ММастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»


Семинар «Современные игровые технологии в ДОУ»

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии

— создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи игровой технологии
:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)

; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии

не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

знания методики игровой деятельности;

профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части
(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
; как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Мастер класс «Игровые технологии»

Мастер-класс

«Игровые технологии в ДОУ»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь .Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хоровод”, «Догонялки” и «Выдувание мыльных пузырей”.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

• По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

• По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

• По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

• По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

• По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

— активизирует воспитанников;

— повышает познавательный интерес;

-вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы:

• восприятие,

• внимание,

• память,

• воображение,

• мышление.

Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

• игровые тренинги;

• сюжетно – ролевые игры;

• театрализованные игры.

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе можно применить «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

А вам я предлагаю побыть в роли детей и сыграть со мной в игру игра-задание «Кузовок»

Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него, что есть на «ОК»

Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»

Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов!

Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города»

Библиографическое описание:

Соколова, О. В. Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города» / О. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (9). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2563/ (дата обращения: 18.01.2022).


Ключевые слова: социо-игровые технологии, посыльный, команда, взаимодействие

Цель:

− повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного взаимодействия в команде.

Задачи:

  1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо-игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
  2. Обучить приемам социо-игровой технологии;
  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оборудование: 4 стола, колокольчик, нарисованный макет улицы, разделенный на 4 части; любой некрупный конструктор, ножницы, фломастеры, клей, разноцветный картон, мелкие игрушки для обыгрывания (для 4-х команд); мольберт, мел.

Ход мастер-класса:

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы научиться организовывать учебную деятельность детей с использованием социо-игровых технологий.

Я предлагаю вам поиграть в одну из игр для рабочего настроя — «Скажи приятное другу».

Ход игры: все участники встают в круг, ведущий или любой педагог (как договорятся), передает соседу колокольчик и говорит что-то приятное.

Например: «Вы всегда так любезны, у вас обаятельная улыбка и т. п».

Ведущий: Чтобы продолжить нашу работу, нам необходимо разделиться на команды. Я предлагаю разделиться на команды по временам года — зима, весна, лето, осень. (Кто в какое время года родился).

Участники мастер-класса делятся на 4 команды иподходят клюбому из четырех столов.

Ведущий: Сейчас вам надо выбрать одного посыльного от каждой команды, который подойдет ко мне, чтобы получить первое задание. За каждым новым заданием будет подходить новый посыльный. (Если в команде закончились участники, которые уже были посыльными, то посыльные выбираются по второму кругу).

К ведущему подходят первые посыльные иполучают первое задание. Придумать название своей команды. Название должно состоять из двух слов, относящихся к городу. Когда команда придумает название, то все члены команды должны взяться за руки, поднять их вверх и прокричать хором: «Мы готовы!»

Посыльные возвращаются к своим командам.

Когда все команды готовы, они, хором, кричат по очереди название своей команды, ведущий записывает эти названия на доске.

Ведущий подзывает вторых посыльных для получения нового задания.

Рис. 1.

Посыльные получают по одной части макета улицы города и разрешение взять только по 10 любых деталей конструктора и построить свою часть улицы на полученном макете. (Если какие-то детали конструктора не подошли, то их можно обменять на другие любые детали, но общее их количество должно быть 10).

Посыльные возвращаются к своим командам и объясняют другим членам команды, что надо делать.

Следующие посыльные получают новое задание.

Можно взять дополнительный материал (бумагу, картон, ножницы, клей, фломастеры) и благоустроить свою часть улицы.

Члены команд подходят за дополнительным материалом и сообща придумывают, как благоустроить свою часть улицы.

Рис. 2.

Когда команды закончат свою работу, ведущий сдвигает все столы вместе, чтобы получилась одна большая улица.

Рис. 3.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам поближе и отметить, что интересного построили другие команды.

Следующие посыльные получают новое задание.

Предложить по одной гласной букве.

Ведущий записывает эти гласные на доске. Затем всем командам сразу дается новое задание.

Придумать название улицы, чтобы в названии использовались первые буквы названия команд и предложенные гласные. (Количество слов в названии улицы не ограничивается). Из предложенных вариантов выбирается наиболее понравившееся название.

Следующие посыльные получают новое задание.

Можно взять предложенные игрушки (машинки, деревья, человечки) и обыграть постройки.

Итог.

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые приемы организации учебной деятельности и использования социо-игровой технологии в работе с детьми подготовительного к школе возраста. Надеюсь, они пригодятся Вам в вашей повседневной работе. Желаю Вам успехов!

Литература:

  1. Букатов В. М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов.
  2. Букатов В. М. «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада».
  3. Букатов В. М. Ершова А. И. «Возвращение к таланту» учебное издание.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: команда, социо-игровая технология, посыльный, ведущий, часть улицы, дополнительный материал, задание, участник мастер-класса, член команды.

Мастер-класс для педагогов УДО. Использование игровых технологий на учебных занятиях

Профессиональная компетентность специалиста и инновационная практика. Использование игровых технологий на учебных занятиях. Социо-игровые технологии

Цель: Распространение педагогического опыта и повышение профессионального мастерства педагогов Задачи: 1. познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии; 2. мотивировать педагогов на системное использование на занятиях социо-игровой технологии.

Ход мастер-класса

Методист: Педагоги начинают все чаще использовать на занятиях активные методы обучения. Интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Выше указанные методы стимулируют познавательную деятельность обучающихся, как правило, строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы все чаще используют полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Одним из таких методов является социо-игровая технология. Данная технология подходит для повседневной работы — она универсальна, актуальна, а самое главное — решает попутно множество психологических проблем. Викторина для педагогов: Педагоги делятся на микрогруппы (по 4-5 человек). Каждой из команд выдаются карточки с буквами, из которых должны быть составлены фамилии. Задание для команды №1: ШОКШУЕЛ. Задание для команды №2: ВАШЕРО. Задание для команды №3: ОВКУБТА. На выполнение задания командам дается 2 минуты. Из букв должны быть составлены фамилии основателей социо-игровой технологии – Шулешко, Ершова, Букатов. Методист: Социо-игровые технологии, представленные Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым, пользуются в последнее время особой популярностью. Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть — социо — означает малый социум (не социальный). Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью. Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии обучающихся в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Суть метода раскрывается в следующих правилах: 1. Работа проводится
микрогруппами
до 6 человек, т. к. в шестерке каждый обучающийся находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного общения. В такой группе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей. Кроме того, шестерки часто делятся на две тройки или три пары — такая вариативность помогает обучающимся обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера. За время непосредственно образовательной деятельности состав групп может меняться несколько раз. Через работу в постоянных и временных микрогруппах дистанция между разными обучающимися уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята микрогруппа. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку, сравнив себя с другими, утвердиться в своих возможностях и способностях. Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. 2. Работа в малых группах предполагает
коллективную деятельность,
а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, — меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы. 3. Обучение сочетается
с двигательной активностью
и сменой мизансцен. Обучающиеся могут общаться в разных уголках учебного помещения. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает обучающимся переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость организма нервным стрессам, а в Центре создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия обучающиеся сидели на стульях или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась. 4. Ограничение по времени предполагает
смену темпа и ритма
. Благодаря этому у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности. 5. Неотъемлемая часть социо-игровой технологии —
интеграция видов деятельности
. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. 6.
Ориентация на принцип полифонии
или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше — «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность. Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат обучающихся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку. Для закрепления теоретического материала педагогам предлагается принять участие в викторине. Педагоги делятся на микрогруппы, подсаживаясь друг к другу поближе. Выбираются лидеры команд. Участникам предлагается викторина в виде блиц-опроса на знание нормативов СанПин, истории , а также характеристик деятельности Центра. Выигрывает та команда, которая быстрее других даст максимальное количество правильных ответов. Вопросы для викторины: 1. Какие два проекта реализуются в Центре Заря? (Растим патриота России. Будем здоровы!) 2. Какое количество обучающихся в Заре? (450 обучающихся) 3. В каком году создан Ансамбль Трудовых резервов Северо-Осетинского республиканского управления профессионально-технического образования? (в 1958 году) Информационная справка для педагогов: 1979г. на базе Ансамбля «Терек» учрежден Дом культуры учащихся профессионально технического образования. 1999г. Дом культуры преобразован в Центр творчества молодежи. 4. При каком директоре в 1979г. на базе Ансамбля «Терек» учрежден Дом культуры учащихся профессионально технического образования? (при Станиславе Козаеве) 5. Первый директор Зари? (Фируза Магкеева) 6. Сколько творческих объединений в ? (11 объединений) 7.Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 — 18 лет допускается окончание занятий в …? (21.00 ч.) 8. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни -…? (не более 4 академических часов в день) 9.Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать ? (14 часов в неделю) 10.Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 — 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет — ? (не более 30 минут) 11.В организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченой питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более? (3-х ч.) 12. Закончите фразу из Стратегии воспитания РФ: Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и … ? (защите Родины) Подводятся итоги игры, возможности применения социо-игровой технологии в учебной деятельности. Заключение
Игра
– это не только щадящая форма обучения ребенка, но и простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе. Таким образом, педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Музыкальная дидактическая игра для детей «Динь — Дон» Мастер-класс «Конфетница Елка с пожеланиями» Игра по биологии для 5, 7 класса

Похожие статьи:

Интерактивные методы обучения

Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре

Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

Игры для всей семьи. Русское лото

Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]