Перспективный план работы по приобщению к искусству детей подготовительной группы


Знакомство с творчеством художников — иллюстраторов. в подготовительной группе.

Конспект

Организованной – образовательной деятельности

Художественно–эстетического развития.

(рисование)

В подготовительной – логопедической группе.

Тема: «Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов Ю.А Васнецова; Е.И.Чарушина

Цель:

Познакомить с творчеством художников Ю.А.Васнецова и Е.И.Чарушина.

Программные задачи:

Образовательные.

Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать представление о разных приемах рисования иллюстраций к книгам.

Развивающие.

Повышать уровень развития детей.

Развивать интерес к изобразительному искусству. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, отмечать выразительные средства в рисунках художников. Отмечать сходство и отличия иллюстраций двух художников.

Воспитательная.

Воспитывать эстетические навыки.

Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей.

Оздоровительная.

Использовать элементы здоровье сберегающих технологий, как психо гимнастика.

Словарь:

Иллюстрации, иллюстратор, творчество, оформление.

Методы и приемы:

Иллюстративный, игровой, поисково исследовательский, творческий.

Предшествующая работа:

Чтение сказок с иллюстрациями Ю.А. Васнецова и Е.И.Чарушина.

Оборудование

: Книги с иллюстрациями художников Ю.А Васнецова и Е.И Чарушина.

Ход :

Восп

.: Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает – кто догадался о чем зта загадка? Конечно – же это книга. Я знаю, что вы все осень любите книги, а какие вам больше нравятся с картинками или без картинок. Почему с картинками бльше нравятся?

(Ответы)

Вот сегодня мы с вами познакомимся с художниками. Которые рисуют картинки к книгам. Еще их называют иллюстраторами, потому что картинки называются – иллюстрациями.

Художники прикладывают много сил, чтобы книга вам понравилась и вам было интересно ее читать.

Сегодня мы поговорим о творчестве Ю.А.Васнецова — художнике иллюстраторе. (Рассматривание портрета)

Юрий Алексеевич родился старинном русском городке Вятке. Весной в этом городе устраивались веселые ярмарки «Свистуньи». Это были настоящие праздники веселых игрушек. Особенно много здесь продавалось глиняных игрушек — дымковских — расписных узорами, яркими красками.

Когда художник был маленький, он полюбил и навсегда запомнил яркую

цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, ставнях, сундуках, коромыслах.

Став взрослым Юрий Александрович уехал в Ленинград, чтобы учиться и стать настоящим художником, но родная Вятка осталась в его памяти такой, какой он запомнил ее в детстве.

Создавая иллюстрации с изображением лошадей, он часто для их украшения использовал элементы дымковской росписи.

(Предложить ребятам рассмотреть дымковскую игрушку и сравнить ее с лошадкой на рисунке Ю.А.Васнецова.)

У этого художника все звери были удивительные, он много работал над созданием сказочного образа.

Подойдите, пожалуйста к нашему книжному уголку и выбирайте книги, на которых приклеен красный квадрат. Это книги с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, рассмотрите их внимательно, в какой сказке художник нарисовал сказочных зверей, удивительных, необычных?

(Ответы)

Можно ли не читая сказку определить характер героя, его отношение к другим героям.

(Ответы)

Как художник – иллюстратор смог этого добиться?

(Ответы)

Ю.А. Васнецов не только иллюстрировал книги, но и писал картины.

( Выставка картин )Кто назовет эти картины?

Ребята:

«Три богатыря», «Иван царевич и серый волк», «Аленушка».

Восп

.: Да, но эти картины тоже по сказкам. Вспомните сказку «Аленушка и братец Иванушка». Давайте рассмотрим картину к этой сказке.

Куда и зачем пришла Аленушка? По чем видно, что она несчастная, бедная девушка?

Ребята

: Она сидит пригорюнившись на камне, положив голову на колени. В глазах застыла печаль. Платье у нее изорвано, ноги босые.

Восп

.: Как изобразил природу художник?

Ребята:

Небо печальное, как будто плачет, к воде клонятся тонкие осинки, лес темный, мрачный.

Восп.: Правильно, художник показал, что природа жалеет бедную девушку и печалиться вместе с ней. Так с творчеством какого художника мы с вами познакомились?(…..)

Какие книги он иллюстрировал?(….)

А сейчас познакомимся с художником, которого с детства окружали животные – собаки, кошки, птицы.

Это Евгений Иванович Чарушин (рассматривание портрета)

Вместе со своей мамой он лечил и выхаживал животных и птиц. Женя мог часами наблюдать как его питомцы устраивали гнезда. Выводили птенцов.

Еще в детстве он начал зарисовывать интересные случаи из жизни животных.

Так и появилось у мальчика другое сильное увлечение – рисование.

Е.И.Чарушин иллюстрировал книги только о животных. Очень

много рассказов о животных он написал и сам иллюстрировал свои книги.

Рисовал он героев книг Маршака, Пришвина, Чуковского, Мамина – Сибирика, Арсенева, Снегирева.

Обратите внимание на иллюстрации к книге « Медвежата»

Какими художник изобразил медвежат?

Ребята

: Видно, что у них пушистые ушки, серьезные мордочки, толстые
пятки.
Восп.:

Как художник показал. Что медвежата главные в этой книге.

Ребята:

Они нарисованы крупно, на весь лист.

Восп.:

Теберь возьмите книги, на обложках которых красный круг.

Это книги с иллюстрациями Е.И.Чарушина, рассмотрите их внимательно.

Какими красками пользовался художник? Красочные у него рисунки?

(ответы)

Восп.:

Художник намеренно упрощает рисунок, упускает лишние детали.

Чем интересны рисунки Чарушина?

Можно ли по его иллюстрациям догадаться, что он очень любит своих животных?

(Ответы)

Сегодня мы свами, ребята познакомились с творчеством двух художников – иллюстраторов.

Кто эти художники?

(Ответы)

Теперь вы знаете особенность, выразительность иллюстраций каждого художника. А чем же похожи рисунки Чарушина и Васнецова и чем отличаются?

Ребята:

У Васнецова рисунки красочные, необычные, сказочные.

А у Чарушина в рисунке использованы две, три краски, убраны линии и детали.

Восп

.: Но илюстрации обоих художников выразительны, интересны. Не читая книги можно определить характер героев.

А что еще объединяет этих художников? (Ответы).

Я тоже предлагаю вам побыть иллюстраторами сказок.

У нас есть художественная мастерская Ю.А.Васнецова и Е.И Чарушина.

Выбирайте по желанию мастерскую и создавайте свои рисунки

к сказке.

(На столах материал для рисования и трафареты животных из иллюстраций Васнецова и Чарушина).

Приобщение детей к миру искусства

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В.А.Сухомлинский.

Общеизвестно: основы эмоциональной и сенсорной культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Поэтому так важно, чтобы уже в пяти-, шестилетнем возрасте были заложены и развиты в ребенке навыки культуры чувствования именно произведения искусства. Восприятие искусства – особый интеллектуально-эмоциональный труд. Он становится желанным лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку нужно начинать уже с детства. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.

Искусство – не только один из способов познания мира, но и само являет особый мир, живущий по своим законам. Где-то эти законы сходны с законами реальной действительности, где-то идут вразрез. Эффект вхождения, присутствия себя в этом новом мире через элементы игры, доступного повествования, своеобразной театрализации просто необходим для детей.

Лучше всего функции посредника между произведением искусства и дошкольником осуществляет экскурсовод. На протяжении нескольких лет наше учреждение сотрудничает с культурно-выставочным . Мы заключили договор и составили план сотрудничества. Это позволило сделать доступным нашим воспитанникам знакомство с коллекциями репродукций культурного наследия через проведение занятий-экскурсий на базе нашего ДОУ, использовать педагогами новых учебно-наглядных пособий в образовательном процессе, организовать передвижные вернисажи, галереи в зале детского сада.

Игровая форма проведения занятия-экскурсии захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий используются приемы вхождения в картину, оживление картины, составление композиций, а также методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный.

Цели таких занятий – экскурсий: приобщить детей к миру искусства; знакомить с разными видами изобразительного творчества; учить любоваться созданными произведениями.

Известно, что в воспитании дошкольников используется средовой подход, в связи с этим сотрудничество предоставило возможность профессионально наполнить предметно-развивающую среду ДОУ качественными репродукциями шедевров мировой живописи. За период сотрудничества с в нашем детском саду обычный коридор превращен в привлекательную картинную галерею.

Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Нашими педагогами совместно с КВЦ «Радуга» был организован мини-музей «Саратов – наш город родной».

Именно в мини – музее для ребёнка открывается возможность проникновения в историю и культуру города, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

Очень часто наши педагоги из репродукций, предоставленных культурно-выставочным залом, создают тематические выставки, которые с удовольствием посещают и родители наших воспитанников. С интересом слушают воспитателей, которые выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о представленных произведениях искусства.

Наше сотрудничество с КВЦ «Радуга», которое мы будем продолжать, объединяет единая цель. Мы хотим видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в учебе, разносторонне развитыми, одним словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]