Понятие опытно-экспериментальной работы (ОЭР) в образовании
Социально-экономические изменения, происходящие в России, создали условия для развития инновационных преобразований в практической педагогике. В связи с этим педагогическим коллективом школы осуществляется разработка инновационной модели школы на основе поиска новых ценностных ориентиров, целей и содержания образования, методов организации образовательного процесса.
(Слайд 2)
Основой инновационной и методической работы в школе является опытно-экспериментальная работа (ОЭР). ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения.
ОЭР – это деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.
В ОЭР принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в гимназических, профильных, общеобразовательных, коррекционно-развивающих классах школы.
Опытно-экспериментальная деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность исследователей, которые обладают авторскими правами на результаты своего интеллектуального труда. ОЭР направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.
1. Общая характеристика опытно-экспериментальной деятельности в учреждениях образования
(Слайд 3)
ОЭР начинается по инициативе образовательного учреждения или по заказу научных, педагогических и иных организаций, органов управления образованием, а также общественных организаций (родительского коллектива, педсовета) и частных лиц, при условии согласования с органами управления образованием.
Любая ОЭР в образовательном учреждении прямо или косвенно влияет на самочувствие учащихся, их интеллектуальное и общее развитие, затрагивая интересы и права в получении образования. Поэтому государственный контроль за условиями и результатами этой деятельности в образовательных учреждениях города осуществляют органы управления образованием.
(Слайд 4)
Задачи школы в рамках ОЭР:
- Применение современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний учащихся.
- Организация обучения в соответствии с социальным заказом.
- Совершенствование воспитательной системы школы.
- Формирование здоровьесберегающего пространства школы, потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса.
- Совершенствование работы с родителями.
Решению этих задач способствует организация и проведение ОЭР.
(Слайд 5)
Цель ОЭР школы:
– повышение качества образования на основе развития профессиональных компетентностей педагога; – создание условий для развития и творчества учащихся и педагогов; – выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
ОЭР является неотъемлемой составной частью Программы развития школы.
Цель развития школы:
Создание обучающей среды, которая способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, мотивирует учащихся самостоятельно добывать и использовать в образовательных целях необходимую информацию.
Таким образом, ОЭР в школе – ведущая деятельность по повышению качества образования и формированию ключевых компетентностей учащихся.
Педагогические работники ведут исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными планами, утвержденными научно-методическим советом, периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно-практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, дидактического материала и др.).
(Слайд 6)
Целесообразность, актуальность, новизна, научная обоснованность и обеспеченность ОЭР
становится предметом экспертизы, осуществляемой экспертными советами. Общее научное руководительство и координация ОЭР в городе осуществляет городской экспертный совет.
ОЭР осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах (секции, лаборатории, творческие мастерские, временные объединения, экспериментальные группы
и др.).
Педагоги-исследователи собираются на совещания (не реже двух раз в год) для обсуждения хода и итогов работы, выступают с творческими отчетами, организуют выставки, утверждают планы дальнейшей деятельности, научно-практических конференций разного уровня. Руководство ОЭР осуществляет Экспертный совет
, в который могут входить представители педагогической и научной общественности: учителя, ученые, преподаватели и методисты вузов, руководители образовательных учреждений, финансисты и другие специалисты. Совет избирает из своего состава председателя, заместителя и секретаря.
Экспертный совет
рассматривает в течение одного месяца заявки от учителей школы на участие в ОЭР; принимает решение о целесообразности предлагаемых исследований; определяет статус
школьной экспериментальной площадки
(ШЭП) на основании квалифицированной экспертизы заявленной проблемы и степени готовности условий для ее разработки с указанием (в случае необходимости) рекомендаций по обеспечению эксперимента. Заключения экспертной комиссии является основанием для приказа директора образовательного учреждения.
(Слайд 7)
Задачиэкспертного совета:
1) обеспечивать быстрое реагирование педагогического коллектива на изменение педагогической ситуации, направлять деятельность на поиск путей и механизмов оптимизации учебно-воспитательного процесса в соответствии с практическими потребностями образовательного учреждения;
2) разрабатывать план ОЭР в школе, анализировать его выполнение;
3) утверждать на основании заключения экспертной комиссии школьные экспериментальные площадки, темы и программы исследований кафедр, творческих коллективов, индивидуальных поисков;
4) контролировать ход выполнения, сроки и результаты проводимых исследований, заслушивать отчеты руководителей и участников экспериментов;
5) координировать деятельность творческих групп в соответствии с целями и задачами инновационных преобразований школы;
(Слайд
6) проводить организационную работу по оказанию консультативной помощи педагогическим работникам, предоставлению необходимых рабочих материалов, подбору научных руководителей, литературы;
7) привлекать специалистов для рецензирования и внешней экспертизы авторских работ;
создавать условия для реализации программ научных исследований, внедрения в практику успешно завершившихся экспериментов;
9) информировать учителей о научных достижениях в различных отраслях знаний, передовом педагогическом опыте, основных направлениях развития профессиональной сферы деятельности;
10) вносить предложения администрации школы о поощрении учителей за практический вклад в разработку актуальных проблем, обеспечивающих инновационный характер развития образовательного учреждения.
Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях не реже одного раза в четверть, может созываться также по ходатайству 35 % его членов в течение одной недели после поступления заявления секретарю. Совет принимает решения открытым голосованием большинством голосов (2/3 списочного состава членов совета).
(Слайд 9)
Заявка
на организацию школьного эксперимента должна содержать:
- обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента для развития образовательного учреждения;
- программу эксперимента, предусматривающую изучение теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;
- формулирование проблемы, определение темы, цели, задач исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев результативности работы, плана проведения эксперимента, подбор экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и внедрение в практику.
Прекращение деятельности ШЭП производится в случае завершения эксперимента или получения негативных результатов, оформляется приказом директора образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.
2. Содержание и формы ОЭР
(Слайд 10)
Опытно-экспериментальная работа заключается:
1) в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжировании и исследовании проблем в зависимости от практической потребности и готовности школы к их разрешению;
2) в разработке и реализации целевых индивидуальных и авторских программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создании учебно-методического комплекса;
3) в структурировании учебных программ и курсов на основе принципов синхронизации и интеграции изучения материала;
4) в создании банка данных о наиболее эффективных педагогических и методических системах, технологиях;
5) в сотрудничестве педагогов, ученых, одаренных учащихся в ОЭР;
6) в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур;
7) в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности.
3. Классификация видов ОЭР
Отдельные исследования различаются по характеру цели, субъекта, объекта и предмета исследования, длительности и масштабам поисковой и экспериментальной работы.
(Слайд 11)
По характеру решаемых проблем и ожидаемых результатов ОЭР может быть:
фундаментальным исследованием, прикладным исследованием, разработкой, внедрением инновационного педагогического опыта в практику работы образовательного учреждения
.
По составу авторов-исполнителей: индивидуальная и коллективная
ОЭР.
По характеру мотивации: инициативная
(по инициативе самого образовательного учреждения),
заказная
ОЭР.
(Слайд 12)
По уровню объекта исследований эксперимента в структуре педагогической системы:
системные, модульные или локальные
исследования (изменения).
По компоненту педагогической системы, избранному в качестве объекта исследования эксперимента: цели образования, его содержание, технологии образования, организация образовательной деятельности
, и т.д.
По степени актуальности: достаточно актуальная, актуальная, высокоактуальная.
(Слайд 13)
По длительности исследования:
оперативная, среднесрочное исследование, длительная
.
По экспериментальной базе исследования: ОЭР на малой экспериментальной площадке
(1-2 класса), ОЭР на базе
средней экспериментальной площадки
(группа классов), ОЭР на базе
общешкольной площадки,
ОЭР на базе
объединения нескольких образовательных учреждений.
4. Финансово-правовые аспекты ОЭР
(Слайд 14)
Финансирование ОЭР в образовательных учреждениях всегда связано с некоторым риском. Ответственность за ее возможные негативные последствия распределяются между учредителями и исполнителями в соответствии с уровнем их компетенции. Полную ответственность за инициативную ОЭР несут учредитель и руководитель образовательного учреждения совместно с авторами и ответственными исполнителями.
Разрешения на эксперимент дают органы управления образованием разных уровней в рамках своей компетенции на основе рекомендаций соответствующих экспертных советов.
(Слайд 15)
Образовательным учреждением, ведущим поисковую, исследовательскую и экспериментальную работу по актуальным темам и проблемам и включенным в городскую (областную) целевую программу в зависимости от масштабов объектов и предмета исследования, степени разработанности и уровня освоения нового содержания и образцов образовательной деятельности присваивается статус ОЭР:
- ·городское экспериментальное образовательное учреждение;
- ·городская площадка ОЭР;
- ·городское опорное образовательное учреждение;
Финансирование городской целевой программы ОЭР осуществляется учредителями образовательных учреждений – участников программы. Юридическим основанием для открытия финансирования является приказ начальника городского отдела образования.
Средства, выделяемые учредителем на финансирование программы, направляются на установление дополнительных штатных единиц, установление надбавок к заработной плате исполнителей ОЭР, другие расходы, связанные с темой и направлением ОЭР (компьютеры и оргтехника, методическая литература, командировки
и др.).
Размер надбавок к заработной плате исполнителей ОЭР и количество дополнительных штатных единиц определяется в зависимости от статуса ОЭР. Учредитель имеет право вводить и другие штатные единицы, а также увеличивать размер надбавок исполнителям при наличии необходимых средств и целесообразности с точки зрения ОЭР.
Отчеты о содержании, объемах выполненных работ в соответствие с техническими заданиями и организационным планом, а также эффективности использования средств, отпущенных на производство ОЭР в рамках городской целевой программы ежегодно рассматриваются городским экспертным советом по ОЭР.
Право распределения и перераспределения оплаты участникам ОЭР предоставляется руководителю образовательного учреждения на основе коэффициента трудового участия по соглашению с научным руководителем. Перераспределение производится по итогам не чаще одного раза в квартал.
Руководство образовательного учреждения является административным руководителем и ответственным исполнителем ОЭР и несет ответственность за рациональное и эффективное использование ресурсов и финансовых средств, отпущенных на производство ОЭР.
(Слайд 16)
В целях координации исследовательской работы образовательных учреждений – участников ОЭР между собой и учреждениями высшего и профессионального дополнительного образования на базе отдельных ОУ или их групп могут создаваться творческие лаборатории, школы лаборатории, детские сады-лаборатории, деятельность которых регламентируется специальными Положениями. Финансирование деятельности лаборатории ОЭР осуществляется в соответствии с их целями и задачами учредителями входящих в них образовательных учреждений.
5. Научное руководство ОЭР в образовательных учреждениях
(Слайд 17)
Научный руководитель ОЭР в образовательном учреждении – это специалист, владеющий методологией и методиками психолого-педагогических исследований, знакомый с практикой и научной литературой по проблемам проводимого исследования и способный возглавить научную деятельность работников образовательного учреждения, организуемую для решения стоящих перед ним научных и практических задач.
Работа научного руководителя в образовательном учреждении организуется на постоянной или временной основе. Научный руководитель, работающий на постоянной основе, принимается на должность научного сотрудника образовательного учреждения. Временная работа научного руководителя организуется на основе договора или соглашения.
Образовательное учреждение в лице директора выступает в нем в качестве заказчика, а научный работник – в качестве исполнителя возлагаемых на него функций. Кандидатура научного руководителя утверждается учредителем образовательного учреждения.
(Слайд 18)
Круг обязанностей руководителя ОЭР составляют
:
- ·определение в результате соглашения с руководством образовательного учреждения темы, проблемы, сроков, предполагаемых результатов ОЭР;
- ·организация и управление научной деятельностью исполнителей ОЭР из числа работников образовательного учреждения;
- ·знакомство руководства образовательного учреждения с организационной документацией и предварительными результатами ОЭР;
- ·передача руководству образовательного учреждения окончательных результатов ОЭР в форме, определенной соглашением и зафиксированной и организационной документации ОЭР.
(Слайд 19)
В
обязанности
руководителя образовательного учреждения входит: издание приказа (распоряжения) об организации ОЭР, об участниках ОЭР, об отчетности научному руководителю конкретных исполнителей, а так же создание необходимых для проведения ОЭР условий.
Научный руководитель совместно с исполнителями ОЭР планирует их работу, формирует конкретные задания, контролирует ход и качество их выполнения, оказывает при необходимости консультативную и методическую помощь.
Исполнители ОЭР предоставляют научному руководителю результаты своей работы, зафиксированные в установленной им форме для дальнейшей обработки и включения их в итоговые материалы ОЭР. Научный руководитель предоставляет в экспертный совет по его требованию организационно-техническую документацию и отчеты об ОЭР, а также при необходимости обеспечивает доступ членов Совета на экспериментальные площадки.
Экспертный совет дает заключение о соответствии характера проводимой работы требованиям методологии педагогических исследований, при необходимости вырабатывает рекомендации по совершенствованию оцениваемой работы или вносит предложение в Управление образования о ее продолжении или прекращении.
(Слайд 20)
Научный руководитель ОЭР несет должностную ответственность перед руководством образовательного учреждения: за качество программы ОЭР, обоснованность выбора предлагаемых для ее реализации средств и методов, а так же за своевременное и качественное выполнения научно-исследовательским коллективом намеченной программы ОЭР, качество полученных результатов.
Научный руководитель, кроме того, несет моральную ответственность: за возможные негативные последствия ОЭР для учащихся, за соблюдение норм педагогической и научной этики в ходе ОЭР, уважение авторских прав членов исследовательского коллектива, за корректность использования результатов ОЭР в образовательном учреждении.
Выводы
ОЭР не является основным для образовательного учреждения видом деятельности, но может стать необходимым для решения стоящих перед ним задач. Потребность в информации, в апробации новой модели образования или ее отдельных компонентов, может возникнуть у школы, педагогического коллектива, встретившихся с новыми проблемами, проектирующих для себя индивидуальную стратегию дальнейшего развития.
(Слайд 21)
Организация ОЭР в учреждениях образования – процесс достаточно непростой и трудоемкий. Реализацией ОЭР занимаются не только непосредственные инициаторы и исполнители, но и специалисты многих других уровней образовательной иерархии. Столь пристальное внимание к ОЭР, приложение больших усилий к организации исследовательской деятельности объясняется тем, что зачастую ее качество и результат во многом зависит от правильной организации ОЭР и установления тщательного контроля над ее проведением.
(Слайд 22)
Перспективный план по экспериментированию во второй младшей группе
«Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»
.
– Посмотрите-ка сколько лука
! А вы помните, почему говорят:
«Лук — от семи недуг»
? Да, лук помогает лечить людей. Давайте рассмотрим луковицу. Какой он?
(круглый)
А какого цвета?
(желтого)
. Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу
(все меня любят, а как раздевать — слёзы проливать)
. Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус?
(дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его)
. Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
– Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает что вырастет из лука
?
(росток)
Длинные зелёные листики. У
лука
они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. В луке содержатся витамины
группы С
. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.
(показать проросшую луковицу)
– Какого цвета росток? Росток на верхушке лука
. А еще у
лука есть корешки
, это много тонких
(ниточек)
.
– А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет)
– Рассмотрим дальше нашу луковицу. У нее есть верхушка, чешуйки и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся корешки. Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю
. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх. Мы
посадим
лук для себя и других ребят. Вот так надо сделать углубление в земле и туда
посадить луковицу
.
– Давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни растений? (ответы детей)
Да, правильно. Свет, тепло, вода и почва — необходимы для жизни растений. Всё это у нас есть.
А теперь вы сами будете сажать. Дети подходят к столу. Как правильно посадить луковицу
? Какой частью её надо сажать в землю?
Посадить луковичку надо так
, чтобы её верхняя часть выступала из земли. (Воспитатель производит все действия, комментируя их, дети выполняют действия вслед за воспитателем). Найдите, где у
лука корешки
. А теперь сажайте в землю.
– Подумайте, что ещё необходимо сделать? (ответы детей, если дети не отвечают, то необходимо помочь им.)
– Нужно полить луковицы сейчас и делать это ежедневно, следить, чтобы земля в ящике не пересыхала. (дети поливаютпосаженные луковицы)
. А что надо еще, чтобы лук рос?
(тепло и воду)
я покажу как надо поливать. А вы каждый день будете поливать, и смотреть, как он растет.
– Теперь выберем самое подходящее место для нашей посадки
, светлое и тёплое.
Куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос? (На подоконник)
. Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать, как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком?
(Показ карточки)
.