Проект Моя семья
Педагогический проект
Вторая младшая группа
«ДЕЛЬФИНЧИКИ»
« … Семья — первичное лоно человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Иван Александрович Ильин
Актуальность проекта:
Воспитывая детей первой младшей группы мы уже в этом возрасте задумываемся о том, как развить и сформировать личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина с морально-нравственными качествами, патриотическими чувствами и гражданской позицией. И первыми нашими помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья. Для маленького ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы морали, чувство любви ко всему, что окружает маленького гражданина, толерантного отношения к людям.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Этот процесс могут и должны остановить мы дошкольные педагоги — люди, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями.
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.
Цель:
формировать первичные представления детей о семье, семейных
традициях, обязанностях; воспитывать у детей любовь и уважение ко
всем членам семьи; развивать общительность и коммуникабельность.
Задачи:
- Учить детей понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними.
- Закреплять умение называть членов семьи, вызвать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья, чувство благодарности за заботу.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
- Обобщать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Возрождение традиций семейного воспитания;
- Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
- Развитие партнёрских отношений в семье.
Вид проекта:
информационно – познавательный, творческий
Продолжительность проекта:
долгосрочный (с сентября 2016г.- май 2022г.)
Участники проекта:
Дети группы «ДЕЛЬФИНЧИКИ», родители и воспитатели
Образовательные области:
«Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие»
Предполагаемый результат:
Дети
- Сформировано представление о семье, знание всех семьи.
- Сформированы положительные взаимоотношения между детьми и родителями.
Родители
- Установлены партнёрские взаимоотношения с педагогами группы.
- Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности.
- Проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных
творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.
- Повысилась педагогическая компетентность родителей, уверенность в
собственных педагогических возможностях.
Педагоги
- Созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей и детей,
подобран наглядный и информационный материал, информированность в
разных вопросах воспитания детей.
- Определены оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии
на ребенка.
Этапы реализации проекта
Первый этап: Подготовительный (предварительная работа)
Чтение рассказа Д.Грабе «Мама» Беседа по прочитанному.
- Скажите, кто в семье больше всех заботится о детях?
- Какая мама? Почему мы живем вместе с семьей?
- Почему есть и мама и папа?
- Почему есть брат и сестра?
- Кто такие дедушка и бабушка?
- Почему у ребенка есть 2 бабушки и 2 дедушки?
После беседы поняли, что следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи – сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Обратили внимание, что дети мало знают о своей семье.
Это и определило тему нашего проекта «Моя семья»
Второй этап: Разработка проекта.
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую и художественную литературу.
- Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
- Привлечь активное участие родителей.
Третий этап: Основной
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Речевое развитие |
«Коза с козлятами», «Три медведя», «Курочка ряба» «Репка».
|
Познавательное развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
« Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».
|
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
«Приготовим обед для мамы»
|
Четвертый этап: Работа с родителями
- Анкетирование родителей «Нравственные ценности»
- Тест для родителей « Умеете ли вы воспитывать своих детей?»
- Памятка родителям: «Создание благоприятной семейной а, «Не забыть сделать для ребёнка и вместе с ребёнком».
- Социологическая анкета семьи.
- Консультации: «Как правильно вести себя с ребёнком», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Как желательно ( не желательно) вести себя с первым ребёнком», «Детские игры – дело серьёзное»
- Вовлечь родителей в работу над проектом.
- Родительское собрание «Моя семья — что может быть дороже»
- Участие в сборе информации о своей семье.
- Изготовление семейных стенгазет, фотовыставок.
- Подготовка презентации « Семейное древо».
- Участие в тематических конкурсах, праздниках, родительских собраниях.
Пятый этап: Заключительный
- Презентация творческих проектов «Дружная семья – счастливые дети», «Какая хорошая наша семья», «Мое семейное гнездышко».
- Выставка альбомов «Моя семья»
- Выставка рисунков «Моя семья».
Заключение
Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной
работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.
Своё проект хочется завершить словами
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасенье,
Здесь друг за друга все в ответе.
Список литературы:
- Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2009 год.
- В.И.Петрова « Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М.Мозайка – Синтез, 2005г.
- А.К.Бондаренко « Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение» 2010г.
- А.В.Козлова « Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2007г.
- Л.Куцакова « Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М.Владос, 2005г.
- Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
- Ге, Набережные Челны, 2009.
- Российская Федерация и Конвенция о правах ребенка. Юнисеф 2008г.
- С.В.Чиркова Родительские собрания в детском саду». Москва 2011г.
Подготовительная (теоретическая) часть НОД
Давайте разберемся с задачами этого занятия. Они могут быть прямыми – разобраться, кто есть кто в семье, чем занимается. Но рядом с прямыми будут идти и вспомогательные. Нет задач стандартных, они прописываются конкретно под занятие. Под них потом будут подбираться упражнения. Логично, чтобы программные задачи и деятельность в группе во время НОД соответствовали друг другу.
Итак, задачами (целями) могут быть:
- Закрепить, систематизировать знания о членах семьи и о том, как они заботятся друг о друге, а также о своем доме.
- Воспитать положительные эмоции, любовь и уважение к своим домашним, гордость за членов семьи и свой дом.
- Пополнить словарный запас. Например, закрепить наименования членов семьи, названия пальчиков (если предполагаются пальчиковые игры). А также активизировать слова, такие как «мамочка, папочка, добрая, любимая, любит» и т.д.
- Продолжить развивать мелкую моторику (те же пальчиковые игры, аппликация).
- Развивать слуховое внимание, размышление и умение рассказывать.
- Получить радость от проделанной и завершенной работы (например, аппликации).
ФГТ требует, чтобы в занятие интегрировались образовательные области, использовалась игровая составляющая. Поэтому после или до пункта «Цели» делаем пункт «Интеграция образовательных областей». Это может быть:
- познание (когда формируется целостная картина мира);
- коммуникация;
- творчество (если детки будут рисовать, делать аппликацию и т.д.);
- здоровье (если будет физкультминутка).
Среди видов деятельности могут присутствовать игровая, коммуникативная, созидающая, чтение. Все зависит от того, какие практические задания вы включите в НОД.
Приблизительный конспект НОД: что будем делать пошагово
В целом, занятие «Моя семья» можно провести по такому приблизительному сценарию:
- Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики. Если это происходит под музыку, ее надо прописать в «Материалах и оборудовании».
- Связка – слова воспитателя о том, что дети собрались тут, как большая семья… кстати, а что такое семья? (послушать ответы). Дать определение: «Это взрослые и дети, которые вместе живут, заботятся, любят друг друга». А как в семье показывают, что любят друг друга? (послушать ответы). Тут надо, чтобы посредством речи дети научились рассказывать об отношениях близких.
- Предложение детям поиграть в игру – например, вспомнить пальчиковую гимнастику. (Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик – мама, этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!).
- Предложение поотгадывать загадки о семье. Их много в интернете, например: «Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим…(маму)». Спросить, кто каждый из детей для мамы, как она его/ее ласково называет.
- Игра с мячом. Предложить детям передавать друг другу мяч, называя имя своей мамы. А потом – снова по кругу, описывая словами маму (добрая, ласковая, любящая, хорошая).
- Танец «Помощники» под музыку. Предложить ребятам в танце показать, как они помогают мамам (подметают, завязывают шнурки, складывают игрушки).
- Далее все то же самое (загадка, игра с мячом) про папу. Его можно описывать словами: умный, заботливый, сильный.
- От слова «сильный» перейти к физкультминутке.
- Загадка о бабушке. К примеру: «Ароматное варенье, пироги на угощенье, вкусные оладушки от любимой… (бабушки)».
- Далее игры, связанные с бабушкой. Скажем, пальчиковая гимнастика («Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой бабушки испеку оладушки»). Вспоминаем имена бабушек и «помогаем» им собрать фрукты для компота. Искусственные фрукты – записать в реквизит.
- Загадки и игры о дедушке. Например: «Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной, любимый… (дед)».
План практического занятия «Моя семья» в группе
Вторая часть НОД – непосредственно план занятия с детьми. Так как воспитатель – творческая профессия, можно назвать план сценарием. Если все прописать в деталях и до буквы, то проводить потом гораздо проще. Реакцию деток на вопросы и игры не всегда можно предугадать. Но можно подсказать, если видите недопонимание, и учесть это на следующий раз.
В начале занятия надо поздороваться, в плане так и пишем: «Приветствие». Прописываем слова, которыми будем здороваться и которые предложим сказать детям. Так как занятие аттестационное, очень желательно поздороваться с комиссией. Далее идут игры и занятия.