«ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ» (старшая группа)проект (старшая группа) на тему


Проект Моя семья

Педагогический проект

Вторая младшая группа

«ДЕЛЬФИНЧИКИ»

« … Семья — первичное лоно человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Иван Александрович Ильин

Актуальность проекта:

Воспитывая детей первой младшей группы мы уже в этом возрасте задумываемся о том, как развить и сформировать личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина с морально-нравственными качествами, патриотическими чувствами и гражданской позицией. И первыми нашими помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья. Для маленького ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы морали, чувство любви ко всему, что окружает маленького гражданина, толерантного отношения к людям.

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Этот процесс могут и должны остановить мы дошкольные педагоги — люди, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями.

В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.

Цель:

формировать первичные представления детей о семье, семейных

традициях, обязанностях; воспитывать у детей любовь и уважение ко

всем членам семьи; развивать общительность и коммуникабельность.

Задачи:

  • Учить детей понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними.
  • Закреплять умение называть членов семьи, вызвать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья, чувство благодарности за заботу.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
  • Обобщать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Возрождение традиций семейного воспитания;
  • Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
  • Развитие партнёрских отношений в семье.

Вид проекта:

информационно – познавательный, творческий

Продолжительность проекта:

долгосрочный (с сентября 2016г.- май 2022г.)

Участники проекта:

Дети группы «ДЕЛЬФИНЧИКИ», родители и воспитатели

Образовательные области:

«Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие»

Предполагаемый результат:

Дети

  • Сформировано представление о семье, знание всех семьи.
  • Сформированы положительные взаимоотношения между детьми и родителями.

Родители

  • Установлены партнёрские взаимоотношения с педагогами группы.
  • Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности.
  • Проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных

творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.

  • Повысилась педагогическая компетентность родителей, уверенность в

собственных педагогических возможностях.

Педагоги

  • Созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей и детей,

подобран наглядный и информационный материал, информированность в

разных вопросах воспитания детей.

  • Определены оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии

на ребенка.

Этапы реализации проекта

Первый этап: Подготовительный (предварительная работа)

Чтение рассказа Д.Грабе «Мама» Беседа по прочитанному.

  • Скажите, кто в семье больше всех заботится о детях?
  • Какая мама? Почему мы живем вместе с семьей?
  • Почему есть и мама и папа?
  • Почему есть брат и сестра?
  • Кто такие дедушка и бабушка?
  • Почему у ребенка есть 2 бабушки и 2 дедушки?

После беседы поняли, что следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи – сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Обратили внимание, что дети мало знают о своей семье.

Это и определило тему нашего проекта «Моя семья»

Второй этап: Разработка проекта.

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подобрать методическую и художественную литературу.
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Привлечь активное участие родителей.

Третий этап: Основной

Образовательные

области

Виды детской

деятельности

Речевое развитие
  • Проговаривание потешек про семью.
  • Чтение стихов о маме, бабушке, сказок:

«Коза с козлятами», «Три медведя», «Курочка ряба»

«Репка».

  • Рассматривание фотографий и картинок семьи и беседа .
  • Заучивание потешек.
  • Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику: «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто, «Мама» К. Ибряев, «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким, «А что у вас» С. Михалков, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Купание» «Младший брат» А. Барто, «Маму поздравляют малыши»Л. Миронова, «Яблочко румяное» Е. Стеквашова, «Мамин портрет» Г. Виеру, «Мамочке подарок» О. Чусовитина, «Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен
Познавательное развитие
  • Опрос детей «Что я знаю о семье?»
  • Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.
  • Дидактические игры: «Назови правильно», « Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей», «Чьи детки?», «Назови ласково»
Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование с элементами аппликации: «Цветок для мамы», «Букет цветов»
  • Рисунки совместно с детьми

« Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».

  • Аппликация. «Моя семья».
  • «Творческая мастерская» ((украшение фото рамок для семейного альбома.
  • Конструирование « Мой дом».
Физическое развитие
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»
  • Подвижные игры: «Переезд на дачу», «наседка и цыплята», «Бегите ко мне»,
  • «Курочка хохлатка»
Социально-коммуникативное

развитие

  • Сюжетно-ролевая игра « Семья», « Дочки матери», «Путешествие», «К нам приехала бабушка»,

«Приготовим обед для мамы»

  • Игра-драматизация: «Волк и 7 козлят»
  • Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
  • Игра-драматизация: «Три медведя», «Река»
  • Кукольный театр «Маша и медведь»

Четвертый этап: Работа с родителями

  • Анкетирование родителей «Нравственные ценности»
  • Тест для родителей « Умеете ли вы воспитывать своих детей?»
  • Памятка родителям: «Создание благоприятной семейной а, «Не забыть сделать для ребёнка и вместе с ребёнком».
  • Социологическая анкета семьи.
  • Консультации: «Как правильно вести себя с ребёнком», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Как желательно ( не желательно) вести себя с первым ребёнком», «Детские игры – дело серьёзное»
  • Вовлечь родителей в работу над проектом.
  • Родительское собрание «Моя семья — что может быть дороже»
  • Участие в сборе информации о своей семье.
  • Изготовление семейных стенгазет, фотовыставок.
  • Подготовка презентации « Семейное древо».
  • Участие в тематических конкурсах, праздниках, родительских собраниях.

Пятый этап: Заключительный

  • Презентация творческих проектов «Дружная семья – счастливые дети», «Какая хорошая наша семья», «Мое семейное гнездышко».
  • Выставка альбомов «Моя семья»
  • Выставка рисунков «Моя семья».

Заключение

Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной

работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.

Своё проект хочется завершить словами

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасенье,

Здесь друг за друга все в ответе.

Список литературы:

  • Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2009 год.
  • В.И.Петрова « Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М.Мозайка – Синтез, 2005г.
  • А.К.Бондаренко « Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение» 2010г.
  • А.В.Козлова « Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2007г.
  • Л.Куцакова « Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М.Владос, 2005г.
  • Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
  • Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
  • Ге, Набережные Челны, 2009.
  • Российская Федерация и Конвенция о правах ребенка. Юнисеф 2008г.
  • С.В.Чиркова Родительские собрания в детском саду». Москва 2011г.

Подготовительная (теоретическая) часть НОД

Давайте разберемся с задачами этого занятия. Они могут быть прямыми – разобраться, кто есть кто в семье, чем занимается. Но рядом с прямыми будут идти и вспомогательные. Нет задач стандартных, они прописываются конкретно под занятие. Под них потом будут подбираться упражнения. Логично, чтобы программные задачи и деятельность в группе во время НОД соответствовали друг другу.

Итак, задачами (целями) могут быть:

  • Закрепить, систематизировать знания о членах семьи и о том, как они заботятся друг о друге, а также о своем доме.
  • Воспитать положительные эмоции, любовь и уважение к своим домашним, гордость за членов семьи и свой дом.
  • Пополнить словарный запас. Например, закрепить наименования членов семьи, названия пальчиков (если предполагаются пальчиковые игры). А также активизировать слова, такие как «мамочка, папочка, добрая, любимая, любит» и т.д.
  • Продолжить развивать мелкую моторику (те же пальчиковые игры, аппликация).
  • Развивать слуховое внимание, размышление и умение рассказывать.
  • Получить радость от проделанной и завершенной работы (например, аппликации).

ФГТ требует, чтобы в занятие интегрировались образовательные области, использовалась игровая составляющая. Поэтому после или до пункта «Цели» делаем пункт «Интеграция образовательных областей». Это может быть:

  • познание (когда формируется целостная картина мира);
  • коммуникация;
  • творчество (если детки будут рисовать, делать аппликацию и т.д.);
  • здоровье (если будет физкультминутка).

Среди видов деятельности могут присутствовать игровая, коммуникативная, созидающая, чтение. Все зависит от того, какие практические задания вы включите в НОД.

Приблизительный конспект НОД: что будем делать пошагово

В целом, занятие «Моя семья» можно провести по такому приблизительному сценарию:

  • Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики. Если это происходит под музыку, ее надо прописать в «Материалах и оборудовании».
  • Связка – слова воспитателя о том, что дети собрались тут, как большая семья… кстати, а что такое семья? (послушать ответы). Дать определение: «Это взрослые и дети, которые вместе живут, заботятся, любят друг друга». А как в семье показывают, что любят друг друга? (послушать ответы). Тут надо, чтобы посредством речи дети научились рассказывать об отношениях близких.
  • Предложение детям поиграть в игру – например, вспомнить пальчиковую гимнастику. (Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик – мама, этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!).
  • Предложение поотгадывать загадки о семье. Их много в интернете, например: «Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим…(маму)». Спросить, кто каждый из детей для мамы, как она его/ее ласково называет.
  • Игра с мячом. Предложить детям передавать друг другу мяч, называя имя своей мамы. А потом – снова по кругу, описывая словами маму (добрая, ласковая, любящая, хорошая).
  • Танец «Помощники» под музыку. Предложить ребятам в танце показать, как они помогают мамам (подметают, завязывают шнурки, складывают игрушки).
  • Далее все то же самое (загадка, игра с мячом) про папу. Его можно описывать словами: умный, заботливый, сильный.
  • От слова «сильный» перейти к физкультминутке.
  • Загадка о бабушке. К примеру: «Ароматное варенье, пироги на угощенье, вкусные оладушки от любимой… (бабушки)».
  • Далее игры, связанные с бабушкой. Скажем, пальчиковая гимнастика («Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой бабушки испеку оладушки»). Вспоминаем имена бабушек и «помогаем» им собрать фрукты для компота. Искусственные фрукты – записать в реквизит.
  • Загадки и игры о дедушке. Например: «Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной, любимый… (дед)».

План практического занятия «Моя семья» в группе

Вторая часть НОД – непосредственно план занятия с детьми. Так как воспитатель – творческая профессия, можно назвать план сценарием. Если все прописать в деталях и до буквы, то проводить потом гораздо проще. Реакцию деток на вопросы и игры не всегда можно предугадать. Но можно подсказать, если видите недопонимание, и учесть это на следующий раз.

В начале занятия надо поздороваться, в плане так и пишем: «Приветствие». Прописываем слова, которыми будем здороваться и которые предложим сказать детям. Так как занятие аттестационное, очень желательно поздороваться с комиссией. Далее идут игры и занятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]