«Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями»
- 4 марта 2016
В данный период времени дошкольное образование находится на этапе активного реформирования, перехода к новому качественному образованию. Семья (родитель), ребенок, педагог выступают как взаимодействующие субъекты образовательного процесса. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия, где значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная поддержка, совместные с кем-либо действия, в результате которых все стороны получают ту или иную выгоду».
Изучив методическую литературу по данной теме, я предположила, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей.
В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проекты помогают развивать у дошкольников:
- творческие способности;
- умение наблюдать, слушать;
- навыки обобщения и анализа;
- мышление;
- видение проблемы с разных сторон;
- воображение, внимание, память, речь;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.
В чем особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении?
Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. Эффективность воспитания во многом зависит от ее насыщенности, структурированности, проблемности. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности – словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.
Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.
В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся:
- непосредственная связь проекта с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
- возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
- нерасчлененность деятельности на образовательные области;
- широкий спектр видов деятельности;
- важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
- возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия;
- проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность;
- применять освоенные ранее знания и умения, опыт и компетенции.
В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов:
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные,
- исследовательские.
Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
- поддержание и удовлетворение детской любознательности;
- формирование умения находить удивительное в привычном
- ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
- расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.
При организации творческих, игровых и приключенческих проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.
Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием трудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.
Какие позиции следует отразить при оформлении проекта?
1. Название проекта отражает его содержание, игровую (проблемную, творческую) задачу, лежащую в его основе.
2. Вид проекта. Указываются:
- разновидность проекта (творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные, исследовательские);
- длительность работы над ним (долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный);
- количество и состав участников (групповой или индивидуальный; детско-родительский);
- возраст детей, на который ориентированы основные этапы и содержание проекта;
- предполагаемый результат: может быть дана общая характеристика (например: «проект с заранее заданным практическим результатом») и указан конкретный результат (изготовление макета улицы, создание мультфильма, книжки-малышки для младших дошкольников и т.д.).
3. Проблема проекта. Проблема проекта формулируется на основе некоторой ситуации, смоделированной педагогом или объективно возникшего затруднения. Стандартная формулировка проблемы связана с поиском ответа на вопрос, варианта разрешения затруднения, способы выполнения задания и т.д.
4. Цель проекта состоит в разрешении проблемы или в решении практической (творческой, игровой) задачи.
На ее основе формулируются конкретные задачи, осуществляется выбор личностно значимых содержания и форм работы в рамках проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.
5. Цель работы детей в рамках проекта. Мотивационной основой участия в проекте для детей старшей группы чаще всего становится потребность решить проблему, задачу. Именно с этим связана цель деятельности детей.
6. Сроки реализации.
7. Форма подведения итогов (презентация продукта, итоговое мероприятие, выставка и т.д.).
8. Реализация программных задач. Указываются задачи отдельных образовательных областей.
В практике метод проектной деятельности мы реализуем в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Каковы этапы проектной деятельности в ДОУ?
Система нашей работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:
1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?»; определяется продолжительность проекта.
2. Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями, заносим его в заранее подготовленную таблицу «Где найдём информацию?»:
- к кому обратимся за помощью;
- в каких источниках можно найти информацию;
- что мы можем получить в результате поиска.
3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:
- размещение материала на информационном поле;
- создание предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- беседы;
- наблюдения;
- развивающие игры и упражнения;
- опыты, экспериментирование и т. п.
4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором мы используем следующие способы обобщения:
- оформление альбомов;
- создание книг по теме;
- создание макетов;
- организация выставки работ;
- проведение развлечений;
- презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.
5. Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?», это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.
Существует множество разнообразных тем, на которые детям хотелось бы поразмышлять, ответить на интересующие их вопросы. Выбирая темы проекта, мы основывались на комплексно-тематическом планировании ДОУ, а также на интересах и потребностях детей старшего дошкольного возраста. В нашей практике были реализованы проекты на темы: «Что нам дарит Осень», «По улицам нашего города», «Я – житель планеты Земля!», «Секреты нашей планеты», «Растем здоровыми!», «Животные нашего края», «Зимующие птицы» и др.
Основными критериями успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира. Важнейший результат — рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности (при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов). Степень такой самостоятельности, выделенной великим итальянским педагогом М. Монтессори в качестве важнейшего показателя развития, возрастает по мере овладения детьми приемами самоорганизации, навыками познавательной, творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Как работать с родителями дошкольников во время проекта?
Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, нам удалось посредством следующих форм сотрудничества с родителями:
- Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители познакомились с методом проектной деятельности, осознали значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
- Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирали информацию, предлагали разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
- Мастер-классов, на которых родители делились собсвенными опытами, высказывали свои предположения, предлагали пути реализации будущих проектов. Также, проводились мастер-классы родителей, организованные в совместной деятельности с детьми: «Веселые опыты», «Умелые пальчики», «Игры и эксперименты на кухне».
На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.
Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации, проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д. Многие родители с интересом помогают детям презентовать собранную информацию в группе.
Данные формы позволили:
- установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития детей;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи в отношениях «родители – дети – педагог»;
- активизировать готовность и желание родителей воспитанников участвовать в реализации проектного метода;
- поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, осознать свою роль в образовательном процессе.
В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.
Литература:
- В.Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников».
- Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников».
- Захарова М. А. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети».
- Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Организация проектной деятельности в детском саду».
- Тимофеева Л.Л. / Корнеичева Е.Е. / Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Старшая группа. Методическое пособие, 2014 г.
Автор: Криволапова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ № 37, г. Ангарск.
Организация совместных тематических проектов в ДОУ (педагоги -дети- родители)
Организация полноценного взаимодействия педагогов, детей и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективом дошкольных учреждений. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Одной из таких форм сотрудничества и включение родителей в образовательное пространство ДОУ является организация совместных тематических проектов в детском саду
«Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Проект — это специально организованный комплекс действий, имеющий социально значимый результат.
Особенность совместных проектов в детском саду заключается в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Работа в совместных проектах дает:
- ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника;
- в группе создается благоприятная атмосфера для обучения;
- создается сообщество детей, воспитателей и родителей;
- у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием;
- проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности;
Организацию совместных тематических проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОО.
Дошкольник не может быть автором или руководителем проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. Главным организатором совместных проектов с родителями является воспитатель. Он источник информации, консультант, эксперт.
Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор и партнер детей и родителей в решении проблемы.
Этапы работы над проектом:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
— к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
— НОД, игры и др. виды детской деятельности
3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор и накопление материала, выполнение домашнего задания, результат проекта)
4. Подведение итогов – презентация и определение задач для новых проектов.
Проект – это 5 «П»:
- проблема;
- проектирование или планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
По ходу реализации этапов совместного проекта педагоги и родители помогают ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
Таким образом, совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений своего ребенка. Родители могут быть не только источником информации, но и источником реальной помощи и поддержки ребенка в процессе работы над проектом, могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Совместные проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Именно проектная деятельность поможет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе повысится самооценка ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий в начале группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс совместных тематических проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольной организации открытым для активного участия родителей и других членов семьи.