Программа драматического кружка «Вдохновение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК
(художественно-эстетическая направленность)
«Вдохновение»
Составитель: Додонова И.И. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
2015 г.
Пояснительная записка
В основе концепции литературно — драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства: театральная деятельность и литература.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки отрывков из сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Цели и задачи:
1. Развивать творческие возможности детей.
2. Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.
3. Развивать у детей навыки действовать на сцене логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.
4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние.
5. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
6. Воспитывать культуру речи, приобретать навыки дикции, мимики и пластики.
7. Воспитывать в детях нравственные качества: добро, милосердие, внимание к людям, родной земле.
8. Воспитывать наблюдательность, внимание, воображение.
Организация деятельности литературно драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных гостиных, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сценок из жизни школы и постановка пьесок для свободного просмотра, проведение литературных вечеров.
Дети должны знать и уметь:
знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок;
знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть;
читать выразительно стихи, басни;
уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений;
уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене, уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя.
Содержание программы
Программа кружка ориентирована на учащихся 5 классов. и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
№№ | Название темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности. Актерское мастерство | 1 |
2. | Беседа о театральном искусстве. Искусство декламации. Выразительность чтения. Дикция. Орфоэпия | 2 |
3. | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука | 6 |
4. | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | 2 |
5. | Виды театров, их сходства и различие. | 6 |
6. | Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны | 1 |
7. | Логика чтения. Логические паузы | 10 |
8. | Репетиции спектаклей и подготовка к школьным праздникам | 10 |
9. | Литературно — музыкальная композиция | 10 |
10. | Участие в школьных мероприятиях | 20 |
11. | Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка | 1 |
Итого: | 70 |
Календарно — тематическое планирование работы кружка
№ | Дата | Тема теоретического занятия | Практика | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности | Простейшие упражнения и игры. | ||
2-3 | «Что такое театр?» | Простейшие упражнения и игры. | ||
4-5 | Слово и современная сцена | Подготовка к выступлению на сборе ( прием в октябрята) | ||
6-7 | Игры, упражнения, этюды | Подготовка к общешкольному мероприятию «День Учителя» | ||
8-9 | «Учитель! Перед именем твоим…» | Репетиция сценок к празднику | ||
10-11 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | Чтение в лицах стихов А. Барто, О. Высотской, разучивание скороговорок | ||
12-13 | Искусство декламации. Дикция. Орфоэпия | Работа над этюдами | ||
14-15 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок | ||
16-17 | «Загляните в мамины глаза» | Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери» | ||
18-19 | «Загляните в мамины глаза» | Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери» | ||
20-21 | «Загляните в мамины глаза» Литературно – музыкальная композиция | Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Матери | ||
22-23 | Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения | Совместная подборка сценок к Новому году. | ||
24-25 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок | ||
26-27 | «Новогодние приключения» | Подбор сценок, распределение ролей к Новому году | ||
28-29 | «Новогодние приключения» | Обсуждение образов, подбор костюмов | ||
30-31 | «Новогодние приключения» | Репетиция. | ||
32-33 | «Новогодние приключения» | Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Новому году | ||
34-35 | Рождество Христово | Рождественские посиделки. Разучивание колядок | ||
36-37 | Коляда пришла! | Рождественские посиделки. | ||
38-39 | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину | ||
40-41 | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину | ||
42-43 | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Выступление. Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти А.С.Пушкину | ||
44-45 | «Женский день Восьмое марта» | Подготовка к Восьмому марта. Подбор стихов, сценок | ||
46-47 | «Женский день Восьмое марта» | Репетиция к празднику | ||
48-49 | «Женский день Восьмое марта» | Выступление на празднике | ||
50-51 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок | ||
52-53 | Общение. Взаимодействие. Этюды | Подготовка к празднику «День Победы»». Подборка материалов для выступления, распределение ролей. | ||
54-55 | «День Победы! Как он был от нас далек…» | Репетиция. Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Победы | ||
56-57 | «День Победы! Как он был от нас далек…» | Выступление на митинге, посвященном Дню Победы | ||
58-60 | Словесное действие. Упражнения | Разучивание стихов и басен | ||
61-62 | «Школьные годы чудесные» | Репетиция минипостановок для «Последнего звонка» | ||
63-64 | «Школьные годы чудесные» | Репетиция минипостановок для «Последнего звонка» | ||
65-69 | «Школьные годы чудесные» | Участие в празднике Последнего звонка | ||
70 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы | Обсуждение работы кружка |
Список литературы для учащихся
Богуславская Н. Е., Кунина Н. А. Веселый этикет. — Екатеринбург, 1997.
Градова К.В. Театральный костюм. — М.,1987.
Козлянинова И. П. Произношение и дикция. — М., 1997.
Мерцалова М.Н. Костюмы разных времён и народов. — М., 1981.
Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.
Список литературы для педагогов
1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.
2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
3. Градова К.В. Театральный костюм. — М.,1987.
4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.
5. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
6.. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 — 11кл. М.: Просвещение. 1995.
7. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.
Детская театральная студия
Программа обучения в театральной студии для детей в группах от 7 до 10 лет, и с 10 до 14 лет мало чем отличается от программы подготовки взрослых актеров в студии при нашем театре или от программы обучения в высших театральных училищах. Начинается обучение с упражнений и тренингов на снятие внешних и внутренних зажимов, возникающих у детей при необходимости выйти на публику и что-либо показать или сделать. Неподготовленный ребенок зажмется: начнет кривляться, или наоборот, оцепенение сковывает тело, а мысли начинают путаться. Подготовка заключается в том, чтобы дети могли быть естественными на публике, умели находиться в нужном тонусе в заданных условиях, могли задать тон диалогу или поддержать его, и быть в его контексте.
Когда освоен первый этап обучения в театральной школе для детей, осуществляется переход от одиночных этюдов к парным и групповым, а тренинги от начального уровня перетекают к более сложным. На данном этапе идет активная работа над развитием внимания к окружающему миру: людям и животным, растениям, временам года, деталям в мелочах и многому другому. Дети учатся видеть и слышать друг друга, выходя в парные этюды без наличия заведомо известной развязки. Производится работа над внутренними и внешними ощущениями, разрабатывается память физических действий, развиваются образное мышление и аффективная память. Осуществляется переход к групповым упражнениям, когда все партнеры в коллективе зависят от каждого участника: темпо-ритмические рисунки, зеркало, и др. упражнения. По окончании данного этапа в актерской студии для детей проходит открытый урок на основе изучаемых упражнений.
После освоения базовых принципов управления своим актерским аппаратом, осуществляется плавный переход к новым упражнениям актерского тренинга и началу сценической практики. На этапе сценической практики дети работают в рамках отрывков из произведений русской и зарубежной драматургии и классической литературы. Дети учатся быть на сцене не только собой, но и в роли другого человека, которого предложили нам драматурги. Заканчивается первый год обучения постановкой полноценного спектакля на сцене большого зала, рассчитанного на 330 зрителей. В будущем этот спектакль может неоднократно играться на зрителя для получения маленькими актерами необходимого опыта сценических выступлений, а также вывозиться на различные детские театральные конкурсы и фестивали, как в России, так и за ее пределами.
В дальнейшем актерское мастерство для детей в детской театральной студии идет в рамках учебного театра, где под руководством режиссера-педагога осуществляются репетиции спектаклей. Дети продолжают развивать и поддерживать в нужном тонусе свой актерский аппарат при помощи тренингов. Добавляются факультативные дисциплины для развития сценической выразительности и актерского мастерства: сценическая речь, сценическое движение, вокал, сцен. бой, и др.
Если вы еще не определились, куда отдать ребенка заниматься, приходите на бесплатное пробное занятие. Мы уверены, что наша театральная школа для детей имеет право считаться одной из лучших в Москве. Об этом свидетельствуют награды и отзывы жюри на российских и международных детских театральных фестивалях и конкурсах.
Оставьте заявку на посещение бесплатного занятия чтобы забронировать место. Администратор перезвонит чтобы подтвердить бронь и уточнить дату.