Развлечение «Синичкин день» в детском саду в средней группе
Конспект осеннего развлечения «Синичкин день» для детей 4-5 лет в детском саду
Аннотация: в октябре отмечаются праздник — Синичкин день. Развлечение приобщает дошкольников к познанию удивительного мира птиц. Назначение: эта разработка будет полезна воспитателям, педагогам начальной школы, родителям для формирования представлений о мире перелётных птиц.
Цель: Расширить знания детей о всероссийских праздниках. Вызывать интерес к природе, формировать бережное отношения к ней. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, Активизировать познавательную и речевую деятельность. Задачи: — Познакомить детей с историей праздника «День Синички» — Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах; — Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку; — Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения; — Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме; Материал: Иллюстрации с изображением птиц — синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, маска синички.
Ход досуга
Ведущий: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Как только на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто – то напугал. Да не, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Поэтому перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие птички, которые не боятся холода, остаются. Сегодня мы собрались, чтобы о. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, это день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому, что синица для Руси считалась главной птицей. Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Звучит аудиозапись голоса синицы.
Ребята кажется к нам кто-то прилетел. Вы слышите? Это чьё-то пение. Кто бы это мог быть? Чтобы нам узнать кто же это прилетел нужно
отгадать загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. Шустро зёрнышки клюёт Спать с утра нам не даёт Голосистая певичка – Желтопузая … (синичка)Воспитатель достаёт синичку на палочке с подоконника за занавесом.
Синица: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько мы уничтожаем вредителей! И сегодня мы вместе с вами поприветствуем птичек, поиграем и порезвимся! А с начала для разрядки угадайте вы загадки. Посмотрите, я принесла волшебный мешочек, в котором лежат картинки с птичками. Сейчас ведущая будет загадывать загадку, и если вы разгадаете, то я показываю вам картинку с этой птичкой. Окраска сероватая, Повадка вороватая – Крикунья хрипловатая, Известная персона, Это -…(ворона)
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей, обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я – бывалый …
(воробей)
Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут!
(снегирь)
Белобокая красотка Балаболит, как трещотка. Все блестяшки издалёка Тащит в гнёздышко…
(Сорока)
На одной ноге стоит В воду пристально глядит Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат
(Цапля)
Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит, Голоском речистым, чистым Лее!лее!лее! поет со свистом!
(Клест)
Шипит, гогочет, Ущипнуть меня хочет, Я иду, боюсь, кто это?
(Гусь)
Кто красуется на ветке В желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, А зовут её
(Синичка)
Зимой на ветках яблоки Скорей их собери И вдруг вспорхнули яблоки Ведь это.
(Снегири)
Эта птица так болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут ее…
(Сорока)
Гули-гули прилетайте, Крошки хлеба подбирайте. Как же птицу величают, Символ мира называют?
(Голубь)
Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)Синица: Молодцы ребята! Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту. Традиционно в «Синичкин день» вывешивались кормушки и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы. Синичек легко приучить залетать через форточку, вывесив кормушку сначала рядом с форточкой, затем установив её в открытую форточку, а потом и в комнату недалеко от форточки. Привыкшие обедать в тепле, птички даже начинают стучать клювами по стеклу, если застают форточку закрытой. Часто синицы страдают от своей доверчивости, так как их значительно легче поймать, чем снегирей, чечеток или щеглов, которые к зиме тоже перебираются поближе к жилью. Но неволю синички переносят плохо, часто в кровь разбивают себе головку, пытаясь пробиться сквозь прутья клетки. Поэтому лучше ими любоваться на природе. Ведущий: Засиделась детвора, поиграть пришла пора! Игра «Накорми птиц» От каждой группы приглашается по 5 человек. Каждый получает мячик. Его задача – попасть в кормушку (ведерко). Звучит муз. сопровождение.
Синичка: Ребята, вы такие ловкие и быстрые! Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Мы предлагаем еще поиграть в игру «Кто как поет». Я буду называть птицу, а вы мне покажите, как она поет. Петушок, кукушка, ворона, воробей, гусь, курица. Молодцы, синичка ещё хочет с вами поиграть!Игра на внимание «Синицы» Кружки (или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
Воспитатель: Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай. Подкорми птиц зимой, они тебе отплатят летом Физкультурная минутка Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень,
(прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири,
(прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы круглый год живут снами? Дети: Они хотят быть ближе к людям. Воспитатель: Вот послушайте стихотворение и посмотрите на экран: чем птички могут питаться зимой! Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них очень сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, а вот замерзнуть птички могут только от голода. За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники. Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила: • Подкармливать птиц в одном и том же месте, в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени; • Кормить птиц нужно каждый день, нельзя подкармливать их время от времени, именно в морозы им нужна пища каждый день, чтобы выжить; • Корма нужно класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом они позаботятся о наших лесах, садах, парках. А теперь мои друзья, всех ждёт ещё весёлые игры.Игра «Прилетели птицы» Синичка: Ребята, когда я буду произносить названия птиц, вы хлопаете, если что — то другое, вы – топаете. Начали! Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны… Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… Прилетели птицы, голуби, синицы, кролики… Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чижи и аисты. Кукушки, лебеди и утки. и спасибо шутке!
Подвижная игра «Синички» По считалке выбирается водящий – кот.
Эта птичка-невеличка Называется синичка! Раз-два-три-четыре-пять! Будет в гости прилетать. Пять-четыре-три-два-раз! А кормушка есть у вас? Остальные дети, синички, они сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза, воспитатель говорит, а дети выполняют действия: Вот в гнезде проснулись птички — Разноцветные синички. Тянут крылышки, встают, Громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «цыф-цыф-цыф»).
Птички, крылья расправляйте, Поскорее вылетайте, Корм ищите по полям, По садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки, Поклевали их немножко. Громко клювики стучат. — Вкусно!-птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу-«клюют»).
Осторожнее, синички, Повнимательнее, птички! К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!
(«Кот» крадется к детям. «Птички» летят в гнёзда (на стульчики). Кот их ловит).
Синица: Ребята, спасибо вам большое за такой замечательный праздник, мне очень понравилось! И в знак благодарности я хочу подарить вам подарочки! (оригами) Благодаря вам у каждой птички теперь появился друг!
Ведущий: Спасибо тебе синичка за подарочки! А мы в свою очередь обещаем не дать погибнуть нашим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать их зимой! Ну а мы прощаемся с синичкой, ее ждут другие дети в гости, давайте попрощаемся с синичкой. До свидания синичка! Ну а наш праздник закончен, вы все молодцы, до свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект развлечения в средней группе «Весенние приключения» Конспект тематической беседы в средней группе Игра по станциям для детского сада. Поиски спрятанного сокровища Сценарий развлечения для детей средней группы
Похожие статьи:
Сценарий летнего развлечения в средней группе
Сценарий летнего развлечения в средней, младшей группе ДОУ
Сценарий экологического мероприятия в детском саду
Конспект занятия по эмоциональному развитию в средней группе детского сада
Конспект занятия в средней группе «Наш детский сад»
Развлечение в средней группе «Синичкин день».методическая разработка (средняя группа) на тему
Развлечение в средней группе «Синичкин день».
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
— познакомить детей с видами зимующих птиц, с их особенностями
— развивать познавательный интерес, внимание, способность соотносить изменения в природе с жизнью птиц
— воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, понимание необходимости подкармливать птиц зимой.
Предварительная работа: наблюдение во время прогулки: все птицы во время полета машут крыльями, тело птиц покрыто перьями, птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Воробышки и кот», «Птички в гнездах». Рисование и лепка «зернышки для птичек», альбом «зимующие птицы»
Работа с родителями: консультация для родителей «Помощь птицам зимой».
Ход мероприятия:
Воспитатель:
— Здравствуйте, дети! Я приглашают вас сегодня познакомиться поближе с удивительным миром пернатых – миром птиц. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Одни радуют нас красивым пением, другие – разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы гораздо скучнее.
Отгадайте-ка ,ребятки, мою сложную загадку:
– Ей на месте не сидится, всё летает целый день. Суетится, суетится, целый день звенит «тень- тень»! Угадайте, что за птица? То весёлая… (синица).
Сегодня мы отмечаем чудесный праздник – Синичкин день. Он имеет давние традиции. В старину в этот день на Руси отмечали день памяти Святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других, а сколько поговорок и народных примет посвящено этому дню!
(поговорки и приметы рассказывают воспитанники средней группы.)
– В народе говорили: «Синичка невелика, а свой праздник знает»,
«Невелика синица, а голосок востер»,
«Синица – воробью сестрица»,
«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».
– Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.
Воспитатель: ребята, а какой же праздник без самой главной героини — синички? Давайте её позовём. Дети: Си-нич-ка! Си-нич-ка! (входит девочка в костюме синички, тихо звучит фон: трели синичек)
Синичка:
– Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, почему меня и моих подружек называют синицами? Не все знают, что слово «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц. Их стали называть так за их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «зинь-зинь!». Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? Все лето я жила в лесу. Синицы, ребята, очень полезные птицы. Весной и летом мы очищаем леса и сады от вредных насекомых. За сутки маленькая пташка поедает столько вредных для растений насекомых, сколько весит сама. А сейчас за окном поздняя осень, и мои перелетные собратья уже улетели на юг, в теплые края. Как вы думаете, ребята, почему некоторые птицы покидают осенью родные края? (ответы детей). Правильно, друзья, потому что с наступлением осени птицам не хватает корма. А мы, птицы оседлые, к зиме перебрались в город, поближе к жилью человека, которого совершенно не боимся и даже надеемся на его дружбу и помощь.
Синица: давайте проведем игру «синицы». Для этого на полу я положу кружки из картона. Дети – «синицы» – бегают по площадке.
Когда раздается сигнал: «по домам!», ребята стараются занять домики. Кто из детей остается без него, тот выбывает из игры.
Ведущий: дети, давайте поиграем с синичкой в веселую игру «прилетели птицы». Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» вдруг попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, стрижи, галки, макароны, аисты вороны…
прилетели птицы: голуби, куницы, аисты вороны…
прилетели птицы: голуби, синицы, болтики, кукушки…
прилетели птицы: голуби, синицы, гаички, кукушки… синичка:
Есть такие птички гаички, кстати, мои родственницы, ведь и синички бывают разные! Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижы, гаички, стрижи, аисты, кукушки, даже совы плюшки… верно, плюшки – не птицы,
А вот если к ним добавить всего одну букву «с» в начале, то получатся сплюшки, а это уже птицы. Это вид сов. Как думаете, почему их так назвали? Правильно, потому что они спят днем. Молодцы! Никого не пропустили!
Воспитатель: тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Под снегом сложно отыскать корм. Чтобы птицы не погибли от голода, люди подкармливают их.
Дидактическая игра «Узнай птиц в кормушке? (цель: закрепить знание зимующих птиц).
Воспитатель: загадывает загадки про зимующих птиц:
Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (снегирь)
Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (свиристель)
А ещё с нами зимуют и другие птицы.
Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (воробей)
Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (дятел)
Верещунья, белобока, а зовут её …..(сорока)
На окне дремала птица: “галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “я не галка, я ….(ворона)
II вариант
Проводится игра «Узнай птицу»Воспитатель: сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица. Птицы представляются.Воробей: я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.Дятел: у меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый. Снегирь: у меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. Клест: я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.Сорока: голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый. Ворона: у меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Синица: всё короче зимний день. Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень ни комарика, ни мушки всюду только снег, да снег. Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек. (Ю. Синицын) Давайте посмотрим, какие кормушки нам изготовили наши родители, дети рассматривают кормушки).
Воспитатель: в заключение нашего праздника давайте послушаем стихотворение о зимующих птицах:
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо. Не богаты их корма: горсть зерна нужна Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать улететь могли А остались зимовать заодно с людьми. Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (А. Яшин)