Примерные темы самообразования воспитателей
2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.
9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
12.Игра как средство общения дошкольников.
13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.
17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
20. Обогащение социального опыта дошкольников.
21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.
23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
27.Правила дорожного движения для дошкольников.
28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.
34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
35.Развитие мелкой моторики дошкольников.
36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.
38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
40. Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников.
41.Развитие сенсорных способностей дошкольников.
42.Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
45.Речевое развитие дошкольников
46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
48.Роль загадки в развитии дошкольника.
49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
51. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие»
.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Речевое развитие»
.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Современные подходы к реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.
55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
56.Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.
60.Формирование основ педагогического мастерства.
61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.
62.Формирование речи детей в игровой деятельности.
63.Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
64.Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
65.Экологическое воспитание детей в детском саду.
66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.
67.Деятельностный подход в воспитании дошкольников
68. Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника
69.Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Формы самообразования педагога ДОУ
Самообразования воспитателя детского сада представляет многогранную и разноплановую деятельность, которая может быть реализована в разных формах, основными из которых являются:
- изучать нормативно-правовые документы, научно-методическую и специальную литературу;
- изучать передовой педагогический опыт, который был накоплен системой дошкольного образования;
- посещать открытые занятия коллег и осуществлять их дальнейший анализ;
- разрабатывать программы, дидактический материал, методические пособия;
- участвовать в разнообразных формах методической работы на разных уровнях;
- пробовать на практике формы, средства, методы обучения и воспитания;
- анализировать результаты собственной работы;
- обучаться на курсах повышения квалификации.
Самообразование воспитателей соответствует государственным нормам и предполагает ведение определенного набора документации. Воспитатель должен завести методическую папку, в которую будет собирать полезные и интересные статьи по выбранной теме, представляющие интерес конспекты проведения непосредственной образовательной деятельности, примеры художественной литературы, загадки, фотографии с мероприятий и пр.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Самообразование воспитателя детского сада 460 ₽ Реферат Самообразование воспитателя детского сада 250 ₽ Контрольная работа Самообразование воспитателя детского сада 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Обязательно разрабатывает план работы по самообразованию на учебный год, что помогает оптимизировать будущую деятельность, привести ее в стройную систему. Обязанностями педагога также является регулярное заполнение им папки по своему самообразованию.
Помимо годового плана, существует перспективный план по образованию, в котором тезисно расписана работа по той или иной теме на несколько лет вперед.
Самообразование не нужно воспринимать только в качестве заполнения тетрадей, планов и подготовки консультаций, оформления стендов и пр. В первую очередь она представляет стимуляцию профессионального роста, а также личностное развитие педагога.
План по самообразованию по теме: «Формирование основ педагогического мастерства»материал по теме
План по самообразованию
по теме: «Формирование основ педагогического мастерства»
Цель: повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Определение ожидаемого результата: научиться свободно ориентироваться в ООП под ред. Н.Е. Вераксы в методической литературе, в инновационных технологиях и применять полученные знания на практике; (реализация творческих проектов в группе, публикации на мини-сайте).
Повысить уровень самореализации по данной теме.
Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.
План самообразования :
1. Актуальность выбранной темы
2. План работы по самообразованию
3. Вывод
- Актуальность выбранной темы
C 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, который «преследует следующие цели:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования».
Введение и реализация ФГОС ДО — это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольного учреждения, родителями воспитанников, специалистами, руководителями.
Нам, педагогам, необходимо по новому взглянуть на воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, на условия реализации ФГОС ДО относительно особенностей нашего детского сада, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок должен получать возможность полноценно жить и развиваться, активно участвовать во всех видах детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный трудовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной, музыкальной.
Мы, взрослые (педагоги, и что немало важно родители) обязаны понимать, что ребенок в детском саду не готовится к школе, а развивается. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их использовать.
Все это не возможно без правильного понимания ФГОС ДО и позитивного взаимоотношения между участниками образовательных отношений: нас, педагогов, и родителей (законных представителей).
Реализация требований ФГОС также напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу и предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют его готовность и умение:
•обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
•организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов;
•выстраивать развивающее вариативное образование;
•работать в зоне ближайшего развития ребенка;
•работать в зоне ближайшего развития ребенка;
•выстраивать образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;
•оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и пространство трансформируемой полифункциональной среды.
Важнейшим условием развития личности педагога является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Так кто же он — педагог-мастер? В. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». Мастер – это искусный в своем деле человек. Откуда берутся педагоги-мастера? Родится ли человек с признаками мастера или может стать им в результате длительной деятельности? Педагогом – мастером можно стать при определенных склонностях к делу воспитания и при постоянной работе над собой.
Вот почему так актуальна в наше время выбранная мною тема.
План работы по самообразованию
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы | |
Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования | ||||
Планирование работы по самообразованию | Сентябрь | План по самообразованию | ||
Знакомство с нормативной базой по вопросам дошкольного воспитания | Октябрь-ноябрь | •Знакомство с ФГОС; •Конвенция о правах ребенка; •Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13 (в ред. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от27.08.2015 №41 •Устав •Должностные инструкции | Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.102013г.№1155 «Об утверждениии Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный закон от 12.01.1996г.№10 « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Приказ от .8.04.2014г.№293 « Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». | |
Консультации с методистом | В течение года | Применение знаний, формирование умений. | ||
Изучение методической литературы по теме | В течение года | Чтение пособий | Периодические издания журнал Ребёнок в детском саду 2016-2017г. Программа « От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы | |
Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах | В течение года |
| ||
Посещение занятий коллег. | В течение года | Наблюдение | Применение опыта работы в своей деятельности | |
Обобщение полученного опыта | Систематизация и оформление проделанной работы | Портфолио педагогических достижений | ||
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | ||||
Составлениеперспективного плана работы. | Сентябрь | |||
Посещение занятий воспитателей, применяющих новые технологии . | В течение года | Наблюдение | Применение опыта на своих занятиях | |
Работа над модернизацией комнаты. | Октябрь-ноябрь | Оформление наглядного материала. | Оформленные уголки | |
Занятия с детьми. | В течение года | Групповая, индивидуальная. | Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами. | |
Работа над созданием методических папок. | Декабрь-январь | Подбор методического оснащения. | Оформление картотеки | |
Участие в мероприятиях. | В течение года | Фотоотчёт. | ||
Активизация работы с родителями. | Постоянно | Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. | Сотрудничество и взаимодействие. | |
Октябрь | « Детский закон на защите детей» | Разработка презентации к родительскому собранию. | ||
Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей. | По плану | Изучение литературы, подбор материала. | Оформление памяток и консультаций для родителей, тематические беседы с детьми. | |
Повышение общекультурного уровня | Март | Этот удивительный ранний возраст. | Консультация, доклад на педсовете. Оформление накопительной папки | |
Апрель | «Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями» | |||
Май | Изучение теории по теме: «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников» | |||
Оформление педагогических разработок в виде отчетов. | Август | Презентация, фотоотчёты. | ||
Обобщение и анализ собственного опыта педагогической деятельности | ||||
Составление планирования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся | Сентябрь | |||
Создание в группе предметно-развивающей среды | Октябрь-ноябрь | Интернет ресурсы, опыт других педагогов | Предметно-развивающая среда | |
Составление конспектов занятий, развлечений. | В течение года | Пополнение накопительной папки | ||
Занятия с детьми. | В течение года | Групповая, индивидуальная. | Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами. | |
Работа с родителями | Постоянно | Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. | Сотрудничество и взаимодействие. | |
Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей. | Постоянно | Изучение литературы, подбор материала. | Оформление памяток и консультаций для родителей,тематические беседы с детьми. Протокол родительского собрания с подписями об ознакомлении. | |
Проведение открытых мероприятий | Февраль-март | |||
Определение педагогических проблем методического характера и нахождение способов их решения. | Апрель-май | Анализ работы по самообразованию | Отчёт по самообразованию | |
Разработка плана по самообразованию на 2018-2019учебный год. | Июнь-август | Подбор методической литературы. | Составление плана |
3. Вывод
Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ начали притворяться в действие. Изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.
Самообразование дало мне возможность повысить уровень профессиональной компетентности, понять, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы. Считаю, что успешность педагога в самообразовании зависит от его стремления в профессиональном росте.