Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей


Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей

Муниципальная бюджетная образовательная организация Центр развития ребенка детский сад № 17 «Василёк»

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

«Аспекты формирования звуковой культуры речи посредством дидактической игры.

Составила:

Учитель – логопед

Фёдорова И.А.

13. 10. 2022 г.

г. Лобня.

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

«Аспекты формирование звуковой культуры речи посредством

дидактической игры.

Цель:

повышение компетентности педагогов в работе с детьми по звуковой культуры речи посредством дидактической игры.
Задачи:

  • актуализировать опыт работы педагогов;
  • познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению различных видов трудностей в развитии звуковой культуры речи;
  • приобрести практический опыт в коллективной работе;
  • сформировать профессиональную мотивацию педагогов.

Оборудование:

игрушка «пчелка», полоски салфеток, зеркало на каждого, прищепки, музыка, полоска-схема, предметные картинки со звуком С, лист клена, мяч, памятки, большой лист бумаги с солнышком, ручка.

ХОД СЕМИНАРА

Вступление

Логопед:

Добрый вечер, уважаемые педагоги! Предлагаю быть активными, слушать внимательно, высказывать своё мнение. Нашу встречу мне хотелось бы начать с интересной игры!

Игра «Имя».

Задание:

передаем друг другу пчелку. Тот, у кого в руках пчелка, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало как личность. Например, ИРИНА – ИНТЕРЕСНАЯ.

Актуализация знаний

Педагоги сидят за столами.

  1. Артикуляционные упражнения.

    Работа над артикуляцией развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Сказка о Веселом Язычке. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории).

— Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук.

— Артикуляционная гимнастика для девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам.

Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине
.
— Артикуляционная гимнастика под музыку.

Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные мелодии).

Дети с удовольствием выполняют гимнастику.

Логопед:

На каждый звук есть определенный комплекс упражнений. Упражнения выполняются перед зеркалом вместе с ребенком. Следим за правильностью выполнения упражнений. Сейчас мы попробуем выполнить следующие упражнения. «Лопатка», если не получается это упражнение используем «Пошлепай по языку», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка» — делаем под музыку.

Педагоги стоят в кругу

.

  1. Упражнения на развитие дыхания.

    Используются упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха.

Логопед:

Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений: «ЧАСИКИ» Часики вперёд идут, За собою нас ведут. И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 2- взмах руками назад «так» (выдох)

«ПАРОВОЗИК» Едет, едет паровоз Деток в садик он привёз. Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движения, дети приговаривают «чух-чух-чух». Упражнение выполняется 20-30 сек.

Логопед:

А теперь вам предлагаю познакомится с игровыми приёмами для старших дошкольников.

Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт (под счет до 5). 3 подхода.

Упражнение «Поймаем лучик» — [и].

И.п. – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «и-и-и».

Упражнение «Змейка».

Педагоги сидят за столами

.

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики

    :

Упражнения с прищепками.

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок.

  1. Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!

  1. Игра «Смотри не ошибись

    — Назовите картинки со звуком «С», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.

  2. Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок прикрепляет к картинке столько прищепок, сколько слогов в данном слове.
  1. Упражнения на развитие фонематического слуха

Логопед:

А сейчас мы с вами поиграем в
игру с мячом «Назови слова».
Задание.

Я говорю слово «
Мак
» и бросаю мяч напротив соседу, и он должен называть слово на последний звук и так дальше продолжается игра.

  1. Автоматизация звуков.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Задание:

Все сели на пол. У кого мяч говорим слог СА, и катит соседу напротив, а он должен сказать наоборот АС. И т. д. Все вместе со мной: СУ, ЫС, СО, ОС и т.д.

Игра с мячом «Назови слова предметы на звук Ж», «Назови слова действия» и т.д.

4. Подведение итогов

Игра «Солнышко»

Ход:

Все участники по очереди над лучиками пишут имя, а под лучиками вписывают пожелания, комплименты. Солнышко, пройдя круг, возвращается к своему хозяину.

Фотоматериал с мастер-класса.

ИГРА «Имя»

Артикуляционные упражнения

Упражнения с прищепками;
Игра «Смотри не ошибись!», звуковой анализ слов.

Упражнения на развитие дыхания.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

Игра с мячом «Назови слова», «Скажи наоборот», «Назови слова предметы на звук Ж».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В. — презентация


СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В.
* Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

* во-первых, обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, включает в себя систему мер по развитию речи учащихся; * во-вторых, за основу обучения грамоте берется звук; отсюда огромное внимание выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию фонематического слуха у детей; * в-третьих, в качестве единицы чтения берется слог; отсюда большое внимание к слоговой работе: чтение слогов, слоговые таблицы и пр.

Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов). Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью). Развитая тонкая ручная моторика. Предпосылки, сформированные у дошкольников и необходимые для успешного овладения письменной речью:

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме наблюдается замена букв, обозначающих звонкие звуки, на глухие — оглушение и наоборот озвончение (бочка- почка, зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов).

1) Звонких – глухих (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж); 2) Мягких – твердых (Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ, М-МЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ); 3) Свистящих (С, З, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ). Нередки замены и внутри групп свистящих и шипящих звуков; 4) Сонорных согласных (Р,РЬ, — Л, ЛЬ) и Й.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха — научить ребенка слушать и слышать. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим) дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие фонематического синтеза. Развитие фонематических представлений. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

* Отгадай, что звучит. Нужно показать детям, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки за ширмой. А дети должны постараться угадать, какой предмет издает такой звук. * Солнце или дождик. Воспитатель рассказывает детям, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем он говорит, что пошел дождь (при этом ударяет в бубен и просит детей подбежать к нему — спрятаться от дождя). Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». Такие подвижные игры можно проводить на прогулке.

Разговор шепотом. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить ребенка принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Взрослый или детеныш? Имитируя голоса животных, одно и то же звукоподражание (например, МЯУ) произносите в разной последовательности то более низким, то более высоким («тоненьким») голосом. Дети определяют, кошке или котенку принадлежит этот голос. То же самое с голосами других животных. Это задание рассчитано на различение звуков по высоте.

Узнай по голосу. Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет. Три медеведя. Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, воспитатель произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

Чей голосок? Водящий становится к детям спиной, а все ребята хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим. Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! (Имя водящего.) Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: «Ква-ква-ква!» К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»

* Не ошибись. Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: «Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

Поставь по порядку. На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения. Доскажи словечко. Много платьев, много хруста. Как зовут ее? …Капуста. Белые шапки надели дома, Холодно им – наступила …зима.

Рифмы. Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше. Найди пару. Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

В скороговорках не ошибаются. Отработка четкости артикуляции. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. Дети репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, четкое, грамотное произнесение оценивается баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков. Примерный материал. Ткет ткач ткани на платок Тане. Мама мылом мыла Милу, не любила мыло Мила. Очень часто блюдца у Танечки бьются. Лара у Вали играет на рояле. У ежа ежата, у ужа ужата. У Сени и Сани в сетях сом с усами. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Начинать работу по различению фонем родного языка следует с дифференциации гласных звуков. Подними картинку. Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» — девочка плачет, «У» — поезд гудит, «И» — птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку. Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов (а затем и буквы). На другие звуки дети реагировать не должны.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков. Звук «Ж» – жук жужжит, «З» – комар звенит, «С» – водичка льется, «Ш» – гусь шипит, «Щ» – змея шипит, «Р» – мотор гудит и т.д. Детям предлагается усложнить задание – реагировать сразу на два звука. Например, поднять букву З или Ж, если услышат соответствующий звук. Среди слов можно включать такие, которые содержат сразу оба звука (ЖЕЛЕЗО, ЖИЗНЬ).

Обратите внимание ребенка на движение губ поющего лягушонка (когда мы произносим звук «а» — рот широко открыт; когда произносим «о» — губы выглядят как овал; при произнесении «у» — губы сложены трубочкой; при произнесении «и» — губы вытянуты в улыбку…).

Варианты игры: «В НИМАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ » Логопед называет звук, а ребенок должен показать лягушонка с соответствующим символом. «Х ОРИСТ » Пропеваем вместе с лягушонком заданный звук с разными интонациями, с разной высотой и силой голоса. «В ЕСЕЛЫЙ ХОР » Перед ребенком 2 (и более) лягушонка расположены в ряд. Ребенок называет поочередно звуки, «читая» слева-направо, поет их. («ау», «ауи», …)

«Ч ЬЯ ПЕСЕНКА ?» Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки. Дети угадывают, какой лягушонок поет этот гласный звук. Затем можно поменяться ролями. «З ВУКОВЫЕ ПЕСЕНКИ » Логопед предлагает ребенку составить звуковые песенки типа « А — У » (дети кричат в лесу), « У — А » (плачет ребенок), « И — А » (кричит ослик), « О — О » (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, находит «поющего» лягушонка, затем – второй звук и соответствующего лягушонка. Потом выкладывает эту песенку из звуковых символов — лягушат и прочитывает составленную схему.

«Ч ЬЯ КАРТИНКА ?» У детей картинки с лягушатами (сначала по 1 картинке, затем количество можно увеличивать). Логопед показывает детям картинки с предметами, названия которых начинаются с гласных звуков « А », « У », « О » или « И ». Дети должны четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, « У — У — У — УТКА »), определить, чья эта картинка, какого лягушонка. За правильный ответ игроки получают фишки. «Л ЯГУШАТА УЧАТСЯ ЧИТАТЬ » Ребенку предлагается подобрать каждому лягушонку свою букву. «Какой буквой обозначают звук «а» на письме?» И т.д. Под каждым лягушонком выкладываются буквы. И дети могут читать сочетания гласных букв, меняя местами лягушат и соответствующие буквы.

Какой звук чаще всего слышим? Воспитатель произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Зоиного зайку зовут Зазнайкой. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки. Мороза моржи не страшатся, Моржи на морозе резвятся. Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух.

Поймай звук! Воспитатель показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Затем дети только на слух определяют, есть звук в слоге или слове.

Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия. Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения. При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величине, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

Магазин. Определение первого ударного гласного в слове. Оплатить первым звуком в названии покупки. Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй. Живые звуки. Дети встают друг за другом. Цепочка. Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Где спрятался звук? У воспитателя набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя или зеленая – с согласным). Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Следопыты,сыщики. Детям предлагается отыскать в словах звуки по картинкам, показать рисунки со звуком, к примеру, [п], [п’]. Сказать, где слышите заданный звук. Фантазеры. Придумать слова со звуком «П», другое — со звуком «Б». И т.д. Кто больше? Показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук. Угадай, какое слово задумано? Детям предлагается поймать звуки и произнести слово: «Д», «Ы», «М». «Замени Ы на О. Какое слово получится?»

По первым звукам слов — названий картинок сложить новые слова, узнать, как зовут детей. М А Ш А Ж Е Н Я

* Упражнения в закреплении навыков фонематического анализа и синтеза.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук — это то, что мы слышим и произносим. Буква — это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа],«ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (берёза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Семинар-практикум для логопедов и воспитателей

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Применение технологии ТРИЗв развитии речи дошкольников».Т-творчество, Р-развитие, Из-изобретательность. Технологии ТРИЗ помогают развить у ребенка гибкость и подвижность мышления, это системы игр и занятий, которые призваны максимально увеличить эффективность обучения и развития дошкольников.Вы можете использовать данный материал для проведения в рамках своего ДОУ, а также как открытое городское мероприятие. Семинар составлен в оригинальном авторском стиле, для участия в нем можно привлечь воспитателей, учителей-логопедов, детей старших и подготовительных групп.

Винограденко Ирина Михайловна, учитель-логопед высшей категории, учитель-методист.

Семинар-практикум для логопедов и воспитателей «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

1. Организационная часть «Доброжелательное общение»

Факультет психологии

  • Психологический тренинг «Давайте познакомимся»
  • Организация творческих лабораторий

2. Основная часть «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Факультет «Развитие»

  • Блиц-опрос «В стране грамоты»
  • Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

Факультет «Творчество»

  • Задание-пробник «Нарисуй стихотворение»
  • Схема творческого подхода «Страна противоположностей»

Факультет «Изобретательность»

  • Авторские разработки: «Веселые таблицы»
  • Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

3. Подведение итогов работы

  • Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.
  • Выводы ученого совета
  • Обратная связь

Цели семинара-практикума:

Учитель-логопед:

— Уважаемые коллеги, на базе детского сада №18 открывает свою работу «Научно-исследовательский институт инновационныхтехнологий развития речи детей дошкольноговозраста».

Как и каждый НИИ, институт имеет свой ученый совет, который представляют:

Методист ГОРОО (ФИО)

Руководитель методического объединения воспитателей (ФИО)

В нашем НИИ сегодня работают эксперты: Воспитатель-методист (ФИО) Воспитатель-методист (ФИО) Учитель-логопед (ФИО)

Факультеты нашего института:

— факультет психологии — факультет развития — факультет творчества — факультет изобретательности

Методический состав факультетов:

воспитатель-методист (ФИО) воспитатель (ФИО) музыкальный руководитель (ФИО) музыкальный руководитель (ФИО) учитель-логопед высшей категории, учитель-методист Винограденко И.М.

Все участники семинара-практикума будут проводить свою научно-исследовательскую работу в творческих лабораториях, которые будут организованы позже.

Организационная часть.

Учитель-логопед: — А сейчас, друзья, вы пройдете обучение на факультете психологии нашего НИИ. Давайте с вами познакомимся. Я предлагаю всем встать и образовать круг.Коллеги, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, ведь хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха!

1. Психологический тренинг «Давайте познакомимся» имеет своей целью: установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроить группу на совместную работу.

Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с двумя замками и двумя ключами к ним)

— Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний с двумя замками и два ключа, попробуем открыть его. Первый замок откроется после того, как мы познакомимся поближе, итак, меня зовут Ирина, ваше имя? (участники семинара называют свои имена, после этого логопед открывает первый замок)

— Второй замок откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает второй замок)

— Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз!

Развиваться! Развивать! Вдохновляться! Вдохновлять! Творить! Любить! Хотеть все знать! Чтоб лучшим педагогом стать!

Учитель-логопед:

— А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем, я предлагаю вам организовать несколько творческих лабораторий и выбрать им названия, сегодня вы все исследователи, желаю вам приятной, качественной и интересной работы (участники семинара разбиваются на группы – творческие лаборатории).

— Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас участниками семинара-практикума, тема которого: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

— Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Развитие». И наша первая лабораторная работа называется «В стране грамоты», это блиц-опрос, который поможет определить общий уровень знаний наших участников.

Основная часть.

Факультет «Развитие»

Каждому исследователю выдается карточка блиц – опроса.

Блиц-опрос «В стране грамоты»

1. Закончи предложения, подобрав нужные слова: 1.1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим) 1.2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)

2. После правильного варианта поставь + (плюс), после неправильного — (минус)

2.1 Я одеваю кукле шапку. (-) 2.2 Я одеваю куклу Наташу. (+) 2.3 Я надеваю шапку на куклу. (+) 2.4 Я надеваю кукле шапку. (+) 2.5 Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)

3. Определи последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:

3.1 кот…[т] 3.2 дед…[т] 3.3 конь…[н’] 3.4 столб…[п] 3.5 мышь…[ш] 3.6 лыжи…[ы] 3.7 нож…[ш] 3.8 зуб…[п]

4.Ответь на вопросы.

4.1 Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы]) 4.2 Сколько гласных звуков в русском языке? (6) 4.3 Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц) 4.4 Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ) 4.5 Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)

Учитель-логопед:

— Уважаемый ученый совет! Ваша задача сегодня – наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.

Команда экспертов оценивает работу участников.

Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству вопросов, П – правильные ответы; Ч — частично правильные ответы; Н — неправильные ответы;

Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний.

Учитель-логопед:

— Уважаемые исследователи, предлагаю вам небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».

Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

1. Игра: «Подбери слово»

Лаборатории получают карточки со словами и опорными звуками.

Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.

С Сом + Усы + Кисель – (мягкий звук) Миска + Коза – (звук [з]) Саша + Стакан + Коса + Собака + Нос + Сила – (мягкий звук) Пес + З Зоя + Зима – (мягкий звук) Зайка + Коза + Сом – (звук [с]) Арбуз – (звук в конце слова оглушается) Березка — (звук в середине слова оглушается) Зубы + Зонт + Пазлы +
Ш Шапка + Кошка + Нож + (звук в конце слова оглушается) Кошелек + Живот – (звук [ж]) Штаны + Душ + Паштет + Багаж + (звук в конце слова оглушается) Ж Ножницы + Пожар + Кожа + Нож — (звук в конце слова оглушается) Живот + Ложка — (звук в середине слова оглушается) Жучок + Женя + Стриж — (звук в конце слова оглушается)
Б Банка + Боты + Кубик – (мягкий звук) Бабушка + Пудра – (нет звука [б]) Столб — (звук в конце слова оглушается) Белый — (мягкий звук) Рыбак + Кабина — (мягкий звук) Д Бидон + Дочка + Дима — (мягкий звук) Дымок + Пруд — (звук в конце слова оглушается) Радио — (мягкий звук) Борода + Водичка — (мягкий звук) Род — (звук в конце слова оглушается)

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий – серую тучку.

Учитель-логопед: — А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.

2. Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркийи желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий – тучку.

3. Игра: «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.

Загадка

Вчера была мышегонятельной, Вполне сметаноуплетательной, Сегодня я диваноспальная, Вполне подушкоодеяльная. (кошка)


— Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Задание: подобрать существительное по ассоциации.

Исследователи складывают из пальцев фигурку – кошку.

Кошка:

из пальцев — …фигурка, из карамельки, ириски — …конфетка, из глины, пластилина — …поделка, из теста — …печенье, из бумаги -…аппликация, из плюша, резины, пластмассы -…игрушка, из ниток -…вышивка, из сказки -…герой.

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий — тучку.

4. Игра: «Мозговой штурм»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

— Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).

5. Игра: «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.

Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет … банан.

Расскажи обо мне.

— Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили). Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный). Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить). Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить). Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы). Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик). С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком). Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий тучку.

6. Игра: «Многозначные слова».

Лаборатории получают карточки со словами, имеющими несколько значений.

Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ.

Многозначные слова

Ручка
Рама
Иголка
Ключ
Резинка
Труба
Звезда

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий — тучку. Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.

Учитель-логопед: — Наше обучение на факультете развития закончено, и я перевожу вас на факультет «Творчество».

Факультет «Творчество»

Задание – пробник «Нарисуй стихотворение»

Существуют различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка успешно запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Во всех приемах развития памяти главное одно – использование опоры. Опора – это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования, соотнося слова из текста с опорой, — как можно более полно и точно воспроизвести заданный текст.

Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст, в следующем: — заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность; — привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка в запоминании; — выбор нужного вида опоры помогает найти личностно — ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

1. Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении, так называемый прием «расскажи стихи руками».

2. Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения.

3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Давайте попробуем, коллеги, применить этот замечательный метод запоминания на практике.

Лаборатории получают карточки со стихотворениями.

Задание: изобразить стихотворение в рисунках, схемах, пиктограммах, символах для успешного и быстрого запоминания детьми данного стихотворения.

Мы купили кошке К празднику сапожки. Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать, Хвостик некуда девать

Ира просит: — Ёжик, ёж, Ты мне платьице сошьешь? Ёж ответил из-под елки: — Ниток нет — одни иголки!

На базаре ежик Накупил сапожек. Сапожки на ножки себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну, С застежками дочке И все уложил в мешочек.

Методика экспертной оценки: анализ представленных рисунков, схем, таблиц, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий — тучку.

Критерии оценки: достаточное количество предметов, правильное расположение, доступность графических изображений.

Схема творческого подхода «Страна противоположностей»

Учитель-логопед: — Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас со схемой творческого подхода к изучению противоположностей. Прежде чем знакомить детей с противоречиями, стоит поработать над самим понятием «противоположность». Необходимо иметь в виду, что для малышей с нарушениями речевого развития важно сначала действие, а уж потом его словесное выражение.

1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун – грустный клоун, молодое дерево – старое дерево, зима – лето, ночь – день и т. д.

2. Покажи противоположность: написать – стереть, брать – давать, здороваться – прощаться, говорить – молчать, ссориться – мириться и т. д.

3. Потрогай противоположность: мягкий – твердый, гладкий – шершавый, редкий – густой, свежий – черствый и т. д.

4. Разложи противоположности: на двух площадках контрастного цвета (черный – красный, черный – белый) дети выкладывают пары картинок, игрушек, предметов, имеющих противоположные свойства, затем объясняют свой выбор, игры с перебрасыванием мяча от педагога к ребенку и обратно.

5. Поднимись по лестнице противоположностей: для упражнения необходимо иметь вырезанную из плотной бумаги плоскую лестницу, 2 фигурки человечков и небольшой бумажный флажок. Дети, называя противоположные слова, поднимают по ступенькам лестницы своих человечков, передавая друг другу флажок за каждый ответ, наверху устанавливают посередине флаг дружбы.

6. Путешествие в сказочную страну Противоположностей может быть итогом работы. В стране живут добрые и злые герои, умные и глупые, там есть чистый ручей и грязный пруд, хмурый лес и солнечная полянка. На этом уровне дети могут решать и творческие задачи, например: как сделать лес приветливым, пруд чистым, злых героев добрыми.

Сказку с использованием противоположностей можно сочинить самим, или воспользоваться уже известными, например, «Сказка о старухе Завиде».

Хорошо привлечь ребят к практической деятельности, например, смастерить макет сказочной страны из песка.

Учитель-логопед: — Друзья, переходим на факультет «Изобретательность».

Факультет «Изобретательность»

Учитель-логопед: — Хочу познакомить вас с авторскими разработками, так называемыми «Веселыми таблицами», которые помогают развивать фонематические процессы у ребенка. Как вы думаете, в какие игры можно поиграть, имея такую таблицу?

Таблица: «Звук [к]
Таблицы: «Звук [з]» «Звук [ж]»

1. Авторская разработка по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Веселые таблицы» — картонные плоскостные предметы с наклеенными на обратной стороне картинками на опорный звук, например: шар – [ш], корабль – [к] и т. д. Предлагаемые игры: «Найти общий звук», «Выделить голосом опорный звук», «Назвать картинки с опорным звуком», «Определить позицию звука в слове», «Найти предметы, в которых заданный звук стоит в заданной позиции», «Найти слова из 2-х,3-х слогов».

2. Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

Учитель-логопед: — Коллеги, одна из наиболее сложных сторон развития речи – это связная речь. Добиться того, чтобы ребенок не только свободно, но и красиво общался, непросто. Мы применяем самые различные интерактивные методы развития связной речи, один из них «Портреты времен года», который позволяет составить рассказ более полно, красочно и выразительно.

В природе и в нашей жизни есть много чего, что всегда происходит в определенной последовательности и никогда не бывает иначе. Например, смена времен года. В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет.

Вот снежная хрустальная зима.

А это прекрасная цветущая весна.

Веселое разноцветное лето.

И золотая волшебница осень.

Учитель-логопед: — В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет. Отгадайте, где, чей портрет?

Вот и стали дни короче, и длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, пожелтели лес и луг. (Осень) Знакомы нам её угрозы. Она всем нам грозит морозом. Хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная? (Зима)

Шагает красавица, легко земли касается, идёт на поля, на реку и по снежку, и по цветку. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт — в лесу подснежник расцветёт. (Весна) Песен полон лес и крика, брызжет соком земляника, дети плещутся в реке, пляшут пчелки на цветке. Как зовется время это? Угадать нетру дно … (Лето)

Галерея весны

Пришла весна — красна! Она сама постоянно изменяется и изменяет все вокруг. Три юных красавицы пробуждают природу, согревают землю, расцветают нежным цветом.

Весна в марте! – нежная красавица, воюет с зимой и побеждает ее. На крышах висят сосульки, уже закапали, зазвенели капели, показалось солнышко из-за туч.

Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня прямиком Шлепает по лужам, Гонит талые снега С гомоном и звоном Чтобы выстелить луга Бархатом зеленым. Скоро, скоро быть теплу,- Эту новость по стеклу Барабанит по стеклу Серой лапкой верба.

Отшумели все метели, И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. Веселее и теплее Стали мартовские дни. В парке, сквере на аллеях Уж проталины видны.

Весна в апреле! – волшебница, такая несмелая, осторожно приходит, как — будто спрашивает: «Можно?» И только тогда выпускает подснежник, зеленый росточек, молодую травку, надувает почки на деревьях, выпускает в небо легкие облачка. Небо все ярче, все голубее, солнышко все сильнее и сильнее пригревает землю. И вот уже распускают лепестки строгие бело-желтые нарциссы – детки солнышка.

Птицы в воздухе танцуют, Небо солнышко целует, Аромат весны знакомый Прогоняет напрочь дрёму. На проталинах лесных Тёплых дней предвестник, Появился дар весны – Первоцвет – подснежник. Видно в сказке ты родился, На полях у феи цвёл, Белым шёлком нарядился И весну с собой привёл.

Весна в мае! – самая красивая, смелая, сильная, радостная! Солнце греет все ярче и жарче, расцветают душистые ландыши, горят алым цветом стройные тюльпаны. Разноцветные мотыльки, веселые пчелки кружат над цветами, собирают ароматный нектар. Вся природа благоухает, поет, веселиться, цветет и радуется!

Месяц май цветет и греет, Над полями ветер веет, Белый ландыш расцветает, Мотылек над ним летает. Полосата, весела Первый мед несет пчела, Шелестят травой луга И крутые берега. Глухо рыкнул первый гром И рассыпался дождем. Всё поёт, играет, пляшет. Наступает месяц май. Нет его светлей и краше. Руки к солнцу поднимай!

Подведение итогов работы

Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.

Учитель-логопед: — Уважаемые коллеги, вот вы и прошли курс обучения в нашем НИИ, и я предлагаю вам оценить свой курс обучения с помощью набранных оценочных символов, составьте из них картину и увидите, как вы работали сегодня.

Исследователи составляют «портрет» из набранных оценочных картинок – солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.

Обратная связь.

Все участники семинара получают бумажных жаворонков, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения.

Выводы ученого совета.

  • Эксперты подводят итоги работы творческих лабораторий, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.
  • Ученый совет дает оценку содержания семинара, методов проведения, работы автора.

Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.

Автор материала учитель-логопед высшей категории, учитель-методист: Винограденко Ирина Михайловна

Также по теме:

План взаимодействия учителя с участниками коррекционного педагогического процесса

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]