Интеллектуальная игра для детей средней группы в детском саду «Дружба»


Цели дидактических игр по ФГОС

Дидактическая игра – эффективный элемент системы всестороннего личностного развития несовершеннолетнего. Игровой материал – важная часть в осуществлении задач ФГОС, так как содержит познавательную и образовательную составляющие.

Дидактические игры применимы для физического, интеллектуального, социального развития ребенка, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Их цели:

  • расширение кругозора, получение знаний об окружающем мире;
  • обретение навыков общения, продуктивного взаимодействия, нахождения взаимопонимания;
  • формирование социальной адекватности, умения правильно себя вести в разных ситуациях;
  • развитие воображения и творческих навыков;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие речевых навыков, закрепление грамматических и лексических норм общения;
  • улучшение артикуляции, общая физическая тренировка;
  • развитие логического мышления, умения анализировать;
  • получение начальных математических, филологических, естественнонаучных знаний;
  • развитие концентрации внимания, скорости реакции, зрительного и слухового восприятия.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект «Умные игры»

(краткосрочный)

Тип: практико — ориентированный, средняя группа

Проблема:

  • Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.

Обоснование проблемы:

  1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
  2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.

Цель:

  • Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.

Задачи:

  1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
  2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Выполнение проекта:

В начале и в конце проекта воспитателями было проведено диагностическое наблюдение «Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности».

Решение поставленных задач с детьми:

  • Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
  • Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
  • Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
  • Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) — как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями:

  • Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
  • Выставка групповых настольно — дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
  • Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
  • Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
  • Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась

по цифрам»).

  • Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам») выполненных в совместной деятельности с родителями дома

«Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».

  • Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.

Результат:

  • Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
  • Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов.
  • Итог консультации – практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Следующая >

Дидактические игры в средней группе по ФГОС

В средней группе важно с помощью игр социализировать дошкольников, расширять их представления об окружающем мире. Нужно уделять внимание физическому и эмоциональному совершенствованию личности, развитию наблюдательности, умения концентрироваться, правильно и быстро реагировать на события и других людей.

Добрые волшебники

Для игры подготовьте «волшебную» палочку, украсьте ее красками или блестками. Воспитанники рассаживаются в круг. Расскажите, что палочка превращает каждого, кто ее возьмет, в доброго и дружелюбного человека.

В ходе игры дети по очереди берут палочку, называют сидящего рядом товарища приятным и ласковым прилагательным, затем передают ему «эстафету». Игра завершается, когда все участники получат положительные эпитеты.

Испорченный телефон

В эту игру, развивающую слуховое внимание, играют уже многие поколения детей.

Дети садятся или становятся в ряд. Первый игрок шепчет на ухо второму некое слово. Второй шепчет третьему, и так далее. Последний в ряду игрок произносит услышанное слово вслух. Если оно совпадает со сказанным первым участником, значит, этап удался, игра продолжается. Если слово оказалось неправильным, все игроки, начиная с предпоследнего, говорят вслух, что им послышалось от предыдущего участника. Таким образом удается выяснить, кто «испорченный телефон», кто услышал слово неправильно. Виноватый становится последним в ряду.

Что говорят животные?

Для познавательной игры нужен мяч. Постройте воспитанников в ряд, станьте напротив. Бросайте мяч каждому игроку по очереди, называя при этом любое животное. Задача поймавшего мяч – произнести звуки, издаваемые этим животным. Игра завершается, когда последний в ряду игрок правильно назовет звук.

Игру можно построить наоборот: произносить звуки, а дети пусть вспомнят, какое животное их издает.

На что похоже облако?

Если погода позволяет, выведите детей на прогулку. Пусть каждый ребенок выберет себе одно из облаков на небе. В пасмурный день используйте распечатанные на цветном принтере изображения разных облаков: кучевых, слоистых, перистых. Раздайте каждому ребенку по изображению. Задача воспитанников – внимательно рассмотреть свое облако, рассказать, на что оно похоже, на какое-нибудь животное или предмет.

Что это звучит?

Для дошкольников средней группы обязательно нужно организовывать музыкально-дидактические игры по ФГОС.

Для игры подготовьте знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, предметы, способные издавать звуки, и непрозрачное полотно. Разложите собранный материал на столе, завесьте полотном, чтобы дети не могли его видеть. Издавайте звуки инструментами и предметами, а игроки должны догадаться, что звучит. Победителем становится давший наибольшее количество правильных ответов.

Животные маршируют

Игра развивает чувство ритма, слуховое восприятие. Для ее проведения необходимо найти запись любого марша.

Под его звуки дети двигаются по кругу. Задавайте им команды двигаться как определенное животное. Например:

  • скажите «заяц» – дети прижимают руки к груди, прыгают;
  • «журавль» – ходят, высоко поднимая ноги;
  • «лошадь» – бьют ногой о пол, словно копытом;
  • «орел» – бегут, широко взмахивая руками;
  • «рак» – пятятся.

Угадай эмоцию

Станьте напротив детей. Изображайте посредством мимики разные эмоции: радость, печаль, удивление, испуг, обиду. Воспитанники должны догадаться, какое настроение на вашем лице.

Что пропало?

Игра развивает наблюдательность, концентрацию внимания. Для ее проведения подготовьте разные картины: пейзажи, портреты, натюрморты.

Дети должны внимательно рассмотреть картину, затем закрыть глаза. Закройте листком на скотче какую-либо деталь картины. Дети, открыв глаза, должны вспомнить, какая деталь скрыта.

Беспечные бабочки и мотыльки

Игроки делятся на «бабочек» – дневных насекомых, и «мотыльков» – ночных. Один ребенок становится «птицей». Одна часть игрового зала – место полета «бабочек», вторая – «мотыльков». Один из углов – «гнездо».

«Птица» становится в «гнездо». Остальные игроки стоят на своей части игрового зала. Когда ведущий произнесет «день», «бабочки» начинают бегать, танцевать. Когда ведущий скажет слово «ночь», «бабочки» должны замереть, двигаться начинают «мотыльки». Если кто-то из игроков пошевелится не в свое время, «птица» нападает на него, забирает в «гнездо». Побеждают «насекомые», которых «птица» не могла забрать.

Смешинка

Воспитанники рассаживаются в ряд на стульях. Ведущий выходит вперед, начинает корчить рожицы, рассказывать что-нибудь смешное. Его цель – рассмешить товарищей. А задача игроков – не рассмеяться, сохранить серьезное лицо. Тот, кто не выдержит, меняется с ведущим ролями.

«Интеллектуальные игры» (средняя группа)

Казан шәһәре Мәскәү районының “395нче катнаш төрдәге балалар бакчасы”

муниципаль автономияле мәктәпкәчә белем учреждениясе

уртанчылар төркеме өчен

интеллектуаль уеннар

картотека

Казан, 2016 ел

Игра «Фотоаппарат».

Цель

: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание

: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель:

развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия:

сюжетные карточки.

Описание:

в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель:

развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия

: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание:

разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель

: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание:

необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель

: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия

: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание:

дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель

: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия

: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание:

воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил — нарисовал».

Цели:

учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия

: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание

: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель:

способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание:

назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель

: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия:

карточки с изображением предмета.

Описание:

необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель:

развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия:

рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание:

нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели

: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание:

воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель:

развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия:

небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание:

предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель:

развивать наблюдательность.

Описание

: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель:

развивать внимание, память.

Описание

: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель:

развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия

: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание

: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель:

развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия:

лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание

: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели

: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание

: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные «да-нет-ки»».

Цели:

учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание:

разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель

: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия:

коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание:

предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель:

развивать внимание, воображение.

Описание:

ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

— Кем был старичок? (Мальчиком.)

— Чем было дерево? (Ростком.)

— Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи — внутри».

Цель:

научиться соотносить понятия «большое» — «маленькое», «внутри» — «снаружи».

Описание:

назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель

: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание:

ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель:

учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание

: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели:

развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание

: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель:

учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия

: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание

: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель

: учить активно описывать признаки предметов.

Описание

: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель:

развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия

: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание

: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого — с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель:

тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание

: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель:

учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия:

карточки с изображениями различных предметов.

Описание:

выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель:

способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание:

две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель:

закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия:

одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание

: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели:

помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание:

объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель

: расширять словарный запас.

Описание:

предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель

: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание

: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели

: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия

: книга с картинками (детский журнал), карандаш.

Описание:

вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели:

учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание:

вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

• A, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.

• К, И, Н, О, Т, С, Л — кот, кит, слон, кино.

Игра «Слогомяч».

Цель

: развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия

: мяч.

Описание:

один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро- ва» — получится «корова», к «ли» добавить «са» — получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко- ро-ва», но не «ка-ро-ва».

Игра «Книжный детектив».

Цели

: учить соотносить буквы с конкретными картинками; развивать быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия

: книги с иллюстрациями.

Описание

: загадать букву и дать задание ребенку — найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о». (Корова.)

Игра «Сыщики».

Цели:

закреплять знание алфавита; развивать умение соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с буквами.

Описание:

разложить карточки с буквами на разных предметах. Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета. Например, карточка с буквой «к» лежит на диване — это неправильно, она должна висеть, например, на картине. Можно усложнить игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.

Игра «По пятам».

Цель

: развивать навык чтения (знакомить с расположением слов в тексте, учить читать с интонацией).

Описание

: воспитатель и ребенок, сидя за столом, читают книгу. Воспитатель читает, а ребенок немного отстает, повторяя все то, что читает воспитатель. Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания. Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.

Игра «Художник-иллюстратор».

Цели:

учить обращаться с книгой; прививать любовь к книге; развивать повествовательную речь, воображение, логику.

Описание

: прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели:

помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Игровой материал и наглядные пособия:

мяч.

Описание:

дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель

: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия

: игрушки.

Описание:

расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель:

помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание

: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных — 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели:

способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание

: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели:

познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия:

счетные палочки.

Описание

: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели

: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособия

: тетрадь в клетку, ручка.

Описание:

воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели:

помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия

: счетные палочки.

Описание:

читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого — меньше, а кого — одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игра «Как живут деревья?».

Цели:

развивать речь; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с изображениями деревьев в разные времена года (лето — зеленое дерево, осень — дерево с желтыми листьями, зима — дерево без листьев, весна-дерево с набухшими почками).

Описание:

выяснить, какое время года сейчас. Как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, весной, зимой? Рассмотреть картинки. Рассказать ребенку, что смена времен года влияет на состояние растений (зимой все растения засыпают, весной — пробуждаются, осенью — готовятся ко сну и т. п.).

Игра «Где чей листочек».

Цели

: развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с изображениями деревьев (дуб, клен), листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или настоящие.

Описание

: смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) — дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первые занятия выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

Игра «Фруктовый сад».

Цели

: развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

Игровой материал и наглядные пособия:

муляжи фруктов, овощей; карточки с изображениями фруктовых деревьев.

Описание

: разложить перед ребенком фрукты и овощи. Объяснить, что кукла захотела сварить компот, но фрукты перемешались с овощами, а выбрать она их не может, потому что не знает, чем они друг от друга отличаются. После того как выявлены вес различия, предложить ребенку отделить фрукты от овощей. Поинтересоваться, знает ли ребенок, где растут фрукты. Рассмотреть изображенные на картинках фруктовые деревья. Разрезать яблоко или апельсин, показать ребенку спрятанные в них семена. Подвести итог: фрукты растут на деревьях. Деревья называются фруктовыми. Специально высаженные, такие деревья образуют фруктовый сад. Можно побеседовать о том, что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют.

Игра «Комнатные цветы».

Цели:

развивать навык самостоятельности; познакомить с растительным миром.

Описание

: если есть комнатные растения, предложить ребенку поухаживать за ними. Дать ему леечку, научить рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Рассказать о том, что, прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из Далеких стран — Индии, Мексики, Африки и т. д. Если ребенок выразит желание, найти эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, пояснить, что погодные условия тех стран отличаются от наших, поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, заметить: «Для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот — любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объяснить ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т. п.

Дидактические игры по ФГОС в старшей группе

В старшей группе обязательны образовательные и познавательные игры, знакомство с природой, окружающими объектами, явлениями и свойствами предметов. Нельзя забывать о подвижных занятиях, общем физическом развитии. Важно продолжать знакомить дошкольников с эмоциями, нормами общения и социального взаимодействия, учить их продуктивной совместной работе, внятному выражению мыслей и построению беседы.

Большой секрет

Для групповой игры подготовьте коробочку, положите в нее мелкие предметы либо изображающие их карточки. Рассадите детей на расстоянии друг от друга.

Подходите по очереди к каждому игроку, предлагайте вытащить из коробки предмет, не заглядывая туда. Вытащенный предмет остается секретным, игрок не должен показывать его товарищам. Задача игроков – любым словесным способом разузнать, что это за секретная вещь. Можно:

  • задавать держателю предмета наводящие вопросы;
  • уговаривать, упрашивать игрока раскрыть секрет;
  • предложить подарок за раскрытие секрета;
  • предложить взамен раскрыть свою тайну.

Важно следить, чтобы игроки не обманывали друг друга. Игра завершается, когда последний игрок расскажет свой секрет. Если какой-то игрок заупрямится, откажется выдавать тайну, нужно мягко подтолкнуть его к изменению поведения, внушить важность быть открытым, дружелюбным, контактным.

Покажи слово

Игровая задача – посредством мимики и телодвижений изобразить заданное слово. Ведущий говорит, например, «медвежонок». Затем подзывает одного из игроков, просит изобразить сказанное. Далее произносит другое слово – «любит», вызывает второго участника, просит изобразить этот глагол. Остальные игроки хором произносят то, что изображают товарищи: «Медвежонок любит…». Дальше ведущий просит придумать третье слово, которым завершится фраза. Игроки называют разные варианты: мед, ягоды, спать, играть.

Сгруппируй предметы

Для игры подготовьте около 20-25 предметов, разложите на столе. Предложите воспитанникам разделить их на группы по качественным характеристикам:

  • большие;
  • маленькие;
  • деревянные;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • съедобные;
  • несъедобные;
  • цветные;
  • прозрачные.

Запомни местечко

Дети рассаживаются в разных местах игрового зала. Каждый игрок запоминает, где сидит. Для этого он может использовать ориентиры: находящиеся рядом предметы, игрушки, мебель, элементы интерьера.

Включите музыку. Игроки вскакивают с места, бегают по залу, танцуют. Когда музыка прерывается, дети должны вспомнить, где они сидели, занять свое место. На втором этапе игру можно усложнить: дети должны сесть не на прежнее место, а сдвинуться на несколько шагов по движению стрелки.

Говорящий портрет

Игра учит навыку связного рассказа. Для ее проведения подготовьте портреты, на которых изображенные люди выражают разные эмоции, находятся в разной обстановке. Предложите воспитанникам по очереди рассказать от имени изображенного персонажа о себе.

Почта

Для игры нужен обычный конверт. Дети становятся в круг, выбирают одного из игроков «почтальоном», тот становится в дает конверт, например, Мише. Говорит: «Письмо идет от Мише Кате». Стоящие в круге дети быстро передают конверт друг другу, пока он не попадет в руки Кати. Задача «почтальона» – успеть выхватить «письмо», пока оно не дошло до «адресата». Когда ему это удается, «почтальоном» становится игрок, из рук которого конверт был выхвачен.

Содержание ООД

Организационный момент

— Доброе утро! Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей!

— Подойдите, пожалуйста, ко мне!

(Дети подходят в зону интерактивной доски, стоят. Доска включается, раздается звук пришедшего сообщения. На экране появляются иллюстрации с изображением Элли, Тотошки, Страшилы…)

  1. Как вы думаете, герои какой книги перед вами?
  2. Кто автор книги? (Александр Волков)
  3. Как зовут девочку? (Элли)

— А вот и электронное письмо от Элли! (На экране появляется письмо. Читаю его.)

«Мальчики и девочки! Обращаюсь к вам за помощью. Злая волшебница Гингема заколдовала самое главное слово, без которого не могут жить ни взрослые, ни дети! Колдовство можно разрушить на пятнадцатый день второго весеннего месяца и только в среду (день проведения занятия). Вы расколдуете слово, выполнив все задания Гингемы.

Спасибо! Ваша Элли.

(Доска выключается)

Основная часть

(Дети стоят)

  1. Какое сейчас время года?
  2. Какой месяц?
  3. Какой он по счету?
  4. Какое сегодня число месяца?
  5. Какой сегодня день недели?
  6. Какой можно сделать вывод?! (Именно сегодня можно снять заклятье!)

— За каждое выполненное задание вы получите карточку с буквой заколдованного слова.

— Проходите, пожалуйста, садитесь на подушечки! (Дети сидят на подушечках.)

— Итак, первое задание!

(Обращаю внимание детей на пазлы-материки)

  1. Как вы думаете, что это? (материки)
  2. Сколько всего материков на нашей планете? (6)
  3. А сколько пазлов? (Дети считают пазлы: их 7)
  4. Почему пазлов 7? (Арктика не является материком)
  5. Почему? (Арктика покрыта льдом, подо льдом нет суши)
  6. Пингвины живут в Арктике? (Нет, в Арктике не живут пингвины)

— Восстановите карту, отвечая на вопросы! (Дети отвечают на вопросы)

  1. Назовите самый жаркий материк! (Африка)
  2. Самый холодный? (Антарктида)
  3. Самый маленький материк? (Австралия)
  4. Самый большой материк нашей планеты? (Евразия)
  5. Материки-братья? (Северная и Южная Америка)

— Отлично, вы справились с заданием и получаете букву! (Р)

(Буквы складываем в корзину. Корзина стоит на центральном столе.)

(Показываю ребусы)

  1. Что это, как вы думаете? (Ребусы)
  2. Что такое ребус? (Ребус- зашифрованное слово)

(Отгадываем ребусы (слова: стол, метро, крот, бабочка, семья) и даем определения полученным словам)

— Молодцы, вот еще одна буква! (Д)

— Предлагаю показать, какие вы ловкие! Вставайте, пожалуйста!

(Дети стоят полукругом рядом с подушечками)

Физкультминутка

  • Поднимите вверх левую руку.
  • Правую руку спрячьте за голову.
  • Достаньте левой рукой правое ухо.
  • Достаньте правой рукой до левого колена.
  • Достаньте левой рукой правое плечо.

— Отлично получилось!

(Беру мяч.)

— Следующее испытание: встаньте в круг и считайте в обратном порядке от 20 до 1, передавая мяч друг другу! — Молодцы!

— Но этого недостаточно!

— Гингема заколдовала числа, и они не могут вернуться домой!

— Поможете им?

— Проходите, пожалуйста, садитесь за столы и заселите числовые домики! (Дети садятся за столы и работают самостоятельно)

— И с этим испытанием вы успешно справились! Вот еще одна буква ! (Ж)

— Посмотрите и скажите, как называются эти предметы? (На соседнем столе разложены геометрические тела)

— Геометрические тела очень любят наряжаться. Подберите, пожалуйста, им «одежду» по форме и размеру! (Дети по очереди подбирают «одежду» геометрическим телам- плоскостной паспорт.)

— Все фигуры одеты, и вы получаете еще одну букву заколдованного слова! (У)

— Проходите, пожалуйста, садитесь на стульчики!Вас ждет еще одно испытание!

— Оно для быстрых, ловких, дружных детей!

— Гингема прислала нам свои головоломки!

— Я уверена, что вы справитесь с ними!

Физкультминутка — эстафета «Головоломки»

(На четырех стульях 4 головоломки «Ключи».Дети по четверо собирают и разбирают их.)

— Еще одна буква ваша!(А)

— Вы очень дружные, молодцы! Но это еще не все испытания!

— Следующее задание Гингемы на интерактивной доске.

(На интерактивной доске появляются репродукции картин различных жанров живописи:портрет, пейзаж, натюрморт)

— Перед вами репродукции картин.

  1. К каким жанрам живописи они относятся? (Портрет, пейзаж, натюрморт)
  2. Выберите только пейзажную живопись! (Дети подходят к доске и нажимают на нужную репродукцию: она исчезает)
  3. Теперь надо выбрать только натюрморты! (Дети подходят к доске и нажимают на нужную репродукцию: она исчезает)
  4. Репродукции картин какого жанра остались? (Портрет)

— Молодцы! Настоящие знатоки живописи!

(На интерактивной доске появляется алфавит.)

— Что это? (буквы)

(Индивидуальный опрос детей)

  1. Какая из букв тебе нравится больше всего?
  2. Назови слово, в котором встречается звук, обозначающийся этой буквой!

И за это испытание вы получаете последнюю букву заколдованного слова! (Б)

— Молодцы, со всеми заданиями Гингемы справились, все заколдованные буквы собрали!

— Посмотрите, на обратной стороне букв есть цифры!

— Разложив буквы по порядку, вы узнаете заколдованное слово! (Буквы расставляем на доске по порядку)

— Прочитайте получившееся слово! (Дети читают слово «Дружба»)

Дидактические игры в подготовительной группе по ФГОС

В подготовительной группе дети готовятся к школе, поэтому важно подбирать образовательные игры, формирующие начальные школьные знания, развивающие интеллект, логику, память, речь, воображение.

Рассказ по картинкам

Подготовьте для игры сюжетные картинки, разложите их на столе по порядку. Одну карточку отложите, попросите ребенка внимательно рассмотреть ее. Задача играющего – правильно вставить картинку в ряд, чтобы не нарушить сюжет, затем составить по получившейся композиции рассказ.

Найди звук

Для игры сделайте карточки, изображающие разные объекты. Под изображениями находятся строчные таблички, как в «Поле Чудес», в которых количество квадратиков равно числу звуков в слове.

Предлагайте детям находить определенные звуки в словах. Игроки по очереди называют изображенный объект так, чтобы заданный звук четко слышался, затем закрашивают эту фонему в квадратике.

Геометрический мостик

Для игры вырежьте из картона крупные геометрические фигуры, по нескольку штук одинаковых. Разложите их на полу в произвольном порядке. Задача игрока – пройти из одного угла помещения в противоположный, двигаясь только по заданным фигурам, например, по треугольникам.

Игру можно усложнить, включив в градацию, помимо формы, цвет. Например, можно двигаться лишь по желтым квадратам.

Закончи фразу

Ведущий произносит начало фразы, дети по очереди продолжают:

  • днем светло, ночью…;
  • снег белый, трава…;
  • корова мычит, собака…;
  • сахар сладкий, лимон…;
  • весной листья зеленые, осенью…;
  • автомобиль едет, самолет…;
  • змея ползет, птица…;
  • днем обед, вечером…;
  • глазами смотрят, ушами…;
  • из ниток вяжут, из ткани…

Лишнее слово

Называйте ряд слов, а ребенок должен сказать, какое из них лишнее, аргументировать свое мнение:

  • платье, юбка, пальто, босоножки, свитер;
  • нарцисс, крапива, тюльпан, мак, роза;
  • корова, свинья, косуля, овца, лошадь;
  • оранжевый, синий, прозрачный, красный, фиолетовый;
  • шкаф, табурет, диван, комод, окно;
  • медведь, заяц, волк, лиса, рысь;
  • бежать, мчаться, думать, спешить, торопиться;
  • грустный, хмурый, печальный, угрюмый, радостный;
  • яблоко, апельсин, огурец, груша, персик.

Кто кем будет?

Называйте природный объект, а дети должны сказать, кем он станет в будущем. Например:

  • ягненок – овцой;
  • яйцо – цыпленком;
  • ребенок – взрослым;
  • гусеница – бабочкой;
  • бутон – цветком;
  • жеребенок – лошадью;
  • икра – рыбой;
  • желудь – дубом.

Назови одним словом

Произносите ряды слов, а дети должны называть объединяющее их понятие:

  • синица, утка, соловей, аист – птицы;
  • волк, медведь, лиса, куница – звери;
  • макароны, суп, котлета, салат – еда;
  • свекла, картофель, морковка, редис – корнеплоды;
  • огурец, томат, перец, баклажан – овощи;
  • сандалии, туфли, сапоги, ботинки – обувь;
  • береза, тополь, ель, осина – деревья.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]