Проект «Современные подходы взаимодействия ДОУ и семьи»


Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда — поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т. д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

— приобщение родителей к педагогическому процессу;

— расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

— объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи ДОУ с семьей — нетрадиционные взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Педагогически правильное ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и воспитателей.

Поэтому необходимо:

— Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

— Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

— Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

— Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского — «обращение назад»).

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

Воспитание именно в семье — это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение — дополнительная шлифовка, не более.

Личный пример родителей — это основное условие воспитания. Что ребенок вид ежедневно в семье, то он обязательно пере несет во взрослую жизнь.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

Литература:

1. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. — М.: ЛАНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.

2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 112 с.

3. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007–111 с.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с.

5. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 208 с.

6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО

При изучении ФГОС ДО (Стандарта) можно отметить, что перед ДОО ставятся задачи активного вовлечения родителей детей (законных представителей) в образовательный процесс.

Это положение прослеживается по всему тексту ФГОС ДО. Так, при перечислении принципов дошкольного образования наряду с другими указывается на сотрудничество Организации с семьей.

При формулировке Стандартом задач, стоящих перед ДОО, указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Далее рекомендуется организовывать мероприятия по оказанию помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Указывается также в Стандарте и на то, что в содержательном разделе Программы ДОО должны быть представлены и особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В Стандарте обозначены требования к условиям реализации Программы ДОО. Эти требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды. Образовательная среда гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В Стандарте прописаны требования к созданию психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий. Среди прочих требований указывается на необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В разделе Стандарта про условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагается взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

А в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.

Мы видим, что в Стандарте «красной нитью» проводится рекомендация активного взаимодействия с семьями детей, посещающих ДОО.

С первого сентября 2016 года обязательным стало проведение инклюзивного образования во всех образовательных организациях. Взаимодействия и сотрудничество с семьями, где растет ребенок с особыми образовательными потребностями, «особый ребенок» требует от педагогов новых знаний и умений. И это уже прописывается в Профессиональном Стандарте, который вводится с января 2017 года.

А теперь обратимся к Профессиональному Стандарту педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

Педагогическая деятельность по реализации Программы дошкольного образования согласно Профессиональному Стандарту включает:

Трудовые действия педагога ДОО

Необходимые умения педагога ДОО

Необходимые знания педагога ДОО

В Профессиональном Стандарте к необходимым умениям педагогов ДОО относятся, наряду с другими, и умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Особые трудности в выстраивании партнерских взаимодействий в ДОО возникают с родителями, чьи дети имеют особые образовательные потребности.

Воспитание в семье ребенка с особыми образовательными потребностями требует от родителей особых усилий, терпения, знаний. Такие родители нуждаются в медико-психолого-педагогической поддержке не только врачей, специалистов, но и психологов и педагогов-воспитателей ДОО.

Как видно из Профессионального Стандарта, кроме сотрудничества в сфере воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста, на ДОО возлагается и задача психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их педагогической компетенции. А в случае, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, о детях-инвалидах, о детях с выраженными особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое просвещение родителей будет в русле коррекционного воздействия.

Получается, что не только педагоги ДОО, но и все «узкие» специалисты, принимающие участие в реализации инклюзивного образования, в реализации адаптированных программ для каждого ребенка, должны участвовать в большой просветительской работе с родителями, чьи дети имеют особые образовательные потребности им посещают ДОО.

Что же надо знать педагогам, психологам и специальным педагогам в ДОО о семье ребенка с особыми образовательными потребностями перед началом партнерских взаимоотношений?

Постараемся кратко, используя данные многочисленных исследований в области изучения состояния семьи, имеющей особого ребенка, дать картину психологического климата в такой семье. Педагогам и психологам ДОО можно рекомендовать, прежде всего учитывать эти условия, перед началом сотрудничества с семьей ребенка, посещающего ДОО.

Если ребенок имеет различные нарушения в своем развитии, то это отражается на психологическом состоянии родителей.

Так, например, особенности речевой деятельности детей с алалией, афазией, дизартрией, другими тяжелыми речевыми нарушениями, а также расстройства речи умственно отсталых детей, детей с детским церебральным параличом, задержкой психического развития и при аутизме являются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи или ее полное отсутствие становится предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера в родительско-детских отношениях. Выраженные расстройства речи, встречающиеся у детей с ограниченными возможностями здоровья, являются значимым психотравмирующим фактором для родителей.

В ряде исследований отечественных авторов выделяют четыре варианта реагирования родителей на речевой диагноз или логопедическое заключение детей.

Первый вариант реагирования характеризуется состоянием растерянности родителей, которые испытывают чувство собственной неполноценности и ощущение беспомощности. Отрицательные эмоции выбивают их из привычных рамок жизни, приводят к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях в семье. Специалистам при оценке состояния ребенка с ОВЗ трудно решить вопрос, кто больше нуждается в медицинской помощи и лечении — мать или ребенок. Этот период сложен тем, что родители порой оказываются просто не в состоянии адекватно понять и осознать рекомендации специалистов и нуждаются в специальной психологической помощи. Безусловно, в таком состоянии родители вряд ли родителей будут включаться в активный процесс взаимодействия в ДОО. И это надо учитывать. Они не просто не хотят участвовать, а они в силу своего психологического состояния не могут включиться сразу в сотрудничество в ДОО.

При втором варианте реагирования появляется негативная реакция и отрицание поставленного диагноза. Одни родители многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью о диагноз. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неадекватными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения ребенка. Искажается реальная оценка его возможностей, мешающая адекватной адаптации.

Третий вариант реагирования наступает, когда родители признают правильность диагноза и понимают его смысл, что вызывает депрессивное состояние. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации вследствие отсутствия положительных изменений у ребенка, неизменности его психического и физического дефекта.

Четвертый вариант реагирования это самостоятельное, сознательное обращение за помощью к специалистам. Это начало нового жизненного этапа, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, активно сотрудничать со специалистами, подключаться к коррекционному процессу. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, однако большинство из них, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.

В специальных исследованиях, посвященных особенностям межличностных контактов между ребенком с ОВЗ (например, с тяжелой речевой патологией) и его родителями приводятся следующие данные.

Так приводятся различные характерные позиции поведения матерей. Основная нагрузка по уходу за ребенком с речевой патологией лежит преимущественно на матери. Клинические исследования психического состояния матерей, имеющих детей с ОВЗ, выявили две группы.

Матери первой группы отличались активностью. Известие об отклонениях в развитии ребенка у них вызывало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Наряду с депрессией у таких матерей отмечались астенические явления: головные боли, колебание артериального давления и др. С годами личностные особенности матерей претерпевали характерную динамику. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, суживался круг прежних привязанностей. Они становились как будто спокойнее, но и безразличнее.

Вторую группу составили женщины, для которых были характерны меньшая активность, небольшой круг знакомых. В дефекте ребенка они обвиняли медицинский персонал. Сообщение о сущности нарушения принимали достаточно спокойно. Причиной этого, вероятно, могли явиться неверные представления о нарушении в развитии ребенка. Матери не представляли в полной мере тяжести его состояния. С течением времени они осознавали положение, в котором оказались, и вместе с этим у них рождалась тенденция жить сегодняшним днем, не строить планы на будущее. У многих из этих матерей возникало депрессивное состояние.

Таким образом, у матерей обеих групп, несмотря на различие психических состояний, которые можно было наблюдать вначале, в итоге обнаруживалась стойко выраженная депрессия, сопровождавшаяся чувством горя, сострадания ребенку, необходимости самопожертвования ради него.

Исследования показывают и позиции поведения второго родителя- отца ребенка с отклонениями в развитии. Мы разбираем в данной статье отношение родителей к состоянию ребенка с тяжелой речевой патологией.

Отцы детей, имеющих тяжелые нарушения в развитии речи, достаточно редко оказываются участниками исследований. Обычно сведения о них добываются из разговора с матерями.

Названные особенности родителей детей, имеющих выраженные нарушения речи, следует учитывать при проведении консультирования и психолого-педагогического сопровождения в ДОО данного контингента семей.

Как же выстраивать взаимодействия с семьей, имеющей проблемного ребенка? Как помочь семье такого ребенка, а, следовательно, самому ребенку, в создании оптимальных условий для нормализации развития и формирования речи?

В последнее время отмечается увеличения числа детей с различной патологией. Наиболее часто она проявляется в нарушении развитии речи. Родители этих детей должны внимательно относиться к процессу развития ребенка, знать, как вести себя в сложных ситуациях, своевременно обращаться за помощью к специалистам и выполнять их рекомендации. Вместе с тем, ответственность за создание максимально благоприятных условий для развития речи ребенка дома и выполнение требований речевого режима полностью возлагается на родителей ребенка.

Эта позиция прописывается в ФГОС ДО. Педагоги ДОО могут корректно доводить это положение до родителей и включать их в процесс взаимодействия в интересах их же ребенка.

Родители должны быть заинтересованы в обеспечении оптимальных условиях для развития и формирования речи своего ребенка. Прежде всего. ребенок с самого раннего возраста должен слышать правильную четкую речь дома, на примере которой, по подражанию будет формироваться его собственная речь. Для выполнения этих условий родители могут опираться на рекомендации специалистов и педагогов ДОО по организации речевого режима, который следует четко выполнять дома.

Такие требования по организации речевого режима для ребенка с проблемным речевым развитием могут включать ряд рекомендаций. Так, в семье, в которой воспитывается ребенок с нарушениями речи, должна быть создана спокойная доброжелательная атмосфера, способствующая нормализации его эмоционально-личностной сферы. Ребенок с нарушениями речи, находясь дома, должен слышать только правильную речь, соответствующую культурной норме, для чего взрослые должны соблюдать в разговоре все требования литературного языка. Речь, обращенная к ребенку, должна быть доступна его пониманию, т. е. соответствовать уровню его возрастного и психического развития. Речь, обращенная к ребенку, должна иметь нормальный или несколько замедленный темп. Слова должны четко проговариваться. Громкость речи, в том случае если этого требуют условия развития ребенка, может быть слегка повышена. Обращаясь к ребенку, взрослому следует смотреть в глаза ребенку и быть ласковым, но требовательным.

Исследованиями и практикой доказано, что чем раньше оказана психолого-педагогическая и логопедическая помощь, тем быстрее будет сформирована правильная речь. Тем успешнее будет протекать обучение в школе и дальнейшее развитие ребенка.

Установлено, что развитие ребенка, его социализация начинается с общения с близкими людьми. Непосредственно-эмоциональное общение с матерью является первым видом его деятельности. Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе семейных отношений и в системе общения, с кем общается, каков круг и характер его общения. Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что потребность детей в общении не появляется автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования.

Решающая роль в становлении и последующем развитии такой потребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего близких взрослых. В течение первых пяти лет жизни у ребенка формируются все стороны психической деятельности и личность. Однако в силу возраста в этот период ребенок полностью зависим от семьи. Опыт взаимоотношений со взрослыми служит для него школой социального общения. Недостаток эмоционального общения может негативно сказаться на дальнейшем речевом и личностном развитии ребенка.

В связи с этим, педагоги могут строить сотрудничество с родителями детей, посещающими ДОО, и давать соответствующие рекомендации.

Так, родителям можно сообщить, что эмоциональное общение ребенка с матерью является первым видом его коммуникативной деятельности. По мнению ряда исследователей, имеется прямая связь между эмоциональной положительной отзывчивостью матери и уровнем познавательного развития ребенка.

Также известно, что основным условием становления психического здоровья являются их теплые отношения в раннем возрасте, обоюдная радость и удовлетворение от этих отношений. В противном случае ребенок будет переживать материнскую депривацию.

В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у него всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Очень важно и даже необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию звукоподражаний, лепетных и упрощенных слов, общеупотребительных слов и предложений. Это зависит от того уровня речевого развития ребенка, на котором он находится и от его возможностей, с учетом «зоны ближайшего развития».

Первой задачей является формирование потребности в общении. А для этого ребенку надо, прежде всего, ощутить преимущество речевого общения с окружающими от общения жестами, мимикой и криком. Поэтому необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к процессу развития речи. Вырабатывать у ребенка мотивацию и стремление преодолеть свои речевые проблемы. В то же время, нельзя фиксировать внимание ребенка на его отклонениях и речевых недостатках. В противном случае, у ребенка может появиться отказ от речевого контакта и даже сформироваться речевой негативизм.

Основная литература

  1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М.,2007.
  2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие. — М., 2007.
  3. Архипова Е. Ф. Семья ребенка с нарушениями речи// Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья /Под ред.В. В. Ткачевой.Учебник. М., 2014..
  4. Волковская Т. Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития / Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.,2011.
  5. Волковская Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: учеб.-метод. пособие. — М., 2011.
  6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
  7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М., 2003.
  8. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой,Л. М. Кобриной. — М., 2009.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]