Организация центров активности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада
Статья посвящена вопросам организации современной образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В статье представлен опыт работы педагогов по организации центров детской активности: центр математического и сенсорного развития «Почемучка»; экологии и экспериментирования; краеведения; безопасности; речевого развития и книги; изобразительной деятельности, музыки и театра; центр физкультуры и здоровья.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), дошкольное образование, игра, развивающая предметно-пространственная среда, центры детской активности, детская инициатива, старший дошкольный возраст.
The Article is devoted to the organization of a modern educational environment in a preschool institution in accordance with Federal state educational standard of preschool education. The article presents the experience of teachers on the organization of children’s activity centers: center for mathematical and sensory development «Pochemuchka»; ecology and experimentation; local history; security; speech and books; fine art, music and theatre; the center of physical education and health.
Key words: Federal state educational standard of preschool education (FSES TO), preschool education, games, educational subject-spatial environment, children’s activity centres, children’s initiative, senior preschool age.
С позиции таких психологов, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.Н Леонтьев, Д. Б. Эльконин, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются крупногабаритные, соразмерные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения» [4].
По мнению Р. Б. Стеркиной, именно в детском саду возможна организация среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка».
Французский педагог С.Френе считал, что благодаря окружающей среде, ребенок самостоятельно развивает свои задатки, способности, возможности, но немаловажную роль в этом играет взрослый, т. к. именно он создает предметно-пространственную среду. Современные отечественные ученые и педагоги, например Н. Я. Короткова, Н. А. Михайленко и др., считают, что насыщение окружающего ребенка пространства, должно всегда соответствовать его возрастным особенностям, поэтому необходимы изменения среды в соответствие с развитием и ростом потребностей, интересов детей [8].
Не секрет, что игра занимает важное, основополагающее место в развитии детей дошкольного возраста, является ведущим видом их деятельности. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда нашей группы дает возможность для поддержки игровой деятельности воспитанников, помогает нам выявлять и развивать способности детей в любых формах образовательного процесса.
Центры активности организуем на основе интеграции видов детской деятельности детей с учетом требований ФГОС ДО, которые рекомендуют соблюдение следующих принципов:
— Трансформируемость, предполагающая возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от направлений деятельности и решаемых образовательных задач.
— Полифункциональность, предусматривающая не только варианты разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды, в зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми составляющими образовательного процесса.
— Целесообразность, обеспечивающая предметно-развивающую среду группы необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для самовыражения.
— Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально-культурными и художественными традициями региона.
— Информативность, предусматривающая разнообразие тематики детской деятельности, а также используемых детьми материалов и оборудований в процессе деятельности [9].
Целью центра математического развития «Почемучка» является создание условий для развития логического мышления и сенсорной культуры. По мнению М. Н. Поляковой к предметному содержанию математического развития детей дошкольного возраста, относятся три группы предметов: игры, дидактический, учебно-методический материал и оборудование [5]. В связи с тем, что у старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению, возникает необходимость его поддержки и развития. Поэтому в центр включается школьная атрибутика: ранец, обучающие тетради, линейки, ручки и карандаши, обучающие книги. Так же, в центре отведено место для занимательной математики, где имеются: модели часов, счетные палочки, геометрическое лото, различные головоломки, лабиринты, разрезные картинки, книги с занимательными задачками, творческие игры «Танграм», «Колумбово яйцо», кубики Никитина, рамки «Монтессори», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, шахматы и шашки. А так же игры для развития мелкой моторики: мозаики разных форм, размера и цвета. Геометрические фигуры и счетные палочки дети применяют как строительный материал. По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым, занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать условия для проявления самостоятельности и дальнейшего развития у детей интереса к занимательным играм, для этого используем рекомендации Т. В. Тарунтаевой [7].
Строительный центр. Весь строительный материал (мелкий и крупный) в группе находится в одном месте, хранится на открытых полках, в пластмассовых коробках, контейнерах. В этом центре имеются конструкторы разного размера и вида, строительный материал, игрушки-трансформеры. Так же в конструктивной деятельности детей используем мягкие модули, которые предназначены для строительства интересных конструкций.
. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц, наслаждаются красотой цветущих растений. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Поэтому педагогам важно создать условия для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой [1]. В данном центре имеется географическая карта мира, глобус, календарь природы и погоды, где дети отмечают ежедневно погоду, познавательные энциклопедии, дидактические игры. В центре организована мини-лаборатория, в которой имеется бросовый материал разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики из-под йогуртов, мороженого, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования (салфетки), вертушки, для определения направления и силы ветра на прогулке. Так же в лаборатории хранится природный материал, предназначенный для проведения разных исследований, песок, глина, камни, семена растений, соломинки и т. д. В старшем возрасте основной целью исследовательской деятельности становится знакомство с различными простейшими техническими средствами помогающими познать мир (лупа, микроскоп, магнит, весы), песочные часы, колбы, пробирки, комплект для игр с водой, мельницы, для игр с песком [1]. Природный материал полифункционален: дети используют его в центре художественного творчества для поделок, в центре математических и логических игр для закрепления счета.
Учитывая принцип целесообразности ФГОС ДО, обеспечивающий предметно-развивающую среду группы необходимым и достаточным наполнением в группе организована игровая зона, которая позволяет создавать условия для обогащения социально-нравственных ориентаций и чувств детей, правилах отношений между взрослыми и детьми; формирования доброжелательных и дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В игровой зоне присутствует, не закрепленное жестким способом, оборудование для сюжетно-ролевых игр, большая часть которого хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры они будут играть.
Центры не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип трансформируемости [9].
Для этого у нас в группе имеется переносная ширма. Используя ее, дети могут сделать комнату для игры, полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Отгораживаясь от общего пространства, ребенок создает свой собственный мирок.
«Гендерный центр». Создавая среду нашей группы мы руководствовались нормами безопасности и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, учитывали принцип половых и возрастных особенностей детей, интересы, наклонности мальчиков и девочек. [6]. В дошкольном возрасте интенсивно протекает процесс поло-ролевой социализации. К концу дошкольного детства половая дифференциация интересов мальчиков и девочек весьма существенна: оформляются поло-ролевые предпочтения, ценностные ориентиры, желания и мотивы, специфические для пола и связанные с развитием качеств мужественности и женственности [2]. Мальчики любят играть с машинками, для этого в центре отвели место для «гаража» и прикрепили стенд для инструментов, также имеются наборы солдатиков, военной техники. Девочки охотнее играют в «дочки-матери», «ходят» в салон красоты, в магазин, играют в школу. Для них подобраны такие атрибуты как: швейная машинка, утюги, гладильная доска, бытовые приборы, посуда, куклы, кроватки и коляски, наборы для сюжетных игр «Парикмахерская», «Больница» и т. д.
«Наша Родина — Россия». Центр организовали учитывая принцип вариативности. Главная задача этого центра — знакомство детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, республики, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян и хакасов. В центре имеются: российский флаг, флаг республики Хакасия, российский герб и герб Хакасии, гимн Российской Федерации, гимн Хакасии, книги, открытки, фотоальбомы, куклы в национальных костюмах. Оформлены мини-музеи: «Русская изба», «Хакасия — мой край родной», в которых представлены макеты древних жилищ и разной домашней утвари.
Задачей «Центра Безопасности» является знакомство и освоение знаний о правилах дорожного движения, пожарной безопасности и службе спасения. Поэтому в центре безопасности нами были изготовлены макет перекрестка дороги, дорожные знаки, модели транспортных средств; лэпбук по дорожной и пожарной безопасности «Добрая дорога», «Пожарная безопасность»; куклы в профессиональной одежде пожарного и инспектора ДПС, атрибуты к сюжетно-ролевым играм (рули, жилеты, фуражки, шапочки, «огнетушители» и т. д.). А так же дидактические игры и ситуации по безопасному поведению дома, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
«Литературно-театральный» центр. В старшем возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, пересказать понравившейся сюжет, прочесть любимое стихотворение. Для этого в центре подобраны красочные книги, энциклопедии [1]. Основная идея этого центра — показать какими разными бывают книги, познакомить детей с их историей. Дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Для этого в группе имеются материалы, для лучшего восприятия рассказов: опорные картинки, игрушки, иллюстрации. Для знакомства с детскими писателями в уголке имеются их портреты. В центре размещена мини-библиотека с интересными книгами, которые обновляются в соответствие с темой недели.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, стать успешным, попробовать себя в любой роли. В уголке театрализованной деятельности имеются различные виды театров (пальчиковый, теневой, настольный, театр рукавичек, театр на фланелеграфе и т. д.), тематические наборы игрушек, пособий,лэпбук «В гостях у сказки», маски персонажей сказок, которые могут использоваться в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для прослушивания разнообразных произведений имеется магнитофон и аудиотека. Воспитанники по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах деятельности. Дети учатся игре на музыкальных инструментах: металлофоне, гармонике, дудочках, детском пианино, бубнах, барабанах. Инструменты дети используют индивидуально, иногда организуют «оркестр». В центре имеются различные дидактические игры: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Назови песню по картинке» и т. д., которые развивают у детей способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
. Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей, поэтому для него выбрано хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время проявляют свое творчество. В центре оформлен мини-музей «Народное творчество», который наполнен скульптурами малых форм. В свободном доступе для детей, находится необходимый изобразительный материал (мелки, карандаши, фломастеры, бумага разной фактуры, размера и цвета, трафареты, фломастеры, кисти разных размеров, палитра, раскраски, пластилин, глина, природный и бросовый материал). Воспитанникам предложены так же дидактические игры («Дорисуй узор», «Составь натюрморт» и др.).
Физкультурно-оздоровительный центр. В группе имеются коврики для массажа стоп разной фактуры. Для оздоровительной дорожки используем ребристые коврики, канаты, шнуры, веревки разной толщины. Для развития ловкости рук предлагаем детям резиновые, набивные и массажные мячи, кольцебросы, мини-кольцо для баскетбола, кегли. Для коррекции осанки имеются гимнастические палки, скакалки, обручи. Весь спортивный инвентарь хранится на стеллажах и этажерках на колесиках.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проявить детскую инициативу, поверить в свои силы и способности. Непременным условием ее построения является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Отсюда мы делаем вывод, что развивающая предметно-пространственная среда выполняет важнейшие функции: информационную и развивающую. Развивающая среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект, несет определенные знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта.
Литература:
- Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
- Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник — СПб.: «Детство — Пресс», 2004.
- Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М., 2002.
- Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах.//Серия: Инструктивно — методическое обеспечение содержания образования в Москве/-М. Центр инноваций в педагогике. 1995г.
- Полякова М. Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников.- СПб.: Издательство РГПУ им.А. И. Герцена, 2006.
- СанПиН2.4.1.3049–13.
- Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1980.
- Томчик Г. П. Организация предметно — развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС // Дошкольник (дошкольник. р.ф.): сетевой журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://doshkolnik.ru./pedagogika/7854-sreda html
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155)