Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ — Классификации форм взаимодействия ДОУ с семьей


Классификации форм взаимодействия ДОУ с семьей

В последнее время наметились тенденции к систематизации форм взаимодействия. Так, Т.В. Кротова называет следующие блоки форм взаимодействия между центрами ECE и семьями:

  • Информационно-аналитические формы включают выявление интересов, расспросы родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся опросы, тесты, анкеты;
  • Досуговые мероприятия (совместные досуги, праздники, выставки) направлены на установление теплых неформальных, доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми;
  • Когнитивные формы играют главную роль в воспитании психолого-педагогической культуры родителей. Их суть заключается в ознакомлении родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и выработке практических навыков воспитания;
  • Наглядные и информативные формы позволяют правильно оценить работу педагогов и рассмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые уроки для родителей, просмотр видео, фотографий, детских работ.

Беседы являются наиболее доступной и распространенной формой установления связи между учителем и семьей. Цели педагогической беседы: обмен мнениями по той или иной теме и достижение общей точки зрения, своевременная помощь родителям.

Педагогическое консультирование является одной из традиционных форм и используется в практике уже давно.

Консультирование — это процесс взаимодействия двух или более людей, в котором используются определенные знания консультанта для помощи консультируемому.

Методы и приемы консультирования: Беседа, заинтересованное наблюдение, согласие или суждение; активное слушание, перефразирование (проверка точности высказываний другого человека путем повторения его мыслей другими словами); использование ключевых фраз консультируемого родителя для перехода на свой язык общения; конфронтация (заключается в демонстрации родителю противоречия в его суждениях, других точек зрения); Самокоммуникация (рассказывает специалисту о собственных эмоциональных переживаниях родителя, дискомфорте, вызванном действиями родителя); Метод легенды (способ помочь родителю через рассказ другого человека, который нашел выход из похожей ситуации).

Виды консультирования:

  • Индивидуальное консультирование родителей — работа один на один с отдельной семьей или ее представителем;
  • Тематический — работа с семьями, которые испытывают одну и ту же проблему.

При проведении консультаций следует ориентироваться на уровень образовательной подготовки родителей. Таким образом,О. Л. Зверева отмечает, что чаще всего встречаются три уровня: высокий, средний, низкий. Исходя из уровня, учитель, который готовит консультации для родителей с высоким и средним уровнем, выбирает групповую форму. Для родителей с низким уровнем образования — индивидуальная консультация в виде советов, инструкций, вопросов к родителям, совместного анализа проблемы данной семьи.

Консультации по телефону. Особенностью этой технологии является то, что общение осуществляется через посредника — телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, невозможно использовать невербальные формы общения.

К коллективным формам относятся родительские собрания — целесообразная и эффективная форма работы воспитателей с группой родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Родительские собрания — это способ дать родителям возможность участвовать в обучении.

Родительские собрания могут быть организованы по-разному. Их основная часть, представление педагогических знаний, может быть лекцией, докладом, беседой, дебатами, дискуссией и так далее. Этот метод активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Взаимодействие воспитателя с сотрудниками ДОУматериал на тему

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель Растрогина Г.С.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

— приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

— продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

— во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере:

— знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

— проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

— знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

— формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

— используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

— контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

— используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

— осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

— обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

— оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

— планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

— информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:

  • контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;
  • соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;
  • обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;
  • учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;
  • производится совместный ежедневный утренний прием детей;
  • участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;
  • санитарно-просветительская работа родителей;
  • соблюдением графика получения пищи группой;
  • ведение табелей на питание детей по группе;
  • организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит:

  • участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;
  • создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;
  • совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  • организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;
  • участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
  • несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;
  • одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;
  • совместная работа с детьми;
  • взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.

Принцип социального партнерства как новая философия взаимодействия ДОО и семьи

Дошкольная организация как организационная система характеризуется открытостью и однородностью факторов ее внутренней среды, а также связью с внешней средой. Семья, наряду с государством, выступает в качестве субъекта социального порядка. Субъекты социального заказа выступают в качестве социальных партнеров центров ECE.

Термин «социальное партнерство» появился в России в связи с изменением форм собственности. Первоначальный смысл термина заключался в том, что представители работодателей и работников должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, находить компромиссы и достигать соглашения на взаимовыгодной основе.

Распространение экономических отношений во всех сферах государства расширило понятийный аппарат этого термина. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации социальное партнерство — это система отношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей при регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

По мнению экономиста Б. М. Генкина, «социальное партнерство — это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия». Таким образом, анализ определений показывает, что понятие «социальное партнерство» основано на конструктивном взаимодействии участников. Эта основа также отражена в определениях социального партнерства в образовании.

Правовой основой социального партнерства в сфере образования являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую основу организации социального партнерства составляют федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов. Образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС показывает важность социального партнерства, объясняя основные принципы помощи и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития ребенка и его взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; знакомя детей с социокультурными нормами и традициями семьи, общества и государства.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования решает задачи формирования общей культуры воспитанников, взаимодействия образовательных и общественных объединений, а также развития личностных ценностей и установок воспитанников и обучающихся.

В рамках модели дошкольного образования (ФГОС ДО), основанной на ФГОС ДО, партнерство означает, что отношения обеих сторон основаны на совместной ответственности за образование детей. Кроме того, концепция партнерства подразумевает, что семьи и центры ECE равны, имеют общие цели и работают вместе для их достижения

Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУметодическая разработка на тему

Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУ

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательной деятельности играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности:

— Педагогические советы

— Семинары

— Методические объединения

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности ДОУ – высший орган руководства всем образовательной деятельностью. Педсовет включает теоретический и аналитический материал, где педагогами и специалистами ДОУ представлены отчеты из опыта работы, итоги тематического и фронтального контроля, тренинги и анкеты для воспитателей.

Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие?

Педсовет – деловая игра чаще всего используется для подведения итогов работы коллектива, по какой либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Педсовет – круглый стол. Для его подготовки руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Так же важно выбрать ведущего, ориентирующегося в проблеме и умеющего направлять разговор в нужное русло.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуации, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет – дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить тему «Как должно быть организовано взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка?»

Необходимо, чтобы все участники педсовета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов. Следует помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Приём «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Тренинг – одна из эффективных интерактивных форм работы с педагогами ДОУ при отработке профессиональных навыков и умений (быстрое реагирование, быстрое обучение).

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический ринг – ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.

Круглый стол – проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

«Аквариум» – форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что даёт этот приём педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Инициатор: Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

Спорщик: Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”

Соглашатель: Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего

Оригинал: Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

Организатор: Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

Молчун: Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

Деструктор: Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)

«Вечер вопросов и ответов» — за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности

Методика проведения дискуссии:

— ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей;

— вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом;

— организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы;

— заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

1 этап — Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

2 этап — Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе Категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

3 этап — На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации.

Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику образовательной деятельности или сотрудничества с родителями воспитанников.

Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала.

Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения и активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов.

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Особенности проектной деятельности в дошкольном образовании

Метод проектов рассматривается как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии учителей, учащихся и их родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Американский педагог и философ Дж. Дьюи основал проектный метод обучения, суть которого кратко выражена лозунгом «Учиться, делая». По его словам, образовательный процесс должен строиться вокруг конкретной проблемы, решение которой актуально и значимо для ребенка в данный момент. Внешний результат будет видимым, понятным и применимым на практике. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием обучающегося, связывая знания и навыки, компетенции и ценности.

Основная цель метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем. Выбранная для проекта тема проецируется учителем на все образовательные области, предлагаемые ФГОС, и на различные виды детской деятельности. Это обеспечивает целостность образовательного процесса. Интеграция знаний из разных тематических областей формирует целостное видение окружающего мира, развивает познавательный интерес ребенка, позволяет ему «прожить» тему в разных видах деятельности (мышление, речь, труд, творчество и т.д.), усвоить больше информации, понять связи между предметами и явлениями и получить ощутимый результат. Итак, проектная деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций для овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельностью; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить цель (идею). Поэтому в образовательном процессе центров ECE проектная деятельность носит совместный характер, в которой участвуют дети и педагоги центра ECE, а также родители. Степень участия детей в проектной деятельности зависит от их возрастных особенностей: в младших группах дети наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем возрасте дети начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте они являются полноправными участниками проекта.

Совместные проекты детского сада и семьи особенно важны, так как позволяют «создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей)».

Опыт коллективного творчества осуществляется на фоне общих положительных эмоциональных переживаний, что способствует развитию дружеских отношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они находятся вне коллектива. Поэтому для развития детей необходимы парные, групповые и фронтальные проекты.

Парный проект выполняется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе в одном пространстве, решать общую проблему, выбирать адекватные способы ее решения. Групповой проект выполняется группой участников (от 3 до 10-12 человек).

«Оптимизация взаимодействия педагога с детьми» Консультация – практикум для педагогов

Автор:

Бундакова Лариса Александровна

Заведующий

МБДОУ № 63 «Катюша» г. Сургут

В наше время стремительно развивается сфера дошкольного образования: строятся новые детские сады, улучшается развивающая предметно-пространственная среда, реализуются новые программы и проекты. Но, как и много лет назад самым главным объектом развития и воспитания в детском саду остаются дети. Именно для них, для их развития производятся улучшения и изменения. А самым главным человеком в детском саду для детей остаётся их воспитатель, от которого зависит комфорт пребывания ребёнка в группе, качество получаемых знаний и т.д.

«В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализировать игру, т.е. превратить все игры ребёнка в дидактические занятия»(А.С. Спиваковская)[1]

Это в свою очередь влияет на социально-эмоциональное развитие ребёнка. Приходят в детские сады дети с хорошим познавательным развитием, но с нарушениями коммуникативной сферы. Они не могут адекватно взаимодействовать с детьми и педагогами

Как же оптимизировать взаимодействие педагога и ребёнка?

Огромное значение в развитии ребёнка имеет игра. Именно в ней он демонстрирует своё отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра ребёнка может дать очень много информации.

Например, поведение в игре возбудимых детей отличается импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглашения, придерживаться правил игры. А можно увидеть ребёнка, который сидит в стороне от общих игр. В работе с таким ребёнком важно соблюдать принцип постепенности, пошаговости.Поэтому важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами.

Как отмечает психолог Широкова Г.А., усвоение социально-эмоционального опыта идёт через взаимодействие ребёнок-взрослый. Роль взрослого – уметь замечать недостатки, анализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. А эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребёнком. [2]

Консультация – практикум для педагогов

«Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками»

Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у дошкольников.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.

Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.

Конечно, не только педагоги отвечают за навыки общения у детей. В большей степени это проблема родителей.

Давайте поговорим о том, как, именно, мы в детском саду можем сформировать навыки позитивного общения у дошкольников.

Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.

Чтобы создать условия для позитивного общения и активного взаимодействия необходимо:

— к детям обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.

— к собственным высказываниям относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму.

— четко знать возрастные особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться.

— ласка и бережное отношение.А в 5 лет, кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.

Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо поступил.

Для формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества можно использовать следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми:

— чаще обсуждать последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека;

— предлагать игры и ситуации, в которых надо сотрудничать, помогать друг другу;

— объяснять, каким образом лучше действовать в той или иной ситуации вместе и как помочь друг другу.

— исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом;

— поощрять стремление детей договариваться;

— привлекать детей к случаям нравственного исцеления ребёнка;

— последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.

— поощрять различные формы сюжетно-ролевой игры и обеспечивать детей игровым материалом.

Работа с дошкольниками над правилами поведения должна осуществляться по 2 направлениям:

  1. Развитие представлений о нравственных нормах поведения
  2. Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии нормами морали.

Анализ работы дошкольных учреждений показал, что, всё — таки, в нашей работе преобладает первое направление. А если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые ЗУНы без эмоционального отношения, нравственной мотивации, то они не способствуют воспитанию нравственного поведения.

Воспитание культуры общения тесно связано с формированием у детей навыков коллективизма.

Ваши фразы – помощники:

  • Толя поиграл с машиной и отдал Вове. Молодец! (говорится при всех)
  • Хорошо играл, никому не мешал
  • Предложи Лине игрушку, пусть поиграет вместе с тобой.
  • Пригласи Артёма и Мишу, вместе посмотрите книгу:
  • Сядьте рядом со мной, а я расскажу для Саши, Марины и тебя интересную сказку.

Очень важно помогать детям устанавливать контакты друг с другом без криков, без ссор.

Что мы делаем, когда дети подрались между собой? (наказываем, разбираемся кто прав, кто виноват).

Что мы делаем, когда замечаем, что ребёнок жадничает (говорим тогда не приноси игрушку; и ты ему не давай, не играй с ним). А как же сформировать навык позитивного общения у ребёнка?

В отработке этих проблем вам поможет кукольный театр.

С ребятами можно обыгрывать сценки. И не обязательно всех усадить (когда вы начнёте это делать, дети и так подтянутся к вам).

Проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения:

Куклы подрались из – за машинки;
Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть (остальные дети должны постараться уговорить её)
Одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет (остальные защищаются)
Одна из кукол не хочет делиться игрушками
Одна из кукол не хочет ходить в детский сад (остальные перечисляют, что в детском саду хорошего и интересного).

Или любая проблемная ситуация, которая может произойти группе.

Ролевые игры.

  • Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться)
  • Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание)
  • Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
  • Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?

Эти, в общем то, не самые сложные тактики взаимодействия особенно актуальны в работе воспитателей, если в группе имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с нарушениями поведения. Потому что благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются эмоциональный комфорт для каждого ребёнка, понимание и поддержка, положительные взаимоотношения между детьми. Только в этом случае воспитанникам становится понятна роль правил.

Таким образом, для оптимизации взаимодействия педагога и детей необходимо создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, умение разрешать конфликты адекватными эффективными способами.

Список литературы.

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М: ТЦ: Сфера, 2010. -272с.
  2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]