«Не играй с огнем»
На примерах подвижных и развивающих игр можно показать дошкольникам, что игры со спичками, зажигалками и открытым огнем очень опасны. В качестве одной из таких может послужить игра «Зачеркни — опасно!». Суть ее в том, что на доске написаны или прикреплены карточки с предметами. Детям нужно зачеркнуть те, которые при неосторожном обращении могут вызвать пожар.
К сведению! Еще одна подвижная игра по теме «не играй с огнем» — «Дракон». Выбирается один «дракон», а остальные дети ведут вокруг него хоровод и говорят: «У нас пожарам не бывать, дракону нас не напугать». Когда спящий дракон просыпается, он размахивает красными ленточками (пламенем). Тех, до кого дотронется ленточка, выходит из круга.
Праивила и нормы безопасного поведения на железнодорожных путях
Конспект занятия по теме «Пожарная безопасность» в подготовительной группе
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 «Светлячок» Кулундинского района Алтайского края Конспект занятия по теме «Пожарная безопасность» в подготовительной группе Составила воспитатель Пиманова О.А.
2 1. Обучающая задача: Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. 2. Развивающие задачи: Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи. 3. Воспитательные задачи: Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких. Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой. Материалы к занятию: иллюстрации, карточки с номерами телефонов. 1. Введение игрового момента. Воспитатель: Отгадайте, из какого произведения данный отрывок? А лисички Взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли. Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» (К.Чуковский «Путаница») — Как вы считаете, правильно поступили лисички? (ответы детей) — Давайте расскажем лисичкам, как избежать опасных ситуаций, связанных с огнем. — Сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность. Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом». Словечко за словечком И снова разговор, А дома перед печкой Огонь прожѐг ковѐр. Ещѐ одно мгновенье И лѐгкий огонѐк Сосновые поленья Окутал, обволок.
3 Взобрался по обоям, Вскарабкался на стол И разлетелся роем Золотокрылых пчѐл. — Что случилось в этом доме? (Пожар) — Чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди) — Отчего может возникнуть пожар? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин) — Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску) А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай» 1. Упал на пол уголек- Деревянный пол зажег Не смотри, не жди, не стой А залей его (водой) 2. Победит огонь коварный Тот, кого зовут (пожарный) 3. Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестричек Может вспыхнуть, как костер. Не шути с сестричками, Тоненькими (спичками) 4. Висит — молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель). 5. Раскалился если вдруг Электрический утюг Что должны вы сделать детки? Вынуть вилку из. (розетки) 6. Если младшие сестренки Зажигают дома спички Что должны вы предпринять Сразу спички (отобрать). 7. Если вдруг пожар возник Ты обязан в тот же миг В часть пожарным позвонить О пожаре им. (сообщить). 8. Если хочешь ты гулять Вскачь не надо убегать Закрывая в доме дверь
4 Все ли выключил?. (.проверь.) — Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар. (На столе раскладываются карточки с номерами экстренных служб (01, 02, 03, 04), при этом дети стоят спиной к данному столу. По очереди каждый из детей поворачивается и молча берет ту карточку, которую считает правильной и становится на свое место, держа выбранную карточку перед собой (передней стороной к себе). после того, как все выбрали себе карточки, дети поворачивают карточки с номером телефона). Знает каждый гражданин Этот номер 01 Если к вам пришла беда Позвони скорей туда (воспитатель показывает правильную карточку с номером 01). Физкультминутка Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. — Что же делать, если в доме начался пожар? (ответы детей). Что у нас на потолке? (пож. сигнализация) А это что такое(огнетушитель), для чего он необходим? (на столе стоит огнетушитель и картинка с сигнализацией). Я предлагаю вам посмотреть картинки и вывести по ним правило. 1 картинка. Квартира, горит телевизор, мальчик держит в руках одеяло набрасывает его на огонь. Правило: если огонь небольшой, его можно затушить самому, набросив на него плотную ткань, одеяло. 2 картинка. Ребенок звонит по номеру 01. Если возник пожар, то необходимо вызвать пожарных, позвонив по номеру картинка. Мальчик выбегает из помещения.
5 Если вызвать пожарных невозможно, то нужно покинуть помещение. 4 картинка. Квартира, много дыма, на полу на четвереньках к двери ползет ребенок. Правило: Дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на четвереньки и продвигайся к выходу ползком — внизу меньше дыма. 5 картинка. Ребенок стоит на балконе, а позади него огонь и дым. Если выйти невозможно, необходимо выбраться на балкон и звать людей на помощь. И еще запомните — нельзя прятаться под кровать или в шкаф — так тебя будет труднее найти пожарным. При пожаре в подъезде — никогда не садись в лифт — он может отключиться, остановиться и ты задохнешься. — А сейчас давайте выстроим последовательность действий при пожаре. (показываю иллюстрации). — И опять поиграем, игра: «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками. Кто из вас завидев дым набирает 0-1 (это я, это я.) Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я.) Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат) Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички? Чирк беспечно и на спичке — огонечек аленький Смотришь — спичка невеличка — а пожар не маленький. (молчат) Кто соседской детворе объясняет во дворе Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я) Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор? А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат) Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке, Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат) Кто пожарным помогает — правила не нарушает Кто пример для всех ребят? (это я) Воспитатель: Молодцы. А теперь подведем итог: — О чем мы сегодня говорили? (о пожаре). — Почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин) — Что мы должны делать, если случился пожар? — А в следующий раз мы поговорим о других опасностях, которые могут возникнуть как дома, так и на улице.
6
Беседа по пожарной безопасности
В ходе беседы можно использовать различные произведения по теме.
Короткие стихотворения для детей
Известные строки К. Чуковского «Путаница» хорошо описывают на примере сказочных персонажей опасность пожара:
Море пламенем горит Выбежал из моря кит. -Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!
Пример короткого стихотворения
Воспитатель также может придумать небольшие и легкие для запоминания стишки. Рифмованные строки из детских стихотворений могут оставаться в памяти, даже когда ребенок вырастет.
Осторожней быть с огнем Очень важно день за днем Только волю ему дашь – Сразу дом погубит наш. Губит травку, губит лес, Во все щелки он пролез. Его быстрее зверя нет – Страшный свой оставит след. Чтоб огонь не разозлить, За ним нужно нам следить.
Сказки про пожарную безопасность
Одной из популярных сказок для занятий по пожарной безопасности в детском саду является знакомый многим «Кошкин дом». По ней также ставят сценки или разыгрывают кукольное представление.
Важно! Сотрудник детского сада может самостоятельно выбрать и зачитать несколько коротких сказок, жизненный урок которых — опасность игры с огнем.
Игра «Звонок в МЧС»
Информация легче усваивается маленькими детьми с помощью игры. Воспитатель может предложить разыграть небольшую сценку, где местом действия будет дом, в котором началось возгорание. Главное, не забывать напомнить детям, что игра — это игра, а в жизни нужно действовать четко и быстро, прибегая к тем правилам, что были изучены ими ранее.
Звонок спасателям по номеру 01
Во время проведения игры детей нужно обучить собранности. Когда происходит пожар, они чаще всего в панике спешат спрятаться в более безопасное место — в шкаф, под кровать и т. д. В ходе игры дошкольники учатся действовать и выбираться из опасного места вместе.
Правила безопасности и поведения детям дошкольникам на транспорте
Закрепить знания можно с каждым из детей: по очереди они должны будут изобразить или рассказать, что делать, если в их доме начался пожар. На примере других учатся остальные ребята, вместе с воспитателем разбираются ошибки.
Обратите внимание! Через игру ребенок осознает важность сохранения спокойствия и дисциплины.
Также важно дать понять, что в чрезвычайных ситуациях не сразу приходит на ум телефон МЧС, поэтому следует держать рядом список из номеров экстренных служб. Это могут быть заметки в телефоне, листок в блокноте, закладка в книге и т. д.
Для лучшего восприятия информации в игре используют специальный реквизит (игрушечные телефоны, нарисованный огонь) или даже целую сцену в виде комнаты, в которой как будто начался пожар.