соласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа). 6. Игра «Прогулка Согласика» (определение места звука в словах). 7. Игры «Подружим звуковичков», «Звуковички поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза). 8 *. Знакомство с младшим братом Согласика. 9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве. 10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы). 11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном. 12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения). 13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики). 14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики). 15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи). Дифференциация звуков и букв Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Согласики, буквы), наборное полотно, разноцветные флажки, карточки со словами для чтения, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки и фишки для слогового анализа 1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живут Согласики. 2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики). 3. Речевая зарядка. (Дифференциация звуков в слогах, словах) 4. Портреты звуковичков (характеристика звуков). 5. Игры «Топни – хлопни», «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов) 6. Игры «Угостим Соласиков», «Подари подарки». (Совершенствование навыков звукового анализа). 7. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики). 8. Игра «Найди буквы». 9. Игра «Подари подарки буквам» (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа). 10. Упражнение «Читай и различай». (Профилактика нарушений письменной речи.) Сказка «Королевство звуков и букв» Жили-были в одном королевстве звуков две принцессы. В красном дворце жила принцесса, которая очень любила слушать, как громким голосом пели ее слуги. Принцессу звали Гласа, а ее слуг – Гласики. У каждого Гласика было свое имя. Шесть Гласиков пели гласные звуки. Гласа всегда носила красное платье, а гласики – красные рубашки.


В другом дворце жила принцесса, у которой слуги умели сердито шипеть, рычать, звенеть, свистеть. Принцессу звали Согласа, а ее слуг – Согласики. У Согласы было красивое сине-зеленое платье. Старшие братья произносили твердые согласные звуки и носили синие рубашки. Младшие братья умели мягко звенеть, свистеть, рычать и произносили мягкие согласные звуки. Они носили зеленую одежду. Согласики, которые говорили звонко – носили колокольчики. Это звонкие Согласики. Колокольчиков не было у глухих Согласиков.


Все Гласики и Согласики жили весело, дружно и никогда не ссорились. Они любили гулять вместе, держась за руки.
Игры со звуковичками
«Подружим звуковичков» Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Оборудование: изображение звуковичков. Логопед показывает и произносит сначала [а], а потом [т]. Дети называют, какой слог получился. «Звуковички поссорились» Цель: Развитие фонематического восприятия. Оборудование: изображение звуковичков. Логопед показывает и произносит слог га
. Дети называют первый и второй звук.
«Поможем ежику» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: изображения согласика, ёжика, корзинки, яблок с картинками. Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить согласика. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове.


«Веселый автобус» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: изображения согласика, автобуса, предметные картинки. Согласик [с] едет путешествовать на автобусе с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [с].


«Веселый грузовик» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: изображения согласика, грузовика, предметные картинки. Согласик [з] едет в грузовике с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [з]. «Подари подарки Согласикам» Цель: дифференциация звуков в словах. Оборудование: изображения согласиков, предметные картинки. Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [з], дарят подарки согласикам.


Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [сь], дарят подарки согласикам.


«Подари звуковичку слово» Цель: Развитие фонематического восприятия. Оборудование: изображение звуковичка. Дети называют слова, в которых есть определенный звук. «Веселый поезд» Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов. Оборудование: изображения согласика, поезда с вагонами, предметные картинки. Согласик [в] едет с друзьями путешествовать. В первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети рассаживают пассажиров.

Игры с буквами
«Подари подарки буквам» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: изображения букв, предметные картинки. Дети дарят подарки буквам Г и К. Букве Г отдают картинки, названия которых начинаются с буквы Г. Букве К отдают картинки, названия которых начинаются с буквы К. «Прятки» Цель: Развитие зрительного внима¬ния и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Оборудование: изображения букв. Буквы спрятаны в кабинете так, что видны только их небольшие фрагменты. Детям предлагается назвать буквы.


«Подружи буквы» Цель: Совершенст¬вование навыка чтения. Оборудование: изображения букв. Ребенок называет первую букву и слитно читает слог.


Буквы, изготовленные детьми совместно с родителями


Конспект занятия по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-logopedicheskoi-grupe.html Конспект итогового занятия «В королевстве звуков и букв» /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-korolevstve-zvukov-i-bukv.html Вывод: Проект «Живые звуки и буквы» позволил реализовать поставленные задачи и цель. В результате проектной деятельности у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты. У детей сформированы навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений. У детей расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса. Используемая литература: 1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. — СПб.; «Детство- Пресс», 2005 2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998 4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007. 5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 6. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998. 7. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010 8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразви¬тия речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.

Рекомендуем посмотреть:


Проект в детском саду «Эти разные мячи» Информационно- исследовательский проект в подготовительной группе Информационно- исследовательский проект по ПДД в подготовительной группе Педагогический проект в старшей логопедической группе ДОУ

Похожие статьи:

Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»

Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]