Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО


Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО

Библиографическое описание:

Амаева, Н. И. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО / Н. И. Амаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6437/ (дата обращения: 18.01.2022).


В статье авторы рассказывают об изменениях в системе образования Казахстана, как о неизбежном процессе, в котором отражаются новые запросы и потребности общества.

Ключевые слова: критериальное оценивание, система образования, творчество, личность, результаты обучения, география.

Наш мир не стоит на месте. Он представляет собой динамичную систему, которая постоянно находится в развитии, претерпевает изменения. Они коснулись всех сфер жизнедеятельности человека, в частности, и образования. Рост интеллектуального потенциала общества, большой поток информации, который требует от людей навыков ее обработки и восприятия, а также изменение сознания в пользу использования все более изощренных технологий способствовали необходимости модернизации системы образования. Изживает себя традиционный тип оценивания и проведения урока. На смену ему приходит новый формат, который характеризуется самостоятельностью обучающихся в поиске решений поставленных проблем и задач, инициативностью в процессе обучения, внедрением исследовательской деятельности. При таком формате приветствуется творческий подход, что позволяет раскрыться детям, всесторонне развиваться, проявить свою креативность и оригинальность.

Современные подходы в образовании кардинально меняют деятельность и роль таких субъектов, как «учитель» и «ученик». Веха изменений не оставила в стороне и Казахстан.

Учитель призван совершать чудеса, их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделировать такие условия, при которых личность ребенка получает наибольшее развитие. Теперь учитель не является источником информации. Он направляет и создает всевозможные условия для развития конкурентоспособной личности. Ученик должен постоянно, каждый день для себя делать маленькие открытия. Это и есть эффективный и творческий поход к обучению. [1, с. 122] А исследование, как известно, процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается на основе внутренней потребности, а именно, потребности к познанию. [2, с. 27, 29]

Стоит отметить такое понятие, как человеческий капитал. Оно особенно актуально сейчас и означает знания, способности и навыки, которые аккумулируются в единую совокупность и определяют находчивость и изобретательность личности в принятии решений. Каждый день мы наблюдаем за стремительными преобразованиями в образовательной среде, которые становятся все более заметными. Этот процесс изменил не только его структуру, но и также восприятие действительности. Сейчас вместо того, чтобы принимать информацию, не подвергая сомнению и быть неактивным в обучении, применяется модель воспитания с помощью умения задавать вопросы и способности приспосабливаться к новым жизненным ситуациям. Использование технических средств в образовательном процессе помогают развитию новой личности, где ее основной целью является в течение короткого периода времени повысить качество своих знаний. Технические достижения оставили свою лепту в этом непростом вопросе. C их помощью сложно представить процесс оценивания, особенно в условиях дистанционного обучения. Современный взгляд на содержание образования показывает, что учителя, которые могут идти в ногу с технологическими и методологическими разработками в своей области, рассматриваются как новаторские преподаватели. Это те, кто интегрирует технологии в свои занятия, где интернет-ресурсы являются наиболее важной прикладной формой в исследовании инноваций.

Образовательные результаты имеют как личные составляющие, так и профессионально ориентированные. Поэтому оценивание имеет многостороннюю специфику, в которой учитываются национальные интересы, психолого-педагогические аспекты, личностные ориентации и политипические убеждения. Все вышеперечисленное складывает основы комплексного оценивания, описывающие качественные и количественные критерии достижениям и деятельности обучающегося. Следует подчеркнуть, что умение оценивания приходит к каждому из нас с ранних лет. Оно строится в постоянном познании, в повседневных действиях и способности к обучению. В этом контексте необходимо выделить творческую направленность, которые идут рядом с логическим мышлением. В системе школьного образования важна опора на уже имеющиеся знания у учащихся, определяющие характер принятых решений. Классический подход к оцениванию сформировался относительно недавно, но в нем есть много недостатков. В нем происходит лишь воспроизведение полученного на уроке материала, где оценивается качество представленной информации. Такой подход изжил себя и менее эффективен на данный момент. Вместо него появляется такое оценивание, как критериальное.

Большая и постоянная часть творческого процесса педагога осуществляется на людях, в обстановке публичной деятельности.

Одна из главных целей обновленного содержания образования — сделать учебный процесс увлекательным и занимательным занятием, которое будет вдохновлять учащихся на поиск новой информации. Также стоит отметить следующие не менее важные цели, реализуемые в процессе обучения и воспитания разностороннего человека нового поколения:

  1. Повышение качества образовательного процесса, в том числе знаний, полученных на уроках, которые помогут учащимся в будущем стать творческой, конкурентоспособной и открытой личностью;
  2. Совершенствование учебной деятельности обучающихся и формы оценивания в контексте обновления образовательной программы;
  3. Реализация на уроках географии (и других учебных предметов) патриотического акта «Мәңгілік Ел».

Не менее важны следующие аспекты, как выстраивание содержания учебных занятий, обеспечивающих формирование патриотических чувств и духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности учащихся, развитие их национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана. [3]

Довольно-таки часто на слуху понятие «критериального оценивания». Но задумываемся ли мы о целях и процессе в целом. Одной из целей можно выделить: определение и повышение учебной деятельности учащихся.

Критерий — мерная единица в этом понятии. От их выбора напрямую зависят прозрачность, открытость и честность оценивания. Рассмотрим каждое составляющее в контексте задания на уроках географии. Учащимся предлагалось решить задачу с численностью населения. Многие из них записали только ответ, не указав при этом решения. Соответственно, выигрышнее будет работа того учащегося, где указана используемая формула и действия решения.

Во многих странах мира проходили исследования, где изучалось влияние критериев оценивания (на основе успеваемости или компетенций), релевантности (соответствие и достоверность критериев по сравнению с другими) и их взаимодействия на успеваемость. Результаты показывают, что обучающиеся, которым были предоставлены определенные критерии, получили более точные и правдивые оценки своей деятельности, лучше справились с дифференцированными заданиями и достигли более высокой эффективности обучения (определяемой как соотношение между успеваемостью и умственными усилиями) по сравнению с теми, которым были даны все критерии. Обучающиеся, которым были даны критерии оценки, основанные на успеваемости, вложили меньше умственных усилий в оценивание, что привело к повышению эффективности обучения. Эффект взаимодействия для конкретности ответов показывает, что сочетание критериев, основанных на производительности, и соответствующих критериев приводит к более качественному анализу проработанных примеров по сравнению с другими комбинациями критериев. [4, с. 971]

Изучение географии для индивида начинается с отношения между человеком и местоположением. Они развиваются в зависимости от приобретения определенных навыков, необходимых для понимания и максимально эффективного использования географического положения. Одна из главных целей изучения географии в старших классах средней школы заключается в том, чтобы дать учащимся возможность приобрести навыки, которые будут способствовать улучшению их пространственного восприятия. В соответствии с этим в активной разработке находится учебная программа по географии, основными элементами которой являются навыки, концепции, ценности и взгляды, пришедшие с 2000 годов.

Изучение экономических процессов через призму отношений человека и географического положения эффективно в интересах охраны окружающей среды и развития географических навыков отдельных лиц.

В сегодняшней философии образования и структурировании знаний был принят один из основных элементов, который должен быть приобретен учащимися в связи с необходимостью нового подхода к образованию. В этом контексте важно приобрести практические навыки осуществления всех образовательных программ. В программе преподавания географии применяется структура, основанная на навыках. [5, с. 2166]

Постановка задач играет ключевую роль на уроках географии, поскольку позволяет учащимся ознакомиться с содержанием предмета, ориентировать уроки на заранее определенные результаты обучения и поэтому имеет важное значение для оценки. В то же время использование заданий является сложным, поскольку необходимо учитывать многочисленные аспекты, касающиеся содержания предмета и индивидуальных особенностей учащихся.

На основе теоретических и эмпирических основ можно выделить семь критериев качества для задач в области географического образования:

  1. Мотивация и привлечение учащихся;
  2. Учет неоднородности учащихся;
  3. Структурирование процесса обучения;
  4. Понятная формулировка целей и задач;
  5. Рассмотрение процессов индивидуального и социального обучения;
  6. Конструктивное использование материалов;
  7. Содействие развитию специальных знаний по конкретным предметам.

Эти критерии были сочтены ценными для подготовки, наблюдения и осмысления задач на уроках географии, которая в последнее время считается весьма всеобъемлющей областью исследований. [6, с. 1]

Литература:

1 ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ІЗДЕНІС Ақпараттық ғылыми-әдістемелік журнал / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК Информационный научно-методические журнал / № 4 (27) желтоқсан / декабрь 2017ж / «ӨРЛЕУ» БАҰО» АҚ ФИЛИАЛЫ «СҚО ПҚ БАИ» / Е.Сидорова. Соответствуй! Это значит — действуй!

2 Хмель Н. Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса / Учебное пособие (В помощь преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам) − Алматы, 2001.

3 https://bilimvko.gov.kz/ru/mangilik-el Национальная идея «Мәңгілік Ел»

4 Fastré, Greet M. J.; van der Klink, Marcel R.; Amsing-Smit, Pauline; van Merriënboer, Jeroen J. Assessment Criteria for Competency-Based Education: A Study in Nursing Education / Instructional Science: An International Journal of the Learning Sciences, 2014. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Criteria+assessment&id=EJ1042882

5 Unlu Mehmet. The Level of Realizing Geographical Skills in Geography Lessons / Educational Sciences: Theory and Practice, 2011. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Unlu+Mehmet&id=EJ962693

6 Uwe Krause, Alexandra Budke and Veit Maier. Understanding of Developing and Setting Tasks in Geography Lessons by German and Dutch Student Teachers / Education Sciences, 2022. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Criteria+assessment+in+geography+lessons&id=EJ1288518

Основные термины
(генерируются автоматически)
: образовательный процесс, комплексно-тематический план, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, неделя, система планирования.

Основные черты

По новым федеральным государственным стандартам комплексно–тематическое планирование должно соответствовать определенным требованиям. Для начала прописывается пояснительная записка, в которой указывается особенность плана, его цели, задачи, предполагаемые результаты. Далее разрабатывается сам план на определенный временной отрезок. В таблице указывается не только наименование темы, срок ее реализации, но и основные параметры, которые должны быть усвоены дошкольниками. Кроме того, комплексно–тематическое планирование содержит и комплект методической литературы, который педагог будет использовать для реализации намеченных мероприятий. Отдельное место отводится указанию методов работы с теми малышами, которые из-за болезни пропускают занятия.

Особенности программы

Предлагаемое примерное комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе предполагает использование разнообразных дидактических игр, бесед, способствующих развитию общения. Для совершенствования диалогической речи предполагается применение специальной методики, связанной с музыкальным сопровождением. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» имеет практический материал, способствующий развитию речи дошкольников. Игровая методика, используемая в данной программе, дополняется различными видами деятельности.

Задачи

Благодаря рассматриваемой методике можно успешно правиться со следующими задачами:

  • обогатить словарный запас детей;
  • воспитывать эстетическое и творческое отношение к слову;
  • увеличивать количество синонимов и антонимов в речи ребенка.

Занятия организуются после обеда, их периодичность составляет один раз в две недели. Продолжительность одного занятия не превышает 20 минут.

Комплексно-тематическое планирование в 1 младшей группе по ФГОС Веракса Н. Е. соответствует примерной программе дошкольного образования. Она рекомендована Министерством образования РФ.

Примерное комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по ФГОС базируется на гуманно-личностном отношении к дошкольнику, направлено на полноценное развитие, формирование общечеловеческих и духовных ценностей, компетенций и способностей. Представлены в ней все базовые содержательные линии образования и воспитания подрастающего поколения.

Подразделение процесса

Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ФГОС предполагает подразделение воспитательного процесса на образовательную деятельность, которая осуществляется с помощью трудовой, коммуникативной, игровой, познавательной, продуктивной, исследовательской, музыкальной деятельности. Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности дошкольников, а также работе с семьями.

Для того чтобы раскрыть в полной мере индивидуальный потенциал каждого дошкольника, комплексно-тематическое планирование в 1 младшей группе построено с учетом всех требований и нормативов, установленных по ФГОС.

Содержание программы обеспечивает развитие воображения, памяти, мышления детей, а также гармоничное формирование эмоциональной сферы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]