Зачем нам нужны правила за столом
Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:
- Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
- Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
- Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
- Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
- Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.
Музей: Правила поведения для детей
Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?
Сроки Тема Цель Сентябрь 1 Беседа «Правила Формировать правила поведения в группе
Транскрипт
1
2 Сроки Тема Цель Сентябрь Беседа «Правила Формировать правила поведения в группе поведения в группе» Беседа «Правила поведения на участке» Игровая ситуация: «Правильно ли мы поступаем». Беседа «Где можно и где нельзя играть». Игровые ситуации «Помоем куклу Катю». Творческая игра: «Магазин овощей и фруктов». Игра «Идем в лес за грибами». Экскурсия в мед.кабинет. Сюжетно ролевая игра «Больница», «Магазин овощей». Формировать правила поведения на участке, знать расположение своего участка; уметь ориентироваться на участке Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы. Познакомить детей с тем, что может произойти, если пойдешь один гулять. Октябрь Формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать представление о пользе овощей и фруктов для организма Обогащать представление детей о дарах осени в лесу Подчеркивать важность для здоровья хорошо кушать и содержать в чистоте свое тело. Познакомить с полезными продуктами, их значением для здоровья и хорошего настроения. Ноябрь Игра-беседа «Как Формировать привычку осторожно надо обращаться с обращаться с домашними животными домашними животными». Беседа «О незнакомых людях» Объяснить детям, что подходить к незнакомым людям нельзя Дидактическая игра «Можно нельзя» Уточнить знания детей о понятиях «можно» и «нельзя» Беседа «О Объяснить детям, что приятная
3 несовпадении приятной внешности и добрых намерений» Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Беседа «Если ты один дома» Беседа «Опасные ситуации на кухне» Беседа «Будь осторожен с открытым огнем». Игра-беседа «Метель-пурга». Рассматривание иллюстраций; фото, отгадывание загадок описаний; детских рисунков «Зимние забавы». Беседа «Осторожно, гололѐд!» Беседа: «Каким бывает снег». внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Декабрь Подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми. Воспитывать чувство самосохранения. Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем Учить детей не подходить к огню, помнить правила безопасности. Январь Дать детям знания о правилах поведения во время метели, развивать силу голоса. Формировать умение осторожно вести себя на горке! тепло одеваться, чтоб не обморозиться, когда случается беда (несчастье) позвать на помощь взрослых Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололѐда. Дать детям понятие о снеге, о безопасном поведении на прогулке. Беседа «Не влезай на высокие предметы». Беседа «Ребенок и его старшие приятели». Рассмотрение плаката «Опасные предметы» Беседа «Осторожно, сосульки! Февраль Учить детей ориентироваться в пространстве, формировать сознательное отношение к своему здоровью. Формировать умение детей общения с подростками. Закрепить знания об опасных предметах. Дать детям представление о сосульках и об опасности, которые они могут представлять.
4 Дидактическая игра «Отбери предметы, которые трогать нельзя» Беседа: «Мы едем в автобусе» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Рассмотрение картины «Кошка с котятами» Беседа «Не включай электрическую плиту» Беседа «Не ешь лекарства и витамины без разрешения». Игра-ситуация «Не играй со спичками — это опасно». Чтение С.Маршак «Пожар». Игра-беседа; «Берегись насекомых». Беседа с иллюстрациями: «Живая природа весной». Беседа «Предметы, требующие осторожного Март Закрепить знание детей о предметах, которые могут быть опасными в домашних условиях. Формировать правила поведения в общественном транспорте-автобусе Подвести детей в разговоре к тому, что: -каждая вещь в доме должна иметь свое место — осторожно с краном, там горячая вода! -не бегай по мокрому полу Уточнить знания детей о домашних животных, о их пользе и вреде. Апрель Познакомить детей с предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно Формировать у детей привычку не трогать лекарства и витамины без разрешения взрослых. Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички; воспитывать у детей чувство самосохранения. Познакомить детей с произведение С. Маршака «Пожар». Побуждать внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главные детали Май Дать детям знания правил поведения при встрече с разными насекомыми. Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить птиц, не ломать ветки. Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья.
5 обращения»; Беседа «Наш друг светофор» Продолжать знакомить детей с работой светофора Игротренинг «Как вести себя на воде, у воды». Игра эксперимент «Плавает тонет» ( опыты с водой) Разучивание физминутки «Море», оздоровительные минутки «На берегу» — хождение босиком по камешкам, воде, ракушкам Беседа: «Вредное и безвредное солнце!», «Я солнца не боюсь» Беседа: «Я солнца не боюсь». Игровые ситуации. Игра «Мы пойдем гулять в парк». «Как мы ходили в гости в соседнюю группу» Июнь Способствовать формированию знаний правил осторожного и осмотрительного поведения детей у водоемов.дать представление о пользе воды для человека. Дать представление о пользе воды для человека. Июль Расширять представления детей о летнем солнце. Дать детям понятие о том, что солнце бывает разное, в некоторых случаях его нужно остерегаться. Учить детей не бояться насекомых, познакомить со способами защиты от них. Учить детей не бояться солнечных лучей, познакомить со способами защиты от них. Август Формировать у детей умение вести себя в общественных местах: не отходить от взрослых! не хулигань! не рвать растения! не сорить! Воспитывать интерес и любовь к животным. Воспитывать умение и понимание того, что в незнакомой обстановке нужно вести себя сдержанно, тактично.
История и культура питания
Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.
Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.