Проблемно-деловая игра для педагогов ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Автор — А.Д. Кандыкова

Целью игры в детском саду является активизация деятельности педагогов по поликультурному  образованию  детей. Предварительная работа включает в себя консультацию, методический час, изучение нормативных и методических документов.

Материалы и оборудование:

  • листы с заданиями по количеству участников, кроссворды;
  • для демонстрации этапов игры и решенных кроссвордов используется ИКТ — проектор, компьютер, экран.

Ход игры

В  музыкальном  зале  полукругом стоят  столы,  педагоги  рассаживаются за  ними.  Игру  проводит  ведущая.

Деловая игра для педагогов проходит в три этапа:

  • на первом этапе педагоги работают индивидуально,
  • на втором этапе объединяются в пары,
  • на третьем этапе — в три группы с  равным  количеством  участников.

Жюри оценивает работу педагогов в парах и группах по критериям: полнота ответа,  слаженность  работы  в  паре, группе  (умение  корректно  отстаивать свое  мнение  и  договариваться  с  коллегами). Индивидуальная работа жюри не  оценивается.

Этап  1

1.  Прочитайте высказывания разных авторов о поликультурном воспитании, образовании. 2.  Подчеркните слова, выражающие суть  высказывания. 3.  Запишите, как вы понимаете суть поликультурного  воспитания. 4.  Зарисуйте  схематично  главный смысл  поликультурности  (по  вашему мнению).

А.Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию,  формирование  личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на  взаимосвязи культур,  одна  из  которых  доминирует.

М.А. Богомолова  исходит  из  того, что  поликультурное  образование  по своей  сущности  близко  межнациональному  воспитанию  и  предусматривает  межличностное  взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к  иным  культурным  ценностям.

В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова  отождествляют  поликультурное  воспитание  с  формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной  среде,  обладающего  развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас,  вероисповеданий.

Ряд  авторов  (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова)  связывают  готовность воспринимать  другую  культуру,  другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять  ненависти.

Этап  2

Объединитесь  в  пары  по  общему признаку (исключить признак работы в одной возрастной  группе). Расскажите своему партнеру, как вы понимаете суть поликультурного воспитания. Объясните свою схему поликультурности. Нарисуйте общую  схему  поликультурности.

1.  Прочитайте  значения  слов  «толерантность»  и  «этно-»,  взятые  из словарей. 2. Основываясь  на  них,  составьте ваше определение этнотолерантности.

Значение слова «толерантность»

«Википедия» Толерантность — от лат. tolerare — терпеть,  переносить,  выносить,  привыкать. «Социальная  толерантность»  в  социологии и психологии —  терпимость, умение  спокойно,  без  враждебности воспринимать  чужой образ жизни,  поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование  других  культур  и  устойчиво сосуществовать  в  мультикультурном, мультиэтническом  обществе.

Словарь иностранных слов Толерантность  (лат.  tolerantia  — терпение)  —  1)  терпимость,  снисходительность  к  кому  или  чему-л.;  2) биол.,  мед.  полное  или  частичное отсутствие  иммунологической  реактивности,  т. е.  потеря (или  снижение) организмом  животного  или  человека способности  к  выработке  антител  в ответ на антигенное раздражение (ср. сенсибилизация  1).

Современный толковый словарь Толерантность (от  лат. tolerantia — терпение)  —  1)  иммунологическое состояние организма, при  котором он неспособен  синтезировать  антитела в  ответ  на  введение  определенного антигена  при  сохранении  иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема  толерантности  имеет  значение при  пересадке  органов  и  тканей…; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды…; 3) терпимость к чужим мнениям,  верованиям,  поведению.

Значение слова «этно-» Начальная часть сложных слов, вносящая  значение слова народ (этногенез,  этнолингвистика,  этнопсихология и  т.п.).

Этап  3

Объединитесь в три группы с равным количеством  участников.

I. Решите кроссворд по разделу программы «Детство» — «Ребенок в поликультурной  и  полиэтнической среде»

Вопросы 1-го кроссворда 1.  Один  из  компонентов  содержания  социального  развития  старших  дошкольников  в  поликультурном обществе. 2.  Наиболее ценной для воспитания и обучения дошкольников становится  духовная  _______  и  особенно искусство. 3.  Социально-культурный феномен, обладающий большими потенциальными  возможностями  для  приобщения дошкольников к различным культурам. 4 и 5. Две формы народной игровой культуры, понятные и интересные детям. 6.  В  произведениях  декоративно-прикладного искусства разных народов отражаются традиционные культурные ценности ___________________________. 7.  Освоение  чего  помогает  дошкольникам понять общность нравственно-этических  общечеловеческих ценностей?

Вопросы 2-го кроссворда 1.  Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям. 2.  Один  из  компонентов  содержания  социального  развития  старших  дошкольников  в  поликультурном обществе. 3.  Ценность (одна из трех) устного народного  творчества. 4.  Общее  в  образах  народно-декоративных промыслов определяется единством нравственных и эстетических ____________________________________. 5.  Произведения разных  видов искусства  близки  эмоциональному  проявлению  ребенка,  его  способности мыслить  образами  и  выражать  свое отношение  к  окружающему  в  разных видах  ________________  деятельности. 6.  Один из трех компонентов этнотолерантности.

Вопросы 3-го кроссворда 1.  Специфика народных декоративных промыслов разных культур (различие в  образах)  зависит  от  _____________ особенностей жизни  этноса. 2.  Один из компонентов содержания социального  развития  старших  дошкольников в поликультурном обществе. 3.  Один из трех компонентов этнотолерантности. 4.  Ценность (одна из  трех)  устного народного  творчества. 5.  Наиболее ценной для воспитания и  обучения  дошкольников  становится духовная культура и особенно ________. 6.  Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям.

II. Выполните задание.

Задание 1 Перечислите основные методы воспитания  этнотолерантности  у  детей 5—6  лет. Продолжите фразу: «Использование этих методов  обеспечивает  и  способствует…»

Задание 2 Перечислите  методы  воспитания этнотолерантности  у  детей  6—7  лет, которые  не  применялись  в  старшей группе. Раскройте  суть  метода  проектов  в старшей  и  подготовительной  группах.

Задание 3 Подробно  расскажите  о  методе «Сравнительный  анализ  народных  игр, игрушек,  произведений  народного  искусства». Составьте план проведения тематического дня «Дружат дети всей Земли» (рекомендованного  к  проведению  авторами  программы  «Детство»).

Решите,  кто  будет  выступать  от вашей  группы. Проводится  обмен мнениями.

«Поликультурная образовательная среда в ДОУ»материал

Происходящие в обществе перемены вполне естественно затрагивают многие стороны нашей жизни. Сегодня широко обсуждаются проблемы воспитания и образования подрастающего поколения начиная с раннего детства. Как воспитывать? Как и чему учить?

Наша Россия – многонациональная страна. Поэтому вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. Президент нашей федерации В.В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Также он направлен на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

На сегодняшний день дошкольное образовательное учреждение является базовым учреждением поликультурного образования, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Для этого в ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.

1.Организация предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

В государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко указано, что развивающая среда должна обеспечивать учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Также поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Это народные игры, предметы и игровые материалы (игрушки, куклы этнокультурного и поликультурного содержания, муляжи национальных блюд), учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование. Для обогащения образовательного пространства народными игрушками в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные выставки, смотры, конкурсы рукотворных игр и игрушек. Наиболее активному распространению игровых народных кукол для детей дошкольного возраста может способствовать создание коллекции кукольных народных костюмов, костюмов (или кукол) персонажей различных народных произведений. В целях поликультурного образования дошкольников можно оформлять различные тематические уголки, а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой, обычаями разных народов.

2. Организация взаимодействия педагогов и детей в условиях поликультурного образования дошкольников. Здесь рассматривается совместная партнерская деятельности взрослого с ребенком. Приоритет отдается игровой форме организации образовательной деятельности. Поликультурное образование дошкольников по ФГОС интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в следующих образовательных областях:- социально-коммуникативное развитие (беседы, рассказы, знакомство с национальными играми, с традициями народа);- познавательное развитие (музейная педагогика, презентации, фильмы, знакомство с энциклопедическим материалом и живописью, дидактические игры, конструирование, создание проблемных ситуаций);- речевое развитие (чтение художественной литературы, литературные викторины, театральная деятельность, создание мини-библиотеки и т.д.);- художественно-эстетическое развитие (изучение творчества разных народов, изготовление народных игрушек, элементов костюмов, роспись предметов быта, посуды, знакомство с народными инструментами, музыкально- дидактические игры, развлечения, праздники);- физическое развитие (подвижные игры разных народов, праздники и развлечения).

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Закладывать у детей основы поликультурного образования позволяют дидактические, народные игры, игры-драматизации. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Игры-драматизации по произведениям писателей разных народов, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. В русской и мировой литературе есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких, которые являются сокровищницей не только языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей. Литература имеет исключительно важную роль в речевом, эстетическом, личностном и познавательном развитии ребенка и приобщает его к отечественной и мировой культуре. Всё это можно организовать во время организованной деятельности, в ходе режимных моментов, во время прогулок.

3.Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Для осознания важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников, осуществления единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ можно использовать следующие формы работы: выпуск семейных газет, проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, анкетирование, консультации, беседы, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей и др.

Таким образом, правильно организованная образовательная среда дошкольного учреждения способна решить ряд задач поликультурного образования детей. Воспитание ребенка – это огромный труд, который охватывает множество областей и сфер. Однако ключевыми моментами остаются нравственное и поликультурное воспитание. Объединив эти составляющие можно сформировать в детском сознании индивидуальность, которая будет здорова не только физически, но и духовно и нравственно.

Список использованных источников

  1. Абсалямова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004, №5 — С. 50-55.
  2. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. – С. 84-85.
  3. Смирнова Е.О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2022. – 112 с
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Литература

  • Бабаева Т. И. Детство. Примерная основная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования.  — СПб., 2011. —  С. 498—508.
  • Бабаева Т. И. Мониторинг  в детском саду: науч.-метод. пособие. — СПб., 2011. —  С. 172—189.
  • Евдокимова Е. С. Технология проектирования  в  ДОУ. —  М.,  2006.
  • Лосев П. Н. Управление  методической  работой  в  современном ДОУ. —  М., 2005.
  • Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. — Волгоград, 2011.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, №1, 2014 год.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]