Виды совместной деятельности детей с родителями
Виды совместной деятельности детей с родителями.
Организация праздников:
детский День Рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний.
Атмосфера праздника обязательно сблизит взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении меню, изготовлении призов. Лучше, если каждый член семьи будет самостоятельно готовить конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы, будет принимать активное участие.
Творчество
Ребенок должен сам стать инициатором такой деятельности. Родитель же подключается к творческой работе, предлагаемой ребенком. Вместе с тем, взрослый может предлагать свои проекты: изготовление коллажа из природного материала, выпуск семейной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток. Это способствует развитию детского воображения, проявлению самостоятельности и самовыражению.
Чтение книг
Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка или особый ритуал перед сном. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А самое главное, у ребенка в такие моменты возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.
Совместные игры
Настольные игры типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т.д. усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – весьма приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и одновременно воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.
Театрализация
Дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются и раскрепощаются, отрабатывая и приобретая новые формы общения.
Семейные экскурсии и путешествия
Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего.
Посещение театров, кинотеатров
На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Потом уже дети сами выбирают место и темы просмотров.
Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий»
Это интересная увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Познавая себя, окружающий мир, других людей ребенок в любую минуту может получить понимание и поддержку близкого человека.
Совместная деятельность родителей и детей.
«Совместная деятельность взрослого и ребенка» — это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва
Предлагаю рассмотреть опыт организации совместной деятельности взрослого и детей.
Следует отметить
, что деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и тоже время предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Данная деятельность
отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможностью свободного размещения, перемещения и общения дошкольников в процессе образовательной деятельности).
Наиболее подходящая форма это творческая мастерская.
Почему все-таки творческая мастерская?
Потому что:
- сближение с родителями воспитанников,
- сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка,
Творческая мастерская как раз и дает такую возможность.
- творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.
Творческий союз родителя и ребенка, их
тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Педагоги, в свою очередь
, показывают возможности ребенка в усвоении знаний, умений общаться с взрослыми и сверстниками, достижения или трудности, имеющиеся у конкретного ребенка, пути их исправления.
Задача взрослых
построить отношения с родителями конструктивным образом, оказывать им поддержку и помощь.
Таким образом, творческая мастерская
– как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным мостиком от детей к родителям, от родителей к детям и от педагогов к родителям и детям,где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Например, центральное место
в «мастерской» занимает общий стол, за которым дети располагаются по желанию, свободно общаются друг с другом. Потеряв интерес к общему делу, ребенок волен встать и заняться тем, что ему интересно. Поведение мам или бабушек (а на таких встречах в большинстве случаев присутствуют именно они) предсказуемо: «Сядь и доделай!».
Для родителей важно объяснить
, что главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. И если мама продолжает заниматься общим делом, она может привлечь внимание ребенка на следующих этапах: «Смотри, как замечательно получается! Хочешь – закончим поделку вместе?» и т.д.
Вывод:
Такие встречи помогают взрослым понять, что дети имеют право работать в своем темпе. Если ребенок один, его часто подгоняют: «Что ты медлишь? Закрашивай (наклеивай, вырезай, лепи, рисуй) быстрее!». Когда он трудится и творит в кругу ровесников, темп совсем иной. И порой медлительность становится импульсом для творчества. К тому же работа в медленном темпе дает шанс научится планировать: это я сделаю сейчас, а это – завтра.
В ходе совместной деятельности
«Вечерних мастерских» создается игровая ситуация, в которой дошкольникам и их родителям предлагается в игровой форме освоить разные техники создания поделок, картин, книг.
Изучая предложенную тему, дети с родителями обмениваются информацией о технологии создания того или иного продукта, обогащают активный словарь в ходе игр. Родители наблюдают за деятельностью детей и участвуют в ней, получая представление о многообразии дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка.
Доброжелательная атмосфера семейного вечера вызывает неповторимые эмоции от совместного творчества, во время которого органично и незаметно решается целый комплекс задач:
1. Образовательных:
— развитие у детей представления о характерных особенностях животных, настроения людей, семьи;
— обогащение активного словаря словами тематических групп в соответствии с темами «Животные», «Семья», «Сказки» развитие грамматического строя речи;
— ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного;
— формирование умений в творческой деятельности;
— обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через совместную деятельность.
2. Развивающих:
— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, а также произвольности внимания и деятельности;
— развитие коммуникативных умений, навыков партнерской деятельности с взрослыми;
— развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению;
3. Воспитательных:
— воспитание чувства товарищества и желания прийти на помощь;
— формирование мотивации к совместной деятельности;
— воспитание любви к миру природы, семьи и рукотворному миру;
— формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей;
— сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
4. Здоровьесберегающих:
— создание доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых, атмосферы радости и добра, создание чувства группового единства;
— развитие общей и мелкой моторики.
Кроме того, в данной совместной деятельности реализуются следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Для успешного выполнения оздоровительных и воспитательных задач в деятельность включены композиционные приемы здоровьесберегающих технологий.
В творческих мастерских были использованы разные формы. Готовые работы: книги, картины, поделки, рисунки «живут» в группе, украшают холлы. Книги получили большой интерес среди детей, родителей, педагогов. Ведь их можно полистать, взять домой и рассказать в семье как, кто провел лето, у кого какая любимая игрушка, каким спортом занимается семья друга и тд. Книги использовались детьми, родителями и педагогами других групп.
Через использование книги выполняется важные речевые задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Пусть это творчество родителей, но ведь главный герой всего этого ребенок. Все для него и ради него!
Таким образом, система совместной работы с детьми и родителями, созданная мною в тесном содружестве с моими коллегами и родителями в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться. Она позволит нам решать успешно вопросы оздоровления детей, ведь «самое большое в жизни достояние человека – это здоровье и разум» (из заповедей Будды).
Статья » Роль совместной деятельности детей младшего школьного возраста и родителей»
Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей.
В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Что же такое творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической значимостью. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.
Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить.
Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие Вашего совместного творчества – не нужно заставлять! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие!
Основные формы сотрудничества педагогов, детей и родителей.
1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нем присутствуют только родители обучающихся), так и общим, когда в нем участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведется протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания. Главным предназначением собрания является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
2. Формы познавательной деятельности:
– общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);
– творческие отчеты по предметам, например, в виде предметного вечера;
– открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);
Участие в совместной деятельности с детьми поможет Вам и Вашему ребенку легко адаптироваться к требованиям школьной программы.