Формирование навыков самообслуживания для детей в старшей группе


Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе. Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Стираем салфетки»

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда

(опрятность в процессе деятельности)

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя) »

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 9.

«Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 10.

«Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 11.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 12.

«Моем расчёски»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Картотека: Труд в природе. Старшая группа.

Карточка № 1.

Полив комнатных растений.

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки

водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 2.

Рыхление почвы у комнатных растений.

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Карточка № 3.

Опрыскивание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 4.

Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 5.

Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой)

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 6.

Черенкование растений.

Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.

Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 7.

Пересаживание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка №8

Посадка лука на подоконнике.

Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Карточка № 9.

Посев семян цветов и овощей.

Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой

расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 10.

Высаживание рассады, уход за ней.

Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 11.

Перекапывание грядок.

Цель: Дать детям представление о необходимости перекапывания грядки.

Учить правильному перекапыванию : стараться втыкать лопатку (штык) поглубже, тщательно разбивать комочки ; старые корни растений и камни нужно убирать с грядок.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 12.

Прополка грядок на своем участке и участке малышей.

Цель: Учить детей отличать культурное растение от сорняка; вырывать сорняки с корнем, т. к. если корень оставить сорняк продолжает расти;

дать детям определенные знания о том, какой вред наносит сорняк цветам и овощам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 13.

Полив клумб и грядок.

Цель: Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры.

Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.

Карточка № 14.

Уход за рыбками.

Цель: Учить детей ухаживать за рыбками в уголке природы: кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума рыб только сачком. Закреплять знания детей о условиях жизни в аквариуме рыб (их названия), улиток. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 15.

Уход за аквариумом.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за аквариумом ; учить протирать стенки аквариума специальными скребками, доливать воду, следить за освещением аквариума и подачей кислорода.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с аквариумом.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 16.

Кормление попугаев.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за попугаями: вычищать кормушки и насыпать свежий корм, соблюдая норму, угощать попугаев овощами и травами, менять воду в поилке попугаев.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом попугаев.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 17.

Купание попугаев.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за попугаями: устраивать для них купальные дни, уметь наполнить водой купальню и установить её в клетке или обрызгивать попугаев под малой струёй воды в душе.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с водой и попугаями.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 18.

Уход за клеткой попугаев.

Цель : Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за клеткой попугаев: уметь вычистить её от мусора, помыть поддон. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с клеткой, водой и попугаями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Конспект проведения трудовой деятельности в старшей группе

Конспект проведения

трудовой деятельности

в старшей группе

тема: «Чистота – залог здоровья»

Программные задачи:

Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их. Закреплять и расширять представления о способах ухода за комнатными растениями. Формировать привычку к здоровому образу жизни; умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого, доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними; воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность, коллективизм.

Методы и приёмы:

разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по уборке; поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование

Предшествующая работа:

Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Наш дом – наведем порядок в нём», «Маленькое дело –лучше большого безделья»; образно-пластический этюд «К нам гости пришли»; слушание музыкальных произведений: польская песенка «Сапожки», муз. Р. Бойко «Дело было в Каролине»; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я.Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая»

Оборудование:

лейки, салфетки, губки, тазы, фартуки, палочки для рыхления почвы, пульверизатор, игрушки, комнатные растения.

Ход работы:

В группе сидит Буратино (игрушка) и чихает.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, к нам в гости пришел Буратино, но что то у него не очень здоровый вид! Буратино, ты заболел? Почему ты все время чихаешь?

Буратино:

Да, я простудился!

Воспитатель:

А тебя разве не учили, что больные должны лечиться дома, не разносить инфекцию и микробов.

Буратино:

А кто это – микробы?

Воспитатель:

Это те, кто разносит разные болезни.

Буратино:

Никого я не приносил.

Воспитатель:

Ты не приносил, но чихал, не закрываясь платком. Микробы по группе и разлетелись, мы сейчас тебе покажем, как это происходит.

Показ опыта с пульверизатором.

Буратино :

Ой. Сколько много микробов я к вам принес, что теперь делать?

Воспитатель:

Ты, Буратино, должен пойти домой и лечиться, а мы
д
авайте подумаем, что мы можем сделать?

Буратино уходит.

Дети

: Можно протереть пыль на полках в шкафу, вытереть игрушки, красиво их расставить. Еще мы умеем мыть строительный материал…

Мы можем вымыть цветы, полить их, чтобы они больше обогащали кислородом воздух.

Воспитатель:

Вот этими делами мы и займёмся.

Предлагаю подумать, какое оборудование понадобиться для мытья строительного материала, Чем удобнее протирать игрушки?

Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:

— Нельзя отвлекаться.

-Любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца.

-Помогать товарищам, если они отказываются от помощи, не мешать.

Распределяю ребят по группам, даю задание каждой группе.

Предлагаю распределять работу самостоятельно.(Включаю музыку)

Дети приступают к работе. Воспитатель и Сказочница помогают советом, иногда показывают способ действия.

В случае необходимости воспитатель перераспределяет трудовые обязанности.

После работы, дети убирают за собой салфетки, губки, фартуки.

Давая оценку работе детей, воспитатель подводит итог:

Воспитатель:

Ребята, вы хорошо потрудились. Много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно – не грузно!» А еще говорят « Терпенье и труд – все перетрут!» В группе стало чисто, красиво, а цветы от правильного ухода порадуют всех красивой зеленью и цветами. А главное – мы избавились от микробов!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]