Средства и методы эстетического воспитания в системе дошкольной образовательной организации


Средства и методы эстетического воспитания в системе дошкольной образовательной организации

Корнева Татьяна АлександровнаМигалева Марина ВладимировнавоспитателиМБДОУ ДС №72 «Акварель»

Понятие «эстетическое воспитание» тесно связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) – наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. [4, с.105].

По мнению ученых, мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в природе можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. [3, с. 157- 162]

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Многие ученые отмечают, что каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Рекламное сообщение

Еще одним, не маловажным, средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Изучив наиболее эффективные средства эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации, перейдем к изучению методов эстетического воспитания.

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач [3, с. 32- 39].

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности воспитателя.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы эстетического воспитания можно разделить: наглядные и словесные. Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях воспитатель дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения. На практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Необходимо отметить, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. [5, с. 13-18]

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: – метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [5, с. 87-92].

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках. Этот метод, можно считать, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним.

Таким образом, рассматриваемые нами в статье средства и методы эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по – своим, детским, но законам красоты. На современном этапе данные средства и методы являются эффективными и способствующими формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.

В целом лишь комплекс методов и средств может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Список литературы:

  1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – М.: Инфра-М, 2000.
  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – Академический проект 2005 – 240 с.
  3. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский , 2005. – 320 с.
  5. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – Издательство: Аркти, 2008 – 74 с.

Участие – очное

Секция 1. “Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников”

Вопрос 1ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эстетическое воспитание — целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входят воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Эстетическая эмоция — высший этап развития человеческой чувственности в ее действенном непосредственном проявлении. Это эмоциональная реакция, отражающая уровень духовной жизни человека, его представление о желаемом и практическом как в настоящем, так и в будущем. По эстетическим эмоциональным реакциям ребенка можно судить об успехах или неуспехах эстетического развития воспитуемого. Эстетические эмоции оказывают влияние на развитие таких Творческих способностей человека, как воссоздающее творческое воображение и фантазия. В результате действия эстетической эмоции рождается эстетическое переживание — конкретное /психическое состояние организма, вызванное определенной системой эмоционально-эстетических / переживаний, невозможных вне личностного смысла.

Эстетическое чувство- социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к явлению или предмету. ;

Эстетическая потребность — одна из основополагающих потребностей личности, внутренний побудитель.

Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного, эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами и переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее, к понимаю, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Развитие художественно-творческих способностей детей Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в непосредственном отображении действительности, вере в ч^пр^дивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.

/ Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на подражании,

Саходит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от кружающега-миря^__

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении.

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений.

Таким образом b дошкольном образе наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. — ^ Формирование основ эстетического вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а что бы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Основные средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления с эстетикой быта, с / прекрасным в труде, природе, общественных явлениях и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними:

1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

2. Чистота, простота, красота.

3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

4. Bсе компоненты оформления должны составлять единый ансамбль. С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя.

Мощным средством эстетического воспитания является родная природа. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката.. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка, у

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важными средствами эстетического воспитания. Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, ее честным, добрым и мужественным людям. Произведения искусств являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, театр, кино.

/ Условием и средством эстетического воспитания является художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративная прикладная практика, дизайн.

Методы эстетического воспитания.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель мог показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой

вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служат активными методами воздействия на ребенка, т.к. опираются на особенность детства — подражательность.

/ Практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций (желание создавать своими руками: лепить, рисовать, мастерить, украшать, участвовать в художественной деятельности разных видов).

Формы организации

По принципу управленияПод прямым руководствомПод косвенным
деятельностью детейвзрослогоруководством взрослого
По способу объединенияСовместная деятельностьИндивидуальная,
детейдетей и взрослого: • фронтальная • по группам • с одним ребенкомподгруппами
По видам деятельностиЗанятия,экскурсии,Театрализованные игры,
праздники, игры,повторение занятий,
развлечения, трудпраздников.

№2 Эстетическое восприятие

С первых дней своей жизни ребенок попадает в мир неизвестных и непривычных для него явлений, под воздействием которых его мозг и психика приходят в деятельное состояние. Начинается знакомство с внешним миром. Уже на первом месяце жизни у ребенка наблюдается избирательно-эмоциональная реакция на внешние события. В момент проявления первичных потребностей у новорожденного нет даже самых элементарных образов и представлений, но уже на первом году жизни у ребенка развиваются познавательные и эмоциональные реакции. По данным физиологии, созревание мозга ребенка совершается быстрее, если его вовлекать в ориентировочную деятельность, предоставляя ему различные игрушки. Жажда новых впечатлений постоянно развивается в познавательной потребности, которая дифференцируется на эстетическую. Предметная деятельность вводит ребенка в мир неизвестной ему меры человеческой жизни. Она дает первые представления о форме (через линию, цвет, звук) и содержании (через значение) предмета, формирует, организует его зрительные и слуховые восприятия, а через них способность к различению особенностей предметов.

Таким образом, уже в дошкольный период формируются исходные элементы, которые составят впоследствии структуру эстетической потребности.

Дошкольный возраст является стадией накопления исходной информации: у ребенка проявляются первые навыки эстетического восприятия и деятельности, складываются основы эстетической культуры. Но объект еще не становится источником эстетических знаний, он больше служит источником непосредственного выражения чувств.

«Ребенок обращается к рисунку или книге, песне или сказке не потому, что он видит их эстетическую значимость. Им руководит познавательный интерес, любопытство, пытливость, у него ‘нет связи между целью и способ действия. Его отношение к доступному ему эстетическому проявлению действительности неустойчиво. Ребенка вводят в мир книг, красок, музыки, прежде чем у него возникает какая-либо форма эстетического отношения к действительности. Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, музыкальным занятиям, воспитатель способствует активизации мышления, обостряет интерес, определяет его избирательность; от систематических и направленных упражнений у ребенка развиваются органы зрения, осязания, вкуса. Но этот возраст пластичен и неустойчив, отчего чаще всего встречаются случайные проявления желаний и интересов.

Поэтому на воспитателе лежит серьезная ответственность за подбор и организацию средств, внешних факторов, за формирование целенаправленного, устойчивого, эстетически-содержательного появления личности.

3 ВОПРОС Разработка плана лекционного занятия педагогической и психологической

Сущность эстетического воспитания

Определение 1
Эстетическое воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у ребенка умения видеть, воспринимать и оценивать красоту в искусстве, природе и повседневности.

Под эстетическим воспитанием так же понимают формирование у ребенка эстетической культуры и эстетического вкуса. При этом необходимо обратить внимание на то, что процесс эстетического воспитания связан с другими направлениями воспитания (трудовое, политическое, нравственное, физическое и т.д.).

Замечание 1

Цель эстетического воспитания – раскрытие у ребенка задатков, заложенных природой для формирования творческих способностей к созданию предметов искусства по канонам красоты.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Достижение данной цели возможно только в том случае, если установлена гармония между всеми сторонами личности ребенка, и он находится в полном согласии с самим собой.

Задачи эстетического воспитания:

  1. Систематическое и целенаправленное развитие в детях умения воспринимать и осознавать прекрасное, испытывать эстетические чувства. Дети должны не просто видеть и ощущать прекрасное в разных его проявлениях, оно должно вызывать у них эмоциональную отзывчивость, радость от созерцания, восхищение, волнение и увлеченность.
  2. Приобщение детей к разнообразным видам деятельности в области искусства, воспитывать привычку и потребность вносить посильные элементы красоты в окружающую обстановку, свой быт и внешний вид, а также следить за тем, чтобы поведение соответствовало общепринятым эстетическим нормам.
  3. Формировать и развивать умение оценивать различные произведения искусства и явления жизни. Уметь не просто оценивать, а выражать свои мысли и чувства словами, при этом полноценно владеть эстетическими терминами.
  4. Развивать у детей художественно-творческие способности в различных областях деятельность (музыка, труд, рисование, лепка и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Эстетическое воспитание как объект исследований 420 ₽ Реферат Эстетическое воспитание как объект исследований 280 ₽ Контрольная работа Эстетическое воспитание как объект исследований 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Одной из основных задач эстетического воспитания является формирования у ребенка творческого отношения к окружающей действительности.

В процессе эстетического воспитания у детей развиваются творческие способности, умение креативно мыслить, фантазировать, мечтать, видеть прекрасное и испытывать положительные эмоции.

Замечание 2

Таким образом, сущность эстетического воспитания заключается в развитии у детей художественных и эстетических способностей, а также приобщении их к творческой деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]