Знакомство с творчеством художников — иллюстраторов. в подготовительной группе.
Конспект
Организованной – образовательной деятельности
Художественно–эстетического развития.
(рисование)
В подготовительной – логопедической группе.
Тема: «Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов Ю.А Васнецова; Е.И.Чарушина
Цель:
Познакомить с творчеством художников Ю.А.Васнецова и Е.И.Чарушина.
Программные задачи:
Образовательные.
Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать представление о разных приемах рисования иллюстраций к книгам.
Развивающие.
Повышать уровень развития детей.
Развивать интерес к изобразительному искусству. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, отмечать выразительные средства в рисунках художников. Отмечать сходство и отличия иллюстраций двух художников.
Воспитательная.
Воспитывать эстетические навыки.
Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей.
Оздоровительная.
Использовать элементы здоровье сберегающих технологий, как психо гимнастика.
Словарь:
Иллюстрации, иллюстратор, творчество, оформление.
Методы и приемы:
Иллюстративный, игровой, поисково исследовательский, творческий.
Предшествующая работа:
Чтение сказок с иллюстрациями Ю.А. Васнецова и Е.И.Чарушина.
Оборудование
: Книги с иллюстрациями художников Ю.А Васнецова и Е.И Чарушина.
Ход :
Восп
.: Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает – кто догадался о чем зта загадка? Конечно – же это книга. Я знаю, что вы все осень любите книги, а какие вам больше нравятся с картинками или без картинок. Почему с картинками бльше нравятся?
(Ответы)
Вот сегодня мы с вами познакомимся с художниками. Которые рисуют картинки к книгам. Еще их называют иллюстраторами, потому что картинки называются – иллюстрациями.
Художники прикладывают много сил, чтобы книга вам понравилась и вам было интересно ее читать.
Сегодня мы поговорим о творчестве Ю.А.Васнецова — художнике иллюстраторе. (Рассматривание портрета)
Юрий Алексеевич родился старинном русском городке Вятке. Весной в этом городе устраивались веселые ярмарки «Свистуньи». Это были настоящие праздники веселых игрушек. Особенно много здесь продавалось глиняных игрушек — дымковских — расписных узорами, яркими красками.
Когда художник был маленький, он полюбил и навсегда запомнил яркую
цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, ставнях, сундуках, коромыслах.
Став взрослым Юрий Александрович уехал в Ленинград, чтобы учиться и стать настоящим художником, но родная Вятка осталась в его памяти такой, какой он запомнил ее в детстве.
Создавая иллюстрации с изображением лошадей, он часто для их украшения использовал элементы дымковской росписи.
(Предложить ребятам рассмотреть дымковскую игрушку и сравнить ее с лошадкой на рисунке Ю.А.Васнецова.)
У этого художника все звери были удивительные, он много работал над созданием сказочного образа.
Подойдите, пожалуйста к нашему книжному уголку и выбирайте книги, на которых приклеен красный квадрат. Это книги с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, рассмотрите их внимательно, в какой сказке художник нарисовал сказочных зверей, удивительных, необычных?
(Ответы)
Можно ли не читая сказку определить характер героя, его отношение к другим героям.
(Ответы)
Как художник – иллюстратор смог этого добиться?
(Ответы)
Ю.А. Васнецов не только иллюстрировал книги, но и писал картины.
( Выставка картин )Кто назовет эти картины?
Ребята:
«Три богатыря», «Иван царевич и серый волк», «Аленушка».
Восп
.: Да, но эти картины тоже по сказкам. Вспомните сказку «Аленушка и братец Иванушка». Давайте рассмотрим картину к этой сказке.
Куда и зачем пришла Аленушка? По чем видно, что она несчастная, бедная девушка?
Ребята
: Она сидит пригорюнившись на камне, положив голову на колени. В глазах застыла печаль. Платье у нее изорвано, ноги босые.
Восп
.: Как изобразил природу художник?
Ребята:
Небо печальное, как будто плачет, к воде клонятся тонкие осинки, лес темный, мрачный.
Восп.: Правильно, художник показал, что природа жалеет бедную девушку и печалиться вместе с ней. Так с творчеством какого художника мы с вами познакомились?(…..)
Какие книги он иллюстрировал?(….)
А сейчас познакомимся с художником, которого с детства окружали животные – собаки, кошки, птицы.
Это Евгений Иванович Чарушин (рассматривание портрета)
Вместе со своей мамой он лечил и выхаживал животных и птиц. Женя мог часами наблюдать как его питомцы устраивали гнезда. Выводили птенцов.
Еще в детстве он начал зарисовывать интересные случаи из жизни животных.
Так и появилось у мальчика другое сильное увлечение – рисование.
Е.И.Чарушин иллюстрировал книги только о животных. Очень
много рассказов о животных он написал и сам иллюстрировал свои книги.
Рисовал он героев книг Маршака, Пришвина, Чуковского, Мамина – Сибирика, Арсенева, Снегирева.
Обратите внимание на иллюстрации к книге « Медвежата»
Какими художник изобразил медвежат?
Ребята
: Видно, что у них пушистые ушки, серьезные мордочки, толстые
пятки.
Восп.:
Как художник показал. Что медвежата главные в этой книге.
Ребята:
Они нарисованы крупно, на весь лист.
Восп.:
Теберь возьмите книги, на обложках которых красный круг.
Это книги с иллюстрациями Е.И.Чарушина, рассмотрите их внимательно.
Какими красками пользовался художник? Красочные у него рисунки?
(ответы)
Восп.:
Художник намеренно упрощает рисунок, упускает лишние детали.
Чем интересны рисунки Чарушина?
Можно ли по его иллюстрациям догадаться, что он очень любит своих животных?
(Ответы)
Сегодня мы свами, ребята познакомились с творчеством двух художников – иллюстраторов.
Кто эти художники?
(Ответы)
Теперь вы знаете особенность, выразительность иллюстраций каждого художника. А чем же похожи рисунки Чарушина и Васнецова и чем отличаются?
Ребята:
У Васнецова рисунки красочные, необычные, сказочные.
А у Чарушина в рисунке использованы две, три краски, убраны линии и детали.
Восп
.: Но илюстрации обоих художников выразительны, интересны. Не читая книги можно определить характер героев.
А что еще объединяет этих художников? (Ответы).
Я тоже предлагаю вам побыть иллюстраторами сказок.
У нас есть художественная мастерская Ю.А.Васнецова и Е.И Чарушина.
Выбирайте по желанию мастерскую и создавайте свои рисунки
к сказке.
(На столах материал для рисования и трафареты животных из иллюстраций Васнецова и Чарушина).
Приобщение детей к миру искусства
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В.А.Сухомлинский.
Общеизвестно: основы эмоциональной и сенсорной культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Поэтому так важно, чтобы уже в пяти-, шестилетнем возрасте были заложены и развиты в ребенке навыки культуры чувствования именно произведения искусства. Восприятие искусства – особый интеллектуально-эмоциональный труд. Он становится желанным лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку нужно начинать уже с детства. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Искусство – не только один из способов познания мира, но и само являет особый мир, живущий по своим законам. Где-то эти законы сходны с законами реальной действительности, где-то идут вразрез. Эффект вхождения, присутствия себя в этом новом мире через элементы игры, доступного повествования, своеобразной театрализации просто необходим для детей.
Лучше всего функции посредника между произведением искусства и дошкольником осуществляет экскурсовод. На протяжении нескольких лет наше учреждение сотрудничает с культурно-выставочным . Мы заключили договор и составили план сотрудничества. Это позволило сделать доступным нашим воспитанникам знакомство с коллекциями репродукций культурного наследия через проведение занятий-экскурсий на базе нашего ДОУ, использовать педагогами новых учебно-наглядных пособий в образовательном процессе, организовать передвижные вернисажи, галереи в зале детского сада.
Игровая форма проведения занятия-экскурсии захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий используются приемы вхождения в картину, оживление картины, составление композиций, а также методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный.
Цели таких занятий – экскурсий: приобщить детей к миру искусства; знакомить с разными видами изобразительного творчества; учить любоваться созданными произведениями.
Известно, что в воспитании дошкольников используется средовой подход, в связи с этим сотрудничество предоставило возможность профессионально наполнить предметно-развивающую среду ДОУ качественными репродукциями шедевров мировой живописи. За период сотрудничества с в нашем детском саду обычный коридор превращен в привлекательную картинную галерею.
Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Нашими педагогами совместно с КВЦ «Радуга» был организован мини-музей «Саратов – наш город родной».
Именно в мини – музее для ребёнка открывается возможность проникновения в историю и культуру города, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Очень часто наши педагоги из репродукций, предоставленных культурно-выставочным залом, создают тематические выставки, которые с удовольствием посещают и родители наших воспитанников. С интересом слушают воспитателей, которые выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о представленных произведениях искусства.
Наше сотрудничество с КВЦ «Радуга», которое мы будем продолжать, объединяет единая цель. Мы хотим видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в учебе, разносторонне развитыми, одним словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая.