Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста
Дорогие друзья, мы рады представить вам Добрынину Тамару Владимировну, старшего воспитателя первой квалификационной категории МКДОУ детский сад № 356 города Новосибирска. Сегодня Тамара Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование и практическую деятельность. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Комментарий к статье от Тамары Владимировны:
«Одним из интегративных качеств дошкольника в соответствии с Законом «Об образовании» и ФГТ является – любознательный и активный, именно эти качества развиваются при овладении ребенком опытно-экспериментальной деятельностью, которую необходимо интегрировать с другими образовательными областями. Сегодня хочется поделиться опытом работы по данному направлению».
Полезного чтения…
Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста
через экспериментирование и практическую деятельность
Дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. Но эти положительные качества зачастую входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательно-исследовательской деятельности.
Исследования педагогов и психологов А.В.Запорожца, Н.Н. Подьякова, П.Я.Гальперина показывают, что продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того как организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его активности.
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм обучения, методов и приёмов.
Исходя из этого, в своей работе мы стремимся сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Достижению данной цели подчинены следующие задачи:
- обучать различным способам познания,
- формировать элементарные представления об окружающем мире,
- развивать познавательную активность.
Необходимыми условиями успешной реализации данных задач является:
1. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка.
2. Деятельностный подход.
3.Использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности.
4. Организация особой предметно-развивающей среды.
5.Ну, и, конечно же, активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Новизна опыта состоит в том, что мы стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГТ.
Акцент переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение программных задач предусматривается в рамках непосредственно образовательной деятельности и при организации режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
При реализации содержания образовательной области «Познание» мы используем следующие, на наш взгляд, наиболее эффективные методы и приёмы.
Эксперимент. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей. Задача педагога на этом этапе — помочь осознать эту потребность.
Кстати говоря, в рамках эксперимента мы используем демонстрацию фокусов. Фокусы вообще привлекательны для детей, а научные фокусы ещё и решают ряд задач. После фокуса настаёт некая «точка удивления» — чрезвычайно важный момент в жизни ребёнка. Это попытка объяснить увиденное явление.
Тесно связан с экспериментированием ещё один общенаучный метод познания – моделирование.
А модельный эксперимент позволяет нам изучать такие явления, объекты, над которыми прямой эксперимент затруднён, например, моделирование процессов, происходящих в космосе, моделирование некоторых природных явлений.
Кроме модельного эксперимента из моделирования выделяется графическое моделирование, предметное моделирование и действенное.
Предлагаем рассмотреть наиболее значимые, на наш взгляд, способы работы с моделями.
Графическое моделирование. Особый интерес вызывает работа по занимательным алгоритмам. Как показала практика, большую помощь оказывают алгоритмы при проведении исследовательской деятельности. Вообще этапы любой деятельности можно перевести в графические символы. Важно то, что алгоритмы могут быть использованы как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и при самостоятельной деятельности дошкольника в качестве руководства ею.
Кроме того, мы широко используем действенное моделирование — это игры с макетами, отображающими особенности природно-климатических зон, объектов и явлений, происходящих в космосе.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательного интереса, формированию навыков сотрудничества является реализация проектов. В основе проекта лежит идея и для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через объединение различных видов деятельности, различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В ДОУ реализуются разнообразные проекты, например: «Лесные жители»; «Наша забота нужна всем»; «Чудесное лукошко»; «Путешествие в подводное царство», «Для чего нужна вода» и др.
С целью сопровождения образовательного процесса в нашем ДОУ используются ИКТ технологии, а именно, обучающие презентации, видеоролики. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.
Кроме того, образовательный процесс выстраивается в логике интегративного подхода.
Так специфические задачи образовательной области «Познание» решаются в ходе реализации содержания таких образовательных областей как:
Коммуникация — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Чтение художественной литературы — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе восприятия художественной литературы.
Социализация — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье и обществе, государстве, мире.
Труд — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
Здоровье — расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
Безопасность — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
Музыка и художественное творчество — формирование целостной картины мира расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
Таким образом, решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения, а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приёмов, образовательных областей и различных видов детской деятельности. Метод проектов можно представит как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Четко определены этапы разработки проекта:
• презентация ситуации, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
• выделение гипотез; обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
• обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах;
• работа в группах над поиском фактов, аргументов подтверждающих или опровергающих гипотезу;
• оформление результатов;
• защита проектов каждой из групп;
• выдвижение новой проблемы;
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• Развитие творческого воображения;
• Развитие творческого мышления;
• Развитие коммуникативных навыков.
Каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов сформированных адекватных профессиональных компетентностей, готовности воспринимать инновации. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетенции А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности – процесс самообразования.
Подготовленность педагогов к освоению инноваций включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в изменении и обновлении педагогического процесса; мотивированность их на разработку и освоение новшеств; наличие системных знаний и умений для успешной реализации профессиональной и исследовательской деятельности.
Список литературы:
- Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова /Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет//Издательство «Учитель», 2013/ Волгоград
- М.П.Костюченко / Исследовательская деятельность на прогулках// Издательство «Учитель», 2013/ Волгоград
- Г.Б.Горбашева / Организация экспериментальной деятельности дошкольников//М.: АРКТИ, 2010
- А.Г.Мадера, А.П. Пятикоп /Опыты без взрывов// Карапуз, 2000