Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

  • улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
  • превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
  • создавать закономерные цепочки событий;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать развитие фантазии и мышления;
  • развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.

Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.

Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.

Методика работы с мнемотаблицами в старшей группе

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов. Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.) В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Интеграция

– одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики:

Система занятий по развитию речи, как и система художественно — эстетического воспитания

дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Моя задача — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников. Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс и другие интегрированные занятия.
Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию
детей, которые оказывают эффективное воздействие на детей. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно. На интегрированных музыкальных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме. Решая задачи
речевого и физического развития
дошкольников, организуем с инструктором по физической культуре проведение интегрированных занятий, на которых совмещаем физические и речевые упражнения. Некоторые интегрированные занятия по физической культуре разрабатываются в сюжетной форме. Ритм речи, стихов, поговорок, пословиц, используемых на этих занятиях, способствуют развитию общей моторики, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память. Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи. Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

  • Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

  • Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

  • Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

  • Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

  • Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ


Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Составление описания животных по картинке с использованием мнемотаблицы»

Составил воспитатель: Халева Е.А. г. Славянск-на-Кубани 2022г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 4 «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД»

Тема: Составление описания животных по картинке с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

  1. связная речь: учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, давать ему оценку;
  2. словарь и грамматика: учить составлять сложноподчинённые предложения;
  3. звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука (щ).

Материалы: игрушка щенок. игрушка Петрушка. (мнемотаблица «Собака»), ящик, щетки (зубная и одежная). угощение для детей.

Способы: словесные (отгадывание загадки, беседа, вопросы детям,, наглядные (мнемотаблица «Собака»), физкуль, подвижная игра «Лохматый пес»,

Ход занятия.

1. Организационный момент: Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.. А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! молодцы.

2. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

— Ребята к нам в гости пришел Петрушка и он очень огорчен.

Петрушка: Ребята, мне нужна ваша помощь, мы с моим верным другом играли в прятки, и он заблудился. А чтобы узнать про кого я говорю отгадайте загадку:

Этот зверь, увидев кошку, Громко лает у окошка. Вечно крутится у ног Рыжий в пятнышках … (Щенок)

Вы поможете вернуться ему? (Ответы детей)

А у меня есть подсказка. Она на доске.

посмотрите на картинку и опишите щенка

Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

Физкультминутка.

Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело,

с радостным выражением лица.

«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.

Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова

произносят тихо, грустным голосом,

опустив голову и плечи.

И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным

«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то

в правую, то в левую сторону.

Вот хозяин пса вернулся — Поднимают голову и расправляют плечи.

Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-

Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.

Воспитатель: ребята, посмотрите Петрушка пришёл к нам не с пустыми руками. Что это? (ответы детей) Правильно – ящик, а для чего Петрушке ящик? А в ящике что? (Щетки). Предлагаю вам рассказать Петрушке для чего эти щетки. (ответы детей)

Аудиозапись голос щенка

Воспитатель: Ребята, вы помогли щенку найти дорогу. Посмотрите, какой он (ответы детей).

Петрушка: Спасибо ребята за помощь. А мы с щенком хотим сыграть с вами в игру? (Да)

Проводится пи «Лохматый пес».

Количество игроков: 10 человек.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Воспитатель: Итог. Рефлексия

— Чем вам понравилось занятие?

— Покажите своё настроение в конце занятия.

— Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии.

— Большое спасибо.

Следующая >

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
  2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

Особенности использования

При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:

  1. рассмотреть логопедические карточки;
  2. запомнить описанное;
  3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.

Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

  • просмотр схем и осознание увиденного;
  • превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
  • составления рассказа, на основе рисунков;
  • запоминание сказки, рассказа и др.

Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

  • совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
  • регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
  • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
  • карточки Домана;
  • методические рекомендации по развитию связной речи; иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием приемов мнемотехники и схем моделей

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием приемов мнемотехники и схем моделей по сказке « Теремок».

Программное содержание:

  • учить называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
  • учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
  • развивать умение соотносить звуковые символы с образами.
  • воспитывать доброе отношение к животным;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок»);
  • персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
  • шапочки героев по сказке « Теремок».

Ход занятия.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!
Дети:
Здравствуйте
Воспитатель:
Ребята к нам пришли гости из сказки «Теремок»? Кто это?
Дети:
Зайчик и волк.
Воспитатель:
А как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети:
Это дикие животные, потому что они живут в лесу.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! А давайте я превращусь в зайчика и расскажу о нём, при помощи вот такой таблицы?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц»

Заяц

– это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У него маленький, короткий хвостик. На голове два длинных уха. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту, а зимой он питается корой с деревьев или веточками.

Воспитатель:

Интересный рассказ получился у зайчика? А кто попробует рассказать про волка, какой он- сердитый и злой? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк»

Волк

дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. У волка длинный хвост и очень хороший слух и нюх. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Воспитатель:

А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется
«Зеркало»,
я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной. ( Петух, Медведь, Воробей, Баран)
После игры дети садятся на свои места.
Воспитатель:

Ребята вспомните, какие герои есть в сказке «Теремок» и какие у каждого зверька прозвища: Мышка… (Норушка),Лягушка… (Квакушка),Зайчик… (Побегайчик), Лисичка… (Сестричка), Волчок (Серый бочок),Мишка (Топтышка).

Воспитатель:

А давайте, вы ребята превратитесь в наших героев из сказки и расскажите о себе при помощи таблицы.
Раздаю шапочки по желанию.
Воспитатель:

Бежала мышка-норушка и говорит:

Мышка:

Маленькое дикое животное, иногда живет рядом с человеком. Мышка в природе живет в норке. У неё есть короткий мех и длинный хвостик. Питается мышка зерном или бобами.

Воспитатель:

Спасибо мышка- норушка.

Воспитатель:

Прискакала лягушка- квакушка и заквакала.

Лягушка:

Живет в болоте или водоёмах. У неё большие глаза, длинный язык, при помощи которого она добывает пищу. Питается лягушка комарами и мошками.

Воспитатель:

Спасибо лягушка- квакушка!

Воспитатель:

Прибежала лисичка- сестричка, хвостиком виляет и приговаривает.

Лисичка:

Это дикое животное, живёт в лесу и степи. У неё рыжий мех, очень красивый длинный хвост. Мама вскармливает своих лисят молоком. Но лиса хищник. Питается она мелкими животными и птицами.

Воспитатель:

Спасибо лисичка-сестричка.

Воспитатель:

Забрёл к нам разбуженный мишка — топтышка и заревел своим громким голосом:

Медведь:

Дикое животное, живет в лесу. Зимой медведь спит в берлоге. У него четыре лапы, шкура медведя бурого, коричневого цвета. Он хищник и очень хорошо лазает по деревьям. Медведица кормит медвежат молоком. Он очень любит сладкое, рыбу, мясо, ягоды. Животное всеядное.

Воспитатель:

Спасибо мишка — топтышка!
Воспитатель:
Молодцы ребята умеете вы о себе рассказать и себя показать.
Воспитатель:
А сейчас мы поиграем все вместе с мячом. Игра называется « Вопрос- ответ». ( Встать в круг, я из центра бросаю мяч и задаю вопрос, а вы бросаете мяч мне обратно и говорите ответ)
Воспитатель:
Где живёт мышка? —
В норке,
А где живёт лягушка?
На болоте.
Зайчик живёт —
Под кустом
. А лиса где живёт?
В норе.
Как называется дом волка? —
Логово.
А как называется дом медведя?
Берлога.
А кто из животных хищник? –
Волк, Лиса, Медведь
.
Воспитатель:
Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали и ответили. А кто скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети:
«Теремок»
Воспитатель:
А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети:
Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок… Затем педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра.

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.


Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

  • повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
  • облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
  • сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов о животных и птицах.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов о животных и птицах.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

развитие связной и диалогической речи у детей;

развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

обучение детей правильному звукопроизношению;

развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти .

Хочу поделиться с вами мнемотаблицами для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, лесных и домашних птицах.

Образец составления описательных рассказов по схеме.

Схема 1 Составление рассказов о домашних животных

Корова-это домашнее животное. У неё светло-коричневая шкура, большое туловище, круглая голова и хвост с метелкой на кончике. У коровы на ногах копыта. На голове у неё рога. Корова мычит: » Му-Му». Летом она ест сочную траву, а осенью сено. Живет корова в коровнике. Малыш коровы называется теленком. Корова дает человеку молоко и мясо.

Схема 2 Составление рассказов о диких животных

Белка — это дикое животное. У неё рыжая шкурка, маленькое туловище и пушистый хвост. У белки ушки с кисточкой и коготки на лапках. Белка ест орешки, а на зиму собирает запасы в дупло. Зимой белка питается корой деревьев и прыгает с ветки на ветку. Детенышей белки называют бельчатами. За белочкой приятно наблюдать.

Схема 3 Составление рассказов о домашних птицах

Петух — это домашняя птица. Он большой и разноцветный. У него два больших крыла, две лапы, на лапах когти и шпоры. На голове есть гребешок, клюв и глаза. Тело покрыто перьями. Он кукарекает, любит клевать зерно. Летать он не умеет, может только взлететь на что-то высокое. Живет петух в курятнике вместе с курами. Его птенцы называются цыплятами. Человеку отдает перо, пух и мясо.

Схема 4 Составление рассказов о птицах

Это скворец. Птичка небольшого размера. Его туловище покрыто черными перьями, на голове ярко-оранжевый клюв. Скворец умеет красиво петь, ест зернышки и насекомых. Он живет недалеко от людей в лесу или в парке. Скворец делает свои гнезда из веточек, а люди сооружают для скворцов скворечники, которые вешают на деревья. Весной у этой птицы появляются птенцы -скворчата. Это птица перелетная. Люди считают, что с прилетом скворца начинается весна.

Результативность применения

Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:

  • пополнить багаж знаний об окружающей среде;
  • заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
  • привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.

Конспект занятия «Мнемотехника «Дикие животные» в средней группе

Лариса Коробейникова

Конспект занятия «Мнемотехника «Дикие животные» в средней группе

Конспект занятия в средней группе «Дикие животные»

с использованием
мнемотаблиц. Цель: развивать связную речь через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.Задачи:Образовательные: — формировать умение составлять простые предложения, впоследствии рассказ, используя мнемотаблицы; — обобщать имеющиеся у детей представления о лесе и его обитателях (зайце, медведе, белке, лисе, волке)
; — расширять и активизировать словарь
(иллюстратор)
.Развивающие: -развивать речевую активность, связную речь; — зрительное внимание, мышление, слуховую и зрительную память;Воспитательные: — формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.Словарь: писатель, художник, иллюстратор, нора, берлога, дупло.Материал: Стулья по количеству детей. Карточки для составления
мнемотаблиц, детали для книги.Предварительная работа: беседы о диких животных, работа с мнемотаблицами, чтение стихов, рассказов,дидактические игры: «Дикие животные»
,
«Ассоциации»
,
«Вопросы и ответы»
,
«Добавь словечко»
; рисование, лепка, аппликация на тематику о
диких животных, подвижные игры, хороводы, пальчиковая гимнастика. Ход занятия: Коммуникативная игра “3дравствуйте”. — Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки)
. — Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ
(3 раза топают ножками)
. — Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх
(3 раза слегка похлопывают по щекам)
. — Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок
(качают головой)
. — Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип
(гладят кончик носа)
. — Здравствуйте, все!
(протягивают руки вперед)
. — Здравствуйте! Раздается стук в дверь. Входит воспитатель младшей
группы, ведет ребенка за руку. — Здравствуйте, ребята, можно к вам в гости? У нас из книги пропало несколько страниц, и мы не можем её прочитать. У книги даже нет названия. Остались только иллюстрации. Вы не могли бы помочь нам и сделать книгу? — Ой спасибо, ребята! Ну ладно, не буду вам мешать, занимайтесь, до свидания! -Ребята, а давайте, вместе поможем малышам? Сделаем своими руками эти страницы. Мы ведь должны помогать младшим, заботиться о них. Ребята, как вы думаете, мы сможем? (да)
. — А кто же создает книги? — Писатели и художники — Я предлагаю и вам побыть писателями и художниками. — Как называются картинки в книге?
(иллюстрации)
-Значит, как называются люди, которые рисуют иллюстрации
(художники-иллюстраторы)
.Спросить 2-3 детей и ответы хором. -А что делают писатели? — Пишут рассказы, сказки, стихи. — Вы уже взрослые и сегодня мы с вами сами придумаем рассказы и сделаем, издадим страницы для книги. — Для начала нужно определиться о чём эта книга, на какую же тему будет наш рассказ. Давайте рассмотрим иллюстрации и подумаем, что общего у этих картинок? -Рассказ у нас будет о
диких животных. Значит, и книгу мы назовём «Дикие животные»
. — А что мы можем рассказать о каждом диком
животном? Ответы детей.Воспитатель подытоживает: -Мы можем сказать название животного, его окрас, размер, рассказать, чем питается, назвать его «домик»
и назвать детеныша этого
животного (одновременно педагог развешивает на фланелеграфе схематические изображения) — Давайте немного отдохнем и приступим
Физкультминутка. Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)

И себя чуть-чуть встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)

Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)

Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные

Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)

Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы

И мы головки повернем. влево – вправо)

Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в

Топтался и рычал. локтях)

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

-А теперь присядем на стульчики. Составляем первый рассказ. -Отгадайте, о ком же будет наш первый рассказ? Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)

. Дети вместе с воспитателем составляют рассказ о зайце по предложенной схеме. -Итак, первая страница к книге готова. Вставляем картинку с изображением зайца в книгу, и рассказ по
мнемотаблице. Составляем второй рассказ, о ком же он будет? В берлоге спит зимой, Под большущею сосной. А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь)
Дети вместе с воспитателем составляют рассказ о медведе по предложенной схеме. И так второй рассказ для книги готов! Вставляем картинку с изображением медведя в книгу, и рассказ по
мнемотаблице. Составляем третий рассказ. Что за зверь такой? Ходит по лесу голодный? На собаку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк)
. Вставляем картинку с изображением волка в книгу, и рассказ по
мнемотаблице. Составляем четвёртый рассказ Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)
. -Вставляем картинку с изображением белки в книгу, и рассказ по
мнемотаблице. Соединяем страницы. — Ребята, посмотрите, у нас получилась книга? -Как называется наша книга? -Как вы думаете, она понравится малышам? -А что мы придумали? (рассказы)
. -А для кого мы сделали эту книгу и составили рассказ?
(для малышей)
. Да, мы сегодня сделали очень доброе дело, поступили, как настоящие друзья, и теперь я предлагаю вам пойти к малышам и подарить им эту книгу. Но прежде попрощаемся с нашими гостями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]