Дворовое путешествие
Чили: «Беги, беги, гуарака!»
Ты часто в детстве придумывал забавные и несуществующие слова? Вот и чилийские дети, обычно говорящие по-испански, этим грешили. Отсюда появилось бессмысленное слово «гуарака», которое теперь ассоциируется с веселой дворовой игрой.
Каковы ее правила? Компания садится в кружок, предварительно выбрав ведущего — гуарака, который должен незаметно положить на плечо одному из игроков платок. Если ребенок его почувствовал, то он совершает погоню за гуарака. Если он сумел его догнать, то тот выбывает.
Греция: «Агалмата» («Статуя»)
Визитная карточка Греции — мраморные статуи древних времен. Вполне естественно, что этих «персонажей» включили в детскую игру. Одного из участников помещают в центр с закрытыми глазами, он должен досчитать до 10 — по окончании все остальные принимают позы популярных статуй. Им разрешено пользоваться дополнительными аксессуарами, например мечами и самодельными копьями. Ведущий пытается рассмешить или сдвинуть «статуи»: тот, кто потеряет равновесие, выбывает из игры.
Пакистан: «Вверх-вниз» («Унч Нич»)
Города Пакистана — невероятно шумные, полны ярких красок и множества людей. При первой же возможности выбраться из тесной толпы они устраивают активную игру. Участники отправляются на площадку со множеством препятствии, например горками, качелями, скамейками или камнями. Если ведущий кричит «Вниз!», то земля объявляется опасной территорией, и на ней оставаться нельзя. Игроки забираются на возвышенности, а тот, кто не успел, выбывает. При выкрике «Вверх!» они действуют наоборот.
Гана: «Пилоло»
В сельских районах Ганы в Западной Африке выбор игрушек у детей весьма ограничен, но они находят множество способов повеселиться. Популярная игра «Пилоло» в переводе означает «время искать». Ведущий прячет палки в пределах установленной местности, пока остальные не видят. Затем он выкрикивает «Пилоло!», и остальные отправляются на поиски. Побеждает тот, кто нашел больше спрятанных предметов.
Великобритания: «Передай посылку»
«Pass the Parcel» — популярная английская игра, которой забавляются не только дети во дворах, но и подростки на вечеринках. Суть такова: родители или организаторы собирают подарки и упаковывают их в несколько слоев. Затем участники садятся в круг и под музыку передают друг другу коробки, и, когда песня останавливается, снимают один слой. Так продолжается до тех пор, пока не будет снят последний слой.
Суматра: «Муравьи, люди, слоны»
На небольшом острове в Индонезии обитает слон, который стал «участником» детской игры, очень похожей на европейскую «Камень, ножницы, бумага». Дети используют ее для того, чтобы определить первого игрока или просто ради развлечения. Муравей указывается мизинцем, человек — указательным пальцем, а слон — большим. Человек бьет муравья, потому что может на него наступить. Муравей же побеждает слона, потому что способен на него заползти. Слон, в свою очередь, может наступить на человека.
Австралия: «Кенгуру Скиппиро»
Австралия — загадочная и разнообразная страна-континент, наполненная завораживающей и пугающей природой. Ее визитной карточкой стал кенгуру. Суть игры «Скиппиро» в том, что участники садятся в круг: один из них — с закрытыми глазами, он играет роль кенгуру, а остальные — охотники. Дети начинают петь шутливую песню. Ведущий тихо называет имя любого ребенка — он должен дотронуться до «кенгуру» и сказать: «Угадай, кто тебя поймал?» Если последний верно указал на «охотника», игроки меняются местами.
Израиль: «Go-Go-Im»
В середине лета в Израиле наступает сезон абрикосов, а дети начинают играть с косточками. В коробках вырезаются отверстия разных размеров, в которые участники должны попасть этими самыми косточками. Победитель выбирается по количеству набранных очков.
Читать по теме: «Ностальгия на ощупь: вспоминаем любимые сладости нулевых и девяностых»
Бояре
В этой игре совместились две старинные забавы: от игры «Бояре» с сельских и купеческих молодежных вечеринок появилась песня, а от мальчишеской «Цепи кованые» (другое название — «Кандалы») — действие. И дети, и взрослые участвуют в игре с огромным удовольствием, в первую очередь из-за смешного текста (в традиционных «Боярах» он менее забавный — Бояре! да вы по что пришли? / Молодые, да вы по что пришли? — Княгини! да мы невест смотреть! / Молодые, да мы невест смотреть! — Бояре! покажите жениха, / Молодые, покажите жениха. — Княгини! во се наш женишок! / Молодые, во се наш женишок. — Бояре! покажите кафтан, / Молодые, покажите кафтан. — Княгини! во се наш кафтан! / Молодые, во се наш кафтан. — Бояре! покажите кушак! / Молодые, покажите кушак! — Княгини! во се наш кушак! / Молодые, во се наш кушак. — Бояре! покажите сапоги, / Молодые, покажите сапоги. — Княгини! во се наш сапожок, / Молодые, во се наш сапожок. — Бояре! позодроваться! / Молодые, со всем поездом! ( Е. А. Авдеева. Записки и замечания о Сибири: с приложением старинных русских песен. М., 1837).). Участники игры делятся на две равные команды, которые встают двумя шеренгами друг напротив друга, игроки берутся за руки. Команды начинают петь вопросно-ответную песню (хором, по очереди) и попеременно делают несколько шагов навстречу противникам, потом столько же — в обратную сторону. На вопросе навстречу идет одна команда, на ответе — вторая. Первая команда начинает:
— Бояре, а мы к вам пришли! (Идут вперед.) Молодые, а мы к вам пришли! (Идут назад.) — Бояре, а зачем пришли? (Идут вперед.) Молодые, а зачем пришли? (Идут назад.) — Бояре, нам невеста нужна! Молодые, нам невеста нужна! — Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна? — Бояре, нам вот эта нужна! (Показывают на одного из игроков чужой команды, заранее договариваются, какого именно; пол не имеет значения.) Молодые, нам вот эта нужна! — Бояре, она дурочка у нас! Молодые, она дурочка у нас! — Бояре, а мы пряничка дадим! Молодые, а мы пряничка дадим! — Бояре, у ней зубки болят! Молодые, у ней зубки болят! — Бояре, а мы к доктору сведем! Молодые, а мы к доктору сведем! — Бояре, она доктора прибьет! Молодые, она доктора прибьет! — Бояре, а мы плеточкой ее! Молодые, а мы плеточкой ее! — Бояре, она плеточки боится! Молодые, она плеточки боится! — Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
После этих слов выбранный игрок разбегается и старается прорвать сцепленные руки противников. Если ему это удается, он может забрать в свою команду одного из чужаков, если нет — сам присоединяется к другой команде («выходит замуж»). Та команда, в которой остался один игрок, проиграла.
Игры в Судане
Суданские салки отличаются немного другими правилами и называются они «Лев и антилопы». Лев это водящий, а антилопы – остальные игроки. Антилопы должны зажмуриться в начале игры, а лев спрятаться от них под кустом или за деревом. Антилопы разбегаются по площадке, не зная где лев, поэтому он может атаковать их совершенно неожиданно. Пойманные участники переходят на сторону водящего и помогают ему.
Очень веселая игра, популярная в Судане называется «Буйволы в загоне». Правила ее очень просты: Все участники образуют круг, в круг становятся 2 или 3 игрока. Их называют буйволами. Их задача – прорваться через круг с поднятыми руками с помощью силы разбега. Игроки, стоящие в кругу должны не дать буйволам вырваться. Кто не сумел удержать буйволов, тот идет на их место.
Существуют еще множество стран со своими интересными играми. Во многих странах встречаются похожие игры, которые отличаются лишь самой подачей. Например, во всем мире можно встретить огромное количество салок и жмурок. Популярность игр зависит и от климата, и от духовных ценностей того или иного народа. Например, в Африканских странах очень популярны игры с апельсинами, так как их там огромное количество. Часто игры связывают с народными традициями. Даже если человек проживает в другой стране, ему ничего не мешает попробовать сыграть в игру, которая так популярна среди иностранцев. Такие игры не только поднимают настроение, но и объединяют разные народы. Необходимо знакомить ребенка с культурой мира, а лучше всего и интересней делать это в игровой форме.
«Олимпиада»
В резиночку можно прыгать, а можно играть с ней в «Олимпиаду». Двое держат резиночку с разных сторон и запутывают ее, перекрещивая руки, наступая ногами и приговаривая: «О-лим-пи-а-да, съешь три я-да, фи-ниш, старт!» В результате получается конструкция, напоминающая лазерную сигнализацию. Остальные участники должны по очереди пролезть сквозь самые крупные отверстия, не коснувшись резинок. Тот, кто коснется, сменяет любого из игроков, держащих и путающих резинки.
Группа детского сада на прогулке. Приморский край, 1979 год© Борис Кавашкин / РИА «Новости»
Игры Финляндии
В Финляндии есть свой вариант вышибал. Для игры чертят круг диаметром 8 метров. В круге находятся игроки, а за кругом водящий с мячом. Его задача – выбить игрока. Игрок, в которого попал мяч, выходит из круга и начинает помогать водящему. Следующие игроки тоже присоединяются. Выигрывает тот, кто последний остался в кругу. Следующая игра называется «У кого предмет?». Водящий стоит возле стула считает до пятидесяти, а все игроки прячутся в пределах заранее оговоренной территории. У одного из игроков какой-либо предмет, например, мяч. Водящий должен найти игрока и коснуться его, тогда он выбывает из игры. Водящий должен обязательно коснуться игрока. Его главная задача – найти игрока с мячом. Водящий не должен отходить далеко от стула, т.к. если игрок, у которого мяч, выбежит и положит предмет на стул, то считается, что водящий проиграл. Игра начинается заново. Игроки могут передвигаться и подсказывать игроку с предметом где сейчас находится водящий.