Совместная и самостоятельная деятельность детей в режиме дня в рамках ФГОС дошкольного образования
Алла Болдырева
Совместная и самостоятельная деятельность детей в режиме дня в рамках ФГОС дошкольного образования
Автор: Болдырева Алла Александровна, старший воспитатель МКДОУ ДС «Буратино»
г. Лагань
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы нашего детского сада «Буратино»
— по организации работы с детьми в
режиме дня. ФГОС направлен на изменение форм организации работы с детьми.
2слайд. Всё времяпровождение детей в ДОУ состоит из деятельности: игровая, образовательная, трудовая, совместная, самостоятельная и так далее. Сегодня мы остановимся на последних.
3 слайд. Как сказал Ян Амонс Коменский «Дети охотно всегда чем- нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Дети наши — деятели, почемучки, исследователи. Современные документы готовы видеть детей такими, время диктует свои перемены.Значит: меняемся сами, меняем окружение под наших детей. Педагогам, особенно «стажистам»
, надо перестраиваться, чтобы жить в контексте с
ФГОС.
4 слайд. Основная задача ФГОС – создать условия для детской деятельности. Где каждый ребенок мог бы по желанию найти себе деятельность в любых направлениях. Для этого нужно сделать среду более яркой, разнообразной, насыщенной, богатой по содержанию. Доступной –вся атрибутика должна быть разноуровневой сложности: легкой, средней сложности и сложной. Ребенок вправе выбрать разный уровень сложности. Воспитатель, зная способности своих воспитанников, может аккуратно предложить выбрать уровень соответствующий его настоящим возможностям (дойти до более сложного или взять попроще)
. Главное давать адекватные возрасту задания, чтобы было проще, чтобы мы знали, что дети справятся. Одним из приоритетных направлений внедрения
ФГОС является взаимодействие с родителями. Для того чтобы родители стали активными участниками в воспитании, надо чтобы они видели, что их дети, занимаясь различными видами деятельности, развиваются, тогда они обязательно будут помогать, включатся в совместный процесс.
5 слайд. В каждом саду в группах уже существуют различные центры для детской деятельности: изо, экспериментирования, игровые и т. д.
6 слайд. У каждого воспитателя много накопленных пособий и материала, которые лежат. Надо сделать так, чтобы они «пошли в люди»
, то есть были использованы в работе, дошли до
детей. Если вы переживаете за эстетичный вид пособий можно их заламинировать, поместить в файл. Таким образом, мы должны сделать такую атрибутику, чтобы она была эстетична, красива, удобна и долговечна.
7-8 слайд. Наша задача сейчас правильно организовать деятельность в различных центрах, заинтересовать ребенка.А именно: наполнить эти центры картотеками алгоритмов, схемами, пооперационными картами. Если материал будет накапливаться и лежать в центре активности, дети всегда могут пользоваться этим. Где –то материал меняется часто, где – то реже.
В нашем ДОУ прошел конкурс картотек для совместной и самостоятельной деятельности. Это алгоритмы, схемы, образцы рисунков которые нам помогут в организации самостоятельной деятельности. Детям не надо объяснять, напоминать,мы просто можем сказать : «обратите внимание»
…. Чем больше
детей отпускаем, тем больше получаем результат. Разумеется, в начале совместной деятельности следует все проговорить, объяснить, научить детей «читать»
эти схемы, алгоритмы, можно придумать игру развивающего характера.
9слайд.. Вы спросите, как можно занять всех детей сразу разными видами деятельности? Для этого нужно среду сделать интересной и разнообразной со знаками и схемами, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался сам в любой вид деятельности.
Любой воспитатель знает, когда в группе стоит «рабочий»
шум – дети заняты делами, они включены в
совместную деятельность и чувствуют что взрослый не «сверху»
, а
«рядом»
. Это и есть личностно – ориентированный подход – взрослому нужно подняться до их уровня. Потом дети переносят эту
деятельность домой, подключают родителей.
10 слайд. Схему вводят с утра. Когда ребенок приходит рано его можно обучить, сделав свою работу, он покажет другим. Ведь 80% информации мы получаем друг у друга. Детская аудитория тоже учится друг у друга. Главное зажечь одного, дальше пойдет само. Таким образом, мы распространим не 20% за короткое время, а 80%.
11 слайд. Работа по алгоритму (схеме)
В разных центрах будут свои алгоритмы действий. Ребенок по своему желанию выбирает определенную схему и действует согласно ей. Например, в центре экспериментирования могут быть алгоритмы с изображением смешивания цветов для получения нового, алгори
и т. д.
В игровой зоне установлена схема как заплести косу, сделать прическу, подобрать заколку по цвету и размеру. Решаются задачи не только игровые, но и развивающие (украсить, обучающие (развитие мелкой моторики)
. В центре двигательной активности тоже вешаем алгоритм — но атрибутика всегда
однообразна, чтобы повысить интерес, ворота можно сделать в виде фруктов.
В центре природы — алгоритм посадки лука, семян, ухода за цветами. Иногда у воспитателей возникает страх, что дети сделают не так, испачкаются. В этом случае лучше это сделать совместно с ребенком (посадка лука, или сделать с 2-3мя детьми (работа с ножницами)
. Мы должны сделать такой алгоритм, чтобы ребенок захотел действовать.
12 слайд. Мы уже работаем по ФГОС, занятия не проводим, но по-прежнему видим – висит вернисаж детских работ со снеговиками с одинаковыми ведрами, носами в одну сторону, с метлой в одной руке. Явно «работа по образцу»
. А чтобы работать по
ФГОС,надо сделать чуточку больше вариантов: предложить детям большие и маленькие кружочки, фон разного цвета, набор морковок, ведер, бумагу разной фактуры и т. д. Все это можно предложить сразу.У ребенка должен быть выбор: места, плана, времени (я буду делать это после вечерней прогулки, когда поиграю)
.
(показ папки)
Работа по пооперационным картам
(наборное полотно, раскладушки)
– вызывают желание действовать, создавать несколько моделей. В младших группах следует пользоваться раскладушками, где в карманах пошагово лежит заготовленный материал, например к аппликации
«Снеговик»
: 3 кружочка, ведро, морковка. Чтобы маленький ребенок мог себя проявить, нужно предложить ему много
разнообразного материала (снег, веточки и т. д.)
. Научив
детей самостоятельной деятельности, работать становиться легко.
13 слайд. Пополняться и обновляться центры должны регулярно. Тут должен быть применен деятельный подход – пополнить центры активности с помощью совместной деятельности атрибутами по теме. (Фото магазина)
В
рамках темы следует менять атрибутику, например, в игровой зоне «Магазин»
монетами могут быть осенью – листочки, зимой – снежинки, весной – цветы, летом – фрукты и т. д., которые дети изготовили в ходе НОД. Если атрибутику дети изготовляют сами по схеме, то это тоже развивает. Готовя борцоки из соленого теста разной формы по схеме, дети закрепляют форму, названия. Играя в игру
«Магазин»
, наряду с имеющимися атрибутами, в игровой центр можно внести и эти атрибуты развивающего характера. Все что изготовляется в непосредственной
образовательной деятельности можно рассредоточить по всем игровым зонам. Дети будут развиваться каждый день, используя наше «добро»
. 14 слайд. Картотеками алгоритмов и схем педагоги могут обмениваться между собой. Всего должно быть много, среда должна быть насыщенной. Как это организовать? Сегодня выпускается много рекламы, каталогов, раздаваемых бесплатно в супермаркетах, приходящих по почте.Например:работа в центре математики: к цифре дети выбирают заготовки и к ним вырезают предметы. В этом случае можно воспользоваться журналами, каталогом,рекламой: — к цифре 3 – вырезают три бутылки масла, к цифре 6 – шесть батонов колбасы. Раньше воспитатели делали заготовки на всех
детей, теперь по –другому: в каждом центре активности всего понемногу. Это будет гораздо эффективнее, так как у ребенка есть выбор. Первые выбрали, остальные, посмотрев, захотят. И этим займется вся группа. Взрослый лишь не забывает поощрять за самостоятельность, фантазию.
Насыщенная развивающая среда – важное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре и трудовой деятельности.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Конечно, вся группа работать по алгоритмам станет не сразу,к этому следует доходить поэтапно: сначала один раз в неделю во второй половине дня, потом через день, постепенно доводя это до привычного времяпровождения.