Цель и задачи взаимодействия детского сада с родителями
Важнейшая цель взаимодействия с родителями – научить их профессионально воспитывать своих детей.
Также взаимодействие детского сада с родителями решает и другие задачи:
- Общение с родителями позволяет определить семейную обстановку воспитанников;
- Позволяет оказать им помощь в виде совета и практическую поддержку;
- Развивает педагогически способности родителей;
Рассмотрим подробнее направления, по которым проводится работа с родителями на территории детского сада.
- Информационное направление. Это дает возможность контактировать с родителями ребенка. Воспитатель получает информацию об интересах и потребностях родителей, понимает их запросы, определяет уровень их педагогической подготовки. Для изучения семейной атмосферы нужно провести анкетирование. С помощью анкетирования можно определить структуру отношений в семье, узнать ее специфические особенности, методы домашнего воспитания.
- Познавательные свойства. Цель воспитателя – дать родителям все необходимые знания о воспитании детей. Для этого родители должны поддерживать контакты со всеми сотрудниками детского сада, связанными с их ребенком. Например, это могут быть логопеды, дефектологи, педагоги по физкультуре, психологи, медицинские работники, музыкальные учителя.
Общаясь с персоналом детского сада, родители могут лучше понять особенности своих детей, связанные с их возрастом и психологией. Также они приобретают знания о современных подходах к воспитанию детей и обучению их некоторым практическим видам деятельности.
Это позволяет значительно улучшить воспитательную культуру семьи. Это изменяет точку зрения родителей на воспитание ребенка в домашних условиях.
Организация досугов в ДОУ совместно с родителями
Педагогическая статья на тему: «Организация досугов в ДОУ совместно с родителями»
Автор: Шальнова Елена Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 391» г.о.Самара. Описание материала. Предлагаю Вам педагогическую статью на тему: «Организация досугов в ДОУ совместно с родителями». Данная статья будет полезна для воспитателей, руководителей ДОУ. В статье рассказывается об актуальности данной темы, раскрывается опыт работы по организации досугов с семьями воспитанников. Развитие гармонично развитой личности не возможно без участия родителей. Необходимо укрепление и развитие тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Педагогическая статья на тему: «Организация досугов в ДОУ совместно с родителями».
Цель: информирование педагогических работников о разных формах организации досугов с родителями. Задачи: 1. Способствовать формированию представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных форм организации досугов совместно с родителями. 2. Мотивировать педагогических работников на применение новых форм взаимодействия с родителями детей. Содержание В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы, педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка. Взаимодействие необходимо строить на принципах совместной деятельности педагога, родителей и детей. При этом целью воспитания должно быть гармоничное развитие личности ребенка. Развитие гармонично развитой личности не возможно без участия родителей. Поэтому необходимо подвести родителей к пониманию того, что мы вместе должны объединить усилия в воспитании и развитии ребенка. Совместные требования родителей и воспитателей приведут к нужной цели – здоровый ребенок, умеющий творчески мыслить, соблюдающий общепринятые нормы поведения, а это один из параметров подготовленности к школе. Необходимо убедить родителей, что нет интересней и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка. А самое главное это не сложно и увлекательно. Ведь всем нравиться выполнять то, что интересно. Если родители видят, что педагоги делают многое для того, чтобы детям было интересно, весело и комфортно в детском саду, тогда они охотнее идут на сотрудничество. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада, поэтому в работе с родителями педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи: — Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей; — Обогащать совместный эмоциональный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними; — Развивать интерес к совместному времяпровождению. Сплотить родителей и детей. С целью формирования у ребенка чувства единения с родителями семьями могут быть оформлены альбомы «Вот какой я», разделы которого заполняются как письменно (с помощью взрослого), так и с использованием рисунков детей и фотографий. Существует немало форм организации совместного досуга воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений совместно с родителями. Организация досуговых мероприятий – замечательное направление деятельности для работы с родителями. Родители, наблюдая за жизнью ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению поделок, рукоделию или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Задача педагога организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга — чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением. При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней. В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь пес¬ни, играть на музыкальных инструментах. Праздники: «Собираем урожай», «Любимая бабушка», «День матери», досуги: «Старая сказка на новый лад», «Веселые зайчата», «Широкая масленица» и другие проводятся с аттракционами, конкурсами, в которых принимают участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы. Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Вот какой я», «Зимушка-зима», выставка поделок «Волшебница Осень», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. На собраниях клуба «Наши руки не для скуки» совместно с родителями проводятся мастер классы. В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Родители посредством анкетирования выбирают интересные для них темы. Руководствуясь интересами родителей, составляется план работы клуба на год. Мастер – класс проводится с периодичностью 1 раз в месяц, всего 8 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе. Проводится «День добрых дел» — ремонт игрушек в группе с детьми, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий для занятий. Это мероприятие способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, заставляет в будущем беречь и аккуратно относиться ко всему в группе. Результатом, взаимодействия с родителями стал: Возросший интерес родителей к работе детского сада и воспитанию детей. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках. Семья и детский сад – два воспитательных феномена каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и воспитателя редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития
Методы взаимодействия с родителями
взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.
К традиционным методам относятся: родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, с родительским комитетом, проведение консультирования и бесед, организация семинаров, тренингов и конференций, проведение круглых столов.
К нетрадиционным методам относятся: организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность, ведение устного журнала.
План совместной деятельности с родителями в старшей группеметодическая разработка (старшая группа)
План совместной деятельности с родителями в старшей группе
2019 – 2022 год
Цель. Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; единого педагогического пространства для гармоничного формирования личности ребенка.
Задачи.
- Обеспечить права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
- Изучить отношения к различным вопросам воспитания, обучения и развития детей, условия организации разнообразной деятельности.
- Знакомить с трудностями воспитания и лучшим опытом воспитания в детском саду и в семье.
- Информировать об актуальных задачах воспитания и обучения детей.
- Создавать условий для сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия с родителями и детьми.
- Привлекать семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
- Поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, за создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы взаимодействия:
— взаимодоверие и взаимоуважение;
— взаимная поддержка и взаимопомощь.
Принципы родительского образования:
- целенаправленность,
- адресность,
- доступность,
- индивидуализация,
- инициированность обсуждений и принятия решений.
Ожидаемый результат:
- Установление неформальных отношений с семьями воспитанников.
- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм.
- Установление делового взаимодействия с семьей, общение и взаимопонимание.
- Повышение педагогической компетентности родителей: обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- Подготовка ребенка к социальным отношениям.
Реализация совместного плана работы группы с родителями воспитанников.
Месяц | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Ответственные |
Сентябрь |
| — Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет. — Выявить потребности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Анализ информации. — Формирование единого подхода к формированию привычки к ЗОЖ в детском саду и дома. — Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. | Воспитатели. Психолог. Логопед. |
Октябрь |
| — Повышение педагогической культуры родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания у детей коммуникативных навыков и привычки к ЗОЖ. — Активизация родителей в работу группы детского сада. | Воспитатели |
Ноябрь |
| — Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам пожарной безопасности в детском саду и дома. — Обогащение педагогических знаний родителей. — Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности. — Предоставление методических рекомендаций для занятий с детьми дома. | Воспитатели |
Декабрь |
| — Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. — Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. — Повышение педагогической культуры родителей. — Вовлечение родителей в совместное творчество. | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
Январь |
| — Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. — Информирование родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания. — Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. — Ознакомление с задачами по сохранению и оздоравливанию детей. | Воспитатели, инструктор по физкультуре, инструктор по плаванию, психолог, медсестра |
Февраль |
| — Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. -Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей. — Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей. — Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «Мама, папа, я – очень дружная семья». — Выставка детских рисунков и поделок. | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
Март |
| — Реализация единого воспитательного подхода по экологическому воспитанию в детском саду и дома. — Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей». — Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении». — Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков. | Воспитатели |
Апрель |
| — Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по формированию познавательных способностей детей». — Активизация педагогических знаний родителей. — Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков. | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Май |
| — Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. — Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. — Способствовать сплочению коллектива группы. | Психолог Воспитатель |
Формы сотрудничества с родителями
Рассмотрим некоторые из перечисленных форм сотрудничества.
Собрания
Собрания проводятся с целью совместного решения связанных с воспитанием вопросов. На собраниях также обсуждаются вопросы здоровья детей, их развития и образования. Если появляются определенные проблемы, их также нужно обсудить на собрании. При этом собрания проходят в форме активного диалога с родительским составом. Можно выбирать самые разные темы для собрания, главное – чтобы они соответствовали ожиданиям и интересам семей.
Сотрудничество с комитетом родителей
Комитет – это объединение некоторых родителей, проявляющих наибольшую активность, которое создается для совместного решения воспитательных и образовательных задач в пределах детского сада.
С их помощью организовывается взаимодействие детского сада с родителями со всем родительским составом. Они участвуют в подготовке группы к новому учебному году, организуют подписку необходимых печатных изданий, проводят различные мероприятия, организуют праздники и развлекательные мероприятия, проводят разные акции.
Консультации родителей и беседы с ними
Это позволяет поддерживать активный обмен мыслями с родительским составом по разным вопросам. При этом можно выбирать любые актуальные темы и направления. Планируя проведение консультации, нужно учесть запросы родителей, постараться охватывать как можно больше сторон воспитания их ребенка.
Посещение дома семей
Это позволит лучше познакомиться с каждым ребенком и понять, как он живет у себя дома.
Очень важно тщательно продумывать каждое посещение. При непринужденном общении можно узнать много информации о ребенке, понять, какие у него есть интересы и увлечения.
Организация конференций
Конференции проводятся для того, чтобы развивать педагогическую осведомленность родительского состава. Можно обсуждать самые разные темы.
Причем во время конференции можно привлекать к участию не только родителей, но и различные общественные организации. Во время конференции могут выступить представители медицины, полиции, сотрудники отдела образования другие специалисты, связанные с дошкольниками.
Взаимодействие детского сада с родителями — Организация обучающих игры для родителей
Игры можно посвящать самым разным темам и направлениям. Например, можно поговорить о том, как путешествовать со своими детьми. Также обсудить, как организовать прогулки, как проводить выходные дни, как готовить и другие темы.
Также можно проводить игры, позволяющие освоить некоторые педагогические приемы. Это позволяет в интересной форме получить знания о правильно воспитании детей, отработать на практике некоторые модели действий.
Также подобные игровые ситуации позволят родителям проанализировать собственные ситуации в семье и найти наиболее подходящее для них решение. Различные специалисты и педагоги могут оказать им в этом помощь.
Организация презентации
Презентация – это метод взаимодействия с родителями, который возник совсем недавно. Нужно хорошо прорекламировать деятельность детского учреждения. Родители должны знать устав организации, программу, которая применяется на территории детского сада. Они должны быть знакомы с коллективом, с работающими специалистами.
Во время презентации родители получают нужную им информацию о том, как проводится работа с их детьми, какие дополнительные услуги предлагает детский сад.
Взаимодействие детского сада с родителями — Организация дней добрых дел
Это форма сотрудничества может помочь развить теплые отношения с каждым из родителей. Родители могут помочь организовать предметное пространство, отремонтировать мебель, привести игрушки в хорошее состояние, принести новую одежду для кукол или сшить костюмы для предстоящих мероприятий.
Также родителей можно привлечь к озеленению территории вокруг детского сада, попросить помочь в косметическом ремонте. Некоторые родители могут привезти песок в песочницы. Существует множество добрый дел, которые могут сделать родители для детского сада, в который ходит их ребенок.
Проведение тренингов
Во время тренингов можно устраивать игровые задания, которые позволяют оценить разные методы взаимодействия с ребенком. Во время игрового тренинга родители лучше учатся общаться со своими детьми и узнают новую информацию об их воспитании.
Организация совместных видов деятельности
Любая совместная работа, во время которой родители не просто получают результат, но являются активными участниками процесса. Естественно, организуемая деятельность должна быть связана с воспитанием их детей.
Организация дней открытых дверей
Во время этих дней родители должны иметь возможность познакомиться с методами проводимой с детьми работы. Они лучше узнают стиль общения воспитателей с ребятами, сами включаются в групповую жизнь своих чад.
При этом можно впускать не только пап и мам, но и бабушек и дедушек, а также других членов семьи. Они должны иметь возможность посетить все помещения, лучше узнать условия, в которых находится их ребенок большую часть своей жизни.
Организация мини-собраний
Для мини-собраний нужно найти одну интересную семью, изучить ее опыт воспитания ребенка дома. Далее эта семья должна пригласить к себе две-три другие семьи, которые имеют те же принципы воспитания дома. В результате собирается небольшая кампания, которая обсуждает актуальные и интересные темы.
Организация почты Доверия
Это достаточно новый метод взаимодействия с родителями, с помощью которого можно развить доверительные взаимоотношения родителей с сотрудниками детского сада. Родители могут рассказать о своих проблемах, связанных с воспитанием, и получить консультационную помощь в этом вопросе.
Создание сайта учреждения
Сегодня резко возрастает потребность родителей в получении информации о воспитании детей. Меняющиеся условия жизни побуждают родителей искать актуальную информацию о педагогической культуре. Они должны быть в курсе всего, что происходит на территории детского сада, куда ходит их ребенок.
Поэтому на сайте можно разместить множество полезной информации: это могут быть различные разделы с информацией о саде, принятые нормативные акты, достижения организации, информация о действующем коллективе и обязанностях разных специалистов, можно рассказать о проводимых на территории сада мероприятиях.
Также можно размещать различные консультационные материалы. На этом же сайте можно выкладывать новости, презентации и фотографии.
Еще одним направлением сотрудничества с родителями является наглядно-информационное. Можно организовать специальный родительский уголок, кода родители могут приносить свои семейные фотографии.
Также различные стенгазеты, бюллетени, объявления. Здесь же можно организовать выставку творчества детей и место, куда родители могут писать свои предложения по работе детского сада.
Конспект досугового мероприятия с родителями “Мы здоровью скажем ”Да!”
Родители удивили всех своей находчивостью и изобретательностью, а заодно и рассказали о пользе салатов и овощных напитков.
Воспитатель:
Много у нас накопилось таких рецептов – рецептов о вкусной и здоровой пище. И если кого-то из вас заинтересовала наша информация, то можете легко ею воспользоваться, взяв в руки замечательную “Семейную книгу”. Приложение 2.doc (392.5 КБ)
Воспитатель рекламирует подшивку рецептов (домашнее задание для родителей)
Воспитатель:
А сейчас Карлсон познакомит вас, уважаемые родители с некоторыми упражнениями, которые помогают сберечь здоровье!
а) Игровой самомассаж
необходим для хорошего настроения, осознанного стремления быть здоровым и для профилактики ОРЗ
(воспитатель вместе с детьми показывает точечные упражнения, а родители повторяют)
б) Пальчиковая гимнастика
– это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика оказывает положительное воздействие на познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, фантазию и др.
(воспитатель вместе с детьми показывает пальчиковую гимнастику, а родители повторяют)
в) Дыхательная гимнастика
восстанавливает нарушенное носовое дыхание, очищает легкие и улучшение их снабжения кислородом. Эти упражнения очень полезны для профилактики ОРЗ
(показ детьми, а родители повторяют)
г) Музыкотерапия
, которую активно используем в своей работе: соответствующая музыка звучит при укладывании детей на сон; во время занятий (особенно на занятиях по рисованию, лепке, аппликации); в сводной деятельности). Давайте немного отдохнем сейчас, послушав красивую мелодию; может быть кто-то даже и представит себя где-то…Сядьте поудобнее, закройте глаза и… наслаждайтесь
(звучит мелодия).
Я думаю, что все приятно отдохнули, представили себя: кто на море, кто летит в космическое пространство, кто просто нежится на песчаном берегу наикрасивейшего озера…
д) Оздоровительно–профилактические упражнения для коррекции ступни: дети показывают ходьбу босиком: по ребристой доске и по следам на самотканых дорожках; показывают на тренажерах – индивидуальных самодельных ковриках из различного материала упражнения (покачивание с носка на пятку, ходьба на месте, прыжки, бег в чередовании с ходьбой)
Ст. воспитатель:
А как в ваших семьях укрепляют здоровье – сейчас увидим, просмотрев небольшие фильмы, которые составили наши родители.
Родители 3 семей показали видеоролики (через КП)
Воспитатель:
выполнив все задания, мы с вами собрали
цветок здоровья.
Дорогие мамы, папы и детки, вы настоящие ценители здоровья! Желаем вам всегда заниматься спортом, кушать только здоровую пищу и укреплять здоровье всей семьи.Вам, уважаемые родители, на память о нашей встрече, хочу подарить “Памятку по формированию здорового образа жизни”
(каждой семье вручается памятка). Приложение 3.doc (480.5 КБ)
и вместе с Карлсоном и Фрекен Бок мы приглашаем Вас, отдохнуть в нашем кафе «Лакомка», отведать полезные салаты и провести время с пользой.
Взаимодействие детского сада с родителями — Наглядные информационные модели
Обсудим более подробно некоторые наглядные и информационные модели.
Родительский уголок
Сюда можно помещать разную информацию для родителей. Это может быть и режим дня группы, и информация об образовательных мероприятиях, и меню на каждый деть. Здесь же родители могут найти полезные советы и различную справочную информацию.
Папки
В этих папках можно использовать материал на самые разные темы. Главное, подобрать его так, чтобы он был актуален в силу текущей лексической теме.
Организация стендов
На стендах выкладывается разнообразный материал, полезный и интересный детям. Например, можно посвятить стенд дорожному движению, либо пожарам, либо родителям детей. Также сюда можно выкладывать творческие работы детей.
Фотоальбомы
В них помещаются фотографии, которые принесли дети или их родители. Так можно познакомиться с семейным очагом каждого ребенка. Это позволяет детям проявлять любовь и уважение к своему дому и к своей семье. Дети хранят альбомы семейных фотографий в своих шкафчиках или полочках в спальне или в группе.
Стенгазеты
Это достаточно старый и эффективный метод организации наглядного взаимодействия с родительским составом. Он позволяет привлечь внимание родителей к жизни детского сада. На стенгазеты можно помещать информацию о интересных мероприятиях.
Также дети могут делиться своей семейной жизнью: творчески изображать свои праздники, своих родственников, совместные интересные мероприятия.
Плакаты
Они позволяют в наглядной интересной форме разместить полезную и актуальную информацию. Например, о ядовитых грибах и ягодах. О спорте и здоровье. О безопасности на дорогах и т.д.
Выставки
Благодаря выставкам можно продемонстрировать родителям достижения их детей в сфере освоения программы сада.
Печатные памятки или брошюры
Это дает возможность предоставить родителям информацию о концепции учреждения. В памятках можно описывать полезные советы для родителей. Например, как воспитывать детей. Или как защитить их от простуды. Или что делать во время болезни. Или как подготовить ребенка к школе.
Совместная игровая деятельность родителей и детей (из опыта работы)
Со своей группой детей и родителей я работаю первый год. Начала с того, что решила наладить доверительные отношения с родителями. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!
Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.
Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической ». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.
Но современные родители, почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждениям. Я столкнулась с проблемой: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это я и хочу донести до родителей моих воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. Опираюсь на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию, а бывает, освещаю те темы и вопросы, которые интересны нам воспитателям и, думаю, будут интересны родителям.
Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но, по моим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр.
Для решения этой проблемы, я поставила перед собой задачи в работе с родителями:
1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.
3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.
6. Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.
Для того, чтобы узнать значение совместных игр в семьях моих воспитанников, я провела анкетирование родителей и детей «Игра в жизни моей семьи». По результатам анкетирования, сделала выводы, что родители хотят играть с детьми, но не умеют правильно организовывать совместную игровую деятельность с детьми.
Я составила план совместной игровой деятельности, где родители будут партнерами, участниками детей в играх, а не зрителями, наблюдателями.
Подготовила консультации для родителей «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?». Цели этих консультаций: дать понять родителям то, какую роль занимает игра в жизни ребенка; дать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.
Следующим моим шагом было проведение родительского собрания в форме устного журнала на тему «Зачем человеку детство?». На собрании обсуждались вопросы: помнят ли родители свое детство, чем оно характерно? Что интересует, волнует их ребенка? Каким бы они хотели его видеть? На собрании родители познакомились с высказываниями педагогов, ученых об игре, ее роли в жизни ребенка. В конце собрания родители получили памятки «Как правильно играть с ребенком».
Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников и т.д. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Но я поняла, что жизнь детей становится интереснее, если организовать какие-то нестандартные, весёлые праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.
Праздник – яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К.Д.Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого». Я согласна с ним. Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители.
Хорошей традицией нашей группы стало проведение детско-родительских праздников. Это хороший повод провести их вместе с родителями, а не для них. Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие праздники готовятся не один день. Это кропотливая работа. Нужно продумать и организацию праздника, оформление зала, разработать сценарий и т.д. С детьми перед каждым мероприятием я делаю приглашения для родителей. Как приятно видеть радостные лица родителей, когда их ребенок вручает приглашение, сделанное своими руками! Тут уж стыдно будет не прийти и не принять участие, чтобы порадовать сына или дочку.
Праздники: «День рождения Осени», «Праздник елки»; досуги: «Вместе с мамой», «Широкая масленица»; развлечения: «Зимние забавы», «Мама – солнышко моё», «Папа может все, что угодно!» и др. были проведены с различными аттракционами, конкурсами, соревнованиями, эстафетами и другими игровыми сюжетами. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они учат ребёнка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. Родители хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха.
Я увидела, что в результате таких мероприятий у родителей изменилось отношение к ребенку (он много умеет и знает) и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с их детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силу.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Осень – волшебница», «Волшебная снежинка», «Очумелые ручки». Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчество воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.
Особенно любимы детьми «Встречи с интересными людьми», где их гостями бывают родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. Например, гостями нашей группы были мама – врач из железнодорожной поликлиники, папа – строитель. Такие встречи обогащают знания детей о профессиональной деятельности взрослых, расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, а так же формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации». Большую роль в формировании представлении детей о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры, профессионально-ориентированной направленности. Поэтому результатом таких встреч и бывают сюжетно-ролевые игры, например, «Поликлиника», «Что нам стоит дом построить?»
Так же я планирую пригласить в гости бабушку, которая покажет мастерство вязания крючком; маму, которая согласна устроить детям «Праздник воздушных шаров».
Нельзя забывать, что наш детский сад от железной дороги. Я планирую провести литературную гостиную «Вот поезд наш мчится, колеса стучат…», где родители с детьми будут читать стихи, сказки, рассказы о железной дороге, собственного сочинения.
Я считаю, что благодаря таким мероприятиям создаю условия для взаимодействия детей и родителей, которые помогли улучшить эмоциональный контакт между ними, научили их совместной игровой деятельности.
Автор: Сафарова Ирина Александровна, воспитатель, НДОУ «Детский сад № 118 ОАО «РЖД», г. Самара, Россия.
Статья размещена в авторской редакции.
Организация досуга
Еще одним направлением работы с родителями является организация досуга.
Праздничные мероприятия
Позволяют весело провести время детям, родителям и педагогическим сотрудникам.
Совместный театр
Дети готовят театральную постановку. Родители помогают им заучить слова, шьют для них костюмы и создают красивые декорации. Детям очень нравятся такие мероприятия. Обычно они получают много впечатлений и испытывают радость от своих и чужих успехов.
Выставка семейных ценностей
Дети могут принести разные материалы для выставки. Например, старые игрушки, сохранившиеся еще от пап и мам, красивые старые открытки и многое другое, что сохранилось в семье со старых времен.