Какие игры помогут сформировать социально-коммуникативные умения и навыки у детей 2-3 лет? Опыт и методические рекомендации воспитателя ДОУ


Правила эффективной детской коммуникации

  • Сразу же, как малышу исполнится 1 год. Следует начинать развивать его способности к общению. До этого он мог обходиться общением только с родными и близкими друзьями семьи. Теперь же ему необходим более широкий круг.
  • Научите малыша называть свое имя во время знакомства с кем-либо. Когда он сделает это несколько раз, такое поведение станет для него привычным и естественным. Поощряйте попытки знакомства с другими детьми на площадке.
  • Когда вы выходите на прогулку, предложите ребенку расспросить, как дела у мальчика или у девочки, с которыми вы уже успели познакомиться в прошлый раз. Достаточно, чтобы дети сказали друг другу несколько фраз. После этого они будут охотно здороваться друг с другом, а затем разговаривать и играть вместе, что впоследствии может перерасти в дружбу.
  • Когда вы отправляетесь в магазин с дошкольником, спросите у него о том, что бы он хотел приобрести. Попросите, чтобы он сказал о своем выборе продавцу. Если он не может по причине неуверенности или застенчивости это сделать, не стоит его ругать. Таким способом вы только усугубите ситуацию. Лучше попробовать сделать то же самое через некоторое время. Перед этим ребенка можно к этому подготовить, научить его, как делаются покупки. Такие же действия нужно делать и в других общественных заведениях, где необходимы навыки общения.
  • Дети на площадке и в саду часто ссорятся, выясняют отношения. При этом некоторые родители сразу же бросаются разнимать своих малышей. Но это не совсем правильно. Иногда детям нужно дать время, чтобы они сами нашли пути решения конфликтов. Но если ситуация выходит из-под контроля, вмешаться просто необходимо. Необходимо поговорить с ребенком о том, что конфликтовать из-за мелочей не нужно, а из каждого спора следует выходить достойно.
  • Если ребенку 3-4 года, ему еще вполне можно делать замечания во время прогулки. Если он уже достиг школьного возраста, все беседы должны проходить только дома. Это же касается и выбора друзей. Совсем маленьким детям можно сказать, с кем им знакомиться, а с кем нет. Школьник должен выбрать друзей сам.
  • Очень важно объяснять ребенку правила поведения и этикета. Важно, чтобы он понимал, как общаться с взрослыми, а как с другими детьми. Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Обширные исследования последних лет показывают актуальность проблемы социального развития ребенка и актуальность педагогического управления этой проблемой.

Многие известные педагоги и философы указывали на необходимость ранней социализации ребенка. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, о чем свидетельствуют исследования таких известных педагогов, как В.С. Мучина, рассматривавшего идентификацию и обособление личности как механизмы социализации, А.П. Петровского, изучавшего закономерное чередование этапов адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Значительные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики так или иначе занимались этим вопросом в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальными особенностями. В работах Г.А. Берулавы, П.Й. Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной утверждается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, на него необходимо воздействовать целенаправленно путем создания психолого-педагогических условий — через содержание учебных предметов и соответствующие технологии и методы для этого. Если мы обратимся к работам современных педагогов и психологов, то также заметим большой интерес к вопросам социального развития ребенка-дошкольника в разных направлениях. С. Мещерякова указывает на коммуникативный аспект общения детей с окружающими их взрослыми, что также важно для развития социальной компетентности. Психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими его взрослыми. Родителям и воспитателям очень важно знать, как происходит и развивается общение между ребенком и взрослым и как общение влияет на умственное развитие.

Также отмечается, что окружающая среда должна рассматриваться как возможность для наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, что способствует его успешной социализации.

Социализация — это процесс формирования личности. Сущность социализации проявляется в процессах адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация — это непрерывный процесс на протяжении всей жизни.

Главным результатом эффективной социализации, по мнению большинства ученых, является воспитание у учащихся стремления стать продуктивными членами общества, знакомство с правами, социальными ролями и обязанностями, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в общество.

В качестве критериев и показателей социализации предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально значимую деятельность, степень активности жизненной позиции, направленность личности на предмет социальных отношений и степень сформированности социального опыта.

Социализация — это многомерный процесс, в ходе которого человек приобщается к «универсальному социальному» и постоянно заново открывает и утверждает себя в качестве субъекта социальной культуры. Социализация дошкольников происходит в разнонаправленной деятельности по присвоению мира объектов и мира отношений между людьми.

Социализация происходит как в ходе спонтанного воздействия социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Социализация детей дошкольного возраста определяется различными основаниями социальной идентификации, которые являются доминирующими в определенном возрасте: Дошкольный возраст — видовая и родовая идентификация.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система является частью социального образовательного учреждения и, как начальная ступень, занимается проблемами развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]