Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.
Формы организации труда | ||
Поручение | Дежурство | Коллективный труд |
2.Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада.
Самообслуживание.
Создавать условия для проявления самостоятельности, аккуратности, опрятности (дети должны одеваться и раздеваться с некоторой помощью взрослого).
Побуждать к устранению непорядка в одежде при небольшой помощи и самостоятельно.
Способствовать формированию привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Формировать умение правильно удерживать ложку, набирать необходимое количество пищи.
Побуждать к использованию салфетки во время еды и после приема пищи.
Хозяйственно – бытовой труд.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, помогать накрывать стол к обеду, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Содействовать проявлению желание участвовать в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности.
Побуждать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Создавать условия для формирования положительного отношения к труду взрослых. Актуализировать знания детей о понятных им профессиях (дворник, помощник воспитателя, повар), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Труд в природе
Побуждать детей к участию в уходе за растениями в уголке природы и на участке: поливу комнатных растений и растений на грядках, посадке лука, посеву семян цветов.
Способствовать усвоению элементарных сведений о среде произрастания растений и правилах ухода за ними.
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор семян, уборка сухих растений цветника); в зимний период — к расчистке дорожек, сгребанию снега к корням деревьев и посыпанию скользких дорожек.
Приобщать детей к заготовке семян и подкормке зимующих птиц (с помощью взрослых).
Воспитание культурно-гигиенических навыков
•Обретение понимания необходимости привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
•Способствовать формированию умения пользоваться расческой, носовым платком.
•Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
•Создавать условия для формирования навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Перспективный план работы по трудовому воспитанию в подготовительной группе
Перспективное планирование по программе
«От Рождения до школы»
Образовательная область:
ТРУД
в подготовительной группе
Образовательная область «Труд»
«Содержание образовательной области „Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
Развитие
трудовой деятельности
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность.
Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
Знакомить с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Самообслуживание.
Вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников.
Развивать у детей желание помогать друг другу.
Хозяйственно бытовой труд.
Продолжать закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать песок в песочнице.
Приучать убирать постель после сна; добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Вырабатывать привычку самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Труд в природе.
Закреплять умение выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.).
Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Зимой привлекать детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию вместе со взрослыми зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега.
Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Ручной труд.
Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.
Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.
Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.
Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Подводить к
оценке результата своей работа (с помощью взрослого).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда. Прививать чувство благодарности к людям за их труд. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять сильные трудовые поручения.
К концу года ребенок:
Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.
Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.
Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.
Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Трудовая деятельность
сентябрь
1.Работа в уголке природы: полив комнатных растений.
Задача: закрепляем знания о необходимости ежедневного полива цветов.
2. труд в природе: уборка на групповом участке.
Задача: продолжать воспитывать детей желание участвовать в совместной деятельности.
3. работа в уголке природы : осмотр комнатных растений.
Задача: закрепляем знания о комнатных растений и особенности ухода за ними.
4. Игра – соревнование « Самый лучший дежурный по столовой»
Задача: учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре.
5. работа в уголке книг: подклеиваем порванные книги.
Задача: продолжать воспитывать бережное отношение к книгам.
октябрь
- Дежурство в уголке природы.
Задача: закрепляем умения детей обращать внимание на последовательность действий при проведении ухода за растениями.
- Дежурство по столовой.
Задача: закрепляем умения самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности.
- Сюжетно- ролевая игра « Нефтяники»
Задача: воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
- Трудовое поручение: наводим порядок на групповом участке.
Задача: продолжаем прививать детям стремление к порядку.
- Самообслуживание: упражнение «Поможем Буратино одеться».
Задача: закрепляем умения детей самостоятельно одеваться и раздеваться.
ноябрь
- Хозяйственно –бытовой труд: Игра — соревнование « Все держим в чистоте» — Задача: закреплять умение замечать непорядок, устранять
его; продолжать учить использовать отделения шкафчика по
назначению; воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.
- Хозяйственно –бытовой труд : моем игрушки.
Задача: формируем знания детей о назначении этой работы,
закрепляем умения намечать план работы.
- Труд в природе: подготовка кустарников к зиме.
Задача: закрепить знания о необходимости сгребания листьев к корню куста.
- Самообслуживание: упражнение «Раздевалочка».
Задача: Предложить детям провести очередной этап конкурса на
самый аккуратный шкафчик.
- Хозяйственно –бытовой труд: протираем полки шкафов.
Задача: продолжаем закреплять умение выполнять работу
самостоятельно.
декабрь
- Трудовое поручение: расчистка дорожек к кормушке, утепление
ствола деревьев снегом.
Задача: предложить детям придумать, как можно выполнить два поручения одновременно.
- Труд в природе: уборка снега с построек
Задача: предложить детям осмотреться и сказать, где снег необходим.
- Хозяйственно –бытовой труд: купаем кукол.
Задача: предложить детям включить данную трудовую операцию в
одну из сюжетно-ролевых игр.
- Хозяйственно –бытовой труд: стираем кукольную одежду.
Задача: расширять опыт трудовых действий.
- Дежурство по столовой.
Задача: закрепляем знания по сервировке стола.
январь
- Дежурство в уголке природы: упражнение «Цветочный остров».
Задача: закрепляем умение наблюдать за растениями, соблюдать
правила ухода за ними.
- Самообслуживание: упражнение «обувная полка».
Задача: углубить представление детей о правилах ухода за обувью.
- Хозяйственно –бытовой труд: уборка в уголке музыкального воспитания.
Задача: закрепляем умении детей выполнять трудовые поручения, протяженные во времени.
- Труд в природе: устройство кормушки для зимующих птиц.
Задача: предложить детям рассказать , что они знают о вывешивании кормушек, найти для нее подходящее место.
- Трудовое поручение: кормление птиц на участке.
Задача: закрепляем знания о выборе корма в соответствии с птицами.
февраль
- Дежурство по столовой.
Задача: повышение самостоятельности детей на каждом этапе
дежурства.
- Самообслуживание: игровая ситуация « Раздевалочка».
Задача: закреплять умение одеваться самостоятельно в определенном порядке.
- Труд в природе: освободим от снега кустарник и молодые деревья.
Задача: закрепляем умение детей аккуратно освобождать от снега
ветви.
- Дежурство в уголке природы: рыхление почвы комнатных растений.
Задача: расширить представление о трудовых действиях по уходу за растениями.
- Хозяйственно –бытовой труд: протираем стульчики.
Задача: продолжаем формировать осознанное отношение к порядку, действовать сообща.
март
- Самообслуживание: вид деятельности «Я делаю сам».
Задача: совершенствовать у детей навыки самообслуживания: просушивать одежду,, чистить обувь.
- Дежурство в уголке природы.
Задача: обобщить и дополнить знания об условиях, необходимых для жизни растений.
- Работа в уголке природы: опыт «Очистка воды».
Задача: закрепляем знания детей о различных способах очистки воды.
- Труд в природе: расчистка дорожек к групповому участку.
Задача: совершенствовать трудовые навыки детей в работе с
различным инвентарем.
- Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам».
Задача: продолжаем формировать полезные привычки.
апрель
- Труд в природе: Сбор поломанных веток на участке.
Задача: формировать желание трудиться сообща.
- Труд в природе.
Задача: закрепляем знания детей выбирать трудовые поручения по интересам.
- Хозяйственно –бытовой труд: клеим коробки.
Задача: совершенствовать умение выполнять соответствующие
трудовые операции.
- Труд в природе: уборка на участке.
Задача: продолжаем формировать ответственное, хозяйское
отношение к своему участку.
- Дежурство в уголке природы: игровая ситуация «Цветочный остров».
Задача: продолжать совершенствовать у детей навыки ухода за растениями.
май
- Труд в природе: Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора.
Задача: закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.
- Дежурство по столовой.
Задача: закрепляем умение самостоятельно, сервировать стол.
- Хозяйственно –бытовой труд: уборка в групповой комнате.
Задача: закрепляем умение договариваться о распределении обязанностей.
- Трудовые поручения: прополка цветочной клумбы на участке.
Задача: продолжаем формировать у детей трудовые умения, учить готовить клумбу к посадке.
- Работа в уголке книг: ремонт книг.
Задача: помочь детям разделиться на рабочие группы по интересам.