Организация работы по валеологическому просвещению родителей и детей Воспитатель Кочкина Светлана Александровна МДОУ детский сад 11 Г Валуйки. — презентация


Методический комплекс «Валеологическое просвещение родителей»

Технологии просвещения родителей как средство воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Работа с родителями Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которы м могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких- либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно- психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости( более 60% ) , которая становится причиной роста функциональных( до 70% ) и хронических( до 50% ) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно- двигательного аппарата, сердечно- сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий- болезни нервной, дыхательной, костно- мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушени я в психофизическом развитии. Причиной, резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни; социальные потрясения; неблагоприятная экологическая обстановка в России; ухудшение состояние здоровья матерей; стрессы; дефицит двигательной активности; недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; частичное разрушение служб врачебного контроля; неполноценное питание. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической и экологической ситуации в стране. В данное время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения и детей особенно остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. В дошкольном образовательном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. Вводились всевозможные закаливающие процедуры. По- настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Основой успеха в воспитании является положительный пример авторитетного для ребенка взрослого- родителя, воспитателя. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, котор ые они хотели бы ему привить. Необходимость валеологического просвещения подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7- 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни. В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей: несовершенство нормативно- правовой базы: отсутствие государственных стандартов по дошкольному образованию; несовершенство деятельности медико- психолого- педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус; отсутствие системы в лечебно- профилактической работе, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье; отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения( преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп) ; несовершенство физкультурно- оздоровительной работы- отсутствие системы; несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно- образовательного процесса( не сформированность умений применения в практике здоровьесберегающих технологий; авторитарное, должностное общение с детьми, инертность мышления; отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду; стремление воспитателей избегать» живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами) ; уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни; отсутствие должной материально- технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно- образовательного процесса; низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе. Совместная работа с семьей должна строиться на следующих основных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно- оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Систематичность и последовательность работы( в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей- в детском саду. Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные. В соответствии с этим просвещение родителей по ЗОЖ включает: ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; участие в составлении индивидуальных программ( планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ; ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; обучение конкретным приемам и методам оздоровления( ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д. ) ; ознакомление с лечебно- профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма( фитотерапии, ароматерапии и т. д. ) . Для реализации этих задач широко используются: информация в родительских уголках, в папках- передвижках, в библиотеке ДОУ; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания; семинары- практикумы; деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д. ; » дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур; совместные физкультурные досуги и праздники и т. д. Основой просвещения по ЗОЖ является индивидуальная программа( план) оздоровления, разрабатываемая на каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает: анамнез заболеваемости за предыдущий период времени; осмотр ребенка» узкими» специалистами и общее обследование( заключение педиатра) ; функциональную диагностику; анализ навыков детей по основным видам движений; анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка. Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Наглядные пособия помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Также могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьесохранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной: » Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться» , » Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка» , » Тайны здоровой пищи» и др. Повышение психолого- педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно- образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни. Таким образом, просвещение родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Список литературы: Азбука здоровья: дайджест/ Сост. Л. Г. Духанина; Обл. дет. — юнош. б- ка. — Томск, 2006. — 32 с. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. / / Управление ДОУ. — №7. — 2006. Национальная доктрина образования( утвержд. Постановлением Правительства РФ от 04. 10. 00г. № 751) Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! / / Журнал» Дошкольное воспитание» . — №9. — 2004. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья. . М. : АРКТИ, 2005. Третьяков П. И. , Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М. Новая школа, 2003. Подготовил: инструктор по физической культуре( плавание) Диннер Л. А.

Анкета для родителей по физкультурно- оздоровительной работе 1. Как вы считаете, какое состояние вашего здоровья? а) очень хорошее б) хорошее в) нормальное г) плохое 2. Как часто Вы употребляете спиртные напитки? а) не употребляю б) очень редко в) часто употребляю 3. Стараетесь ли вы соблюдать режим дня дома? а) да б) не всегда в) нет 4. Делаете ли вы и ваш ребенок зарядку? а) да, всегда, вместе с детьми б) нерегулярно, вместе с детьми в) нерегулярно г) нет 5. Гуляете ли вы с ребёнком после детского сада и по выходным дням? а) да, обязательно б) иногда в) нет возможности г) считаю, что нет необходимости 6. Играете ли вы с ребенком в подвижные игры? а) да, обязательно б) иногда в) нет возможности г) считаю, что нет необходимости 7. Какие трудности вы испытываете в физическом воспитании детей? 8. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете? • Правильное питание • Соблюдение режима дня • Благоприятные условия окружающей среды • Гармоничные отношения в семье • Занятия физической культурой • Другое_ _ _ 9. Какие виды деятельности у Вашего ребенка дома? • Занятия рисованием, лепкой, конструированием • Подвижные игры • Пешие прогулки вместе с родителями • Прослушивание рассказов, сказок • Просмотр детских телевизионных передач • Занятия физическими упражнениями • Другое_ _ _ 10. Как вы укрепляете здоровье ребенка? • Посещение врачей • Занятия физическими упражнениями • Закаливание • Дыхательная гимнастика • Массаж • Прогулки на свежем воздухе • Правильное питание • Другое_ _ _ 11. Ваш возраст? _ _ _ 12. Возраст ребенка_ _ _ 13. Ваши пожелания_ _ _ Спасибо за сотрудничество! Подготовил: инструктор по физической культуре( плавание) Диннер Л. А.

Консультация для родителей Тема: Вкусны е рецепты от простуды для детей Очень часто, когда дети болеют, это резко сказывается на их аппетите. Ничего не хочется. И в эти непростые дни так хочется подсластить малышу «пилюлю». Мы, родители, частенько идем на поводу у маленьких капризуль иублажаем их шоколадками и пирожными. А между тем, для ослабленного детского организма это не самая лучшая пища. Лучше побаловать детей вкусными и полезными народными рецептами от простуды. И сладко, и с болезнью отлично справится. «Оранжевый» салатик » Натрите на терке, свежую морковь, смешайте ее с медом в соотношении 2: 1. Помимо общеговитаминизирующего и противовоспалительного эффекта, этот салатик значительно облегчит боль в горле приангине и уберет белый налет с миндалин. Можно добавить немного орехов и сухофруктов, чтобы салатик был более сытным. Яблочко «Сюрприз» Угостите ребенка печеным яблоком. Приготовить его совсем не трудно, особенно, если у вас есть микроволновая печь. Достаточно лишь вырезать сердцевину( не насквозь) , и наполнить отверстие медом, протертым ягодным «желе»( к примеру, из клюквы) или сладким творожком с изюмом. Этот несложный десерт окажет большу ю помощь иммунной системе ребенка. В яблоках много витаминов, железо и фитонциды. Причем, печеные яблоки считаются полезнее свежих, да и усваиваются организмом гораздо лучше. Клюква обеззараживает и обладает неплохим мочегонным эффектом, мед оказывает противовоспалительное действие, а творог заряжает энергией и насыщает организм. «Инжирное молоко» Проварите инжир на маленьком огне в течение 20 минут( после закипания) из расчета 3- 4 штуки на стакан молока. Это очень полезное и эффективное средство при кашле. Инжир издревле известен своими полезными свойствами, его даже используют в составе противоопухолевых препаратов, так что справиться с банальной простудой для него не составит особого труда. «Паренки» с изюмом. Сложите несколько небольших репок в глиняный горшок, залейте ½ стакана воды и поставьте в духовкупотомиться под крышкой. Когда репа размягчится, всыпать 100- 150 гр. изюма и пропарить еще 5 минут. Когда хорошо остынет, дать малышу. Можно «приправить» ложечкой меда. Чай с шиповником Залейте 1ст. л. сухих плодов стаканом воды, всыпать 1- 2 ч. л. сахара и варить под крышкой в течение 10 минут. Затем настоять 1- 2 часа( под крышкой) , процедить и пить в течение дня вместо воды или чая. Шиповник – это известный природный иммун н отоник. А вкусный чай, с приятной кислинкой, содержит с уточную дозу витамина С, который так необходим в период сопротивления инфекции. «Волшебное молочко» Приготовьте медовый напиток из воды с медом. Смешайте сок черной редьки( можно заменить морковным) снапитком и молоком из расчета 1: 0, 5: 0, 5. Давайте малышу пить по 1 столовой ложке 6 раз в день. Это еще один вкусный рецепт от простуды. А так же эффективное средство от кашля. И конечно, не отказывайте ребенку в его любимых фруктах: винограде, апельсинах, грушах, дыне, бананах. Поите его свежевыжи тыми соками, т олько не переусердствуйте в деле витаминизации. Помните, что избытоквитаминов тоже не слишком полезен. Все хорошо в меру, особенно в таком деликатном деле, как здоровьевашего малыша. Надеемся, что эти вкусные рецепты от простуды помогут вашим детям справиться с заболеванием. Скорейшего выздоровления! Подготовил: инструктор по физической культуре( плавание) Диннер Л. А.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]