Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС для разных групп
Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.
Методист не должен спешить с навязыванием темы воспитателю: в личной беседе он выясняет, какие аспекты наиболее интересуют педагога и что является для него трудным. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.
Иногда допускается объединять нескольких педагогов одного детского сада в работе над одной темой, особенно если она по содержанию близка к одной из задач годового плана всего дошкольного учреждения. Другой вариант — если организация ведёт подготовку к инновационной либо экспериментальной деятельности.
Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:
- какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
- вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
- углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.
Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя ясельной и второй младшей группы будут актуальны следующие темы:
- Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
- Инновационные методики раннего развития.
- Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
- Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
- Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
- Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
- Природа — средство воспитания младших дошкольников.
- Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
- Развитие математических представлений у младших дошкольников.
- Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
- Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
- Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.
Средняя группа:
- Театрализованная деятельность.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
- Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
- Развитие речи — эффективное средство познания окружающего мира.
- Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
- Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
- Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
- Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
- Развитие познавательной активности средствами математики.
- Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.
Старшая группа:
- Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
- Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
- Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
- Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
- Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
- Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
- Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
- Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.
Подготовительная группа:
- Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
- Развитие экологической культуры старших дошкольников.
- Основы нравственного воспитания.
- Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
- Правовое воспитание воспитанников.
- Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
- Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
- Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
- Формирование у воспитанников представлений о космосе.
- Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
- Преемственность детского сада и школы.
- Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.
Примеры тем для старшего воспитателя:
- Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
- Интерактивные формы и способы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО (дошкольного образования).
- Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы.
- Профессиональная компетентность специалиста ДО в условиях внедрения ФГОС.
- Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольном учреждении.
- Улучшение качества образования, нацеленного на индивидуализацию развития воспитанников с учётом введения ФГОС.
- Педагогическая диагностика в детском саду.
- Психолого-педагогическая помощь семье.
- Компьютерные технологии: применение в дошкольном образовании.
- Способы создания в группе психологического комфорта.
- Экологическое воспитание дошкольников.
- Значение индивидуального подхода в дошкольном воспитании и образовании.
Тетрадь по самообразованию с заметками на полях
Определив себе «основу», Вы, читая дальше эти книжки, выписываете для себя: формы (формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная), методы (методы педагогической деятельности). Я Вам советую почитать учебник педагогики для педучилищ, автор Смирнов (не помню сейчас его имя, отчество) год издания — после 2000 года, но лучше его никто еще не описал методы и приёмы педагогической деятельности. Только не берите классификацию методов Ю.К.Бабанского. Я к нему прекрасно отношусь, но он умер в 1985 году (23 года назад!!!! :() и за это время его классификация просто устарела. С классификацией Бабанского Вы не сможете смоделировать грамотно, современно свою профессиональную деятельность по информатизации), средства, условия. Вот видите, я Вам уже «набросала» планчик из 5 пунктов. В каждом пункте Вы выбираете для себя те, которые Вы понимаете, принимаете и способны реализовать. Я не сказала сначала главного: чтобы взять на разработку тему информатизации, нужно взять ИНФОРМАТИКУ. В противном случае, нужно связь такую тему самообразования: «Ликвидация компьютерной безграмотности». Не удивляйтесь — это очень хорошая тема!
(продолжение следует)
Схема планирования работы по самообразованию. Ещё один вариант
Планирование самообразовательной работы (схема) Индивидуальный план самообразования на _____год Педагога ____________________________________ Направление кружка____________________________ Ф. И. О. ____________________________________ Образование (когда и какое учебное заведение окончил) __________ Когда обучался на курсах _____________________ Какую литературу изучает в течение года ________ Где и когда выступал по теме ___________________ Самообразовательная работа над темой: 1.Тема ЦТДМ. 2. Индивидуальная тема самообразования. 3. Когда начата работа над темой. 4. Когда предполагается закончить работу над темой. 5. Цели и задачи самообразования по теме. 6. Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала. 7. Литература по теме, по годам. 8. Чей опыт предполагается изучить по данной теме. 9. Творческое сотрудничество по теме самообразования. 10. Практические выходы (доклады, рефераты). 11. Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий). 12. Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте. 13. Выводы по окончании работы.
Выстроив для себя «теорию» проблемы, начинайте её реализовывать на своей любимой теме ОДНОГО урока. Если у Вас несколько классов в параллели (мечта учителя!!!! ), то Вы сможете в первом году своего самообразования (и своего мини-исследования) аппробировать свои ПЕРВЫЕ наработки на ОДНОМ классе, сравнив полученные результаты (обученности детей). Т.е. у Вас один класс будет контрольным (работаете по-старому), а другой — экспериментальным. Самый приемлемый способ проверки результатов: дать одни и те же измерители (например, задачи, примеры). В этом случае нужно обратить внимание: классы по своим способностям всегда разные. Экспериментируйте в слабом классе!!! (Это правило педагогической науки: добиваться хороших результатов в слабом классе!). После чего очень честно для себя отрефлексировать полученные результаты. Всё зафиксировать (графики, анкеты и т.д.). Безусловно, появится необходимость что-то переделать, добавить и т.д. И опять — зафиксировать (что переделали, почему, чем заменили). И весь следующий год заниматься «самообразованием»: читать, читать и читать по своей проблеме «Информатизация», уже в том числе и статьи педагогических журналов (благо, что сейчас уже очень много электронных), статей научно-практических конференций (к сожалению, учителя их совсем не читают, а ведь в них — ценнейший новый опыт!!!) .На этом этапе очень было бы здорово, если бы Вы познакомились с опытом работы своих коллег (в ОУ, районе, городе, России) по данной проблеме (как это делать, думаю, нет необходимости объяснять). И всё думать и думать: что нужно сделать для идеально информатизированного любимого урока! На второй год — провести свою любимую тему по-новому. И опять — срез по ЗУНам (если будете использовать тот же диагностический инструментарий: задачи, примеры, то очень легко будет виден «прирост над ростом»!. Т.е. сопоставление работы и по-старому, и по-новому: Вы же учите детей («рост»), но инновации должны (а может и нет ) приводить к лучшему («прирост»!). В случае, если это произойдёт, — «медаль Вам на грудь и памятник при жизни!» Значит, Ваша тема самообразования «работает» на позитив! Ну а уже потом, на следующий год, «расширяете» зону эксперимента: берёте два урока, целую тему. И достаточно!!! Поверьте мне, я видела не один десяток кандидатских диссертаций, «сделанных» на одной теме. Я думаю, что Вы поняли: тема в одном классе например, в 5-ом. Если есть необходимость — «расширяйтесь вширь», но лучше «вглубь». Используйте другие программы (мы говорим об информатизации), другие задания, внедряйте компьютерный контроль знаний и всё на своей ЛЮБИМОЙ теме. А затем: открытые занятия (на этой теме), семинары, мастер-классы и .д. Я, конечно, сейчас очень схематично дала Вам не только технологию самообразования (может быть даже в меньшей степени), но и фиксацию его результатов. Думаю, что мои рекомендации пригодятся.