Программа литературно — драматического кружка Творческая мастерская


Программа драматического кружка «Вдохновение»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК

(художественно-эстетическая направленность)

«Вдохновение»

Составитель: Додонова И.И. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

2015 г.

Пояснительная записка

В основе концепции литературно — драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства: театральная деятельность и литература.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки отрывков из сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Цели и задачи:

1. Развивать творческие возможности детей.

2. Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.

3. Развивать у детей навыки действовать на сцене логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.

4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние.

5. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

6. Воспитывать культуру речи, приобретать навыки дикции, мимики и пластики.

7. Воспитывать в детях нравственные качества: добро, милосердие, внимание к людям, родной земле.

8. Воспитывать наблюдательность, внимание, воображение.

Организация деятельности литературно драматического кружка

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных гостиных, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сценок из жизни школы и постановка пьесок для свободного просмотра, проведение литературных вечеров.

Дети должны знать и уметь:

знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок;

знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть;

читать выразительно стихи, басни;

уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений;

уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене, уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя.

Содержание программы

Программа кружка ориентирована на учащихся 5 классов. и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

№№ Название темы Количество часов
1. Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности. Актерское мастерство 1
2. Беседа о театральном искусстве. Искусство декламации. Выразительность чтения. Дикция. Орфоэпия 2
3. Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука 6
4. Действие как главное выразительное средство актерского искусства 2
5. Виды театров, их сходства и различие. 6
6. Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны 1
7. Логика чтения. Логические паузы 10
8. Репетиции спектаклей и подготовка к школьным праздникам 10
9. Литературно — музыкальная композиция 10
10. Участие в школьных мероприятиях 20
11. Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка 1
Итого: 70

Календарно — тематическое планирование работы кружка

Дата Тема теоретического занятия Практика
план факт
1 Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности Простейшие упражнения и игры.
2-3 «Что такое театр?» Простейшие упражнения и игры.
4-5 Слово и современная сцена Подготовка к выступлению на сборе ( прием в октябрята)
6-7 Игры, упражнения, этюды Подготовка к общешкольному мероприятию «День Учителя»
8-9 «Учитель! Перед именем твоим…» Репетиция сценок к празднику
10-11 Действие как главное выразительное средство актерского искусства Чтение в лицах стихов А. Барто, О. Высотской, разучивание скороговорок
12-13 Искусство декламации. Дикция. Орфоэпия Работа над этюдами
14-15 Искусство декламации. Выразительность чтения. Чтение материала: басен, стихов, сценок
16-17 «Загляните в мамины глаза» Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери»
18-19 «Загляните в мамины глаза» Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери»
20-21 «Загляните в мамины глаза» Литературно – музыкальная композиция Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Матери
22-23 Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения Совместная подборка сценок к Новому году.
24-25 Искусство декламации. Выразительность чтения. Чтение материала: басен, стихов, сценок
26-27 «Новогодние приключения» Подбор сценок, распределение ролей к Новому году
28-29 «Новогодние приключения» Обсуждение образов, подбор костюмов
30-31 «Новогодние приключения» Репетиция.
32-33 «Новогодние приключения» Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Новому году
34-35 Рождество Христово Рождественские посиделки. Разучивание колядок
36-37 Коляда пришла! Рождественские посиделки.
38-39 «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину
40-41 «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину
42-43 «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» Выступление. Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти А.С.Пушкину
44-45 «Женский день Восьмое марта» Подготовка к Восьмому марта. Подбор стихов, сценок
46-47 «Женский день Восьмое марта» Репетиция к празднику
48-49 «Женский день Восьмое марта» Выступление на празднике
50-51 Искусство декламации. Выразительность чтения. Чтение материала: басен, стихов, сценок
52-53 Общение. Взаимодействие. Этюды Подготовка к празднику «День Победы»». Подборка материалов для выступления, распределение ролей.
54-55 «День Победы! Как он был от нас далек…» Репетиция. Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Победы
56-57 «День Победы! Как он был от нас далек…» Выступление на митинге, посвященном Дню Победы
58-60 Словесное действие. Упражнения Разучивание стихов и басен
61-62 «Школьные годы чудесные» Репетиция минипостановок для «Последнего звонка»
63-64 «Школьные годы чудесные» Репетиция минипостановок для «Последнего звонка»
65-69 «Школьные годы чудесные» Участие в празднике Последнего звонка
70 Заключительное занятие. Подведение итогов работы Обсуждение работы кружка

Список литературы для учащихся

Богуславская Н. Е., Кунина Н. А. Веселый этикет. — Екатеринбург, 1997.

Градова К.В. Театральный костюм. — М.,1987.

Козлянинова И. П. Произношение и дикция. — М., 1997.

Мерцалова М.Н. Костюмы разных времён и народов. — М., 1981.

Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.

Список литературы для педагогов

1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.

2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.

3. Градова К.В. Театральный костюм. — М.,1987.

4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.

5. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.

6.. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 — 11кл. М.: Просвещение. 1995.

7. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.

Детская театральная студия

Программа обучения в театральной студии для детей в группах от 7 до 10 лет, и с 10 до 14 лет мало чем отличается от программы подготовки взрослых актеров в студии при нашем театре или от программы обучения в высших театральных училищах. Начинается обучение с упражнений и тренингов на снятие внешних и внутренних зажимов, возникающих у детей при необходимости выйти на публику и что-либо показать или сделать. Неподготовленный ребенок зажмется: начнет кривляться, или наоборот, оцепенение сковывает тело, а мысли начинают путаться. Подготовка заключается в том, чтобы дети могли быть естественными на публике, умели находиться в нужном тонусе в заданных условиях, могли задать тон диалогу или поддержать его, и быть в его контексте.

Когда освоен первый этап обучения в театральной школе для детей, осуществляется переход от одиночных этюдов к парным и групповым, а тренинги от начального уровня перетекают к более сложным. На данном этапе идет активная работа над развитием внимания к окружающему миру: людям и животным, растениям, временам года, деталям в мелочах и многому другому. Дети учатся видеть и слышать друг друга, выходя в парные этюды без наличия заведомо известной развязки. Производится работа над внутренними и внешними ощущениями, разрабатывается память физических действий, развиваются образное мышление и аффективная память. Осуществляется переход к групповым упражнениям, когда все партнеры в коллективе зависят от каждого участника: темпо-ритмические рисунки, зеркало, и др. упражнения. По окончании данного этапа в актерской студии для детей проходит открытый урок на основе изучаемых упражнений.

После освоения базовых принципов управления своим актерским аппаратом, осуществляется плавный переход к новым упражнениям актерского тренинга и началу сценической практики. На этапе сценической практики дети работают в рамках отрывков из произведений русской и зарубежной драматургии и классической литературы. Дети учатся быть на сцене не только собой, но и в роли другого человека, которого предложили нам драматурги. Заканчивается первый год обучения постановкой полноценного спектакля на сцене большого зала, рассчитанного на 330 зрителей. В будущем этот спектакль может неоднократно играться на зрителя для получения маленькими актерами необходимого опыта сценических выступлений, а также вывозиться на различные детские театральные конкурсы и фестивали, как в России, так и за ее пределами.

В дальнейшем актерское мастерство для детей в детской театральной студии идет в рамках учебного театра, где под руководством режиссера-педагога осуществляются репетиции спектаклей. Дети продолжают развивать и поддерживать в нужном тонусе свой актерский аппарат при помощи тренингов. Добавляются факультативные дисциплины для развития сценической выразительности и актерского мастерства: сценическая речь, сценическое движение, вокал, сцен. бой, и др.

Если вы еще не определились, куда отдать ребенка заниматься, приходите на бесплатное пробное занятие. Мы уверены, что наша театральная школа для детей имеет право считаться одной из лучших в Москве. Об этом свидетельствуют награды и отзывы жюри на российских и международных детских театральных фестивалях и конкурсах.

Оставьте заявку на посещение бесплатного занятия чтобы забронировать место. Администратор перезвонит чтобы подтвердить бронь и уточнить дату.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]