Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики в первой младшей группе


Игры на развитие мелкой моторики средняя группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Игра с карандашом – ребятам раздают карандаши. Необходимо поместить его между ладошками и вращать, чтобы он перемещался от кончиков пальцев к основаниям ладошек. Попросите детей удержать карандаш, чтобы безымянный и указательный были сверху, а мизинец и средний – снизу.
  2. Игра с резинкой – пусть ребенок натянет канцелярскую резинку между средним и указательным пальцами. Теперь нужно представить, что дети играют на гитаре, перебирая струны (резинку) средним и указательным пальцем второй руки.
  3. Волшебный мешок – необходимо взять два набора одинаковых игрушек. Один прячется в мешок, второй перед воспитателем. Воспитатель показывает ребенку игрушку, а он должен нащупать такую же в мешочек и вынуть ее.
  4. Игра с шариком – сначала пусть ребята покатают по столу шарик, толкнув левой рукой и поймав правой, и наоборот. Потом покрутят шарик, держа большим и средним пальцем, потом большим и указательным.
  5. Игра со счетными палочками – пусть ребенок узоры выкладывает и геометрические фигуры из палочек.

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

маргарита соловьёва

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

Игра «Путешествие пальцев»

Цель игры: Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование:лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах, «островки»

для передвижения пальцев.

Ход игры:ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки»

.

Правила:

можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

все пальцы должны участвовать;

нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Игра «Ножницы»

Цель игры: Координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация

внимания, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами)

и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.

Ход игры:Ведущий загадывает загадку: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям и выполнять сложные движения по вырезанию узора.

Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и вести по бумаге точные линии.

Игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование: 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.)

. Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.

Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга.

Игра «Найди сюрприз»

Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование: Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

Игра «Собери все камешки»

развитие внимания.

Оборудование: Камешки,песок, таз.

Ход игры: Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка)

.

Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, развитие кончиков пальцев рук,

Развитие мелкой моторики рук у детей

Упражнения после 3 лет

Бусы и крупы

В эту категорию входят игры с маленькими предметами. Это может быть все что угодно – бисер, бусинки, различные крупы и т.д.

Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет с большим интересом перебирать в своих ручках.

Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу гречку или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Таким образом у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Можно добавить к этим занятиям какую-то цель. К примеру, высыпьте гречку на стол и попросите ребенка отделять черные крупинки от нормальной гречки. Также можно попросить его отсортировать бисер по цветам.

Закручивание и раскручивание крышек

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, так ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, зашнуровывать ботинки и т.д.

Лепка

Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину. Старайтесь каждый раз вносить разнообразие в ваши занятия. К примеру, если сначала вы просто даете ребенку пластилин, и он пытается что-то слепить из него, то в дальнейшем в занятия можно добавить какие-то предметы и сказать малышу, чтобы он облепливал их пластилином. Из глины можно делать отпечатки ладони и различных предметов.

Родителям можно порекомендовать брать ребенка с собой на кухню, когда вы хотите что-то испечь. Дайте малышу поработать с тестом, поразминать его руками, но будьте аккуратны и уберите все острые предметы.

Игры с песком

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

Рисование, вырезание, пазлы, конструкторы

Вырезание фигурок и различных предметов из бумаги оказывает крайне благоприятное влияние на развитие мелкой моторики. Здесь нужно начинать с простого (вырезания фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями, снежинок и т.д.). Вырезание полезно еще и тем, что оно развивает пространственное восприятие.

То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д.

Конструкторы и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. В продаже есть большое количество вариантов для детей разных возрастов.

Игры на развитие мелкой моторики старшая группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Правильно раскрась – раздайте детям изображения геометрических фигур и покажите, как их нужно заштриховать (прямо, с наклоном вправо и влево).
  2. Бумажные поделки – научите детей делать из бумаги простые фигуры, пилотку или кораблик.
  3. Театр теней – в затененной комнате с источником света устройте театр. Научите детей из пальцев рук делать фигуры и раздайте им роли.
  4. Золушка – перемешайте два вида крупы, дайте детям две емкости и попросите перебрать крупу, разделив ее.
  5. Растет буква – в одной части листа нарисована большая буква, а в другой – маленькая. Попросите ребенка показать, как буква растет, написав возле маленькой ту же букву немного больше и так постепенно увеличивать ее, пока та не дорастет до большой.

Игры на развитие мелкой моторики младшая группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Часовщик – перед ребенком поднос с ячейками, чашка с бусинами и пинцет. Малыш должен аккуратно захватить бусинку пинцетом и переложить ее в ячейку.
  2. Бусики для куколки – понадобится нитка и пуговицы или специальные деревянные бусинки. Дети должны нанизать из на нитку.
  3. Цветные капельки – подготовьте форму для льда. Первые ячейки обведите красным фломастером, вторые – синим, а третьи – желтым. Перед ребенком поставьте три баночки с водой таких же цветов. Задача малыша – при помощи пипетки перенести воду из емкости в форму для льда по цветам.
  4. Матрешка – воспитатель гремит большой матрешкой, достает из нее среднею, из средней маленькую. Рассказывает о величине, сравнивает их. Потом предлагает детям собрать матрешек.
  5. Поиск в крупе – в миску с крупой прячутся предметы или игрушки, которые ребенку необходимо отыскать. Обратите внимание ребенка на то, что крупа не должна просыпаться на стол.

Игры на развитие мелкой моторики подготовительная группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Сверни ленту – на палочке две ленты, закрепленные к ней одним концом. Необходимо их быстро свернуть.
  2. Выложи из спичек – раздайте детям фигуры и попросите внутри ее выложить из палочек или спичек.
  3. Узоры из ниток – по карточкам-образцам ребята должны выложить из ниток определенные узлы и узоры, петельки. Когда дети научатся, можно играть и без образцов.
  4. Запомни – из счетных палочек воспитатель выкладывает узор, ребенок смотрит на него несколько секунд. Потом нужно повторить этот узор по памяти, используя палочки.
  5. На лыжах – положить на стол пробки от пластиковых бутылок, попасть в них средним и указательным пальцем. Имитировать езду на лыжах по столу, объезжая препятствия.

Во время игр обратите внимание на то, что в них часто используются мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие дети не проглотили их или не поместили, куда не следует. Позволяйте малышам играть только под присмотром взрослого.

Картотека игры на развитие мелкой моторики

  • Нарисую ягоду – нарисованные на листе контуры ягод дети очерчивают мелкими бусинками.
  • Иголки – ребенок должен катать в ладонях щетку для волос (круглую), представив, что это иголки с елки.
  • Угадай букву – две команды ребят. Каждая лепит загаданную воспитателем букву. Потом дети меняются и с закрытыми глазами должны определить на ощупь, что за букву слепили соперники.
  • Снег из салфеток – детям раздают по салфетке. Нужно порвать ее пальцами на мелкие части, чтобы сделать снег, не помогая второй рукой. Побеждает справившийся быстрее всех.
  • Накорми поросенка – добавить пластиковой бутылке, которая лежит на столе, ножки и мордочку. Попросите детей покормить поросенка, положив в горлышко фасоль и горох.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]