ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 «Яблонька»
Проект «Есть такая профессия»: «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Подготовили воспитатели группы «Земляничка»:
- В. Д. Косолапова,
- И. В. Калиновская
Сургут, 2022 г.
Актуальность.
В наше время научного процесса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлечёнными понятиями.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему поселку, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Экскурсии раскрывают широкие возможности для восприятия ребёнка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме.
Тип проекта: познавательно – практический
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Проблема:
Недостаточно сформированная монологическая и диалогическая речь детей, нет навыков и культуры речевого этикета со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта:
Привлечь детей к совместной с педагогом деятельности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, пополнять словарь некоторыми терминами, помочь преодолеть стеснительность, учить детей уверенно держаться, вступать в беседу с незнакомыми детьми и взрослыми. Создать условия, способствующие привитию музейной культуры дошкольникам средствами экскурсионной работы.
Задачи:
- Знакомство детей с профессией – экскурсовода, особенностями работы и основными направлениями. Подготовка дошкольников к ведению экскурсий.
- Учить детей приемам музейной деятельности в качестве экскурсовода;
- Развивать поисково-познавательную деятельность;
- Развивать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;
- Обогатить речь, активный словарь детей, за счет формирования у них определенного объема информации;
- Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний;
- Развивать интонационную выразительность и темп речи;
- Развивать умение вступать в разговор, эмоционально и содержательно выражать свои мысли;
- Развитие связной монологической и диалогической речи.
- Приобщение детей к национальной и мировой культуре.
- Воспитание музейной культуры.
Гипотеза
Когда ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими. Полноценное общение предполагает не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, готовы к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Для ребенка главное — это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником. Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зеленского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в беседе и многому другому все-таки можно. Детский сад — первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Поэтому в детском саду, необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение вести диалог друг с другом, повышать его самооценку. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.
Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией.
Для реализации идеи и замысла проекта необходимо применение новых инновационных форм работы с детьми. Введение нетрадиционной формы работы в данном направлении подтверждает и Концепция дошкольного воспитания, которая выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, коммуникативного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Мы предположили, что в этом огромную помощь может оказать организация работы «Школы экскурсоводов».
Инновационность проекта.
Заключается в объединении работы по развитию речи со старшими дошкольниками с ролевой деятельностью ребёнка (выполняет роль экскурсовода) и подготовкой их к обучению в школу. А также в интегрированном, инновационном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения.
Для реализации этих целей наша группа работает по теме «Формирование связной речи у детей средствами проекта «Школа юного экскурсовода», в рамках которого проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции ее недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации
Предполагаемый результат:
- Повышение культуры поведения старших дошкольников в общественных местах.
- Повышение интереса детей к профессии экскурсовода, расширение знаний детей о людях, работающих в музеях, повышение интереса к мини – музеям ДОУ.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Развитие свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми.
Перспектива проекта:
- Создание и обучение подгруппы детей – экскурсоводов для совместной работы с взрослыми в мини – музеях ДОУ.
- Создание банка экскурсий.
Мониторинг:
Опросник Л. В. Куцаковой мониторинг проводится в форме беседы с детьми.
Реализация проекта:
Формы работы с детьми:
- экскурсии
- игровая деятельность
- беседы
- чтение художественной литературы
- детские выставки
Формы работы с родителями:
- консультации
- экскурсии всей семьёй
- онлайн экскурсии
- анкетирование
Этапы реализации проекта:
- подготовительный;
- основной этап (подготовка детей — экскурсоводов);
- заключительный этап (совершенствование полученных знаний
детьми – экскурсоводами в мини – музеях ДОУ).
Итог проекта создание ЛЭПБУКА.
I. Подготовительный этап.
1. Воспитание культуры поведения детей в общественных местах:
- Беседы, рассматривание картин о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы, чтение и обсуждение произведений детских писателей.
- Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по группе».
- Наблюдения детей – экскурсоводов за поведением дошкольников в мини – музеях ДОУ.
- Знакомство детей с профессиональными праздниками.
2. Знакомство с профессией экскурсовода:
- Рассматривание картин, беседа о профессии экскурсовода.
- Экскурсии детей по городу, виртуальные экскурсии.
- Посещение детьми музея в МБДОУ № 36 «Яблонька» «Дружат дети всей Земли». Беседа о работе экскурсовода по следам экскурсии.
- Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводов после посещения музея.
- Экскурсия в мини – музеи групп детского сада. Анализ экскурсии педагогом.
II. Основной этап. Подготовка детей — экскурсоводов.
- Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.
- Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок, дидактических игр, сюжетно –ролевых игр, викторин.
- Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью, темпом речи.
- Создание лэпбука «Профессии»
III. Заключительный этап. Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.
- Экскурсии с опорой на помощь педагога.
- Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей
подготовительной группы.
- Самостоятельные экскурсии для родителей и детей, виртуальные экскурсии.
Следующая > |
Ребёнка оставили на второй год в подготовительной группе сада. Что делать?
Нередко бывает так, что ребенок оканчивает садик в 6 лет. До школы еще год. И где его проводить — непонятно. То ли снова идти в подготовительную группу, то ли в нулевой класс или даже в школу. Законно ли оставлять ребенка в садике на второй год и на что в таком случае стоит обратить внимание родителям?
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
ПОДПИСАТЬСЯ
Вопрос.
Ребенку 6 лет, он окончил подготовительную группу сада, но невролог настоял на том, что к школе мальчик пока еще не готов. Таких детей в нашем саду семеро. Заведующая решает снова отправить их в подготовительную группу. Я переживаю, что детям не будет организована адекватная подготовка к школе (логопеда мы уже оплачивали). Считается ли это нарушением?
Ответ:
В первые классы московских школ принимают только детей, которым на 1 сентября текущего года будет не меньше 6 лет и 6 месяцев и не больше 8 лет.
Решение о приеме в школу ребенка младше 6 лет и 6 месяцев принимается в индивидуальном порядке и только после прохождения ребенком диагностики у логопеда и психолога.
Практика, когда ребенок проводит два года в подготовительной группе детского сада, довольно распространена. В одних случаях это связано с тем, что ребенок пошел в детский сад до 3-х лет, в других — с решением родителей повременить со школой и дать ребенку наиграться, подрасти и созреть психологически.
Нейропсихологи и нейрофизиологи говорят о том, что развитие психических функций до необходимого уровня происходит у всех детей по-разному. И одни дети в 6,5 лет уже готовы идти в первый класс, а другие, несмотря на хорошо развитый интеллект и широкой кругозор, все еще «играют в куклы» и не готовы сидеть полноценный урок даже в полные 7. И в этом нет ничего страшного.
Второй год в подготовительной группе — это просто еще один год в детском саду
В зависимости от того, как выстроена система в данном конкретном дошкольном учреждении, ребенок либо останется со своим старым воспитателем, в случае если за каждой возрастной группой закреплен свой педагог дошкольного образования, либо окажется у нового, в случае если воспитатель берет младшую группу и ведет ее до школы.
В любом случае на протяжении года ребенок также будет вовлечен во все развивающие занятия по программе соответственно его возрасту.
Ознакомиться с программой развивающих занятий можно у старшего воспитателя дошкольного учреждения, а также, как правило, на официальном сайте школы.
Кроме того, у родителей есть возможность самостоятельно выбрать дополнительные занятия для ребенка по подготовке к школе через портал госуслуг — при любом образовательном учреждении работают такие кружки, как платные, так и бесплатные. Занятия для дошкольников там тоже есть.
Инструкция по записи на подготовку к школе или другие кружки:
Шаг 1:
Зайти на mos.ru или портал госуслуг в вашем регионе.
Шаг 2:
В каталоге .
Шаг 3:
Выбрать «Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества»
Шаг 4:
Вбить в поиск «Введение в школьную жизнь»
Шаг 5:
Выбрать группу, подходящую по локации.
Дошкольные учреждения являются частью образовательного комплекса, и нередко педагоги начальной школы организовывают группы подготовки и адаптации к школе на территории детского сада или предлагают посещать «подготовишки» на территории школы. Обычно это 1,5-2 часа два раза в неделю во второй половине дня (после тихого часа в детском саду).
Решение о готовности ребенка к школе, зрелости всех его функций принимает не невролог. Для этого необходимо пройти логопеда и детского психолога. Если родители сомневаются в заключении специалиста или хотят получить дополнительную консультацию, они могут обратиться за специализированной помощью в:
- ГППЦ (Городской психолого-педагогический центр);
- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;
- ФРЦ ПМПК (Федеральный ресурсный центр ПМПК, структурное подразделение «Центра защиты прав и интересов детей»).
Анна Пойлова, юрист:
Родители — законные представители своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (ст. 64 Семейного кодекса). Именно родитель самостоятельно решает, идти ребенку в школу или остаться в детском саду.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Посещать ли ребенку школу или остаться еще на год в детском саду — решает только родитель или другой законный представитель ребенка, с учетом психолого-педагогической экспертизы, заключения невролога, логопеда и других специалистов. Заведующая детским садом принимать такое решение не может.
В случае спорной ситуации законный представитель ребенка всегда имеет право обратиться к администрации учебного заведения либо в следующие ведомства:
- Суды общей юрисдикции;
- Прокуратура;
- Департамент образования и науки города Москвы.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock / OlegRi
Первые встречи дошколят со школой
Для будущих первоклашек отгремели выпускные и скоро вчерашние дошколята сядут за парты. Чтобы дети комфортно и без стресса вошли во «взрослую» жизнь, в детском саду весь год им помогали адаптироваться к школе.
Целый год ребят учили не только читать и писать, но и потихоньку знакомили со школьной жизнью. Такой подход стал возможен благодаря объединению школ и детсадов в одну организацию. Экскурсии и квесты по школе, фестивали и конкурсы со школьниками – все это делалось для того, чтобы 1 сентября первоклашки не чувствовали себя в школе перепуганными новичками.
Так, в московской школе № 2065 для детей из детского сада проводят квест «Путешествие по школе». Ребята с воспитателями, выполняя задания, ходят по классам, фойе, лабораториям, столовой, спортзалу, узнают о предметах, которым учат в школе, узнают об обязанностях школьников и даже сидят с ними на уроке за партой, а потом вместе гоняют мяч в спортзале. Дети привыкают к школе и когда станут первоклассниками, стены будут хоть и не «родными», но хорошо знакомыми. Из школы в гости к дошколятам приходят учителя начальных классов. Они общаются с детьми, вместе за одним столом рисуют, делают аппликации, играют. Так складываются доверительные отношения, и дети в 1 классе уже не будут воспринимать педагога как незнакомого человека. В группы приходят и школьники играть с «подрастающим поколением», устраивают им представления, рассказывают о школе, читают сказки. Малыши тянутся к детям постарше и радуются их компании.
В школе №1354 «Вектор» для социализации ребят проводят так называемые «свободные пятницы». Мальчики и девочки абсолютно свободно ходят по всему детскому саду, из группы в группу, от площадки к площадке по одному из маршрутов квеста, который выбирают сами. Темы пятниц разные: «Путешествие в холодные страны», «Путешествие в кедах», «Эпосы, сказки и былины разных народностей», «Парад планет». За один игровой час ребенок узнает много нового, играет со сверстниками, занимается творчеством. Самое главное, дошколенок учится сам принимать решения, куда пойти, что делать, с кем и во что играть. Дети узнают друг друга, учатся коммуникации, не боятся оказаться в новом месте с незнакомыми ребятами. После игры все собираются в группе и делятся впечатлениях, рассказывают, что сделали и увидели, учатся слушать собеседника, доносить свои эмоции и впечатления, а этот навык пригодится им и в школе, и в жизни.
Ученики школы №2120 своими руками сделали для малышей бизиборды. Школьники изучили пользу развивающей игрушки и технологию создания, собрали замки, крючки, другие детали, отшлифовали доски и сделали несколько бизибордов для детского сада. Старшие товарищи принесли их малышам и вместе поиграли.
А в школе №2117 придумали проект «Просто о сложном». Старшеклассники показывают дошколятам опыты по физике и химии. Ставят для них представления и концерты к праздникам. Самое удивительное, десятиклассники сами проявляют инициативу и проводят досуг с малышами: устраивают соревнования, играют в подвижные или настольные игры. Школьники становятся для малышей наставниками.
В школе № 1391 разработали программу «Умка», но не для изучения азов грамотности, а для социализации детей. Два раза в неделю дети играют, путешествуют по школе и учат правила поведения в школе: как сидеть за партой, что такое урок и можно ли во время него ходить по классу.
В школе №1368 каждый учебный год, начиная с октября, подготовишки с воспитателями приходят в школу на занятия, которые проходят… в библиотеке. Учителя рассказывают детям о книгах, о том, что будущим первоклассникам предстоит узнать, стоит лишь научиться читать. А когда в школе проходят линейки, посвященные Дню Победы, или концерты, фестивали, выставки, дошколята участвуют наравне со школьниками во всех активностях. Можно сказать, ребята из детского сада – полноправные участники жизни школы, они включены в нее и воспринимают детский сад, как первую ступень школьной жизни.