Многие родители часто задаются вопросами, с какого возраста отправить ребёнка в детский сад, какие есть группы в государственных садах и какое принципиальное различие между ними.
В зависимости от возраста ребёнок попадёт в ту или иную группу. В государственных садах есть 5 возрастных групп.
- для детей 1-3 года открыта группа кратковременного пребывания;
- детки от 3 до 4 лет попадают в младшую возрастную группу;
- в среднюю группу набирают малышей 4-5 лет;
- старшую группу посещают ребята пяти и шестилетнего возраста;
- и в подготовительную группу ходят мальчики и девочки 6 и 7 лет.
Группа кратковременного пребывания (ГКП)
Как правило, в группу кратковременного пребывания зачисляют совсем маленьких деток от 1 до 3 лет. Этой услугой может воспользоваться любой желающий родитель, который подал необходимые документы и встал в очередь. Такие группы работают 3 раза в неделю по 3 часа всего.
Занятия там начинаются в 8:30 и длятся до 11:30. А также есть вечерняя смена с 16:00 до 19:00. Все зависит от расписания занятий в образовательном учреждении поэтому, всегда уточняйте часы работы в своем саду.
Родителям на заметку
Чаще всего родители волнуются о том, с какого возраста отправить малыша в детский сад и стоит ли это делать так рано, ведь деткам от 1 до 3 лет еще так нужно присутствие мамы. Особенно трудно родителям принять решение, если это первый малыш в семье.
Пребывание в детском саду— это самый первый и важный опыт для каждого ребёнка. Здесь он учится проявлять свои личные качества и общаться с ровесниками.
Если опустить детали, то мнение многих специалистов сходится в одном: с точки зрения психологии знакомство и общение детей в игровой и непринужденной форме помогают малышу адаптироваться и войти в общество. Ведь в этом социуме ребёнок будет расти и развиваться, набираться опыта и проживать разные этапы становления личности. И чем раньше ребёнок начнёт адаптироваться, тем лучше это будет для его психологического здоровья.
Нужно отметить, что молодые мама и папа тоже должны быть готовы к такому ответственному шагу.
И прежде, чем отправить малыша в группу кратковременного пребывания, убедитесь, что это именно то место, где будет комфортно вашему сыну или дочери.
Сегодня можно быстро найти отзывы в интернете о любом продукте или услуге. Поищите отзывы и комментарии о вашем детском саде. А ещё наверняка у вас есть знакомые мамы, чьи детки тоже ходят в этот сад. Также вы можете прийти в садик и увидеть все собственными глазами, и пообщаться с нянечками и воспитателями.
Какие занятия проводят с детьми в группах кратковременного пребывания
Обычно в таких группах проводят по 2 занятия в неделю физкультуры и музыки и по одному разу занятия рисования, лепки, литературы и конструирования.
Записаться в группы ГКП тоже не сложно. Они имеются практически во всех дошкольных учреждениях. А чтобы вас зачислили в группу, необходимо:
- обратиться к заведующей сада с просьбой о зачислении ребенка в ГКП. Если места в группе есть— вас обязательно примут;
- если свободных мест нет, обратитесь в т.н «Мини-ОСИП» ( это окружная служба информационной поддержки).
- также можно записаться в группу и через портал городских услуг
Когда вы нашли место, необходимо побеспокоиться о документах для сада. Их немного, но собирать придется быстро:
- паспорт родителя или законного представителя ребенка;
- свидетельство о рождении малыша;
- регистрация ребенка в городе;
- если у вас имеются льготы, предоставьте также документ на включение в льготную категорию;
Зачисление в ГКП происходит также, как и в обычную группу сада. Вас ставят на очередь и когда появляется место, вам звонят и сообщают, что ребёнок может ходить в сад.
Порядок зачисления в группу кратковременного пребывания.
Когда свободных мест в группе мало, заведующая детским садом должна руководствоваться определёнными правилами при зачислении ребенка в группу. Так, например, вашего ребёнка примут быстрее, если:
- ваша семья (или ребёнок) проживает/прописан в этом районе;
- льготные категории детей
Если из данного списка все дети зачислены, то в порядке очереди зачисляются:
- детки с временной регистрацией
- малыши из других районов
Родителю не нужно ходить каждую неделю или месяц в детский сад, чтобы узнать, освободилось ли место. Обычно родителям присылают оповещение с уведомлением на электронную почту или звонят на мобильный телефон.
При поступлении в детский сад проверьте наличие медицинской карты, а непосредственно перед зачислением нужно предоставить:
- контакты ребенка и его родителей;
- общий анализ крови и анализ мочи;
- анализ на энтеробиоз и яйца-глист
Прежде чем зачислить ребенка в группу в детском саду, родитель должен будет подписать договор об оказании услуг, где будут прописаны все права и обязанности как родителей, так и воспитателей.
Как правило, подобного рода документы защищают обе стороны от возможных претензий. Поэтому каждому родителю стоит не лениться и прочитать этот договор внимательно.
Особенности пребывания малышей в группе кратковременного пребывания
Ребёнок находится в детском саду не целый день, а всего лишь какую-то часть дня, так что питание здесь не предусмотрено. Но любой малыш может свободно попросить воды. Так что прежде, чем отправить сына или дочь в детский сад, не забудьте покормить его.
Адаптация в группе проходит довольно мягко. Любой родитель может зайти в группу и посмотреть, как там себя чувствует их ребенок. Так малышу проще пережить долгое расставание с родителями и освоиться в новом окружении. Помните также, что психика ребёнка довольно ранима в этом возрасте, и любое нововведение может плохо повлиять на его эмоциональное состояние. Но если подготовить малыша и отправить в группу кратковременного пребывания, то можно избежать негативных эмоций со стороны малыша.
Первые дни в ГКП длятся всего лишь полчаса для ребёнка. Затем время пребывания становится больше, но все зависит от поведения и привыкания ребёнка. Часто воспитатели рекомендуют начать с получаса и добавлять лишь по 15 минут каждые несколько дней, чтобы не нагнетать ситуацию.
Примерное расписание в группах кратковременного пребывания:
- Понедельник — 9:00-9:10 музыкальные игры; 10:10- 10:20 дидактические игры;
- Вторник— 10:00- 10:10 развитие движения, 10:30-10:40– художественное творчество (здесь обязательно чередуются рисование, лепка, аппликация, раскрашивание);
- Среда— 9:00-9:10 дидактическая игра, 10:00-10:10 развитие речи;
- Четверг— 9:00-9:10 подвижная игра; 10:00-10:10 игры со строительными материалами;
- Пятница— 9:10-9:20 развивающая игра; 10:00-10:10 музыкальная игра
Средняя ежемесячная стоимость ГКП составляет около 1500 рублей. Однако, если у вас есть льготы, то можно написать заявление на компенсацию оплаты (или часть компенсации).
Какие дополнительные расходы ожидают родителя
Во многих садах и группах имеются также дополнительные расходы, которые чаще всего зависят от руководителя детского сада. Этот момент также стоит оговорить заранее, и лучше всего это сделать, в момент подписания договора с садом. Хотя, времена, когда велись огромные сборы в садах, уже давно прошли.
Тем не менее, некоторые родители сталкиваются с настоящим вымогательством. В этом случае стоит обратиться на горячую линию борьбы с коррупцией.
Младшие группы для детей 3-4 лет
Младшие группы открыты 5 дней в неделю (понедельник-пятница) с 7 утра до 19:00 вечера. В эту группу записывают малышей 3 и 4 лет.
В этом возрасте каждый ребенок проходит период становления личности, формируются привычки и особенности характера.
В младшей группе дети знакомятся с внешним миром, заводят новые знакомства и осваивают новые навыки. Порой дети узнают в разы больше в детском саду, общаясь со сверстниками, нежели сидя дома с мамой.
Воспитатели проводят множество развивающих занятий. Особенно это стало актуально в настоящее время. Так детки, посещая младшую группу:
- узнают окружающий мир;
- учатся правильной речи;
- читают художественную литературу (в частности сказки и рассказы);
- учат буквы и цифры, знакомятся со счетом;
- занимаются лепкой и конструированием;
- изучают азы рисования и аппликации
Особенности младшей группы:
- в 3-4 года ребенок уже активно развивается и это развитие кардинально отличается от того, что было в яслях. До 3 лет детки нуждаются в пристальному внимании и ласке, а после 3 лет у малышей просыпается любознательность к окружающему миру;
- В возрасте 3 лет дети начинают проявлять интерес к групповым играм. Малыш начинает активнее знакомиться со сверстниками и общаться в социуме. Воспитатели могут лишь помочь и подтолкнуть малышей к общению. Так появляется первая самостоятельность.
- Многие педагоги и психологи уверены, что развитие детей в 3 и 4 года— это самый ответственный период. Отметим, что именно в этом возрасте дети часто болеют простудными и вирусными заболеваниями, контактируя друг с другом. Здесь уж придётся проявить терпение, ведь юный организм малыша сталкивается со многими разновидностями бактерий и вирусов. Но совсем другое дело, когда няни и воспитатели детского сада проявляют халатность и малыши заболевают.
- Впервые малыши проявляют своё интеллектуальное развитие в социуме. Нужно заметить, что у каждого малыша оно разное. Кто-то быстрее понимает, о чем говорят воспитатели, а кто-то чуть медленнее. Здесь все находится в руках воспитателей, ведь они должны найти индивидуальный подход к каждому малышу. Если вам попались именно такие няни и воспитатели, будьте спокойны— вы выбрали правильный детский сад.
- Чаще всего в младшей группе дети обретают навыки самообслуживания: они сами учатся одеваться и раздеваться, ходить в туалет и умываться и даже пытаются кушать самостоятельно;
Чему учатся дети в младшей группе детского сада
- в этом возрасте ребенок учится сам одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться;
- держать столовые приборы и кушать самостоятельно;
- понимают, что нужно доесть суп и потом приступать ко второму блюду;
- просятся на горшок, самостоятельно ходят в туалет и моют руки до и после туалета и игры.
Основные образовательные навыки в младшей группе:
- ребёнок умеет ориентироваться по сторонам. Он понимает, что лево и право — это разные направления, а одежда имеет лицевую и изнаночную стороны;
- ребёнок ориентируется в понятиях пространства и времени. Например, ребёнок поймёт, если вы скажите: под кроватью, перед собой, возле стола и так далее.
- различает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник;
- различает цвета;
- ребёнок может по модели (глядя на взрослого) построить пирамиду из кубиков одного цвета, разложить предметы по цветам;
- в этом возрасте дети стремятся помогать взрослым: донести тарелки до стола, полить или побрызгать цветы, пронести сумку и другое;
Какие занятия проводят с детьми младшей группы в детских садах?
Какое бы занятие не проводил воспитатель, оно должно проходить в игровой форме. Ни в коем случае не стоит заставлять ребёнка играть во что-то или заниматься чем-то. Все это нужно для того, чтобы развить у ребенка интерес к действиям. Так у малыша вырабатывается самостоятельность и желание все сделать, как можно лучше.
Особенности занятий в младших группах:
- в этом возрасте ребёнок ещё не умеет держать концентрацию долго поэтому, занятия должны длиться не более 15 минут. В противном случае вы потеряете внимание ребенка и у малыша просто пропадёт интерес;
- в 3 года уделяется основное внимание мелкой моторике рук и координации движения. Будет здорово, если вы позволите малышу самостоятельно завязывать шнурки и застегивать пуговицы на одежде;
- активно развивается устная речь ребят. Воспитатели читают сказки и рассказы, которые настраивают ребенка на изучение и запоминание новых слов и словосочетаний. Важно также показывать картинки малышу и давать ему возможность повторить все недавно выученные слова;
- ребенок также развивает свои эстетические навыки через лепку и рисование;
- в этом же возрасте вводятся и физические упражнения, чтобы развить у малышей гибкость, ловкость, выносливость и скорость;
- также присутствует и музыкальное образование, где дети учатся различать звуки по высоте и интенсивности, а также знакомятся с музыкальным ритмом;
- в это время в саду начинают устраивать костюмированные представления.
Особенности педагогического процесса в группе детей 2–3 лет
Светлана Фролова
Особенности педагогического процесса в группе детей 2–3 лет
Особенности педагогического процесса в группе детей 2-3 лет
Педагогическая работа в группе детей 2-3 лет определяется возрастными особенностями их физического и психоэмоционального развития. Третий год жизни малыша – это этап раннего детства. А раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
В первых, в этом возрасте продолжается интенсивный темп физического развития. И это не только бурный рост (до 91-99см.)
и увеличение массы тела (от13, 1 до 16,9кг., но и становление его самостоятельности, улучшение координации движений. Характерной
особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, на которые они тратят много сил и энергии, их неуёмное желание бегать, прыгать, влезать, подлезать, вертеться, что-то тянуть.
Во вторых, в этом возрасте у детей формируется «сенсоромоторный интеллект»
, он
способствует развитию разных по сложности предметных действий, речевой активности, мышления. Двигательная деятельность ценна еще и тем, что она составляет чувственную основу познания,приобретенного нового опыта и новых впечатлений: она вызывает интерес ребенка ко всему необычному. А отсутствие и дефицит движения грозит нарушениями всех систем развивающегося организма. Такие дети вялы, эмоционально подавлены. Поэтому дети нуждаются в большей поддержке своей активности со стороны взрослых. Двигательная активность детей требует от взрослых (педагогов и родителей)
знаний
особенностей развития движений и умения обеспечить разностороннюю подготовку малыша к процессу. Важно правильно организовать как условия для стимулирования движения, так и само движение. Разнообразный двигательный опыт помогает формировать равновесие, координацию, осанку, походку. В процесседвигательной деятельности важно целенаправленно действовать на физические качества: силу, ловкость, быстроту. От того насколько развиты у ребенка эти качества, зависит освоение им необходимых умений и навыков.
Для полноценного физического развития детей важна предметно-развивающая среда в групповой комнате, в спортивном зале, на участке и дома. В нашей группе созданы определённые условия,где можно двигаться много и разносторонне: взбираться на горку, скатываться с горки, кататься на машинах, уединяться в домике, проползать по лабиринту «Улитка»
, упражняться в играх с мячами, обручами, кеглями, кубиками, проползать под дугу, фантазировать с мягкими игрушками. Детки с большим желанием упражняются в обычной ходьбе, в ходьбе с перешагиванием через препятствие, прыжками на двух ногах.Любят играть в подвижные игры:
«Воробышки и автомобиль»
,
«Лохматый пес»
,
«У медведя во бору»
.Игры с мячом:
«Прокати в воротца»
,
«Подбрось и поймай»
,
«Скати с горки»
и прочее. В этих игровых упражнениях у
детей развивается координация движений, становится более точным глазомер, что необходимо для ориентировки в пространстве. Накопление двигательных умений навыков происходит постепенно в свободной деятельности, в утренние часы, на прогулке, после дневного сна и т. д. Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, теряя интерес к тому, чем занимался. Чтобы не пропал интерес у ребенка к оборудованию,предметам: организовываем игры около или вокруг этого предмета, обследуем его, объясняем назначение его, обговариваем его свойства, цвет, размер, материал из чего он сделан и так далее. Радует нас то, что дети интересуются разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями, реагируют быстро на сигналы. При выполнении игровых физических упражнений и подвижных игр проявляют инициативность, с большим желанием вступают в общение с воспитателем и другими детьми, переносят освоенные новые движения в самостоятельную двигательную деятельность.
Значимое место в педагогическом процессе в группе детейтретьего года жизни занимают организованные формы развития движений: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика пробуждения, подвижные игры, физкультурные развлечения.
Ежедневная утренняя гимнастика — это такой элемент режима дня, который помогает укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность. Как и все физкультурные мероприятия, утренняя гимнастика в первой младшей группе ДОУ имеет свои организационные особенности: проводится перед первым приёмом пищи, длительностью до 5 минут, без принуждения в игровой форме и с музыкальным сопровождением. Часто упражнения объединяются общей темой или сюжетом. Температура в предварительно проветренном помещении не должна превышать 17 градусов, одежда обычная и удобная, обувь комфортная или носочки.
Назначение организации занятий по физической культуре в первой младшей группе — это:
• пополнение багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки)
;
• развитие показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;
• тренировка правильной осанки и устойчивого положения тела;
• воспитание осознанной необходимости в физической активности.
Физкультурные занятия с детьми первой младшей группы проводятся еженедельно, по 2 занятия (по 10-15 мин.)
сразу после дневного сна, до полдника, по
подгруппам (7-8 чел.)
в зале, что повышает двигательную активность
детей, увеличивает физическую нагрузку.
И в процессе утренней гимнастики и на физкультурных занятиях часто используем предметы. Дети с огромным интересом выполняют упражнения с предметами (кубиками, мячами, ленточками, мешочками с песком)
. Здесь больше включаются мелкие мышцы рук
(пальцы, кисти, ладони)
. Развитая мелкая моторика
способствует восприятию и освоению культурно-гигиенических навыков. Он может самостоятельно умываться, есть, одеваться с помощью взрослого. Да, не все получается с первого и даже десятого раза, но малыш будет упорно добиваться своего, если взрослые ему помогают, поддерживают и хвалят его за самостоятельность и умения!
В не меньшей степени организация педагогической работы с детьми 2-3 лет зависит и от особенностей психоэмоционального развития детей. Ребёнок в этом возрасте очень эмоционален, но его эмоции очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами, эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, хотя потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
Кроме того, возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическом аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет)
. Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то, что мы взрослые
(педагоги и родители)
дадим ребенку в этот период, то и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. У него интенсивно развивается активная речь. Он уже имеет не малый словарный запас, может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать «свои» игры, по- своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. У него совершенствуется слуховое восприятие. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Начинает складываться произвольность поведения. Формируется образ
«Я»
. Но… в тоже время, ребенок во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие.
Педагогический процесс в группе в полной мере обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям. Много внимания уделяем поддержке индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Большое значение в педагогическом процессеимеет установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья;
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
• развитие умения детей работать в группе сверстников;
Значимую часть педагогического процесса в группе составляет непосредственно организованные образовательная деятельность, имеющая целью удовлетворить потребность детей в познании окружающего мира и себя в нём. Ведь период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малышей стремимся всегда удовлетворять полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять. В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать»
не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя. Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает. Образовательная деятельность для
детей организуется как плановая в форме образовательных ситуаций (построим домик для матрёшки и др., так и по инициативе детей при взаимодействии их с предметами окружающей среды.
Педагогический процесс организуется не только педагогами ДОО, родители являются наряду с педагогами равноправными участниками воспитательно-образовательной работы с детьми. Родителям необходимо знать о психофизиологических особенностях своего ребёнка на каждом возрастном этапе развития учитывать их в процессе взаимодействия с детьми в детском саду и дома.
Особоевнимание следует обратить на следующие моменты:
Малышу сейчас важно доказать взрослым, особенно, в семье, что его слово или желание имеет вес, с его мнением старшим нужно считаться, а его умениями можно гордиться. Он начинает осознавать себя как личность, соотносит себя с «я»
. Используя эту
особенность, следует «прививать»
крохе чувство ответственности и
способность самопомощи. Поэтому этот период – один из самых напряженных. И теперь родителям, планирующим совершить какое-либо совместное с малышом действие (например, одеть его, чтобы пойти на прогулку)
придется учитывать и его желание испытать свои силы в этом
процессе (и ваше время)
. Помните, что для крохи еще слишком тяжело выполнять ВСЕ действия самостоятельно, но даже частичное исполнение
(к примеру, надевание ботиночка)
заслуживает похвалы. Старайтесь не путать проявление ребенком самостоятельности с непослушанием. Закончиться этот период должен утверждением равенства в общении между взрослыми и ребенком.
Третий год жизни – это период формирования упорядоченности
В этом возрасте дети еще плохо справляются с внезапно происходящими переменами. Они слишком поглощены своими делами! Мир детей 2-3 лет «держится»
на определенном порядке действий
(пробуждение по утрам, зарядка, прогулка, обеды и прочее)
. Основой такой упорядоченности является работа мозга ребенка, накапливающего с момента рождения целую
«коллекцию»
ассоциативных моделей. Именно они и помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Если же ситуация не подходит под привычную модель, то ребенок может
«взбунтоваться»
, требуя возвращения в обычное для него русло.
Взяв за основу эти знания, можно довольно легко приучить кроху наводить за собой порядок (например, убирать разбросанные игрушки)
. Единственное условие – это правило должно распространяться на всех членов семьи!
Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепке, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д. В этот период важно обеспечить ребенку простор для творчества. Рисовать можно карандашами, красками, мелками, лепить– пластилина, глины, теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и строить можно конструкторы, мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми, это придаст малышу уверенности.
Да,с малышом в этот период непросто: его словно подменили.Но взрослые должны понимать главное: и ребенку тоже не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь в первую очередь именно родители.Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность. Какими бы понятиями для себя он это ни называл…
Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Средние группы в детском саду
В средние группы принимают детей 4-5 лет. Родители могут приводить своих малышей ежедневно с понедельника по пятницу с 7:00 утра до 19:00 вечера.
К 4-5 годам ребенок уже формируется как личность. Малыши умеют оценивать себя и других детей. Ребята стараются не отставать от своих сверстников. Кроме того, у малышей уже можно заметить индивидуальные черты характера.
Вы легко можете отметить, как ваш ребенок пытается копировать ваши действия. А если у него появляются какие-либо трудности, он самостоятельно старается решить проблему. Ребёнок все ещё активно общается с другими детьми в группе (или даже в детском саду), активно делится своими умениями и черпает новые знания у своих сверстников. Все это помогает всестороннему развитию ребёнка и расширяет кругозор малыша.
К 4-5 годам ребёнок уже практически сформирован. При этом вы можете заметить, что каждый ребёнок индивидуален: у каждого свой характер, интересы, вкусы и предпочтения. Детки в этом возрасте довольно активны и подвижны, они регулярно заводят новые знакомства. Порой родители начинают переживать, когда видят излишнюю активность своих сына или дочери. Не стоит переживать и уж тем более ограничивать активность ребенка. В этом случае родитель может лишь помочь малышу развиваться правильно, создавая комфортные условия для взросления. Например, ребенка необходимо записать в детский сад, где он реализует все свои потребности, общаясь со сверстниками и воспитателями. А дома ребёнок уже будет вести себя спокойнее и более расслабленно.
Какие основные занятия должны быть в средней группе детского сада?
- знакомство с окружающим миром (какие предметы нас окружают, что происходит вокруг нас, что такое «дружба» и «семья»)
- элементарные математические процессы (дети учатся счету от одного до 10, а также учатся сложению и вычитанию);
- развитие речи (дети учатся пересказывать короткие сказки и рассказы, обогащают свой словарный запас, учатся правильно говорить);
- знакомятся с литературными произведениями и авторами любимых сказок и рассказов;
- посещают уроки по лепке, рисованию конструированию (благодаря этому у малыша развивается образное и пространственное мышление);
- музыкальные уроки (дети продолжают знакомиться с музыкальными произведениями, ритмом и темпом);
- занимаются физическими упражнениями (всего 10-20 минут упражнений помогут ребенку развивать выносливость и скорость). Вообще в этом возрасте спорт крайне полезен для детей. Вы можете записать своих сына или дочь на гимнастику или на уроки танцев. Обычно дети с удовольствием занимаются выбранной деятельностью и общаются с новым коллективом. Здесь не так важно, будет ли ваш ребенок лучшим. Тут на пользу идёт сам процесс занятий. Ваш ребенок будет расти здоровым и уверенным в себе, он сумеет добиться любой цели и научится решать любые проблемы самостоятельно;
Какова психологическая атмосфера в средней группе.
Каждый родитель должен понимать, что все вышеперечисленные занятия должны проходить в доброжелательной форме. Ребёнок должен сам желать заниматься тем, что предлагает программа в детском саду. Педагогам стоит обращать особое внимание на взаимоотношения в детском коллективе. Тут крайне важно, чтобы психологически детям было комфортно и уютно— это основное условие пребывания в детском саду.
Если вы замечаете какие-то проблемы в коллективе или какое-либо психологическое давление на малыша со стороны воспитателей или сверстников, стоит задуматься о смене детского сада.
Сегодня много садов открыто как частных, так и государственных. И если вас беспокоит какой-то момент, не теряйте времени, ведь психологическое здоровье ваших сына или дочери должны быть на первом месте.
Зачем малышу группа раннего развития?
Я всегда старалась заниматься с дочкой дома – рисовать, лепить, аппликации из кусочков бумаги и ткани клеить, стишки читать, песенки петь. Но в какой-то момент, когда Машке было около 3 лет, мне показалось, что ребенку скучно. Тогда мамашки во дворе посоветовали записаться в группу развития для малышей.
Что это такое
Группы для малышей, школы раннего развития, детские клубы, группы временного пребывания – все это возможность для крохи и развиваться, и общаться со сверстниками.
Занятие в группе развития проходит примерно так (у всех по-своему, но смысл один):
— поздоровались – встали в круг и, перебрасывая мячик друг другу, назвали каждый свое имя,
— попели песенки,
— танцы или веселые зарядки в игровой форме под музыку (по полянке побежали ежики, попрыгали лягушки, пошли гуси, кошка выгнула спинку, собака повиляла хвостиком и т.д.),
— рисование. Детки работают с красками, изучают цвета, выражают собственные эмоции с помощью рисунков,
— развивающие игры – деток учат играть вместе, в командах, например, одна команда показывает что-то без слов, а другая команда угадывает, что изображают ребята,
— игры на внимание (например, детям показывают несколько предметов, потом один предмет убирают — что исчезло из волшебного сундучка?), игры на осязание (что лежит в мешочке, определи на ощупь),
— подвижные игры – кошка бегает за мышками, отбирая у них хвостики-шнурки, волк ловит гусей и т.д.
— снова занятие за столом – лепка из пластилина, глины, поделки из мелких бусинок, круп, аппликация,
— в некоторых группах есть театральные занятия, когда детки рассказывают сказки с помощью игрушек или устраивают театр теней.
Почему ребенку нужны занятия
В какой-то степени – это альтернатива детскому саду. Очень важно, что группа развития – это первое взрослое и самостоятельное дело вашего карапуза. Он ходит не за вами, а сам. Это его первые учителя, его первые друзья. Он учится общаться, играть вместе, выяснять отношения, «разруливать» конфликты. Это очень важное и нужное общение со сверстниками.
С точки зрения развития в таких группах все рассчитано и сбалансировано:
— детки лепят, делают аппликации, перебирают крупу – развивают мелкую моторику,
— учат стишки, потешки и поговорки – развивают речь,
— поют песенки – развивают музыкальный слух и память,
— бегают — прыгают – развивают координацию,
— отнимают «хвосты» у «мышек» — развивают ловкость,
— рисуют – развивают воображение, фантазию, выражают эмоции.
Занятия нужны еще и родителям, чтобы осознать, что их малыш уже самостоятельный, и многое может сам. А еще мамы-папы в группе посмотрят, как разговаривают, поют и двигаются другие дети, что в развитии вашего драгоценного чада лучше, чем у других, а что «не дотягивает».
Важные моменты
— Занятия за столом должны быть «разбавлены» подвижными играми, ведь деткам тяжело подолгу сидеть на одном месте. Чтобы все было в радость, нужна постоянная смена деятельности.
— Не должно быть завышенных требований со стороны педагогов – не пролей, не испачкай, сделай как у меня… это лишь отпугнет малыша, отобьет у него охоту заниматься.
— Во время рисования, лепки и т.д. педагоги не должны делать все сами за малыша, «чтобы получилось красиво». Пусть будет неровно и размазано, но пусть малыш делает все сам!
— Важно, чтобы группу не превращали в школу и не мучили малышей обучением чтению, счету, письму.
— Деток должны учить говорить о себе в первом лице: «Я», а не в третьем: «Маша».
— Очень важный человек – учитель. Он должен нравиться малышу, тогда он будет с удовольствием бежать на занятия. Если отношения у крохи с учителем не сложились, если малыш боится педагога, стоит поискать другую группу.
— Поинтересуйтесь образованием тех, кто ведет уроки. Важно, чтобы у учителя было психологическое или дошкольное педагогическое образование, и группу не вела «просто хорошая тетенька». Здорово, если в школе есть еще и музыкальный работник – живой звук и песни под пианино очень нравятся деткам.
Когда начинать
Группы развития для самых маленьких принимают деток с года, с 1,5 лет. В два года, а некоторые детки и в три года еще не готовы к самостоятельным занятиям в группах, они могут испугаться остаться без родителей. Для таких малышей существуют занятия с мамами. Но после 4 лет важно, чтобы малыш оставался на занятиях один, то есть с другими ребятами и учителями, но был уверен в том, что мама ждет его и никуда не потеряется – встретит около двери после урока.Для деток постарше – пяти-шестилетних есть занятия по подготовке к школе.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Дочь стала более общительной
Моя дочка Машка ходит в группу развития с 3 лет. Сначала она вела себя на уроках тихо, следила глазами, чтобы я была неподалеку. А теперь, спустя полгода, занятия – самое важное в жизни ребенка. Она выучила все дни недели, чтобы знать, когда же, наконец, наступит четверг, и мы пойдем в группу. Она наряжается с утра, ждет встречи с подружками и друзьями. А две учительницы – Варя и Нина – это теперь главные товарищи и авторитеты. Нам повезло с группой. Учителя – психолог и художник-музыкант – действительно потрясающие женщины, и на мой взгляд, именно на их профессионализме, умении удержать внимание и заинтересовать ребят, держится все занятие. Они никогда ни к чему не принуждают детей, мастерски улаживают конфликты и успокаивают расстроенных. Когда малыши рисуют, их не одергивают: малюют – пусть малюют! Машка стала более общительной, более самостоятельной. Когда мы приходим домой после занятий, дочь надевает мои туфли на каблуках и со словами: «Давай, теперь я буду учительницей Варей» начинает обучать нас, родителей, всему, что освоила на занятии. А когда на детской площадке мы встречаем товарищей с занятий, подружки и друзья обнимаются и играют в свои любимые игры. Наверное, это начало настоящей дружбы!
Старшая группа в детских садах
Государственные детские сады и старшие группы работают каждый день с понедельника по пятницу с 7:00 утра до 19:00 вечера. Дети 5-6 лет посещают старшую группу.
Обычно старшую в группу зачисляют тех ребят, которые уже выпустились из младшей и средней групп. Получается, они уже многое умеют и знают, но продолжают развивать свои навыки в старшей группе.
Как правило, занятия длятся не более 25 минут и заканчиваются «физкультминутками», чтобы дети могли переключить своё внимание, расслабиться и отвлечься.
Какие занятия проводятся в старшей группе?
- продолжается знакомство с окружающим миром (дети уже многое знают в этом возрасте и способны общаться на любую из тем: о семье, о природе, делиться впечатлениями о просмотренном мультфильме или прочитанном рассказе)
- развитие речи ( в этом возрасте дети абсолютно точно понимают, что от них хотят взрослые, умеют самостоятельно выражать свои мысли, делать выводы и даже спорить)
- знакомство с литературой (здесь дети учатся разбирать и обсуждать не только детские произведения, но и обсуждать сказки с подтекстом, былины и распознавать основную мысль произведения);
- математические занятия (в этом возрасте дети учатся принципам сложения и вычитания, а также пробуют самостоятельно придумывать задачи и искать способы решения);
- аппликация и лепка (кроме того, что дети обожают подобные занятия, они также развивают чувство прекрасного, учатся доводить любое дело до конца, самовыражаться, вырабатывать настойчивость и аккуратность);
- рисование (конечно же, этот вид деятельности развивает чувство прекрасного, особенно помогают живопись и графика);
- музыкальные занятия помогают ребенку развивать музыкально-творческие способности и учатся эмоционально воспринимать любое музыкальное произведение;
- ручной труд и изготовление поделок из подручных средств и природных материалов. Здесь в ход идут все подручные предметы: вата, палочки, трубочки, шишки и жёлуди, опавшие листья, бумага и картон.
- физическая культура помогает и дальше развивать физические способности вашего малыша.
На заметку родителям
В возрасте 5-6 лет у каждого ребёнка уже формируется основные качества и черты характера:
- развивается интеллект. Многие родители замечают, что у ребенка меняются взгляды и суждения. Они теперь более взвешенные и логичные, а ребенок хочет регулярно объяснять свои слова и поступки;
- проявляются волевые качества ( ребёнок начинает понимать разницу и смысл слов и фраз, типа, «хочу», «могу» и «необходимо»;
- ребенок учится брать ответственность за сказанные слова и свои действия;
- формируются социальные взаимоотношения с приятелями и коллективом. У ребенка проявляются интерес к сверстникам; ребёнок хочет дружить, появляется первая симпатия;
- у ребенка формируется собственное мнение относительно любой темы и малыш активно стремится выразить своё личное мнение;
- ребёнок учится анализировать и у него меняются свойства памяти. В этом возрасте ребёнок может концентрировать своё внимание дольше особенно на тех предметах, которые ему кажутся интересными и полезными.
Подготовительная группа в детских садах
В 6-7 лет дети посещают подготовительную группу. График работы этой группы такой же, как и у предыдущих: с понедельника по пятницу с 7:00 утра до 19:00 вечера. Это заключительный год в детском саду, а на следующий год ребенок уже отправляется в школу.
В подготовительной группе дети готовятся к школьным занятиям, поэтому, они изучают литературу, математику, чтение и рисование. Кроме того, дети знакомятся с правилами дорожного движения. Особенно здесь полезны будут комплексные занятия.
Отличительной особенностью подобных занятий является то, что в одном занятии совмещены разные виды деятельности. Это помогает ребёнку сохранить концентрацию дольше не смотря на то, что и в 6-7 лет дети довольно подвижны и активны;
Здесь же устраиваются костюмированные театральные выступления с песнями и танцами. А выпускной бал символизирует прощание с детским садом и со вступлением в новый этап взросления.
Чем занимаются дети в подготовительной группе?
В этом возрасте в саду у ребенка уже есть распорядок дня и дети стараются придерживаться его даже, когда находятся дома с родителями.
Примерный распорядок дня в подготовительной группе:
- ребёнок приходит в детский сад и переодевается;
- пока группа собирается, ребёнок занимается самостоятельной деятельностью;
- утренняя гимнастика;
- завтрак;
- игры по собственному желанию;
- занятия, согласно методическому плану;
- игры на улице;
- обед;
- сон;
- подъем, посещение туалета;
- полдник;
- игры по собственному желанию;
- игры и прогулка на улице;
- ужин;
- сборы домой
Подобный распорядок дня помогает организовать и настроить малышей на подготовку к школе. В то же время, дети много общаются и играют на улице, но и занимаются литературой, математикой и письмом. Детям рассказывают о том, что такое светофор, как ориентироваться и правильно вести себя на улице.
На заметку родителям
Часто родители задаются вопросом: во сколько лет отправить ребенка в школу? Кто-то хочет отправить малыша в 6 лет, а кто-то думает о том, что ещё 1 год ребёнку стоит побыть в саду.
Психологи утверждают, что ребёнок должен быть физически и морально подготовлен, чтобы отправиться в первый класс.
Если вы видите, что вашему малышу ещё некомфортно и непривычно покидать сад и ему всего 6, то лучше оставить его в подготовительной группе. Если ребёнок пойдёт в 7 лет в школу, он абсолютно ничего не потеряет. Кроме того, это поможет ребенку избежать психологического стресса.
Возрастные особенности детей подготовительной группы
В 6-7 лет каждый ребенок мечтает научиться чему-то важному и полезному. Занятия в саду ребёнок скорее воспринимает, как игру, где малыш всячески старается проявить себя и свои лучшие качества и способности. Особенно ему хочется отличиться от других и заслужить похвалу.
Не стоит молчать в это время. Хвалите своих сына или дочь даже, если у них еще не все получается. Вы покажите ему, что цените его старания и успехи. Так у ребенка формируется самоуважение и здоровая самооценка.
Интеллект ребенка становится заметно выше. Представления о мире тоже меняются и становятся более широкими.
Как видите, детский сад играет важную роль в воспитании ребенка и становлении его как личности. Но не стоит забывать, что и мальчику, и девочке крайне важно регулярное внимание и забота как со стороны отца, так и со стороны матери. И в 2 и в 7 лет, говорите ребёнку, как вы его любите, что вы всегда на его стороне и какой он молодец, что старается.
Старшая группа детского сада — занятия, программа и оформление
Пройдя все подготовительные этапы, собрав неимоверную кучу поделок, если вам хватило терпения и фантазии все это аккуратно складировать, могу вас поздравить – теперь Вы в ожидании поступления в школу своего чада! Старшая группа детского сада – заключительный этап беззаботного детства* с поднадоевшими тихими часами и рвением в школьные стены – детям они кажутся чем-то таким большим и неприступным, близким к той далекой взрослой жизни, когда *можно делать то, что хочется* — особенно, ложиться позже всех – какое это счастье…
- Возраст детей старшей группы детского сада
- Программа старшей группы детского сада
- Дидактическое пособие своими руками для детского сада старшей группы
- Сценки для детей на праздник осени в детском саду
- Поделки осенние в детский садик
- Оформление и интерьер старшей группы
Возраст детей старшей группы детского сада
Совсем уже нешуточный возраст детей старшей группы детского сада – с 6-7-и лет, с собственным мнением и устоявшимся складом характера – эти дети только — только стоят у открытия дверей огромного мира! И хорошо, если эти дети впитали в себя все самое светлое, что попытались им привить воспитатели и родители дома в предыдущих группах
Программа старшей группы детского сада
Программа в старшей группе все больше направлена на образование ребят, тут уже начинается изучение английского языка, а к концу детского сада дети должны уметь выводить буквы и цифры, в первом классе, как бы то ни было – принимают уже умеющих читать и писать, так сказать, идет проверка знаний, а не их получение, как это было в прошлые года.
Обучение уже не то…
Дети должны уметь не только писать и читать, но и иметь основы знаний вычитания и сложения, более того – заучиванию небольших стихотворений, пересказыванию изложенного педагогом материала, четко излагать свои мысли и даже ориентироваться в социуме. Вот такие строгие требования к детям современного века.
И это не говоря о самостоятельности и находчивости – ребенок в школе будет неожиданно удивлен, если резко останется без опеки взрослых – так что подготовить ребенка совсем нелишне. Мой сын, например, пошел в этом году в первый класс, и если по обучающей программе все более-менее успешно, то в плане собранности – у него полный крах(. Сыночек может потерять абсолютно все – от канцелярии (да Бог уж с ней, я почти смирилась), до школьных штанов, придя в спортивной форме домой. Посмотрим, что будет дальше и без чего он придет во втором классе))). Лишь бы голова была на месте, остается надеяться мне.
Очень редкое фото с сыном из самейного архива). Уже 7 лет…
Дидактическое пособие своими руками для детского сада старшей группы
Пособия для обучения – незаменимый материал в процессе подготовки к школе. Выполняя дидактические пособия своими руками – педагог не только вкладывает свою душу, но и создает оригинальную образовательную игру, которую невозможно повторить! Интересные пособия, выдуманные взрослым, помогут не только закрепить знания, но и развивают естественным образом интерес к творчеству и любовь к чужому труду.
Помните, какая у нас была довольно скучная программа обучения?( Сейчас же, имея простор и материалы для фантазии, когда можно варьировать между установленным образцом пособий – воспитатели умудряются из вполне скучного задания сделать увлекательную игру, способную на целый час занять детей).
Сценки для детей на праздник осени в детском саду
Как же скучно было бы в детском саду без различных проведений праздников!) Только дай повод вы4учить стихотворение и выдайте девочкам нарядные платьица – как веселый хоровод из счастливых детей вновь готов к осмотру родителями.
Традиционно, осенью проводятся осени балы или праздник осени – кому как больше нравится. Кто-то организует концерт для родителей, а кто-то выходит группой во двор дет сада и радуется осени там. Сценки на праздник осени обычно содержат тематические стихотворения и театральные постановки, характеризующие повадки лесных животных, сбор урожая и подготовку к зиме. Зачастую воображение детей самостоятельно помогает воспитателю доработать сцены для праздника – в старшей группе это вполне допустимо.
Поделки осенние в детский садик
Как обычно, осенью проходит целый фестиваль поделок на осеннюю тему – родители и дети не стесняются в выборе материалов и создают шедевры из рубрики «кто на что горазд». Как и в любом творчестве – стоит только сесть создавать шедевр – как мысли сами найдут свой выход и успешно воплотятся в оригинальную идею.
Одну из осенних поделок и я с дочкой придумала за считанные минуты.
Оформление и интерьер старшей группы
Хоть и группа старшая в детском саду, не надо забывать, что все же в детском саду – дети!) И оформление группы должно соответствовать детскому воображению. В спальне или ее зоне, если группа нераздельная, можно разместить изображения спящих животных или сказочных персонажей, с зоне обеда – декоративные панно с обеденными принадлежностями, а игровой зоне просто необходимы всевозможные органайзеры для игрушек, дабы воспитывать собранность и упорядоченность.
В оформлении интерьера старшей группы приветствуются разнообразные и фактурные материалы, в том числе и природные сезонные наглядные детали. Замечательно, если интерьер в группе будет видоизменяться, хотя бы немного). Эта забота лежит не только на плечах воспитателя, но и держится на инициативе родителей!
такими бывают детские сады)