ДЕТСТВО-ГИД
Из опыта работы
«Интерактивные формы работы с семьей в ДОО»
Якушева Надежда Владимировна,
старший воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Так же работу с семьей предполагает и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Для себя мы выделили такие годовые задачи:
2016 уч.г.
— Построение продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников как средство реализации ФГОС ДО
— формирование навыков позитивного взаимодействия участников образовательного процесса;
— повышение психолого-педагогической культуры сотрудников ДОО;
— создание единого образовательного пространства «семья – детский сад» для равноправного и заинтересованного взаимодействия;
— организация профессиональной поддержки родителей со стороны педагога – психолога.
2017 уч.г.
— Формирование партнерских отношений участников образовательного процесса, активное включение родителей (законных представителей) в жизнь ДОО как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования:
— повышение психолого-педагогической культуры сотрудников ДОО, ценностное отношение сотрудников детского сада к семье;
— создание оптимальных условий для развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, родителей (законных представителей) и педагогов;
— использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ для оказания помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка;
— обобщение методических материалов по проведению «Дня Семьи» в ДОО.
Мы убедились, что классические формы сотрудничества с современными родителями не приносят желаемого результата. Меняется общество, меняются запросы родителей, поэтому необходимо искать новые формы сотрудничества.
На наш взгляд, использование интерактивных методов в работе с родителями является самым эффективным способом взаимодействия с семьей.
Интерактивные формы работы с родителями — это методы, позволяющие внедрить в процесс эффективное общение, что предполагает вовлечение родителей в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Помогает решить их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности ребенка.
Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества:
— позитивные отношения
— демократический стиль
— сотрудничество в процессе общения между собой
— опора на личный опыт родителей.
Рассмотрим варианты:
— досуги для детей и родителей; (широкая масленица, мы сильные и смелые, день знаний, день солнца);
— праздники; (осенние посиделки, Новый год, 8 марта, выпускной бал, день рождения детского сада);
— освещение жизни ДОО на странице в социальной сети «вконтакте», на официальном сайте ДОО; (https://vk.com/club93730918, https://dou38sansity.ucoz.ru);
— родительские практические семинары; (организация культурных практик в ДОО, «Солнечный круг» в поддержку семьи и детства, практико – ориентированный семинар – на котором были представлены презентации и воркшопы, «Эффективные практики работы с детьми», детско-родительская конференция «Кто виноват? Что делать?»);
— открытые занятия для просмотра родителей;
— семейные спортивные, творческие встречи;
— тематические выставки (работ, рисунков, фотовыставки); (тематические сезонные выставки художественных работ и рисунков, «день Космонавтики», «В марте есть денек особый», выставка детских рисунков в дизайнерских рамках, «шедевры от флоры», фотовыставка «день смеха», выставка семейного творчества, «женщина с ребенком на руках», «Семья защита и опора», «Любимые блюда нашей семьи для новогоднего стола», «Мы сильные и смелые»);
— почта доверия, телефон доверия;
— ежемесячный тематический день «День семьи»;
— акции; (книжка в подарок, «Лес живи», «цветы для героев», «каждой пичужке своя кормушка», дерево дружбы, елочка пожеланий, «Цветик — семицветик»);
— ежегодный фестиваль «Семья и Мир»;
— конкурсы; (арт — валенки, театральных семейных постановок, вместе ярче мир, огород на окне, детская спартакиада, лучший снеговик на участке, театральная мозаика, «День смеха», «Искусство быть семьей»);
— работа объединения «Школа счастливых родителей» под руководством педагога – психолога;
— работа инклюзивного театра «Лучик надежды»;
— инклюзивные праздники; (День дружбы, новогодние посиделки, мы сильные и смелые);
— выставки — дегустации; («Чудо – злак», «день жаворонка» конкурс выпечки, «подарки осени»);
— интернет голосования (для определения победителей конкурсов, опросы о внедрении тех или иных услуг в ДОО);
— экологические субботники (Большие дела маленьких рук, Всероссийский экологический субботник).
Рассмотрим одну из них — социальную сеть «Вконтакте», которая для многих родителей и педагогических работников стала общедоступной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: общение в режиме онлайн, экономия времени, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.
Группа в «Вконтакте», является одним из основных инструментов, позволяющих установить межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях и голосованиях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой. На Странице в «Вконтакте», «Солнечный город», мы регулярно обновляем информацию о событиях в детском саду, публикуем фотографии с утренников, субботников и прочих мероприятиях, а также добавляем различные, привлекающие внимание, консультации, размещаем объявления.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно — образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы.
Вариативные формы организации работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по приобщению к здоровому образу жизни Применение компетентностного подхода при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей Система работы консультативного >