Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек чувствует, представляет. Эмоции – постоянные спутники человека. Эмоции оказывают влияние на мысли и деятельность человека.
Эмоции помогают определённым образом воспринимать действительность, реагировать на неё. То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним. Многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями. Дошкольный период — достаточно короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.
Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи.
Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. В современной науке существует четыре направления в определении связи эмоций и чувств: представление чувств и эмоций тождественными; отношение чувств к одному из видов эмоций; рассмотрение чувства как родового понятия разнообразных эмоций; представление о чувствах и эмоциях как о различных процессах.
Выделяют следующие виды эмоций: отрицательная; положительная; нейтральная; нетрадиционная; статическая; динамическая.
К положительным эмоциям принадлежат: удовольствие, восторг, радость, уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство.
К негативным эмоциям принадлежат: злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, отчаянье, гнев.
Нейтральными можно назвать: любопытство, изумление, безразличие.
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным (связанным с выживанием) эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции.
Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете, собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Человек с другого конца земли, имея другое воспитание, другую культуру и мировосприятие, способен без слов понять состояние человека «считывая» его эмоции. Некоторые сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента рождения, ребенок еще не получивший «обработку социумом», не имея никакого жизненного опыта способен с первых дней жизни (впрочем, даже в утробе матери) «считывать» эмоции. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать невозможно, так как многое для человека еще не ведомо, нет таких приборов и понятий способных дать четкие ответы.
К. Изард выделил следующие основные эмоции
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Таким образом, эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве. Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» — они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Эмоциональное благополучие также обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. При этом, конечно, важнейшей составляющей влияния взрослого на ребенка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок, характеристик.
Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями: наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.
Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.
В нашем детском саду каждый год проводится диагностика эмоционально волевой сферы личности и эмоционального состояния ребенка в группе детского сада. Хочется отметить, что у большинства детей в последнее время, по сравнению с предыдущими годами, наблюдается снижение уровня развития сферы эмоциональной, всё большее количество детей испытывает трудности в общении со сверстниками, осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей.
На всех этапах физического развития дошкольника необходимо расширять знания об эмоциональных явлениях, об эмоциональной сфере человека и собственных эмоциональных проявлениях. Объясняя, какие бывают эмоции, как они выражаются и какие бывают последствия эмоций, мы формируем словарь эмоций, активизируем способы и средства идентификации эмоций, тем самым облегчая общение ребенка с окружающим миром, развивая его познавательный потенциал и формируя основы морали. Например, в ролевой игре ребенок принимает ситуацию «как будто» и при этом, не меняя себя, сохраняя связь с реальностью, проживает реальные эмоции в соответствии с сюжетом.
Необходимо также обогащать позитивный эмоциональный опыт детей, а через проигрывание эмоциональных переживаний, снимать напряжение, гнев и вырабатывать самостоятельный навык борьбы с негативными эмоциями.
Важной частью обогащения эмоциональной сферы дошкольника также является расширение средств выражения эмоциональных состояний и формирование навыков произвольного выражения эмоций. Проводя творческие игры типа «Дорисуй лицо» или «Найди отличия в выражении лиц», обсуждая мимические признаки, воспитатель помогает ребенку с решением этого вопроса.
Опережающая инициатива взрослого – главная особенность в коррекции сферы общения ребенка и расширения его эмоциональной сферы.
Родители и воспитатели дошкольников должны большое внимание уделять ролевым играм, разыгрыванию различных сценок с эмоциональным подтекстом, необходимо посещать театральные постановки, цирковые представления, рассматривать картины и прослушивать музыкальные композиции с разным эмоциональным подтекстом.
В работе должна использоваться психогимнастика. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционаоьно-личностной сферы).
Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально – экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами, «языка» эмоций, которые создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.
В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.
Задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы.
Вторая младшая группа.
Основными задачами на этом возрастном этапе являются:
— Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;
— Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности, продолжительности.
Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры.
«Путешественники»
Воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.).
Игры с водой — пускать кораблики, купать игрушки, наполнить водой пластмассовые емкости, резиновые игрушки (груши) и вылить её, погрузить на дно пластмассовые шарики, игрушки.
«Дождь идёт» (льют воду из лейки в тазики).
«Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше удержать её).
«Море волнуется» (руками изображают морские волны).
«Ветерок»
Воспитатель держит в руке султанчик, к которому прикреплены легкие ленточки, и произносит такие слова:
Ветерок, подуй сильней,
Развей ленточки скорей.
Вей, вей, ветерок,
Догони его, дружок!
Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».
Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности.
Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор.
«Медвежата»
Воспитатель читает стихи П. Воронько, предлагая детям подвигаться.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так! (Переступают с ноги на ногу, вертят головой.)
Медвежата мёд искали, дружно кустик раскачали. Вот так! (Имитируют раскачивание кустиков.)
Вперевалочку ходили и из речки воду пли. Вот так! (Двигаются вперевалочку, неуклюже, затем наклоняются, «пьют воду».)
А потом они плясали, выше лапы поднимали. (Танцуют, высоко поднимая колени.)
Во второй младшей группе также необходимо познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определимые эмоциональные состояния: радость (радостно, радостный), грусть (грустно, грустный), веселье (веселый, весело и т.д.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испуганный, испугаться), злость (злой, рассерженный) и т.д.
Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в жестах, мимике, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой ещё она была?» и т.д.
Дети этого возраста должны также научиться видеть и воспроизводить характерные особенности оформления эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстративный материал, театрализованную деятельность и т.п. Например, используя серии сюжетных картинок и наборы карточек с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях, воспитатель предлагает детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.
Средняя группа.
На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный (зрительно – вестибулярные, зрительно – слухо – осязательные и т.д.)
Для развития эмоциональной экспрессии, её механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально – экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.). учитывая возрастные особенности детей, эмоционально – игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.
В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроения (не очень злой, совсем не страшный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радостный – веселый, грустный – печальный, тоскливый); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния: злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся); понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша – растеряша, девочка – привередница, добрый доктор Айболит и др.
Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарем, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов, следует прежде всего обратиться к художественной литературе. Желательно также использовать наглядные модели – серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.
Можно сделать картонный круг с передвигающейся стрелкой и с изображением животных, людей в разных эмоциональных состояниях. Указывая на одно из них, воспитатель просит детей назвать данное настроение, подобрать слова – синонимы (заяц печальный, ещё какой?).
Продолжить содержательный диалог с детьми позволит обращение к другим видам деятельности: изобразительной (воспитатель вместе с детьми рисует Машу – растеряшу, доброго доктора Айболита и т.д.), музыкальной (подбирают музыкальное сопровождение к сказкам).
Желательно учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость) по внешним признакам, замечать изменения (переходы) в настроении.
Для решения этих задач можно проводить беседы с использованием пиктограмм, игры, например «Путаница».
Воспитатель кладёт перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями различных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего?) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем, предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д.
Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Её создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять – шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные – отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению её содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).
Можно выполнять задания в альбомах «Радуга настроений», требующих передачи эмоций цветом. Например:
· Воспитатель изображает лица девочек в состоянии радости и печали, просит нарисовать платье, бантики, туфельки, которые подходят каждой из них.
· Воспитатель рисует пиктограммы и несколько кружочков вокруг них. Предлагает детям изобразить в кружочках предметы, события и т.п., которые могут вызвать то или иное настроение.
· Изображает эпизоды из сказок (веселые и печальные звери вокруг Айболита, гости на именинах Сороки – белобоки и т.д.), предлагая раскрасить каждого персонажа соответственно его эмоциональному состоянию.
Старший дошкольный возраст.
К задачам этого возрастного периода относятся следующие:
· Совершенствование опыта внешнего оформления эмоций, побуждение к передаче тонких оттенков настроений, демонстрация разнообразия компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;
· Стимулирование проявления индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.
Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально – экспрессивных игр. Вот некоторые из них.
Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять со-чувствие, со –радование, со – действие.
В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы. Важное место отводится беседам, играм.
Используя проблемные ситуации, наглядный материал, можно остановиться на таких моментах, как причины, вызывающие те или иные эмоциональные переживания, способы изменения негативных переживаний.
В дальнейшем рекомендуется подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависит его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми и др.
В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий.
В общении важно обращать внимание на образность стилистических форм речи детей.
Детей продолжают учить также понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их (Царевна – Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и др.). Для этого необходимо познакомить детей с произведениями, содержащими такие собирательные образы: А. Барто («Вовка – добрая душа», «Девочка – ревушка»), Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок», «Дюймовочка»), Братья Гримм («Золушка»), С.Маршак («Вот какой рассеянный»), Я.Аким («Неумейка»), С.Михалков («Фома»), сказка «Крошечка – Хаврошечка» и др.
Можно создать альбом «Они живут среди нас» (каждый рисунок основательно продумывается вместе с детьми: фон, поза, выражение лица, окружающие предметы и т.д.).
Рекомендуется проводить беседы, вечера развлечений, например, «Путешествие в страну знакомых героев». Воспитатель заранее готовит силуэтные изображения Царевны – Несмеяны, Гадкого утенка, Рассеянного с улицы Бассейной и т.д. Предлагает отправиться в удивительную страну, где их ждет встреча с интересными героями.
Таким образом, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. [3]
Эмоциональный процесс включает три основных компонента:
Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.
Второй компонент – знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная – побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент – степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны. [5]
Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям. Но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п.).
Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.
Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх; сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающих надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство.
Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события.
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. [1] Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.
К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.
У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» — то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.
Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение.
Если плохое настроение не затягивается надолго – к примеру, на несколько дней – и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога.
Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.
Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.
Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.
С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. [4]
Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).
Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.
При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям.
В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.
Неправильное общение в семье может привести:
- к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками
- к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным
- к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его. [2]
Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их.
В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут положительными, отрицательными, ориентировочными.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающемуНевозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению.
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. [3]
Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков / М.: Педагогика, 2004. – 25с.
- Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / М.: Академия 2006. – 18с.
- Захаров А.И. Психотерапия детей и подростков / М.: Линка-Пресс, 2007. – 20с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования / М.: Педагогика, 2008. -12с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 2011. -87с.
Следующая > |
Эмоциональное воздействие
Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.
Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.
Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:
- формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
- формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.
Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:
- сюжетно-ролевые игры
- психогимнастические игры
- подвижные игры
- коммуникативные игры
- игры и задания на развитие произвольности
- игры для развития воображения
- игровые упражнения
- мимические этюды
- прослушивание музыки и обсуждение её
- чтение сказок и рассказов
- знакомство с живописью.
В ходе занятий малыш будет переживать разные эмоциональные состояния, будет пытаться говорить о том, что чувствует, познакомится с опытом таких же ребятишек, благодаря чему он станет лучше понимать себя и окружающих.