«Развитие мелкой моторики рук у детей от рождения до 7 лет»


ЗАЧЕМ НУЖНО РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ

Владение пальцами рук – это важнейший навык для человека. Он используется почти в любой деятельности, связанной с учебой или работой. Без умения тщательно вымерять каждое движение невозможно освоить письмо, рисование, печать на компьютере. Даже такие повседневные задачи, как завязывание шнурков на обуви или распутывание проводов от наушников, требуют от нас высокого уровня владения пальцами. Именно поэтому моторному развитию уделяется внимание с самых ранних лет малыша.

Учеными уже давно выявлена связь между навыком владения пальцами и интеллектуальным развитием. Тренировка гибкости и подвижности рук также дает нагрузку на те области коры головного мозга, которые отвечают за память, внимание, речь и визуальное восприятие информации. Так совершенствование точности и силы нажатия пальцев напрямую отражается и на других способностях ребенка.

Многие игры в детском саду и дома направлены на развитие тех навыков, которые пригодятся уже в первом классе, и тренировка подвижности рук не является исключением. Именно она станет основой для обучения письму и дальнейшего формирования красивого почерка. Поэтому развитие мелкой моторики у детей раннего возраста требует особенного внимания. Какие важные нюансы необходимо учесть родителям?

Мелкая моторика у детей в возрасте 4 лет

Ребенок в 4 года уже совсем большой, а развитие моторики рук у него практически завершено.

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 4 лет

Примерно в это время ребенок начинает интересоваться художественным творчеством, сложными играми и прочими занятиями, которые требуют ловкости рук. Например, его могут заинтересовать следующие занятия:

  • Рисовать фигурки людей в полный рост с руками, ногами и лицом.
  • Писать печатные и прописные буквы.
  • Рисовать, обводить и срисовывать геометрические фигуры.
  • Рисовать краской и пальцами.
  • Лепить фигурки из пластилина.
  • Вырезать сложные фигуры из бумаги детскими ножницами.
  • Играть с кубиками и строить из них высокие или массивные сооружения, например башню или крепость.
  • Играть в карты или настольные игры.

Подведем итог

В возрасте 4 лет у ребенка, как правило, закрепляются следующие навыки: ● Он умеет чистить зубы самостоятельно под руководством мамы. ● Он самостоятельно одевается практически без помощи мамы. ● Он умеет завязывать шнурки. ● Он без проблем пользуется столовыми приборами, даже ножом. ● Он самостоятельно ходит в туалет и следит за собой.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Будь то тренировка мелкой моторики или развитие других навыков – если речь идет о ребенке, то родители должны учитывать целый ряд рекомендаций, чтобы занятия были и продуктивными, и безвредными. Прежде всего нужно подобрать такие упражнения, которые включают в себя элементы игры. Ребенок не должен переутомляться и уставать от занятий, иначе он потеряет мотивацию к тренировкам. В подобном случае очень сложно будет добиться какого-либо видимого результата.

Когда ребенку предлагается выполнить то или иное задание, родители должны присутствовать рядом с ним и активно участвовать в процессе тренировки. Помогайте малышу, если у него возникли трудности с каким-либо упражнением, и хвалите, даже если не все получается. Тогда тренировки не будут вызывать у ребенка негативных ассоциаций.

Занятия не должны занимать много времени. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем выполнять одно и то же упражнение длительное время. Подберите несколько игр, которые способствуют развитию моторики у ребенка и чередуйте их в течение недели. Чем разнообразнее будет нагрузка, тем легче будет сохранить интерес малыша.

Результативность подобных тренировок во многом зависит от выбора обучающих игр и упражнений. Поговорим о том, какие из них лучше всего подойдут для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность к координации движений мелкой мускулатуры запястья, ладоней, пальцев рук и даже пальцев ног. Общая же моторика — это способность к координации движений крупной мускулатуры рук, ног и стоп, а также умение управлять всем телом. Как развивать моторику рук у ребенка? Для этого можно выполнять с ним специальные упражнения и играть в подходящие по возрасту игры. Даже самые простые упражнения: подвигать игрушечный кирпичик или взять с тарелки кусочек еды — готовят малыша к более сложным задачам, например к письму или застегиванию пуговиц. Нужно помнить, что развитие ребенка может протекать по-разному, и все развиваются в своем темпе. По сравнению с другими детьми развитие мелкой и общей моторики у вашего малыша может быть как с опережением, так и с запаздыванием, и это нормально.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ МОТОРИКИ РУК

Современные воспитатели детских садов и педагоги школ нередко отмечают, что моторное развитие малышей оставляет желать лучшего. Существует целый ряд игр и упражнений, которые позволяют улучшить подвижность и гибкость пальцев. Рассмотрим те из них, которые подходят даже маленьким детям и приносят наиболее высокие результаты:

  • пальчиковые игры. Главный плюс таких упражнений – это то, что они подходят даже для самых маленьких. Пальчиковые игры являются и веселыми потешками, поднимающими настроение малыша, и важной тренировкой подвижности и гибкости рук ребенка.
  • оригами. Сложение различных фигурок из бумаги способствует не только развитию гибкости пальцев, но и формированию усидчивости у маленьких детей. Поначалу такие упражнения будут даваться с трудом, но постепенно малыши улучшат свои навыки и научатся придавать бумаге самые неожиданные формы.
  • лепка из пластилина или из теста. Этот вид творчества способствует развитию моторики пальцев и отлично тренирует кисти рук. Чтобы задуманная фигурка получилась, требуется тщательно вымерять каждое движение, ведь слишком мягкое или сильное нажатие может испортить работу.
  • шнуровка. Даже обычное завязывание шнурков на обуви является важной тренировкой мелкой моторики. Также можно предлагать ребенку распутывать нетугие узелки на веревочках – это упражнение поможет малышам научиться лучше контролировать движения пальцев.
  • сборка конструктора. Сегодня можно найти множество вариантов этих игрушек на любой вкус. Помимо пользы для развития пальцев, дети учатся проявлять свое воображение, действовать нешаблонно. Они по своему усмотрению располагают детали и собирают самые разные фигурки из одного и того же набора – дома, машинки, роботов и так далее.
  • рисование. Когда малыш рисует карандашом или красками, он учится выражать свою фантазию на бумаге. Помимо этого, ему приходится напрягать пальцы, контролировать их работу, что положительно сказывается на моторном развитии. Рисование можно назвать подготовительным этапом для обучения письму.

Так развитие мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте является своеобразной подготовкой для поступления в первый класс. Но нужно разносторонне совершенствовать навыки малышей, ведь гибкость и подвижность пальцев – это лишь одна из базовых способностей, которые нужно тренировать. Поговорим о программах, которые развивают и моторику рук, и интеллект дошкольников.

Мелкая моторика у детей в возрасте 1 года

Поздравляем! Вашему малышу исполнился годик! В этом возрасте развитие ребенка идет семимильными шагами, и он уже много чего умеет. Родителей обычно впечатляет общая моторика, в частности долгожданные первые шаги, но и в области мелкой моторики есть чему удивиться. Благодаря более совершенной общей моторике, ребенок все больше стремится исследовать мир вокруг себя. В процессе этого совершенствуется и мелкая моторика. Малыш все еще не умеет брать самые мелкие предметы, но это достижение не за горами. Пока ребенку нравится изучать и играть с более крупными предметами, например с деревянными кубиками и деревянными пазлами. На этом этапе значительный прогресс происходит в развитии зрительно-моторной координации. Сейчас ребенок все чаще пользуется какой-то одной рукой, но это вовсе не значит, что у него уже определилась ведущая рука (то есть он будет левшой или правшой).

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 1 года

По мере взросления ребенка можно делать с ним следующие упражнения на развитие моторики рук:

  • Покажите малышу, как складывать бумагу. Можно сделать с ним веер-гармошку или бумажный самолетик.
  • Пусть ребенок вставляет кубики или штырьки разной формы (квадратные, прямоугольные, треугольные) в соответствующие отверстия.
  • Покажите ему, как ставить кубики друг на друга, чтобы получилась башенка.
  • Предложите ему игрушки, которые можно безопасно разбирать и собирать, например набор стаканчиков, которые вкладываются друг в друга.
  • Предложите ему лепить что-нибудь из пластилина.
  • Поручите ему несложную работу по дому, например подмести, расставить предметы или помочь вам в приготовлении еды (помешать блинное тесто или положить овощи в кастрюлю).
  • Поиграйте вместе на улице, например можно покидать друг другу мячик.

Подведем итог

В возрасте от 1 года до 2 лет у ребенка развиваются следующие навыки и умения: ● Он может строить башню из кубиков и тут же ломать ее. ● Он играет с коробками, контейнерами и крышками от них. ● Он умеет поднимать движущийся предмет, например мячик. ● Он листает книги. ● Он поворачивает ручки дверей. ● Он умеет вставлять штырьки в соответствующие отверстия. ● Он рисует карандашами или пальцами. ● Он умеет пить из кружки. ● Он умеет сам есть ложкой (с переменным успехом).

КАКИЕ МЕТОДИКИ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ

Для успешной адаптации к школе малыш должен прийти в первый класс подготовленным. Для этого нужно масштабно подходить к развитию его способностей. Помимо мелкой моторики, также необходимо тренировать логическое мышление, память, расширять творческий потенциал. Методикой, которая отлично справляется с этой задачей, а также учит детей быстро считать в уме, является ментальная арифметика.

В ее основе лежат вычисления на специальных счетах – абакусе. Сначала малыши учатся передвигать косточки счетов, осваивают принцип работы данного инструмента, а позже пробуют производить на них простейшие математические операции. Когда такой способ вычислений больше не вызывает трудностей, дети учатся представлять абакус в уме и считать уже на нем. Со временем навыки оттачиваются, и малыши показывают потрясающие результаты, ведь им удается производить вычисления даже быстрее, чем это делают взрослые на калькуляторе.

Ключевая особенность ментальной арифметики – это одновременное задействование сразу двух полушарий мозга: левого, которое позволяет логически и аналитически мыслить, и правого, отвечающего за творческий потенциал и креативность. Такая разносторонняя нагрузка заставляет человеческий мозг работать более продуктивно, что положительно отражается на самых разных областях интеллекта:

  • тренируется память и запоминание, а также навыки работы с информацией.
  • развивается логическое мышление и аналитические способности.
  • расширяется творческий потенциал, развивается креативное мышление.
  • повышается скорость реакции, позволяющая более оперативно реагировать на задачи и быстрее их решать.
  • улучшается концентрация, что очень помогает сохранять внимание на уроках в школе.
  • формируются межполушарные связи, позволяющие эффективнее учиться в школе и дома.

Помимо этого, ментальная арифметика является отличным тренажером мелкой моторики и средством, позволяющим научиться быстро считать в уме без использования калькулятора. Преимущества, которые дает данная методика, делают ее одной из самых эффективных программ для развития детей дошкольного и школьного возраста.

Обучение ментальной арифметике – это отличный способ подготовиться к школе. Моторное и интеллектуальное развитие ребенка, которое удается получить благодаря этой программе, станет важной базой для дальнейшей жизни. Навыки ментального счета сохранятся навсегда, а значит и во взрослом возрасте данная методика еще не раз поможет добиться успеха в любом начинании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]