Правила поведения в общественном транспорте для детей

Есть ли какие-то правила поведения в общественном транспорте для детей? Вопрос далеко не праздный. Во-первых, любой транспорт – это зона повышенной опасности для любого человека, а уж для ребенка – тем более. А во-вторых, многие дети абсолютно не умеют вести себя в транспорте. Они бегают, прыгают, шумят, взбираются на сиденья в обуви, бывает, что разрисовывают салоны автобусов и троллейбусов всяческими рисунками, ломают и даже режут ножами кресла… Знакомая картина, не правда ли? А самое главное и страшное – малолетние пассажиры нередко подвергают опасности свои жизни и даже – жизни других пассажиров.

Увы, специально написанных для детей правил о том, как им следует вести себя в общественном транспорте, не существует. Есть утвержденные правила для всех пассажиров вообще, без различия возраста. Но, конечно, детям они неинтересны. И потому родителям необходимо дополнительно разъяснять своим малолетним сорванцам, как им следует вести себя в трамваях, троллейбусах, автобусах и прочих видах общественного транспорта. Поговорим об этом подробнее.

Безопасное поведение детей в общественном транспорте

Родителям на заметку: если ребенку что-то не объяснить, он попросту этого не будет знать. Многие очевидные постулаты, актуальные для взрослых, для детей не такие уж незыблемые. Выход простой – перед тем, как отправить ребенка куда-то без сопровождения родителей, с ним нужно поговорить о том, какие существуют правила безопасности в транспорте для детей.

Среди них следующие:

  • Нельзя подходить слишком близко к дороге. Становиться на бордюр тоже не рекомендуется, особенно в гололед.
  • Нужно оценивать траекторию движения транспортного средства, следить за его направлением во время снижения скорости и подъезда к остановке.
  • В общественный транспорт заходят, держась за поручень.
  • Если ребенок младше 7 лет, родитель должен держать его за руку. Второй рукой малыш держится за поручень.
  • Нельзя останавливаться возле дверей.
  • Нужно держаться за один из имеющихся поручней, пока не появится возможность присесть.
  • Запрещается высовывать руки и голову из открытых окон транспорта.

Обратите внимание на то, что ребенка можно посадить в общественный транспорт без сопровождения взрослого в случае, если он достиг возраста 7 лет. Раньше этого делать не рекомендуется. Заранее подготовьте малыша к такому ответственному процессу.

Проезд после наступления семилетнего возраста оплачивается в полной мере. В зависимости от особенностей тарификации в регионе цена может отличаться. Также в некоторых населенных пунктах и по ряду маршрутов действуют отдельные правила, предусматривающие возможность проезда ребенком по неполной цене (со скидкой), например, в учебное время.

Примерно с 3-4 лет родители должны объяснять детям, как они добираются до определенных мест. Обучение детей правилам безопасности осуществляется с этого же возраста. Ребенок должен четко осознавать, что он вместе с мамой, папой или другим взрослым куда-то едет. Цель этого – попасть в расположенную на большом расстоянии от текущего местоположения точку города, региона, страны в целом.

На коротких маршрутах нужно акцентировать особое внимание. Рассказывайте малышу, почему маршрутка, автобус или троллейбус останавливаются. Перечисляйте названия улиц, объясняйте, по какой причине сейчас мы едем по улице Пушкина, а через пару минут это уже будет проспект Свободы. Учите различать «лево» и «право», понимать суть поворотов. Дети к 6 годам должны четко представлять в воображении самые частые пути следования, ориентируясь по названиям остановок и опознавательным знакам, местам, которые запомнили.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Конспект и презентация к занятию «Правила поведения пассажиров в городском транспорте»

Правила поведения пассажиров в городском транспорте

Данная разработка подготовлена для воспитанников постинтернатной группы (студентов колледжа), но может подойти и для будущих выпускников общеобразовательных школ.

Цель:

привитие навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Задачи:

  • Образовательные:

    повторить правила поведения на улице, в транспорте;

  • Развивающие:

    продолжить формирование навыков распознавания типичных дорожных ситуаций, отработать практические методы самостоятельного принятия решений; закрепить навыки травмобезопасного поведения.

  • Воспитательные:

    продолжить воспитание этикета пассажиров («транспортных» привычек).

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте, уважаемые гости.

Наше сегодняшнее занятие называется «Правила поведения пассажиров в общественном транспорте».

1 слайд.

Мы с вами, как настоящие горожане, так привыкли пользоваться общественным транспортом города, что уже не задумываемся о том, правильно ли мы им пользуемся.

Я предлагаю присутствующим рассмотреть обычные транспортные ситуации с необычной стороны: со стороны команд «стажёры» и «стажисты» — и проведем наше занятее немного наоборот . Расставляются таблички.

Для начала давайте вспомним, что является общественным транспортом? Перечисляют.

2 слайд.
Ответ: Общественный транспорт
– это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.

А кто такой пассажир? Дают определение.

3 слайд.
Ответ:
В Правилах дорожного движения
пассажир
– это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит, пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент, когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я — пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность и комфорт на дорогах и в поездке, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

4 слайд.

Какие правила поведения пассажиров в общественном транспорте вам известны?
Перечисляют известные им правила.
Давайте послушаем «стажистов», может, у них есть какие-то дополнения, связанные с их собственным опытом поездок. Высказываются стажисты.

А теперь давайте проверим себя. Я напомню вам правила поведения в общественном транспорте, а вы постарайтесь определить, правильно ли вы ответили.

5 слайд.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, не выходя на проезжую часть. При отсутствии специальных пло­щадок ожидать общественный транспорт следует на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки. На остановке нельзя устраивать подвижные игры, бе­гать. Эти действия могут повлечь за собой падение на проезжую часть и попада­ние под колеса.

6 слайд.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным

и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

Задание.

Вы наверняка заметили, что остановки городского общественного транспорта обычно располагаются близ пешеходных переходов. Как вы думаете, с чем это связано?
Высказывают предположения.
Ответ:

Остановочные комплексы располагаются рядом с переходами для безопасности выходящих из транспорта и подходящих к остановке пассажиров.

  • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно — не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропустите выходящих пассажиров.
  • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон.
  • Обязательно оплатите проезд.

Задание.

Перед вами схемы расположения мест в маршрутных такси. Часть мест уже занята. Вы заходите. Какие места вы займете?
«Стажёры» расставляют шашки. Дают объяснения.
Полагаю, стоит проверить себя в импровизированном театральном действии – ведь все мы немного актеры в жизни. Представьте, что часть аудитории, где находятся ваши стулья, это салон маршрутного такси – наиболее популярного в нашем городе вида транспорта.

«Стажёры» моделируют ситуации, «стажисты» их оценивают.

Задание.

У Вани и Глеба сегодня в колледже физкультура. На спине – рюкзак с формой. Свободных мест в маршрутке нет. Покажите, ребята, как вы будете заходить в маршрутку.
(Демонстрируют свои действия).
7 слайд.

  • Не входите в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон не полон, при резком толчке или тор­можении вы рискуете испачкать других пассажиров.

Часть правил составлена для безопасного проезда пассажиров.

  • В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
  • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
  • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
  • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
  • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств (почему?)
  • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
  • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.

Как вы думаете, как лучше ехать пассажиру в транспорте? (Сидя).

Это связано с тем, что стоящему человеку легче упасть. Но и для сидящего пассажира есть опасности в транспорте.

8 слайд

  • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
  • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком, не держась за двери.
  • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
  • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями. Их нужно перевозить завернутыми в плотную ткань или бумагу.
  • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.

9 слайд.

Задание:

Определите ошибки юных пассажиров, которые изображены на рисунке.

То есть, получается, что они нарушают основные правила безопасного проезда в общественном транспорте.

  • В любом общественным транспорте есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов».

Задание: Обозначьте эти места на схеме расположения мест в маршрутном такси.

Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, человеку с нарушением зрения.

Задание.

Группа №12 отправилась в ТЦ «Алмаз» на киносеанс. В салон заходят две женщины: пожилая и молодая с ребенком. Ваши действия?
(Встаём и переходим в конец салона).
В салон заходит ребенок с огромным ранцем. Ваши действия? (Ребенку с тяжелым грузом лучше уступить место или предложить подержать ранец).

  • К выходу необходимо подготовиться заранее, по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. В ваших силах, например, помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
  • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!

Задание:

Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу сзади, двое пошли обходить автобус спереди, а один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно правилам ПДД?

Ответ:

Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить улицу.
10 слайд.
Итак,

давайте повторим:

1. Какая тема была затронута сегодня?

2. Что вы ранее не знали?

3. Действительно ли нужно соблюдать правила проезда в общественном транспорте? Насколько они оправданы?

4. Какое правило вы добавили бы от себя?

5. Какое правило вы считаете лишним?

6. А сейчас проверим ваше внимание и память. Я раздам вам памятки. Задание:

Проверьте, какое довольно важное правило, которое необходимо выполнить в начале поездки, здесь не упомянуто?

Не забывайте: правила нужно соблюдать обоюдно. Народная поговорка «Как аукнется, так и откликнется» работает, так же как и знаменитое «правило бумеранга».

А теперь – небольшое видеорезюме:

11 слайд.
Видеоролик.
Как видите, и здесь – ничего нового, вам просто вкратце повторили все, что было уже сказано. Это связано с тем, что такая прослойка населения, как пассажиры, появилась одновременно с транспортом, и общность его использования определяет соблюдение определенных правил для комфортного и безопасного проезда.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы не только создаете неудобство, но и ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

12 слайд.

Благодарю всех за внимание.

Интернет-источники информации:

https://life.mosmetod.ru/index.php/item/pravila-bezopasnogo-povedeniya-passazhirov-v-gorodskom-transporte

https://studopedia.ru/1_127627_lektsiya—bezopasnost-v-obshchestvennom-transporte.html

https://aif.ru/dontknows/infographics/samye_bezopasnye_mesta_v_transporte_infografika

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_transport_i_bezopasnost_dorozhnogo_dvizh_204654.html

Ребенок в метро

В метро для детей младше 7 лет проезд бесплатный. При этом отдельное место не предоставляется – малыш находится на руках у взрослого, который его сопровождает.

Безопасность детей в общественном транспорте на эскалаторе:

  • держаться за поручень;
  • находиться по правую сторону;
  • стоять лицом по направлению движения;
  • не прикасаться к недвижимым частям.

Детей до 7 лет для перемещения на эскалаторе рекомендуется брать на руки.

На платформе действуют следующие правила:

  • запрещено заходить за ограничительную линию (нужно показать ребенку, как она выглядит);
  • необходимо освободить место, чтобы пассажиры могли выйти;
  • заходить в вагон разрешается после того, как желающие покинуть вагон пассажиры это сделают (при разъяснении ребенку нужно сделать на это акцент).

Если ребенок младше 7 лет, на платформе его нужно держать за руку.

Правила безопасности детей для родителей в вагонах метро:

  • нельзя прислоняться к двери вагона;
  • нужно держаться за поручень;
  • заранее готовиться к выходу;
  • после объявления о закрытии двери следует прекратить высадку и посадку.

Объясните детям, где находятся удобные для них поручни. Также нужно показать устройство «пассажир-машинист», которое можно активировать для обеспечения связи при появлении экстренной ситуации.

Железнодорожный транспорт

Поезд с пассажирскими вагонами

При обеспечении безопасности в общественном транспорте таком, как поезд следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Места лучше покупать в вагонах, находящихся в центре поезда, нежели в «голове» или «хвосте». Это объясняется тем, что центральная часть поезда меньше всего будет травмирована при столкновении.
  2. Отдавайте предпочтение местам, которые расположены противоположно движению поезда.
  3. Заранее узнайте о том, где находятся аварийные выходы. Обычно их 2 на вагон.
  4. Если ваши попутчики выглядят подозрительными или не вызывают у вас доверия, лучше не выключать свет в купе и стараться не засыпать.
  5. При поездке в купе никогда не держите дверь полуоткрытой. Это даст другим пассажирам лишнюю информацию.
  6. Все важные документы и ценные вещи всегда держите рядом с собой. Ложась спать, кладите их под подушку.
  7. Не употребляйте алкоголь в компании малознакомых людей. Это притупляет бдительность.

Действия при аварии на железнодорожном транспорте

Запрещено во время движения транспорта пытаться открыть двери вагона, стоять на подножках или высовываться в открытые окна.

  1. Стоп-кран следует использовать только в очень серьезных ситуациях. В случае ее возникновения не рекомендуется останавливать поезд в местах, где эвакуировать людей будет сложно (тоннель, мост).
  2. В багаже не должно быть легко воспламеняющихся предметов, ядовитых или химических веществ.
  3. Почувствовав запах гари или непонятного задымления следует сразу же об этом сообщить проводнику.

При резком торможении крепко возьмитесь за поручни и для фиксации тела обопритесь ногами в сиденье или стену. Лучше лечь на пол салона. Переждав один удар, не стоит менять положение, возможны последующие удары, более сильные. Только когда станет понятно, что поезд окончательно остановился, можно встать.

Необходимо сразу покинуть салон поезда, т.к. велика вероятность возникновения возгорания. Если вы приняли решение покинуть вагон через аварийное окно, то делайте это на полевую сторону, т.е. где отсутствуют железнодорожные пути.

Ребенок в автобусе и троллейбусе

Правила поведения безопасности детей на общественном транспорте (автобус, троллейбус) можно объединить в такое нехитрое руководство:

  • Перед посадкой нужно подождать, пока желающие покинуть транспорт люди выйдут. Для этого освобождается проход.
  • Задерживаться у дверей не нужно – сзади идут люди, и ребенок должен помнить об этом.
  • Нельзя вымазывать ногами сидение и другие предметы – ноги держатся всегда под наклоном вниз.
  • В транспорте не едят. Особенно это касается пирожного, мороженого, пирожков и др. Ограничьте потребление напитков – во время поездки можно нанести вред здоровью.
  • Шум – не лучший спутник поездки. Объясните ребенку, что кричать и громко разговаривать нельзя.
  • Покажите, как держаться за поручни, чтобы не упасть. Опора должна быть до тех пор, пока транспортное средство не остановится. Тогда можно отпустить поручень, чтобы выйти. Во время выхода рекомендуется тоже держаться.

Как уже было отмечено, в возрасте до 7 в транспорте родитель держит ребенка на руках. Таких мест в троллейбусах и автобусах несколько. Количество может зависеть от вместимости транспорта. Как правило, первые два предназначены для инвалидов, пассажиров с детьми, пожилых людей и беременных женщин. Располагаются они за водителем.

Не забывайте учить малыша вежливо обращаться с другими людьми, уступать место представителям перечисленных выше категорий граждан.

Где должны быть ремни безопасности? Все автобусы, которые занимаются перевозкой пассажиров в междугородном направлении, оборудуются ремнями безопасности.

Должно ли предоставляться детское кресло для малышей? Аналогично описанному выше правилу введено в действие сопутствующее. В соответствии с ним в автобусах, которые предоставляют услуги междугородных перевозок (таковыми считают путь следования более 50 км), должны размещаться отдельные места для перевозки пассажиров в возрасте от 0 до 12 лет. Детские удерживающие устройства выглядят, как специальные кресла, оснащенные ремнями безопасности.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

В транспорте нельзя есть мороженое, пирожное.

Необходимо детям объяснять, что транспорт – это не столовая. Во – первых, это не гигиенично. Вокруг множество бактерий, за поручни берутся множество рук и велика вероятность кишечных заболеваний. Во – вторых, можно замарать ни в чем не повинных людей. Также можно сочинить на ходу сказку, про слоненка (или медвежонка, неважно), который в троллейбусе ел мороженое, оно стало таять и капать прямо на стоящих поблизости пассажиров. Еще один момент, что водитель при необходимости может затормозить, и все содержимое имеет высокий риск вывалиться на близ сидящего или стоящего соседа. Также нелишним будет напомнить про то, что нельзя раскидывать фантики. Нужно постараться донести до ребенка, что чисто там, где не сорят! Таковы правила!

Как действовать в случае пожара и ДТП

Чтобы безопасность детей на транспорте сохранялась даже в сложных экстренных условиях, нужно ознакомить их со сводом основных правил, среди которых следующие:

  • Находиться нужно посредине салона – это увеличивает шанс избежать повреждения в случае ДТП.
  • Сидячие места наиболее безопасные. Если ребенок заметил, что в салоне есть предметы, которые находятся под напряжением, ничего нельзя касаться руками и другими частями тела. Нужно как можно быстрее выйти на улицу, сохраняя спокойствие.
  • Если из-за аварии или пожара пассажиры начали паниковать, возможна давка. Решение проблемы – воспользоваться аварийным выходом, вырвав шнур и выдавив стекло (иногда вместо шнура устанавливается кнопка).
  • При возникновении пожара нужно покинуть салон. Если это невозможно сделать, следует оценить своё местонахождение. Когда огнетушительнаходится рядом, оборудование снимается и применяется для тушения огня.
  • Если автобус или троллейбус падает в воду, нужно дождаться, когда он наполнится водой наполовину. Далее ребенок ныряет и плывет к выходу, пересекает его, выплывает наружу.
  • При пожаре нужно позвонить по номеру 112, а также оповестить водителя, если ранее это не было сделано.
  • В любой сложной ситуации можно воспользоваться кнопкой для аварийного открывания двери и обеспечения свободного доступа к выходу.

Объясните ребенку, что в случае ДТП или при пожаре нужно сохранять спокойствие. Паника и медлительность крайне нежелательны. Решения и действия должны быть последовательными, взвешенными – в таком случае можно доверить ребенку использовать самостоятельно общественный транспорт. Безопасность, перевозка детей регламентируются основными правилами, и это касается не только метро, но и троллейбусов. Расскажите детям о возможных последствиях их нарушений, дайте дельные советы на практике, находясь вместе с ними в салоне автобуса.

Итог

Очень важно ознакомить детей с правилами проезда в общественном транспорте заранее, еще задолго до момента, когда родители могут отпускать малыша «путешествовать» по городу самостоятельно.

Взрослым тоже не нужно забывать о правилах перевозки маленьких детей, держать их за руку, следить за безопасностью. Особенно это касается поездок в метро и пересечения междугородных сообщений. Обратите внимание, что от того, насколько вы осторожны, как емко и понятно сможете преподнести информацию малышу, зависит его поведение в транспорте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]