Педагогический проект по созданию мини-музея в ДОО


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Посиделки в мини-музее «Добро добром откликается. Сказ Бажова «Голубая змейка» (старший возраст) Место проведения — мини музей детского сада: «Русская изба»

Тема: Милосердие, доброта, отзывчивость, послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность, самостоятельность, счастье, понимание близких, благодарность, дружба, взаимовыручка, смелость, поддержка,…

Конспект ООД в старшей группе «Экскурсия в мини-музей русской народной игрушки» Цель: знакомство с русскими народными игрушками. Задачи: — создать условия для закрепления детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, филимоновских, богородских, старооскольских, тряпичных куклах, матрешках; — формировать представление о материалах, из которых…

Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями (Из опыта работы)

Корсакова Е.А.,

воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 2», Бийск

Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями

(Из опыта работы)

Семья и детский сад — одни из важных социальных институтов, каждый из которых по-своему формирует у ребенка социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного образования и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по образованию и воспитанию ребенка. Это важное условие реализации образовательной программы определяет ФГОС ДО.

Организация образовательной среды не просто создает условия для общения с родителями, но и способствует проявлению их творческой активности, инициативы. Мини-музей как один из объектов предметно- развивающей среды является трудоемкой, но увлекательной формой взаимодействия ДОУ с семьей. Создание музея способствует установлению эмоциональной близости детско-родительских отношений.

Привлекая родителей к сбору экспонатов для музея необходимо учитывать принципы:

партнерство родителей и педагогов ДОУ;

единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

помощь, уважение и доверие со стороны родителей;

Мини-музей представляет практическую значимость в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. «Общение» с музеем детей старшего дошкольного возраста развивает наглядно-действенное мышление, любознательность, формирует представление о предметном мире. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а в мини-музее группы не просто можно, но и нужно! Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци утверждал, что «в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Залог хорошего мини -музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают рассмотреть вблизи, потрогать, обсуждать особенности экспоната, задавать и даже использовать для игр, — они начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

При организации мини-музея следует учитывать, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность работы зависит от удачного расположения экспонатов, степени привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: горизонтальных и вертикальных.

Мини-музеи в детском саду — Сценарий мероприятия «Мини-музей Хлеба» в старшей логопедической группе

Публикация «Сценарий мероприятия «Мини-музей Хлеба» в старшей логопедической…» Воспитатель: Уважаемые гости! В нашей группе есть мини – музей «Хлеба». Сейчас дети представят экспонаты, которые находятся в нашем музее. М. Геля: « Это наш мини – музей «Хлеба». Здесь есть торт, булочная Деда Мороза, каравай, театр сказки «Колосок», пахарь, птичка жаворонок,…

Экскурсия с детьми старшего возраста в мини-музей «Космос» на тему «Солнце — большая звезда» Экскурсия с детьми старшего возраста на тему «Солнце – большая звезда» Цель: формирование представлений о Солнце, как раскаленном небесном теле шарообразной формы, и его значении в жизни растений и животных. Воспитатель встречает детей в мини – музее «Космос». — Здравствуйте, я…

Конспект беседы «Экскурсия в мини-музей ДОО с детьми старшей группы «Мой край на карте Родины» « Мой край на карте Родины» Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине. Задачи: — закреплять знания детей о Родине на основе приобретенных сведений; — формировать представления о малой родине; — воспитывать чувство восхищения и гордости малой и…

Мини-музей в старшей группе детского сада «Кубанский быт»


Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать…

Педагогический проект «Мини – музеи в детском саду»

Категория: Методическая копилка Создано: 27.10.2015

/Направление «Патриотическое воспитание»/

Воспитатель Латышева А.Н.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Проблема патриотического воспитания выпала из поля зрения значительной части ученых и политиков более чем на десять лет. К сожалению, сегодня стараниями зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется «рабское поклонение» всему иностранному, принижаются достижения и открытия сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого. Не знает ничего».

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Именно акцент на знание истории, культуры поможет подрастающему поколению в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Выделение данной задачи закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Специфика образовательного пространства Томска позволяет выделить такое приоритетное направление образования дошкольников, как музейная педагогика.

Музеи города, являясь центрами воспитания любви к Отечеству, приобщения к духовным ценностям, выполняют свою просветительскую миссию. Характер общения ребенка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире. Но, к сожалению, сегодня духовно-интеллектуальный потенциал музея не используется в достаточной степени из-за «потери» целого поколения посетителей за последние 15 лет.

В нашем детском саду с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями мы разработали долгосрочный творческий проект «Мини-музеи в детском саду». Темой проекта стало патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Цель проекта – развитие личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины.

Задачи проекта:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, её столице;
  • знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Этапы реализации проекта: IПодготовительный: * Ознакомление участников проекта с актуальностью данной темы. * Разработка моделей будущих экспозиций. * Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала. * Разработка диагностического материала для детей о России, о родном городе. * Составление перспективного плана мероприятий в музее. II Практический: * Создание собственной развивающей среды. * Разработка мероприятий в музее. * Пополнение знаний детей о России и о родном городе.

В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие принципы:

  • интеграции
  • регионального компонента
  • деятельности и интерактивности
  • природосообразности
  • научности
  • гуманизации и партнерства
  • культуросообразности
  • динамичности и вариативности
  • разнообразияIII Заключительный: *Проведение диагностики. *Обобщение знаний детей.

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность: — Цикл НОД познавательного характера. — НОД по изодеятельности. — Музыкально — театрализованная деятельность. — Ознакомление с художественной литературой. — Вечера развлечений, праздники. Свободная совместная деятельность воспитателя и ребенка:— Сюжетно — ролевые игры — Дидактические игры — Игры — драматизации — Работа по привитию навыков традиционной культуры поведения. — Посещение мини — музейного комплекса ДОУ — Посещение городских музеев и выставок. — Беседы

Предполагаемые итоги реализации проекта к концу дошкольного периода ребенок: — обладает начальными знаниями о своей семье, о правах человека; об истории своего города, области и государства, знаком с русскими традициям и промыслом; знает основные символы государства – герб, флаг, гимн; — обладает установкой положительного отношения к миру, знает, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми.

Тип проекта: информационно-творческий, коллективный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

В рамках проекта:

В мини-музее «Отечество моё – Россия» собраны экспонаты, отражающие национальные, природные особенности нашей страны и нашей области: портрет президента, флаг и герб России, карта России, карта Томской области, флаг и герб Томской области, герб города Томска, карта Томска, карта Октябрьского района города (на карте Октябрьского района города отмечено нахождение детского сада, нанесены маршруты экскурсий, прогулок детей); фотографии, открытки, магниты с изображением гербов городов России, памятников городов России и памятников архитектуры; гжельские игрушки и посуда, хохломская посуда, изделия из бересты; макеты Московского Кремля, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки, «Экологический атлас для детей и родителей «Моя Сибирь» изображения и фигурки животных; книги и дидактические пособия о том, как жили наши предки, собраны легенды о Томске, о Томи и Ушайке, произведения томских поэтов о родном городе, книги о Томске мультфильмы «Сказки Томских Домовых» Дмитрия Цветкова,.

Центральное место в мини — музее занимает макет печи, рядом с печью помещается макет избы. Дети знают, что по правую сторону от входа в избе, за печкой, занавеской отгорожен «бабий кут», там находится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, лотки, корыто, миски, ложки, самовар и т. д. А по другую сторону от печи – «хозяйский кут» с инструментами для работы в поле, предметами для ухода за животными. «Красный угол» в избе – это иконы, стол, лавки.

В мини – музее «Отечество моё – Россия» проводятся экскурсии, как детьми, так и педагогами. Тематика экскурсий разнообразна: «Как на Древней на Руси», «Встреча весны на Руси», «Здравствуй, Масленица!», «Этой ярмарки краски», «Пасхальная радость», «В Светлое Христово Воскресенье», «Кукла – травница», «Бабушкин сундук», «Моя Родина – Россия», «Все мы – одна семья, все народы – здесь друзья», «День Победы», «Под мирным небом Родины моей», «День победы помнят деды», «Слава армии родной», «Полет в космос», «Что мы знаем о космосе и космонавтике?», «Мой любимый город», «Путешествие по Томску», «Четыреста лет тому назад», «Многонациональный Томск», «Сбережем природу Томска»; проводятся беседы о великих соотечественниках и т. д.

Особый интерес у детей вызывает коллекция мини – музея русского национального костюма. В ходе проекта дети отправляются в увлекательное путешествие по разным краям нашей Родины и знакомятся со старинным русским костюмом. Они узнают о том, когда человек начал носить одежду; как рубаха в поле выросла; что такое русский национальный костюм; чем женская одежда отличалась от мужской; какое ремесло делает костюм живописным; чем одежда прошлого отличается от настоящего.

Дети знакомятся с элементами вышивки и принимают активное участие в украшении нарядов. НОД организуется по типу творческих мастерских в музее, где дети получают основную часть теоретической информации и определенные практические навыки.

Русские национальные костюмы востребованы в нашем детском саду на фольклорно-музыкальных вечерах, праздничных утренниках, при встрече дорогих гостей, а также для выступления на городских фестивалях детского творчества.

В своей работе важным средством патриотического воспитания на народных традициях считаю сказки.

Русские народные сказки и литературные сказки пронизаны любовью к своей Родине, природе, семье. Именно в них простой народ и писатели закладывали этические традиции и нравственные идеалы.

В одном из групповых помещений организован мини-музей сказки. Домом для музея сказки детьми была выбрана русская изба. Вокруг музея сказки растут: репка, цветик – семицветик, аленький цветочек , находятся и водоемы (ручей с живой и мертвой водой).

Жители музея сказки — сказочные герои (Курочка Ряба, Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый Волк, Козлята, Конек — Горбунок, богатыри).

Дежурные по музею сказок – маленькие волшебные человечки (Кот Учёный, Карлосон и Буратино).

Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов мини-музея сказки перед своими сверстниками, маленькими дошколятами, педагогами, родителями, показывая и рассказывая о своих коллекциях вещей сказочных героев, будь то, голубые шапочки Незнайки, Золотые Ключики и колпачки Буратино, или метлы и ступа Бабы Яги.

Как правило, экскурсии мини-музея сказок заканчиваются творческими работами детей в его мастерской, где полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.

Дети с удовольствием работают и в мастерской мини-музея книги: их интересует история появления книги, им нравится узнавать, как, с помощью каких материалов люди в старину передавали информацию. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, рассматривая экспозиции, дети приобретают умение выражать собственное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать деятельность, как свою, так и окружающих, развивают речь.

Основная идея мини-музея книги – знакомство с литературным наследием России. Важно с ранних лет приучать детей к гармонии русского слова, познакомить их с чувством изящного, чувством наслаждения музыкальностью и поэтичностью русской речи.

В мини – музее книги собраны книжки – малютки, книжки – раскладушки, книга – свиток, книги с закладками и т.д.. Книги в музее разделены и по жанрам: сказки, стихи, повести, басни, рассказы. Отдельно выделены произведения о природе. Книги в музее разделены и по назначению (обучающие, развивающие), по возрасту маленьких читателей и по размеру самих книг.

Дополнительными экспонатами музея книги являются портреты российских писателей, «орудия труда» писателей – от пера до современной авторучки, и «предметы труда» писателей – от бересты (предмета труда летописцев) до тетрадного листа; электронные книги, собственные макеты книг, изготовленные детьми.

Большой популярностью в нашем детском саду у детей пользуются картинная мини — галерея и мини-музей одной картины. Экспозиции меняется в зависимости от сезона года и от лексической темы недели. Например, во время изучения темы «Мой город», на стенах появляются рисунки «На этом месте в 1604 году был основан Томск», «Таёжный город мой», «Белое озеро», «Томский дворик», «Воронино» и т.д.

Сегодня важно, дать детям почувствовать, что Россия – это их родной дом, т. е. все те впечатления, знания, душевные взаимодействия, которые из беспомощного младенца создают человека с чувствами добра и родства, со всем богатством родной речи, с семейной и национальной памятью. Родной дом расположен не только в пространстве, но и во времени, и войти в него ребенок сможет, лишь ощутив давнюю жизнь как родственную, протягивающую к нему из дали времени свои дружественные руки.

В мини – музеях нашего детского сада хранятся рисунки, поделки, открытки разных поколений выпускников, фотографии групп и выпускников, альбомы детских впечатлений, сундучки с групповыми коллекциями, подарки детскому саду от его воспитанников. В таком музее живет частица детства каждого выпускника ДОУ. Мини – музей Детского сада «останется с человеком» навсегда и будет пробуждать у него, взрослого, счастливые детские воспоминания.

  • Назад
  • Вперед
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]