Прогулка «Насекомые осенью» (подготовительная группа)


Конспекты занятий в детском саду. Жизнь насекомых осенью

Содержание

Конспекты занятий в детском саду. Жизнь насекомых осенью

Конспект занятия в детском саду. Окружающий мир. Средняя группа.

Тема: «Жизнь насекомых осенью».

Цели: Содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления о адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе. Учить детей бережно относиться и заботиться о насекомых. Развивать интерес к живой природе, умение видеть красоту природы.

Приемы обучения: Игровой, показ, объяснение, вопросы, напоминание, индивидуальный подход, оценка.

Предварительная работа: Наблюдение. За некоторыми насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень).

Индивидуальная работа: Учить отвечать на вопрос воспитателя предложением.

Материалы и оборудование: Насекомые (резиновые игрушки). Осенние листочки (из бумаги), камешки, пенек. Картины с изображением насекомых (стрекоза, кузнечик, пчела, жук, комар).

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на сидящего на окне петушка.

В о с п и т а т е л ь: Дети, мне кажется, что петушок чем-то расстроен, давайте спросим, почему он такой грустный.

П е т у ш о к: Мне очень грустно, потому что я не могу найти своих друзей. Летом их у меня было очень много, но потом они все куда-то исчезли.

В о с п и т а т е л ь: А кто же твои друзья? П е т у ш о к: Я сейчас загадаю вам о них загадки, а вы попробуйте отгадать:

1. С цветочка на травинку, С кусточка на тропинку. Скачет пружинка – Зелененькая спинка.

2. Над лужком летает, пляшет, Веером красивым машет.

3. Хлопотливая хозяйка Кружит над цветной лужайкой Потрудиться над цветком. Он угостит ее медком.

4. Самолетик не стальной Носик – тоненькой иглой. – Он летает и пищит, укусить всех норовит (Комар)

В о с п и т а т е л ь: Комар, пчела, бабочка. А как мы можем назвать их одним словом? (Насекомые).

П е т у ш о к: Всех моих друзей вы угадали правильно, осталось только ответить на вопрос, куда все они исчезли.

В о п и т а т е л ь: Дети, давайте поможем петушку. Сейчас мы отправимся на поиски пропавших насекомых.

(Детям предлагается поискать спрятавшихся насекомых. Они находят их под листочками, за корой , под камешками).

В о п и т а т е л ь: Ребята, куда же исчезли насекомые? (Насекомые спрятались под кору деревьев, в пни, под камни).

В о п и т а т е л ь: Правильно, дети, так насекомые переносят зиму. Так как зимой холодно и нет сочной травы и цветов. А весной, когда пригреет солнышко и начнут расти трава и цветы, они вылезут из своих укрытий и снова будут радовать нас своей красотой и веселым жужжанием. (На мольберт выставляются фотографии насекомых). Вызываются 2-3 ребенка, им предлагается показать и назвать части тела насекомых.

Далее детям раздаются карточки с изображением бабочек, жуков, стрекоз и предлагается их раскрасить.

В о п и т а т е л ь: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились насекомые.

Давайте подарим наши рисунки петушку, чтобы ему было не так грустно без своих друзей. (Дети дарят петушку свои рисунки, петушок выносится за дверь).

Итог занятия:

Дети, что мы делали на нашем занятии? (Ответы детей). Куда пропали насекомые? (Прячутся в коре деревьев, под листочками, камнями).

Copyright © ВНИМАНИЕ! Сайт deti-mama.com защищен законом об авторском праве. Данный материал исключительно для личного использования. Копирование контента и размещение на других интернет ресурсах ЗАПРЕЩЕНО.

deti-mama.com

«Конспект НОД для старшей группы «Насекомые осенью»

МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок» Фрунзенского района города Саратова Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Насекомые осенью» (с использованием ИКТ) в старшей группе № 1
Подготовила: воспитатель высшей категории Горбачева Н.А. Программа «Детство» Старшая группа «Насекомые осенью» Цель: способствовать накоплению конкретных представлений о насекомых. Задачи: Уточнить представление детей о насекомых, уметь вычленять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, наличие усиков, хитинового покрова), знать куда исчезли насекомые и где находят себе убежище. Познакомить детей с циклами развития насекомых. Устанавливать причинно – следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности Развивать познавательную активность детей, наблюдательность. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные особенности. Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому. Работа за компьютером: Учить ориентироваться в условиях задачи, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты. Ориентироваться во времени, расставляя события в определённой последовательности. Закреплять навыки владения мышкой: ведение курсора мышки по ячейкам таблицы, «щелкать» на предмете, «перетаскивать» предмет на место

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная Формы организации: фронтальная Форма реализации: проблемная ситуация Оборудование :Мультимедийная установка. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «Добро пожаловать в экологию!» часть 1. Карандаши на каждого ребенка. Фотоиллюстрации различных насекомых. Мнемотаблица «Насекомые». Компьютерная игра «Что сначала, что потом» (авторская разработка): Схема «Цикл развития бабочки». Схема «Цикл развития божьей коровки». Схема «Цикл развития стрекозы». Мнемотаблица по стихотворению Н. Дымовой «Великан» (составленная совместно с детьми). Запись песни «Осень» и СД проигрыватель. Бабочки на магнитах. Примечание: после просмотра необходимого количества слайдов шторка на мультимедийной установке закрывается, изображение пропадает. Общее время работы со слайдами составляет примерно 7 минут (соответствует СанПиН). Ход НОД. 1 часть. Дети входят в кабинет развивающего обучения с песней « Осень наступила». Беседа с детьми о том, какое сейчас время года. Прошу назвать осенние приметы. (Ответы детей) Спрашиваю детей о насекомых – что делают они осенью? (Ответы детей) 2 часть. Ребята, а вот Незнайка из нашей рабочей тетради по экологии — не знает. Давайте поможем ему и покажем, куда прячутся насекомые на зиму. Дети садятся за столы. Работа в рабочих тетрадях «Добро пожаловать в экологию» для детей 5-6 лет (старшая группа), часть 1, стр. №8. Задание: «Проведи дорожку от каждого насекомого к его убежищу» Дети выполняют задание, затем рассказывают, что жук-короед устраивается на зиму под корой деревьев, муравьи прячутся в муравейнике, божьи коровки – в старых пнях, а мухи зимуют под опавшими листьями. 3 часть. Куда бы мы не пошли – в сад, на луг, в лес – всюду нас окружают насекомые — наши маленькие соседи. Но такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравья — один он такой маленький, крошечный, не сразу и заметишь! А вот в большом муравейнике их столько, что если мерить вёдрами, получится несколько вёдер!!! (слайд№1) Сколько их, как вы

schoolfiles.net

Прогулки в сентябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Осенние прогулки в детском саду. Сентябрь Старшая группа ДОУ

Прогулка №1. Наблюдение за насекомыми

Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
Загадки: Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов.
(Муравейник)
Голос тонок, нос долог, Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(Комар)
Вокруг носа вьется, А в руки не дается.
(Муха)
Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле
(крылышки, пух, колючки, парашютики)
. В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
Подвижная игра «Мяч водящему». Цель:
упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками. «Совушка».
Цель:
учить действовать по сигналу.
Трудовая деятельность . Привести в порядок клумбы на участке. Собрать семена. Убрать сухую траву, листья. Цель:
Воспитывать у детей самостоятельность, активность.
Индивидуальная работа по развитию движений . Цель:
развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №2. Наблюдение за специальным транспортом
Цель: Расширить знания детей о специальном транспорте, обогащать словарный запас. Художественное слово . Красная машина по дороге мчится Ей на месте поскорей надо появиться Там огня необходимо погасить лавину Все зовут пожарной красную машину «01» — две эти цифры часто набирают Значит осторожными не всегда бывают. ( В.И. Мирясова )
Вопросы: Какие специальные машины вы знаете ?
(Скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская)
. Для чего нужны эти машины ?
(Для того, чтобы помогать людям)
. Для чего на пожар вызывают еще и скорую помощь ?
(Помощь пострадавшим во время пожара от ожогов, от дыма)
. Останавливаются ли на светофор машины, мчавшие с сиреной ?
(Нет)
. Почему ?
(Они спешат на помощь людям)
. Назовите их
(Скорая помощь, пожарная и милицейская)
. Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат
(Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать)
. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью?
(желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат)
.
Подвижные игры «Пчелы и медвежата». Цель:
упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом. «Мяч водящему». Упражнять в подбрасывании и ловле мяча.
Трудовая деятельность . Вместе с воспитателем обрезать секатором обломанные, сухие ветки кустов и деревьев и убрать их. Цель:
учить детей пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.
Индивидуальная работа по развитию движений Игровые упражнения со скакалкой. Цель:
закрепить умение прыгать через скакалку, вращая вперед, назад. Самостоятельные игры с выносным материалом

Прогулка №3. Наблюдение за температурой

После длительных наблюдений за показаниями термометра на, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов. Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов
(бархатцы, настурция)
, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
Исследовательская деятельность Сколько у цветка кипрея лепестков. Найди два одинаковых цветка. Измерить высоту стебля кипрея. Найди самый высокий (низкий)
кипрей.
Подвижные игры «Назови меня». Цель:
развивать способность создавать «образ» животного используя мимику и жесты. «Лиса и зайцы».
Цель:
развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.
Трудовая деятельность Прополоть сорняки на аптекарском огороде. Цель:
формировать умение и желание трудиться сообща.
Индивидуальная работа по развитию движений Перебрасывание друг другу мяча сверху. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка №4. Наблюдение за осадками

Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Что можно сказать о дожде осенью?
(моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
. Стихотворение С.Егорова «Осень»: Все тучи, тучи. Дождик. Холодный, словно лед, Колючий, словно ёжик, По осени бредет. Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени. Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»: В золотой карете, что с конем игривым, Проскакала осень по лесам и нивам. Добрая волшебница все переиначила, Ярко-желтым цветом землю разукрасила. С неба сонный месяц чуду удивляется, Все кругом искрится, все переливается.
Исследовательская деятельность Собрать листья осины и березы для гербария. Цель:
Учить детей отличать листья
(по форме, размеру, длины черенка)
. — Давайте, приложим берёзовый листок к осиновому. Какой больше?
(осиновый)
— Понюхайте листья. Похож запах?
(у осиновых листьев запах горьковатый)
— Давайте послушаем. Что вы слышите? — Это листья шуршат, прощаются с нами.
Индивидуальная работа по развитию движений Цель:
Воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражняться в перепрыгивании через брёвна, камни, пни; развивать силовые качества.
Подвижные игры «С кочки на кочку». Цель:
Формировать у детей навыки прыжков в длину. «Пожарные на ученье».
Цели: — закреплять умение лазать по стенке; — развивать внимание. Индивидуальная работа Игровые упражнения со скакалкой. Цель:
закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №5. Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об осенних месяцах; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время Ход наблюдения . Какое сейчас время года? Как вы догадались, что осень? Перечислите характерные признаки осени? Почему осенью стало холодно? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года? Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг. Трудовая деятельность . Уборка участка детского сада от опавших листьев — учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы. Подвижные игры . «Стоп» — развивать двигательную активность детей; «Третий лишний» — учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. «Кто самый быстрый» — учить бегать на скорость. Индивидуальная работа . Прыжки с продвижением вперед — совершенствовать прыжки с продвижением вперед. Рисование на асфальте мелками «Дорисуй узор» — предложить детям нарисовать недостающие фигуры в геометрических узорах, раскрасить их, придумать свои узоры. Самостоятельная деятельность детей с в/м Исследовательская деятельность Собрать листья осины и березы для гербария. Цель:
Учить детей отличать листья
(по форме, размеру, длины черенка)
. — Давайте, приложим берёзовый листок к осиновому. Какой больше?
(осиновый)
— Понюхайте листья. Похож запах?
(у осиновых листьев запах горьковатый)
— Давайте послушаем. Что вы слышите? — Это листья шуршат, прощаются с нами

Прогулка №6. Наблюдение за деревьями
Цели: напомнить о деревьях растущих на участке; учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев; уточнить приметы осени, её признаки; развивать логическое мышление Ход наблюдения Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова Красную ягоду мне дала рябина Думал я, что сладкая, а она как хина. Толи это ягодка просто не дозрела, Толи рябина хитрая пошутить хотела? Беседа по содержанию стихотворения. Индивидуальная работа Бег «змейкой» между кеглями — учить не задевать кегли, пробегая между ними; развивать быстроту, ловкость, равновесие. Трудовая деятельность Пересадка цветущих растений с участка в группу — учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. Подвижные игры «Добеги и прыгни» (бег, прыжки)
; «Огородники»
(закатывание мяча в ведро)
— умение прыгать в длину. «Удочка» — закреплять прыжки на двух ногах вверх. Игры по желанию детей с выносным материалом

Прогулка №7. Наблюдение за воробьем
Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей. Ход наблюдения Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет? Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик». Трудовая деятельность Прополка грядки на огороде детского сада — закреплять умение детей различать сорные растения по внешнему виду. Подвижные игры «Баба – Яга» — учить соблюдать правила игры: ходить, бегать легко и ритмично, изменяя направление и темп движения. «Найди себе пару» -учить быстро двигаться по сигналу,’ меняя направление движения. «Поймай мяч» — продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками; воспитывать внимание и ловкость. Индивидуальная работа «По ровненькой дорожке» — учить детей ходить в колонне по одному по узкой дорожке. Игры по желанию с выносным материалом.
Прогулка №8. Наблюдение за насекомыми
Цели: развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых; закреплять названия насекомых, их пользу для природы; рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.)
; напомнить, что паук не является насекомым.
Ход наблюдения Загадки о насекомых. Этот маленький ловец Сетку прочную плетет, Если муха попадет, Тут бедняжке и конец. (Паук.)
Где зимуют насекомые? На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Трудовая деятельность Сбор семян — закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить. Подвижные игры «Добеги и прыгни»; «Попрыгунчики» — развивать двигательную активность, умение прыгать в длину. «Волк во рву» — прыжки в длину. Индивидуальная работа Развитие движений — совершенствовать прыжки через длинную скакалку. Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка №9. Наблюдение за дождем
Цели: пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными. Ход наблюдения . Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, лужу резал, И устал, и перестал. И. Токмакова.
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний -моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три… Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр!.. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки. Когда идет дождь моросящий, затяжной? Какое настроение он вызывает? Как природа реагирует на дождь? Что такое лужи? Как выглядят облака и небо?
Трудовая деятельность Уборка игрушек – формировать у детей представление о сборе игрушек и наведение порядка. Подвижные игры «У оленя дом большой» — закреплять умение соотносить движения с текстом. «Кот и мыши» — учить соблюдать правила игры «Змейка» — развивать детей в беге; Индивидуальная работа «Смелые ребята» — упражнять в быстром беге; Опытно-поисковая деятельность: Найдите дерево, которое первое готовится к осени (осина, береза)
. Найдите самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Прогулка №10. Наблюдение за цветником
Цели: формировать представления детей о том, что цветы живые, они растут и изменяются; познакомить детей с названием цветов, их строением. Ход наблюдения Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения. Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Какими стали цветы на клумбе? Почему они завяли? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)Трудовая деятельность Сбор семян в цветнике — воспитывать трудовые навыки. Подвижная игра «Волк во рву» — прыжки в длину. «Мяч вдогонку» — развивать бег, внимание и ловкость. «Пустое место» — познакомить детей с правилами игры; развивать ловкость, координацию движений, умение распределять движения. Индивидуальная работа «Прыгни дальше» — учить прыгать в длину с разбега. Игры с песком «Постройка домика» — учить детей строить из песка домик; продолжать учить детей договариваться выполнении постройки. Исследовательская деятельность 1. Предложить посмотреть на солнце. Что вы ощущаете, когда, закрыв глаза, обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам? 2. Положить два камешка. Один – на солнышко, другой – в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Делают вывод о том, что на Солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени. Прогулка №11. Наблюдение за листопадом Цель: закрепить знания признаков поздней осени; уточнить, почему падение листьев называют листопадом. Ход наблюдения Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много- много листочков с шуршанием полетело на землю. Это ЛИСТОПАД. Листопад, листопад. Листья по ветру летят Листья летят медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.)
На рябине?
(Красные.)
У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(У березы.)
У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада?
(У березы.)
Какое значение имеет листопад?
(Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)
Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями?
(Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)Трудовая деятельность Сбор шишек для изготовления поделок – учить детей рассказывать о проделанной работе. Подвижные игры «Горелки», «Волк во рву» — учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость. Индивидуальная работа Ходьба по узкой дорожке — добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. Рисование на асфальте «Листопад» — предложить детям собрать красивые листья, опавшие с различных деревьев, обвести их по контуру мелом на асфальте, раскрасить рисунок. Самостоятельная деятельность детей с в/м
Прогулка №12. Наблюдение за работой дворника
Цели: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду. Ход наблюдения Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья желтые летят Прямо на руки ребят. Воспитатель задает детям вопросы. — Какие орудия труда нужны дворнику для работы? — Какую работу выполняет дворник осенью? — Для чего нужна работа дворника? — Как мы можем помочь дворнику? Трудовая деятельность Подметание дорожки от песка — учить правильно, пользоваться вениками. Подвижные игры «Кот и мыши» — продолжать учить соблюдать правила игры; «Уголки» — закреплять ловкость, быстроту бега. «Краски» — учить детей быть внимательными; Индивидуальная работа Развитие движений — развивать навыки бросания мяча в цель. Постройка из песка «Автобус» — учить детей выполнять коллективную постройку, используя свои знания о свойствах песка. Самостоятельная деятельность детей с в/м
Прогулка №13. Наблюдение за травой
Цели: дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет. Ход наблюдения Божья коровка на длинной травинке – Как светофор на зеленой тропинке. Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле. Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво. Что происходит с деревьями осенью? Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится. Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям? Трудовая деятельность Уборка беседки — приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры «Найди, где спрятано» — учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше» — учить действовать по сигналу. «Караси и щука» — упражнять детей в беге, Индивидуальная работа «Перейди речку» — вырабатывать координацию движений. Самостоятельная деятельность детей с в/м
Прогулка №14. Наблюдение за грибами
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе. Ход наблюдения В лесу осеннем в сентябре В скучный день дождливый Вырос гриб во всей красе Важный, горделивый. Под осиной его дом, Шляпа красная на нем. Многим этот гриб знаком. Как его мы назовем? (Подосиновик.)
Почему гриб назван подосиновиком?
(Потому что он растет под осиной.)
Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет?
(Подберезовик.)
Правила поведения в природе Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
Трудовая деятельность Подмести дорожки от песка — воспитывать желание трудиться. Подвижная игра : «Мы веселые ребята» — формировать умение действовать по сигналу; упражнять в беге; «Белки в лесу» — упражнять детей в прыжках со скамейки в обозначенное место. «Сделай фигуру» — учить детей при помощи рук, туловища, объединяясь в пары изобразить различные фигуры. Индивидуальная работа : Развитие движений. цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Игры с песком «Дороги и мосты» — учить детей прокладывать в песке дороги, строить мосты, подбирать игрушки и природный материал для дополнения полученной постройки. Игры по желанию детей с выносным материалом. Прогулка №15. Наблюдение за рябиной Цель: продолжать знакомить детей с рябиной. Ход наблюдения Улетели птицы разные, А рябина осень празднует, Смолк их звонкий перепев, Бусы красные надев. О. Высотская Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям? Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины. Трудовая деятельность Сбор листьев осины, рябины, ивы для гербария — учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. Подвижные игры «Коршун и наседка», «Кто дальше?» — учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя. «Ловишка в кругу» — упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле. Индивидуальная работа Учить прыжкам на одной (правой, левой)
ноге. Рисование на асфальте мелками «Осенний лес» — учить передавать силуэты различных растений. Игры по желанию детей с выносным материалом.

Прогулка №16. Наблюдение за птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах. Ход наблюдения Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края. • Какие птицы улетают в теплые края? • Зачем они это делают? Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде. Воспитатель предлагает детям закончить предложение: • Воробей маленький, а журавль … (большой)
. • Утка серая, а лебедь …
(белый)
.
Трудовая деятельность Развешивание и наполнение кормушек – обсудить, почему важно подкармливать птиц осенью; рассказать, как выбрать место для кормушки, организовать развешивание и наполнение кормушек. Подвижные игры «Круговорот», «Холодно — горячо» — добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы. «Трамвай» — учить детей двигаться парами, согласовывать свои движения с действиями других играющих. Индивидуальная работа Развитие движений — улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом)
. Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка №17. Наблюдение за березой Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева. Ход наблюдения Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Ветки у березы толстые или тонкие? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого цвета листья у березы? Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
Трудовая деятельность Навести порядок в песочнице — формировать у детей осознанное отношение к порядку. Подвижная игра «Зайцы и волк» — продолжать развивать двигательную активность детей; приучать к самостоятельному выполнению правил. «Самый быстрый» — упражнять в беге. «Мыши и кот» — учить детей выполнять бег на носочках. Индивидуальная работа «Школа мяча» — формировать умение вести мяч по прямой линии, согласовывать движения ног и рук; Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка №18. Наблюдение за небом
Цель:
Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.
Ход наблюдения Потемнело все кругом! Дождик крупный, как горох! Тучи по небу бегом И гремит: — Грох, грох, грох! Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь или снег. Почему небо голубое? Небо кажется нам голубым, однако ночью или в космосе небо выглядит черным. Голубизна дневного неба создается находящимся в атмосфере Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего рассеивается и отражается к нам на Землю. Трудовая деятельность Подметание дорожек на участке младших групп — воспитывать желание трудиться. Подвижные игры «Краски», «Догони пару» — учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определенного места. Индивидуальная работа Игровые упражнения с короткой скакалкой — учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.
Прогулка №19. Наблюдение за ветром
Цели: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. научить определять силу ветра. Ход наблюдения Неизвестно где живет, Прилетит, деревья гнет. Засвистит по речке дрожь Озорник, а не уймешь!? Что это? Это ветер. Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? (Наблюдение начинается из окна)
. Мы сейчас выйдем на улицу и проверим. Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган Что же такое ветер. Ветер это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать? Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу?
(сушит белье, лужи, мельницы работают, вырабатывает свет)Трудовая деятельность Кормление птиц – обсудить с детьми, чем питаются птицы, чем нужно подкармливать их в холодное время. Подвижные игры «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки» — учить быстро действовать при потере равновесия. «Куропатки и охотники» — развивать ловкость, меткость. Индивидуальная работа Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад)
.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада. Осенняя прогулка Осенняя прогулка — наблюдение в детском саду с детьми старшей группы Прогулки в октябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в ноябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Похожие статьи:

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Сентябрь

Картотека прогулок в младшей группе по ФГОС. Сентябрь

Картотека прогулок в младшей группе по ФГОС. Октябрь

Прогулки осенью в ноябре в младшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Конспект занятия «Насекомые осенью. Куда на зиму прячутся комары и где живут

Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.

Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.

С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».

Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.

Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.

Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.

Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.

Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.

Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.

Скачать:

Комары и мухи

Эти назойливые насекомые готовятся к зиме точно так же, как бабочки. Осенью они ищут тёплое место, чтобы уснуть и пережить холода. Но мухи и комары, если это возможно, стараются подобраться поближе к людям. Вместо кучи листьев, у них подвалы, погреба, сараи и даже жилые дома.

Интересно, что у комаров зимуют только самки, яйца и куколки — самцы умирают перед наступлением холодов. Такая же ситуация у ос и шершней.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]