Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения


Актуальные проблемы и перспективы дошкольного образования.

Исмаилова Махабат Сайлаубековна

Ясли- сад №21 «Акбота» города Кокшетау

Воспитатель

Актуальные проблемы и перспективы дошкольного образования.

Приоритетность образования детей дошкольного возраста. Общая обеспеченность детей дошкольным, начальным и средним образованием остается весьма актуальной проблемой для основной части мира. Это связано с тем, что дошкольное и школьное образование (воспитание, обучение и развитие) является основной социальной базой для нравственного, культурного, профессионального и общественно-политического приобретения человека, для адаптации личности к высшей цивилизации, для готовности обеспечить собственное личное благополучие в социально-классовом многослойном и нравственно разнообразном обществе.

Развитие полноценно функционирующих детских организаций и общеобразовательных школ с методологически и педагогически обеспеченной преемственностью между ними, с одновременным решением вопроса обеспечения высококвалифицированными педагогическими педагогами, учебно-методической базой и средствами также остается проблемой мирового значения. При этом требованием времени является соблюдение Конституции, а в законодательных актах государства говорится, что детский сад и школа являются средними социальными учреждениями. Только социально полноценный человек станет творцом прогресса постиндустриального и информационного общества, а не его деструктором и тормозящим фактором. Своевременное культурно-образовательное развитие каждого ребенка становится особенно важным аспектом политики современного казахстанского общества, активно включающегося в глобальные процессы и одновременно осуществляющего многосторонние внутренние национальные преобразования.

Дошkольное образoваниe самый важный период у каждого ребенка. Именно в дошкольном вoзpаcте у pебенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности pазвития pебенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. Дошкольнoe детство – это нe подгoтoвка к школе, а cамостоятельный пеpиод развития человека. Развитие любого ребенка неповторимо. Oбразование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании ребенка и не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за не которых причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью знаний и умений в развитие ребенка. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития ребенка. Из этого следует, проблемы в современном образовании есть. Без общения и общества невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо проводить работу родителями таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему развиваться и достичь нужных результатов. Более эффективное обучение — это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет. Образовательный процесс, построенный не только на основе организованной учебной деятельности, но и посредством осуществления научной, экспериментальной и творческой деятельности, основанной на интересе детей, позволяет сделать жизнь детей в детском саду живой и насыщенной, а обучение – мотивированным и качественным. В стандартах нового поколения определены следующие приоритеты:

  • личностное развитие каждого ребенка;
  • осуществление преемственности детского сада и школы;
  • использование новых подходов программно-методического обеспечения обучения и дошкольного возраста;
  • признание важности семьи и общества в воспитании детей.

Новый стандарт способствует модернизации дошкольного образования посредством трансформации в институт, отвечающий потребностям разных слоев общества, установлению диалогического сотрудничества и партнерства с семьей, демократизации педагогического процесса, транспарентности отношений с сообществом и в педагогическом коллективе.

Новые подходы к программно-методическому обеспечению, созданию предметно-развивающей среды предусматривают развитие ключевых компетентностей ребенка в образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум», создавая возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Благодаря новому стандарту, дошкольная организация будет осуществлять гармоничное развитие детей на основе общекультурных, национальных ценностей, создавая необходимые предпосылки для обучения в начальной школе, такие как высокий уровень когнитивного, эмоционального, физического и социального развития.

Стандарт предъявляет особые требования к статусу педагога, который формирует социально-духовные качества ребенка, способствующие самореализации и успешности, готовности к креативному и критическому мышлению, ориентацию на уважение культурных ценностей как общечеловеческих, так и национальных. Большие надежды возлагаются на педагога-профессионала, его ответственность за качество результатов своей работы.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Дошкольное образование в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладевать разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.

Средствами развития ребенка, для реализации этой важной цели, являются педагогические технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; развитие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и подменяются принудительным обучением, ребенок становится пассивным и неспособным к саморазвитию. Чтобы этого не случилось, воспитателю в детском саду необходимо хорошо знать особенности детей дошкольного возраста и осуществлять их обучение на специфических видах деятельности, таких близких к их природным особенностям, как игра, изобразительная деятельность, конструирование, музыка, драма и пр., в рамках которых, при соблюдении интегрированного подхода, происходит наиболее эффективное развитие всех сторон личности дошкольника.

Какие проблемы дошкольного образования существуют?

Как и любая сложная система, дошкольное образование, к сожалению, является вместилищем для множества проблем. Для их устранения необходимо глубокое реформирование этой системы, которое должно проводиться своевременно и поэтапно.

Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих государственных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут.

Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию. Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость. По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования). В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность выбирать лучшего кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах. Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса. Причинами этого явления можно назвать множество факторов. Главным, конечно, является несоответствие требований В теории считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник, но так как ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать. Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада, но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.

Сегодня обществу необходимы выпускники, способные преодолевать жизненные и производственные задачи, готовые дальнейшего жизненного пути. Именно поэтому актуальной является проблема подготовки выпускника такого уровня, способного при решении проблемной ситуации, найти несколько способов ее решения, выбрав самый оптимальный из воздействия на дошкольную практику. Перечень качеств, необходимых современному педагогу включают в себя: вооружение определенным арсеналом стратегий обучения, знание наличие возможности для комбинирования различных педагогических подходов такому выводу привел сравнительный анализ инновационной среды обучения.

К решению проблем соответственно меняется и процедура подготовки и принятия реформ. В прошлом они вырабатывались, как правило, в тиши министерских кабинетов узкими группами высокопоставленных чиновников. Теперь к подготовке реформ привлекаются исследовательские центры, крупные ученые— экономисты, социологи, психологи, педагоги. Планы реформ обсуждаются в парламентах и на представительных международных форумах. Реформы многоаспектны. Они предусматривают структурную перестройку системы образования, обновление всех ее звеньев, от детских садов до университетов, модернизацию содержания и методов учебной и воспитательной работы, установление новых форм связи между образованием и миром труда.

Литература:

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 319-III от 27 июля 2007 года.

2. ГОСО РК «Дошкольное воспитание и обучение» Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (ППРК от 23 августа 2012 года № 1080).

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011– 2022 годы.

4. Типовой учебный план для дошкольного воспитания и обучения детей от 1 года до 5 (6) лет от 20 декабря 2012 года № 557 (приложение 1).

5. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30. — URL https://moluch.ru/archive/117/32377/ (дата обращения: 25.05.2019).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]