Конспект организации и руководства хозяйственно-бытовым трудом детей в старшей группе
Тема:«Моем и ремонтируем игрушки младших»
Цель: учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
Задачи руководства: формировать культуру труда; формировать знания детей о последовательности трудового процесса; поощрять желание заботиться о младших ребятах, воспитывать желание трудиться
Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры, непосредственное участие детей в трудовой деятельности.
Материалы и оборудование: таз, щетки, губки, мыло в мыльнице, поднос, три полотенца, фартуки для детей, половая тряпка
Организация хозяйственно-бытового труда и руководство им: создание проблемной ситуации «Грязные игрушки у малышей», беседа, интригующее начало, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.
Мотивация на трудовую деятельность:
В.: — Ребята помните, к нам вчера обратилась за помощью Людмила Вениаминовна – воспитатель младшей группы? Ее ребята еще слишком малы, чтобы самим мыть и ремонтировать игрушки. Мы же с вами отзывчивые ребята?
Постановка цели:
Она попросила нас вымыть игрушки для детей ее группы, и мы ей поможем и покажем ее маленьким ребятам, как правильно это делать. Для этого мне нужны шесть желающих. Кто это будет делать, подойдите ко мне. Еще нам нужны ребята для того, чтобы отобрать игрушки, подлежащие ремонту. Подошло 8 ребят.
— Я предлагаю вам разделиться на подгруппы. Для мытья игрушек мне нужно 6 детей (дети по желанию подняли руки).
— Другим ребятам я предлагаю отложить игрушки, нуждающиеся в ремонте это: Таня и Алеша.
В.: — Я горжусь тем, что у нас в группе такие помощники!
Распределение работы:
Саша: — Нам нужно между собой распределить обязанности.
В.: — Молодцы, сами догадались, что это задание будет удобнее выполнять, если всю работу распределить между собой: кто-то будет мыть игрушки, кто-то вытирать. Ребята, вытирать игрушки дольше, чем мыть, а споласкивать еще быстрее. Поэтому, надо поручить двоим детям, мыть игрушки, троим – вытирать, а одному споласкивать.
— Подумайте, в каком порядке будете выполнять работу, как должен действовать каждый из вас?
Таня.: — Мы с Алешей будем перебирать игрушки, и подавать ребятам.
В.: — Здорового. (дети быстро рассказали дальнейшие действия)
Дети: — Кто вымыл игрушку, ее надо поставить на поднос, чтобы стекла вода; другой сполоснет игрушку, и переставит на другой поднос, а потом с этого подноса возьмут игрушки те, кто будет вытирать их и складывать в корзину.
В.: — Теперь надо договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Когда трудятся вместе, нужно обязательно распределять работу и вместе решить вопрос, кто и чем будет заниматься. (ребята самостоятельно, по силам и возможностям распределили «должности»). Дети приступают к работе, помогая друг другу одеть фартуки.
Руководство процессом труда. Роль педагога:
Я, контролирую последовательность осуществления трудовых действий, напоминаю правила совместных действий на основе доброжелательного отношения к сверстникам.
Завершение трудового процесса и оценка результата работы:
Закончив задание, я напоминаю детям, о том, чтобы они не забывали навести порядок на своих рабочих местах.
В.: — Молодцы ребята, игрушки просто блестят чистотой, надеемся, малыши будут довольны вашей работой. (в это время подошла и воспитатель младшей группы, Людмила Вениаминовна)
Л. В.: — Спасибо вам ребята за слаженную, быструю работу. Наши малыши передают вам угощения, за отличную работу.
— До свидания дети, надеюсь, что вы нам в следующий раз, не откажите в помощи.
Дети.: — до свидания!
В.: — Вспомните, ребята, какая изначально цель стояла перед нами?
Ксюша.: — Воспитатель младшей группы попросила нас вымыть игрушки для малышей.
В.: — Правильно, вы большие молодцы. Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Сделал дело, гуляй смело! Кто еще знает пословицы о труде? (ответы детей)
В.: — Спасибо, вы хорошо потрудились.
Конспект НОД в старшей группе по трудовому воспитанию
Конспект НОД для детей 5-6 лет «Помощники»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях. Задачи: • Закреплять знания детей о различных профессиях. • Расширять и активизировать словарь по данной теме. • Развивать речь, мышление, активность, самостоятельность. • Развивать умение доводить начатое дело до конца. • Обучать детей элементарным трудовым действиям. • Воспитывать уважение к людям труда. Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие. Оборудование и материалы: картинки с профессиями (повар, портной, учитель, строитель, врач, парикмахер); картинки-отгадки к загадкам (игла, нож, книга, подъёмный кран, градусник, зеркало); мяч. Тазики с водой, салфетки, полотенце, фартуки на каждого ребенка. Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы о профессиях родителей, чтение художественной литературы, настольные и дидактические игры по данной теме.
Ход деятельности
Дети встают в круг и приветствуют друг друга: Здравствуй солнце золотое, Здравствуй небо голубое, Здравствуй ты, здравствуй я, Здравствуй все мои друзья! Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение: Профессий много разных есть, Фотограф, повар и учитель, Водитель, дворник и строитель, И всех им нам не перечесть. Не так уж важно, кем нам быть, Ведь главное- свой труд любить! — О чем это стихотворение. ( ответы детей) — Что же такое профессия? ( ответы детей) — Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день, которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться, и важно, чтобы она была по душе, нравилась человеку. — Кем бы вам хотелось стать, когда вырастите? (ответы детей) — А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете профессии. Словесная игра «Подумай, отгадай, найди». (На доске картинки профессий. Воспитатель загадывает загадки о предметах труда, дети отгадывают и называют профессию, кому это орудие, предмет труда нужно для работы, и отгадку- картинку прикрепляют рядом). 1. Маленького роста я Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (иголка и нитка) 2. Есть волшебное стекло Отражает все оно. ( зеркало) 3. Я очень острый и стальной Нарезать хлеб вам помогу. Но аккуратнее со мной Порезать пальчик я могу. (нож) 4. Не дерево, а с листочками Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (книга) 5. Длинной шеей поверчу Груз тяжелый захвачу. Где прикажут –положу, Человеку помогу. (подъёмный кран) 6. Я под мышкой посижу, 7. И что делать укажу. Или уложу в кровать, Или разрешу гулять. (градусник) — Молодцы, все загадки разгадали правильно. А теперь все в круг вставайте, кто, что делает, называйте. Словесная игра «Что делает?» ( воспитатель бросает мяч, и спрашивает что делает повар – ребенок заканчивает предложение – готовит еду). Строитель, доярка, учитель, водитель, пожарный, парикмахер, почтальон, тракторист, летчик, врач, художник, швея, пекарь, фотограф, дворник, воспитатель (последней назвать воспитателя). — А кто еще помогает воспитателю в группе? (ответы детей). Чем она занимается, какую работу делает? (ответы детей) — Работы у неё много: убраться в группе, помыть полы, накрыть столы, и вам помочь одеться. Может мы ей сегодня тоже поможем. (ответ детей). Наведем порядок в кукольном уголке, протрем пыль, помоем стульчики. — Для этого мы разделимся на три команды: дети берут картинки: у кого мебель – моют стульчики, у кого игрушки- протирают пыль на полках и игрушки; у кого посуда- моют посуду и протирают пыль шкафу. Договоритесь, кто будет доставать и убирать игрушки, кто вытрет пыль, кто помоет игрушки, кто вытрет насухо и поставит на место. Та команда, которая справится быстрее со своей работой, может помочь другим ребятам. — Что вам нужно для работы? ( ответы детей) Оденьте фартуки, возьмите салфетки, тазики с водой и приступайте к работе. После окончания работы пригласить няню. Она благодарит детей за помощь. — Вам понравилось работать, помогать старшим. Трудно было? (ответы детей) — А в народе говорят: «Делу время, потехе час». Что это значит? ( ответы детей) Да, поработали, теперь можно и отдохнуть. Спасибо вам.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников Родительское собрание — развлечение в подготовительной к школе группе Конспект занятия по трудовому воспитанию в детском саду
Похожие статьи:
Обучение детей младшей группы трудовым действиям
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры