Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе (3–4 года)
Евгения Попова
Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе (3–4 года)
Актуальность
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
-сформировать представления о зимующих птицах;
— формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
— сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц;
— способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
— расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
— привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;
— создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
— усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их детенышах;
— определение среды обитания;
— установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;
— заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой)
;
— развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Сроки реализации проекта:1.02.16- 14.02.16
1.Подготовительный этап:
— определение темы проекта;
— разработка перспективного плана проекта;
— создание необходимых условий для реализации проекта;
— разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т. д.)
;
— подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы»
)
2. Основной (практический)
Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проектапроводилось в 3 направлениях:
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Работа воспитателей с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Работа с воспитанниками
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Познавательное развитие:
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
, «Чем
птицы отличаются от животных?; «Где живут птицы?»
,
«Какие птицы прилетают на участок детского сада?»
;
«Нужно ли заботиться о птицах?»
;
«Какую пользу приносят птицы?»
:
«Меню птиц»
;
«Найди домик для птички»
.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»
;
«Дети кормят птиц»
.
Дидактические игры: «Один — много»
;
«Угадай по описанию»
;
«Что за птица?»
;
«Угадай, кого не стало»
;
«Большие и маленькие птицы на кормушке»
;
«Накорми птиц»
;
«Найди маме птенца»
;
«Каких птиц много на дереве?»
;
«Назови и покажи зимующих птиц»
.
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Социально- коммуникативное развитие:
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Сюжетно- ролевые игры: «Больница птиц»
;
«Пригласи синичку в гости»
;
«Птичкина столовая»
.
Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?»
,
«Как птицы защищаются?»
;
«Что значит заботиться о зимующих птицах?»
;
«Пернатые друзья»
.
Художественно- эстетическое развитие:
Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»
.
Раскрашивание раскрасок: «Воробей»
,
«Снегири на ветке»
,
«Синичка и рябина»
и т. д.
Лепка: «Птички в гнездышках»
.
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц»
.
Речевое развитие:
Беседы: «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?»
;
«Что кушает воробей?»
,
«Кормушки бывают разные»
;
«Почему нужно зимой кормить птиц»
.
Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…»
.
Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей?»
; З. Александрова
«Гули-гули»
;
Н. Хилтон «Скворечник»
; В. Звягина
«Воробей»
; Т. Евдошенко
«Берегите птиц»
; В. Берестов
«Воробушки»
; А. Барто
«Воробей»
.
Словесные игры: «Назови ласково»
;
«Кто кем будет?»
.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Птички летают»
;
«Вороны и собачка»
;
«Птички в гнездышках»
;
«Воробушки и автомобиль»
;
«Кот и воробьи»
.
Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки»
;
«Птичья кормушка»
;
«Сел на ветку снегирек»
;
«Сорока»
;
«Птичка крылышками машет»
.
2. Работа воспитателей с родителями.
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»
;
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
.
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
.
Памятка для родителей: «Покормите птиц»
.
В ходе данного проектабыла реализована акция: «Покормите птиц»
.
3. Работа родителей и воспитанников.
Участие в конкурсе «Птичкина столовая»
(изготовление кормушек для птиц)
; а также подкормка
птиц во время прогулок.
Сбор корма для птиц.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
3. Заключительный этап. Подведение итогов.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы»
у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у
младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.
В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Краткосрочный проект во 2 младшей группе. Зимующие птицыпроект (младшая группа) на тему
Краткосрочный проект во 2 младшей группе. Зимующие птицы
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима… А.ЯшинТип проекта: информационно-ориентированныйВид проекта: краткосрочный, семейный, групповойСроки реализации: с 30.01.2017 по 17.02.2017 гг.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.Актуальность проекта: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. Проблемы: Недостаток знаний детей о зимующих птицах. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.Задачи проекта: Обучающие: • Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. • Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями. • Научить детей правильно подкармливать птиц. Развивающие: • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности. • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Воспитательные: • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. • Укреплять детско-родительские отношенияОжидаемые результаты реализации проекта: — Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой). — Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. — Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Этапы проекта:1.Подготовительный этап. — Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. — Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов. — Сбор информации по данной теме. — Создание необходимых условий для реализации проекта.2.Основной этап. Реализация проекта. Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период. Выполнение проекта проводилось в трех направлениях: — работа воспитателей с детьми; — самостоятельная деятельность детей; — совместная деятельность родителей и детей.
Работа с детьми по решению задач проекта:
1.Работа воспитателей с детьми Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?» Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах. «Меню птиц» Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период. «Зимние гости» Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах. «Зачем помогать птицам зимой» Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей. Рассматривание сюжетных картин и фотографии Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.Составление рассказов по иллюстрациям Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь. Разучивание стихов Цель: Научить слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Разучивание пальчиковых игр Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей. Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы) Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.Оформление уголка книги (подбор книг о птицах) Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям. Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса» Цель: Учить слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц. Дидактические игры «Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто, где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек». Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину. Сюжетно-ролевые игры «Пригласи синичку в гости », «Больница птиц» Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.2.Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах Рассматривание сюжетных картин и фотографии Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей. Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности. Прогулки: Наблюдение за птицами. Птичьи следы. Беседы о зимующих птицах. Подвижные игры • «Воронята» • «Птички» • «Воробышки и кот»
Экскурсия по территории детского сада Открытие «Птичьей столовой» Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.Подкормка птиц Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях. 3. Совместная деятельность родителей и детей Конкурс «Птичья столовая» Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств. Сбор корма для птиц Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта — это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Краткосрочный проект во 2 младшей группе.
Зимующие птицы