РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по театральной деятельности в старшей группе
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 Рассмотрено Утверждено на заседании педагогического приказ совета МБДОУ 1 от 0 г. протокол. заведующий МБДОУ 1 от 0 г.. Ю.А. Лахтина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по театральной деятельности в старшей группе Составители: Дягилева Н.Г. старший воспитатель Андреева Н.В. — воспитатель На основе программы: Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Москва, 007. г. Армавир 015г.
2 Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста — средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Цель программы развитие способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3 . Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. 6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. 7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Продолжительность занятия 15 минут. Тематический план месяц Тема занятия п/п Сентябрь 1 Вводное «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я» Базовая программа Первое посещение кружка Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Компонент ДОУ Знакомство с русскими народными костюмами Октябрь 1 «Пойми меня» «Игры с бабушкой Забавушкой» «Колобок не тот, а другой» Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». Игры и упражнения на создание игровой мотивации. Отгадывание загадок, с Этюды на изображением их героев. Показ и рассказывание передачи образов сказки воспитателем, (изображение с затем детьми. помощью мимики, жестов). «Колобок наш колобок, колобок «Колобок колючий
4 Ноябрь 1 колючий бок» «Очень жить на свете туго без подруги и без друга» «Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался» «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья» бок» Беседа о друзьях. «Лучшие друзья». Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на передачи образа. детьми «Лучшие друзья». Общий танец. Игра «Скажи о друге ласковое слово». Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья» «Лучшие друзья». Мимические этюды у зеркала (упражнения на движений). Декабрь 1 «Вот как я умею» «В тесноте да не в обиде» «Дайте срок, построим теремок» Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». Отгадывание загадок.. Веселый танец. Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец. Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским. «Ох, красивый теремок, очень, очень он высок» «Теремок» Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка
5 Показ сказки «Теремок» родителям своей группы.январь 1 «Игровой урок» Этюды на движений. Этюды на основных эмоций. Февраль 1 «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» «Кто зайчишке бы помог?» Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам. «Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя. В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Обогатить словарь: ледяная, лубяная Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) «Только «мяу» где сыскать?» «Не вы ли «мяумяу» говорили?» В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?». Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил Упражнение в интонировании диалогов.
6 щенок?» Март 1 «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался» «Сказка о невоспитанном мышонке» Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация. Беседа по содержанию сказки. Работа над ю исполнения (выразительности эмоции грусти и радости) Подготовка к драматизации. Сказка об умном мышонке»» Игра на интонирование вежливых слов. детьми. Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спаси -бо, извините, радостно, привет- ливо, небрежно, угрюмо, уверен-но, вежливо.) Апрель 1 Показ сказки мамам «Упрямые ежата» Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме. «Вот так яблоко» В.Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения. Хакасская народная сказка «Лисичкин пир» Игра на мимики. Рассматривание
7 Май 1 «Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить» «Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири» «Каждый хочет спрятаться под маленький гриб» Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра.. Сюрпризный момент — загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом». иллюстраций, музыкальных инструментов хакасских, их характерные особеностию. Игра-конкурс «Попросись под грибок» «Дождик льет, льет, а грибочек все растет» «Вот так грибвеликан, всем хватило место там» Показ сказки родителям и детям «под грибом» Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» В.Сутеева «Под грибом». Пляски героев. Игра-имитация «Пойми меня»..содержание программы: Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Художественно-эстетическое развитие» — дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Знакомятся с репродукциями картин,
8 близкими по содержанию сказки.. «Речевое развитие» — на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. 5. «Познавательное развитие» — где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. Требования к уровню подготовки. Должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест); использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов; Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками. Должен знать: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске. Литература 1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 00.. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., Поляк Л. Театр сказок. СПб., Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Москва, 007.