Требования к организации речевого уголка в группе детского садаконсультация по развитию речи


Речевой уголок своими руками

Пособие, сделанное своими руками, дополненное, расширенное под потребности детей и цели занятий, всегда будет представлять, куда большую ценность и сделает обучение более эффективным и результативным.

В дошкольном возрасте преобладающим видом деятельности является игровая деятельность, поэтому представленные материалы, дают возможность выполнять упражнения в виде забавной игры, которая решает серьёзные задачи. Создание представленных пособий позволяет детям самостоятельно или с помощью взрослого выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику,


фонематический слух, а так же закреплять полученные знания на занятиях.

Дидактическое пособие «Домик»

Как известно, развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, поэтому речевые уголки обязательно дополняются необходимыми для этого пособиями: шнуровки, массажные мячи, су-джок шарики и прочее. Доски для развития мелкой моторики также встречаются в логопедической практике, но чаще они представляют собой открытый вариант, а если и имеют закрытые отверстия, то с наименьшей функциональностью, ведь за дверкой зачастую следует лишь картинка, к тому же открытые варианты таких досок обладают меньшей эстетичностью. Данное пособие «Домик» сделано большей частью из фанеры, чтобы облегчить конструкцию, а для прочности и удобства закрепления деталей крепёжными элементами использовались рёбра жёсткости, на задней панели сделаны крючки, чтобы надёжно закрепить пособие на стене. Закрытые элементы добавляют не только эстетичность пособию и сюрпризный момент для ребёнка, но и, ко всему прочему, позволяют сэкономить пространство, так как разнообразные элементы располагаются не на одной длинной панели, а на двух (внешней и внутренней), причём наиболее функциональная аккуратно «спрятана». Пособие привлекает интерес ребёнка, включает множество различных приспособлений для развития мелкой моторики дошкольника.
«Домик» представляет собой тренажёр для развития мелкой моторики через различные манипуляции с выключателем, розеткой, шпингалетом, замком, дверной цепочкой, дверным крючком, крышками, дверным звонком. Представленные элементы интересны ребёнку, потому что встречаются в его жизни повседневно без игровой направленности. Здесь же есть возможность осуществлять многократные манипуляции без ущерба для бытовых предметов, одновременно развивать ловкость пальцев рук, а приобретённая мышечная память будет очень актуальна в быту. Кроме того, развивается мелкая моторика, а для детей-логопатов это особенно актуально (страдает точность, быстрота и координация движений, преимущественно у детей с дизартрией). Значит косвенно и прямо развивается речь, потому как, играть можно не только самостоятельно, тренируя пальчики, но и с педагогом, проговаривая свои действия, подбирая необходимый антоним, слушая и выполняя инструкции.

Дидактическое пособие «Улитка»

Логопедические улитки и их варианты прочно вошли в обиход пользования логопедов и воспитателей на занятиях по развитию речи, автоматизации звукопроизношения. Моё пособие, вобрав положительные качества подобных дидактических материалов, отличается натуральным сырьём, из которого сделано. Кроме того, наличием и достаточным количеством средних по размеру карманов, а это уже решает задачу подбора необходимого картинного материала без особых материальных затрат. Мобильность, разнообразие карточек по лексическим темам, возможность включения в индивидуальные и групповые занятия, делают данное пособие многофункциональным.
Это дидактическое пособие решает следующие коррекционно-образовательные задачи: учить формировать обобщающие понятия по различным темам, закреплять, расширять словарь по этим же лексическим темам.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать навыки звукобуквенного анализа, навыки обобщения и систематизации;
  • автоматизировать поставленные звуки в словах;
  • формировать навыки связной речи, через составление рассказа с опорой на картинки.

Дети с удовольствием заполняют «Улитку» картинками, называя их, соотнося с темой занятия, выполняя при этом небольшое грамматическое упражнение («назови ласково», «сосчитай до пяти», «один-много», «подбери признак»). Таким образом, в занятии это пособие может быть применено на любом из этапов: и в качестве организационного момента, и на основном, в качестве самостоятельного упражнения, и на заключительном этапе при подведении итогов.
Данная «Улитка» служит основой для составления последовательного рассказа с опорой на картинки, дополнением к ознакомлению и обобщению материала по различным лексическим темам, закреплению поставленных звуков в словах в различной позиции. В этом пособии картинный материал, который при желании может дополняться, подобран не только по различным лексическим темам, но и на следующие звуки в разных позициях (начало, середина, конец слова): [р], [л], [ж], [ш], [ч], [щ], [ц], [з], [с].

Перечисленные ниже игры и упражнения являются лишь небольшим примером того, как может использоваться данное пособие, ведь его главное положительное качество — это универсальность применения на занятиях, как индивидуальных, так и групповых.

Игры и упражнения

— Упражнение «Подбери картинки на заданный звук». Цель
: автоматизировать поставленный звук в словах.
Задачи
: развивать фонематический слух; развивать навыки звукового анализа.

— Упражнение «Подбери картинку с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова». Цель

: автоматизировать поставленный звук в словах в различной позиции.
Задачи
: развивать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух.

— Упражнение «Подбери картинку по заданной теме». Цель

: закрепить слова по изучаемой лексической теме.
Задачи
: развивать навыки обобщения и систематизации; развивать внимание, память, мышление.

— Упражнение «Расскажи по схеме». Цель

: формировать навыки составления рассказа по картинкам.
Задачи
: закрепить слова по изучаемой лексической теме; развивать грамматический строй речи, через согласование слов в предложении; развивать внимание, память.

Жанна Глазкова, учитель-логопед, МАДОУ Д/с №119 о.в. «Соловушка», г.Магнитогорск

Речевой центр – один из главных для становления речи

Чаще всего уголок речевого развития совмещают с книжным. Задачи у обоих схожи. Они формируют словарь, учат слушать, описывать предметы и явления.

Наполнение тематического стеллажа этих двух центров может быть следующим:

  • Книги – художественные и обучающие.
  • Дидактические игры для развития речи.
  • Наборы сюжетных, предметных и тематических картинок.
  • Разнообразные игры и лото.

Литературный центр для самых маленьких может содержать всего 4-5 книжек на картоне или плотной основе. Объем – до 5 страничек. Нужно подготовить еще несколько книжек на замену. Очень уместны будут издания с двигающимися глазками, окошками и т.д. Хорошим вариантом станут трансформируемые книжки, раскладывающиеся, панорамы с движущимися фигурками и т.д. Издания с голосами животных тоже будут кстати.

Теперь – более подробно о наполнении речевого центра для первой младшей группы. Попробуйте использовать такие элементы:

  • Наборы тематических картинок или открыток (по 4-6 шт.) на тему домашних и диких животных, птиц, рыб, деревьев, цветов, фруктов и овощей, продуктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
  • Картинки для группировки по определенному признаку.
  • Картинки (по 3-4 шт.) для составления последовательности (сюжет сказки, истории).
  • Картинки по 4 шт. на времена суток и времена года.
  • Большие, красочные картинки на социобытовую или сказочную тематику – ту, что будет интересна ребенку.
  • Лото с изображениями птичек, домашних животных.
  • Разные игры и пособия, формирующие правильное дыхание («Бабочки», «Листочки», трубочки, легкие снежинки из бумаги и прочее, где надо использовать струю воздуха).
  • Пособия и игрушки для развития фонематического восприятия (погремушки, шумовые инструменты, музыкальные шкатулки).
  • Пособия для артикуляционных упражнений, в том числе зеркала настенные и индивидуальные.

Центр речевого развития должен располагать достаточным местом. Чтобы дети попеременно занимались, сидя на ковре, за столами или двигались согласно правилам игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр можно хранить не только на стендах. Но и в корзинках или коробках. На них стоит нанести соответствующие картинки, чтобы дети сами смогли достать то, что нужно.

С чего следует начинать?

Использование развивающей среды непосредственно связано с ее организацией. Задача персонала ДОУ – позаботиться об основных центрах (или уголках) в группе детсада, ориентированных на развитие того или иного навыка. Улучшить, поставить, отшлифовать речь помогут сразу несколько предметных центров. О них чуть попозже.

Для методиста, который будет составлять методические рекомендации, важно разобраться в двух вещах: что писать и как писать. То, как писать, то есть структуру рекомендаций можно подсмотреть в других аналогичных документах. Я подобрала небольшой список литературы, к которому можно обращаться. И дополнительно выудить из этих методичек полезные сведения. Итак, издания по теме:

  • Пособие по планированию и контролю предметно-пространственной среды для старшего воспитателя.
  • Издание с конспектами и презентациями по созданию развивающей среды по ФГОС. В комплекте одновременно книга и диск.
  • Еще одно пособие по созданию развивающей среды. На этот раз только диск.
  • Предметно-пространственную среду нужно не только создавать и развивать. Надо контролировать ее состояние. Поможет журнал оценки и контроля в виде бумажной книжки и программы для установки на ПК.
  • Пара полезных офлайн-вебинаров. Первый – по построению развивающей среды в группе раннего возраста. И еще вот такой вариант этого же вебинара. Второй – более специализированный, касается именно речевой среды в ДОО.
  • И еще один вебинар. Расскажет, как систематизировать среду в соответствии с возрастом детсадовцев.
  • Курс повышения квалификации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды в ДОО. Есть вариант с началом в августе. А есть такой же, который стартует в сентябре.
  • Курс профессиональной переподготовки. Касается вопросов предметно-пространственной и инклюзивной среды.

Уголок речевого развития в подготовительной к школе группе

Колосанова Наталья Дмитриевна

Уголок речевого развития в подготовительной к школе группе

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности в ДОУ.

Согласно положениям ФГОС дошкольного образования от педагогов требуется повышение качества образовательно — воспитательной работы с детьми через организацию предметно – пространственной развивающей среды в группе. Предметно-пространственная развивающая среда несёт в себе огромные возможности для совершенствования речи детей.

В нашем детском саду в каждой группе воспитатели оформляют речевые уголки своими руками.

При создании речевого уголка мы стараемся выполнять все требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО.

Оптимальное расположение: уголок хорошо освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и уголком сенсорного развития.

Эстетичность оформления. У речевого уголка есть свое название, старались оформить уголок красочно.

Уголок речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников.

Ежегодно он обогащается новыми играми и пособиями, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

В нашем уголке есть кукла Катюша — говоруша, сделанная заботливыми родителями.

Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки очень важно. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.

Чудо- дерево помогает детям знакомиться с новой буквой и закреплять выученные.

В речевом уголке много игр для развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.

Материалы для сенсорного развития: магнитная мозаика, игры со шнуровкой, конструктор. Игры, сделанные своими руками, очень нравятся и старшим дошкольникам: «Собери бусы», «Потерял ежик иголки», «Застегни пуговочку», «Шнуровки».

В нашем уголке представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Капитаны», «Прожорливые фрукты». Дети развивают умение контролировать силу и длительность выдоха: упражнения с передвижением предметов при помощи выдоха строятся по принципу увеличения веса предметов.

Зеркало обязательно в уголке. Оно нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следит за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. У нас есть большое зеркало и маленькие индивидуальные зеркала.

В речевом уголке оформлено место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами.

Дидактические игры: на составление слов и предложений, на выполнение пересказа, на различение гласных и согласных звуков: «Скажи одним словом», «Расставь эпизоды сказки и перескажи», «Подбери к картинкам начальные буквы», «Придумай названия к сюжетным картинкам», «Подбери слово/предложение по схеме», «Назови как можно больше», «Продолжи тематический ряд».

Изготовили альбомы: «Синонимы и антонимы», «Упражнения артикуляционной гимнастики».

У нас есть сборники скороговорок и загадок, ребусы, которые мы любим отгадывать.

Материалы для игр-драматизаций.

Для разыгрывания диалогов в речевом уголке очень пригодятся наборы сказочных персонажей. В театральном уголке, который находится рядом, есть много интересного и полезного, различные виды театров.

Игрушки-говорушки, сделанные своими руками, помогают совершенствовать диалогическую форму речи.

В библиотеке, при подборке литературы, учитываем региональный компонент.

Разнообразные прописи, в которых дети с удовольствием учатся писать, все материалы и игры находятся в свободном доступе.

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка.

Спасибо за внимание!

Какие центры в группе использовать для развития речи

Речь – одна из важных психических функций. Она позволяет передавать информацию. Ребенок должен приобрести речевые навыки в дошкольном возрасте. Они не даются от рождения, и речи приходится обучать. Это касается всех деток без исключения. Мало кто воспринимает речь на слух и самостоятельно. В большинстве случаев нужно прикладывать много усилий, чтобы научить речевым навыкам вовремя. Это забота и воспитателей в ДОУ, и родителей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это организованное пространство с подобранными материалами и оборудованием. Она помогает обучать ребенка самым разным навыкам в соответствии с возрастом. Вот тут подробно написано о требованиях к развивающей среде.

Предметно-пространственная среда, способствующая речи, формируется в помещении группы ДОУ. Она состоит из нескольких центров (уголков, или стендов). Для детей разного возраста перечень стендов может быть почти одинаковым, а вот их наполнение будет отличаться. Работать с речью помогут такие центры:

  • речевой и книжный;
  • игровой;
  • театральный;
  • центр ИЗО;
  • сенсорно-строительный;
  • другие (опосредствованно).

К развивающей предметно-пространственной среде в детсаду предъявляются определенные требования. Согласно ФГОС, она должна быть легко трансформируемой, насыщенной по содержанию, многофункциональной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной, комфортной психологически. И быстро преобразовываться в условное пространство для текущей игры: поликлинику, кафе, полянку в лесу.

Организованная предметно-речевая среда должна помочь в решении таких вопросов:

  • развивать словарный запас;
  • работать над грамматическим строем (учить словообразованию и правильным грамматическим конструкциям);
  • развивать связную речь (учить пересказывать, описывать, отгадывать загадки);
  • формировать полноценную звуковую культуру речи (совершенствовать дыхание, улучшать слуховое внимание и чистоту звукопроизношения);
  • развивать мелкие моторные функции.

Обстановка в группе должна соответствовать возрасту. И позволять чередование разной активности: образовательной, социальной и самостоятельной. Насыщенная и подходящая развивающая среда будет увлекательной для ребенка. Она позволит улучшить речь и разносторонне развить малыша.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]