Развитие сюжетно — ролевой игры дошкольника на разных возрастных этапах


Учимся, играя…

Отвлекусь немного. Я недавно вычитала мысль, что посредством сюжетных забав детки незаметно для себя изучают даже законы физики, химии, математики, истории, биологии. Кроме того, дошкольники постигают тонкости психологии, этики, культуры.

Звучит неправдоподобно, но это на самом деле правда. Просто мы в игре не формулируем формулы и правила, не акцентируем внимание на научных фактах, не заставляем детей конспектировать полученные знания.

Разве постройка здания из кубиков и стремление достичь устойчивости конструкции – это не физика? Или вот мы делим тортик на всех кукол поровну – чем не математика?

Не стоит смеяться и считать меня наивной идеалисткой. Я оперирую научными данными, почитайте соответственную литературу и убедитесь в этом. Игра – это самое важное, что нужно ребенку помимо пищи, одежды, заботы родителей.

Но не стоит забегать вперед и предлагать двухлетнему ребеночку забавляться в космонавта, например. Пусть все идет своим чередом, от нас требуется одно – подавать идеи, во что можно интересно поиграть.

Задачи простейших сюжетно-ролевых детских игр в младшей группе должны соответствовать уровню освоения малышами особенностей социализирующих забав. У нас, у воспитателей, есть помощники – методическая литература, диски и полученные в вузах знания, которые помогают не ошибиться в планировании воспитательной и образовательной деятельности.

На фото это малая часть из того, что чем я пользуюсь при своей воспитательной работе, мне очень нравятся диски, конспекты занятий в некоторых из них можно распечатать или само занятие изменить по своему добавляя свои мысли в конспект, после чего сохраняется это занятие на этом же диске. Опять я убежала от темы)))

Родителям, которые воспитывают деток дома или хотят дополнительно заниматься с ребенком, не полагаясь на детский сад, советую найти специальные пособия об игре. Помните, что нужно учитывать возраст ребенка, выбирая новый сюжет для ролевой забавы.

Если от деток до 3-х лет требуется лишь умение включиться в процесс, задействовать предметы, игрушки, попытаться построить сюжет, то от старших дошкольников мы ждем полноценной жизненной сценки с диалогами, ролями, правилами, воображаемыми и реальными действиями.

Задачи классической сюжетно-ролевой социализирующей игры в средней дошкольной группе, соответственно, более сложные, но не настолько, как в подготовительной группе.

Какие задачи решаются посредством сюжетно-ролевых мероприятий?

  1. Образовательные: знакомим с миром профессий, обучаем простейшим навыкам использования разных инструментов, предметов. Даем представление о коллективном общении, толерантности, учим взаимодействовать, сопереживать, заботиться о других.

  2. Развивающие: стараемся подтолкнуть детей самоорганизовываться для совместной игры, вместе придумывать правила, продумывать ход, роли. Способствуем полноценному ролевому взаимодействию, усвоению новых ролевых отношений.

  3. Воспитательные: прививаем положительные качества, воспитываем навыки самостоятельного и справедливого решения конфликтов, споров, развиваем привычки помогать другим, радоваться успехам, переживать чужие неудачи. Пытаемся наладить дружеские отношения в коллективе.

Каких результатов мы ожидаем, решая задачи разных сюжетных творческих игр, например, в старшей группе?

  • Мы надеемся, что ребята смогут применять отработанные навыки в настоящих жизненных ситуациях.
  • Смогут адекватно оценить действия товарищей и свое поведение во время сюжетной забавы.
  • Разовьют в себе уверенность, инициативность, расширят творческие интересы, полюбят общение с одногодками.
  • Наладят отношения с одногруппниками, повысят свою позицию в коллективе.
  • Найдут «золотую середину» в коммуницировании во время совместных занятий, разовьют в себе положительные качества.

Итак, я попыталась рассказать, какие, собственно, задачи детской сюжетной игры мне известны как педагогу. Как вы считаете, получилось у меня? Возможно, существует дополнительная информация, которую я не раскрыла. Прошу вас, поделитесь мыслями и опытом.

Если материалы вам понравились, подписывайтесь на новые статьи, а также делитесь ссылками с коллегами в соцсетях.

С уважением, Татьяна Сухих

До нового свидания!

Кстати, рекомендую прочитать:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]