Методическая разработка «Применение ИКТ в работе с родителями»


Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов и родителей

 В статье обосновывается актуальность эффективного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ с применением средств ИКТ.

Ключевые слова: электронная почта, страница группы в социальной сети ВКонтакте, средства ИКТ, сеть Интернет, образовательные маршруты

Перед педагогами дошкольного образования в настоящий момент поставлена сложная задача: с одной стороны, обеспечить преемственность между ступенью дошкольного образования и последующими ступенями, а с другой стороны — не нарушить тот «сладостный и тонкий» мир детства, в котором ребенок развивается и познает окружающий мир и находит свое место в нем. Учитывая все особенности дошкольного возраста, его потенциал и ограничения, педагог ДО выстраивает систему образования, воспитания и обучения будущих творцов окружающей реальности. В столь сложной задаче неоценима роль родителей, и совершенно закономерно Новый Федеральный закон об образовании в РФ закрепляет за родителями «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» (ст.44, п.1). В итоге мы получаем триаду задач, стоящих перед современным педагогом ДО:

  1. Обеспечить преемственность ДО и последующих уровней общего образования;
  2. Сохранить самоценность и уникальность детства как важного этапа в развитии человека;
  3. Наладить социальное партнерство как форму эффективного взаимодействия между субъектами образования (воспитателями и воспитанниками, педагогами и родителями и т. д.)

Для решения всех трех задач мы обращаемся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: задача преемственности решается с помощью целевых ориентиров ДО на этапе его завершения, закрепленных во ФГОС; задачи сохранения уникальности и самоценности детства, а также налаживания партнерства между субъектами образования решаются с помощью постановки требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы, также закрепленных в стандарте.

В творческом поиске по реализации этих задач на практике коллектив ДОУ решил углубить работу с родителями, используя средства ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для осуществления дифференцированного подхода в работе с родителями, основные постулаты которого:

− взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

− соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

− учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

− сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

− взаимосвязь разных форм работы с родителями;

− одновременное влияние на родителей и детей;

− обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Современные родители активно пользуются социальными сетями, смартфонами, различными мобильными приложениями. Это большой ресурс для налаживания эффективной коммуникации и дифференцированного взаимодействия. Нами были использованы следующие инструменты: электронная почта родителей, страница группы в социальной сети ВКонтакте, мобильное приложение Viber, образовательные маршруты.

В первую очередь была создана база данных электронных адресов родителей. Связь с родителями по электронной почте позволяет обмениваться большими объемами информации, к примеру очень удобно с помощью этого ресурса оснастить каждого родителя законодательными материалами по вопросу дошкольного образования (Конвенция о правах ребенка, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Новый ФЗ об образовании в РФ № 273 ФЗ, ФГОС и т. д.). Владение родителями данной информацией делает общение педагогов и родителей более осмысленным и целенаправленным.

Следующим задействованным нами ресурсом стала страница группы в социальной сети В Контакте. Родители сами проявили инициативу по созданию страницы, активно используют ее для обмена фото- и видео-материалами с утренников и других мероприятий детского сада, интересными ссылками по развитию детей, информацией различного характера, касающейся текущей жизни группы. Воспитатель, в свою очередь, может дублировать здесь важные объявления, размещать групповые консультации по различным темам (патриотическому воспитанию, ОБЖ, здоровому образу жизни и т. д.), освещать тематику текущей недели, вносить предложения по развитию группы (например, по оснащению театрального уголка, пополнению уголка конструирования Лего-конструктором и т. д.). Такая страница была создана сначала в одной группе ДОУ, а затем подключились и все остальные группы.

Мобильное приложение Viber, которым оснащены современные смартфоны, — это еще один ресурс для оперативной связи с родителями. В некотором отличии от электронной почты и страницы в социальной сети, это приложение позволяет с еще большей скоростью доносить до родителей ту или иную информацию небольшого объема. При условии доступа в интернет, приложение позволяет передавать по телефону в режиме реального времени бесплатные текстовые, фото- и видео-сообщения как индивидуально, так и группе абонентов. Охват родителей с помощью данного приложения достаточно высок, к примеру в группе № 2 «Дюймовочка», списочный состав которой составляет 33 чел., родительская группа в приложении Viber составляет 24 человека. Таким образом, вместо обзвона 24 человек, воспитатель пишет одно сообщение, которое практически моментально получает вся группа. Диапазон вопросов, решаемых с помощью этого приложения очень широк. Это и вопросы организационно-бытового характера, как например, украшение беседки или участка, определение более предпочтительного времени для родительского собрания и ознакомление с повесткой дня и пр., так и обсуждение вопросов, касающихся образовательных моментов, как например оснащение математического кружка или изобразительной студии. Индивидуальные сообщения в том же приложении очень удобны для родителей, когда им нужно предупредить об отсутствии ребенка, опоздании, задать любой интересующий вопрос относительно состояния ребенка в настоящий момент. Воспитатель может не просто ответить, но сопроводить свое сообщение фото или даже видео. Все это сильно повышает уровень доверия и открытости в общении педагога с родителями.

Еще одним ресурсом, используемым нашими педагогами, является образовательный маршрут — инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет. Образовательные маршруты могут быть обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера, также это могут быть варианты организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ (например, виртуальные экскурсии в различные музеи мира — Московский Кремль https://tours.kremlin.ru/, Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/, сайты детских писателей — https://andersen.com.ua — все сказки Андерсена, https://s-marshak.ru — сайт о жизни и творчестве Самуила Маршака и др.) Этот ресурс открывает бездну возможностей для индивидуализации работы с родителями и детьми. При выявлении той или иной заинтересованности ребенка, склонности к какому-то виду деятельности, педагог составляет образовательный маршрут для совместной работы родителя и ребенка в сети интернет. Это могут быть как вопросы краеведческого характера патриотической направленности, так и вопросы творческого, интеллектуального развития и пр. Возможности поистине безграничны. Материалы образовательного маршрута могут быть представлены как в группе в социальной сети, так и персонально отправлены по электронной почте. Таким образом можно выстраивать как общую, так и индивидуальную траекторию развития группы или ребенка, а в дальнейшем родители охотно участвуют в создании и ведении детских портфолио.

Подводя итог, можно сказать, что использование ИКТ при взаимодействии с родителями усиливает взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; дает возможность учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетать индивидуальный подход к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; поддерживать взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременно влиять на родителей и детей; обеспечивать в работе с родителями определенную последовательность, систему.

Результатом данной работы является также и то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса, охотно задают вопросы и предлагают свою помощь, принимают участие в осуществлении исследовательских проектов с детьми. Анонимное анкетирование родителей, проведенное в группах ДОУ в октябре 2015г. с целью определения уровня удовлетворенности родителей воспитанников работой воспитателя, показало, что 97,6 % родителей довольныпроводимой работой.

Литература:

  1. Аннотированный каталог интернет-ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Составитель: Е. В. Соломина, преподаватель литературы, высшая квалификационная категория. Каменск-Уральский педагогический колледж.2008. — 27 с.
  2. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 218 с.
  3. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41–49.
  4. Детский сад, семья, школа — сотрудничество во благо ребенка: Материалы ІІ Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Минск, 26 апреля 2007 г./ Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. — Минск: БГПУ, — 2007. — 132 с.
  5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. — М.: Просвещение, 2002. — 120 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинОбрНауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета RG.RU. 2013. Электронный ресурс: [https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html]

КОНСПЕКТ родительского собрания в старшей группе на тему «Современные ИКТ. Плюсы и минусы»

Транскрипт

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Березка» Россия, Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п.железнодорожный, ул. Солнечная,2. Телефон: , эл. адрес: КОНСПЕКТ родительского собрания в старшей группе на тему «Современные ИКТ. Плюсы и минусы» подготовила: воспитатель Каширина О.А, СЗД р.п.железнодорожный, 2017

2 При правильном подходе к занятиям на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка. Б. Шлимович Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с ИКТ в домашних условиях. Задачи: — формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста. — формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости. — выработать согласованные действия ДОУ и семьи по правильной организации работы детей с ИКТ. — предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером. Предварительная работа 1. Подбор и анализ литературы по данной теме. 2. Анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных результатов. 3. Подготовка памяток по теме собрания. План родительского собрания 1. Эмоциональный настрой. Вступительное слово воспитателя. Результаты анкетирования. Распределение родителей по группам. (5 мин.) 2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (8мин.) 3. Классификация компьютерных игр, требования к игре дошкольника (3 мин) 4. Подведение итогов собрания. (2 мин). Ход Крикните громко и хором, друзья, Деток своих все вы любите? (да) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я вас понимаю Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажитесь нам? (нет) Последнее спрошу вас я: Активными все будем сегодня мы? (да) Вступительное слово воспитателя.

3 Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей. Так что же приносят компьютеры нашим детям больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере. Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей по вопросу пользования ИКТ в их семье. Подведение итогов анкетирования. Итак мы видим, что отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий в нашу жизни. В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но способствует ли это развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его? Психологи и логопеды бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна. Сидя у экранов телевизора, ребенок не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает. Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом. Поэтому детям не интересны и скучны книги. Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной

4 жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость. Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию. Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Давайте попробуем выявить все «+» и «-» влияния ИКТ на развитие ребенка дошкольного возраста: Одна группа доказывает, что компьютер положительно влияет на ребенка, другая называет отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка. Положительное компьютера влияние Отрицательное влияние компьютера üразвитие мелкой мускулатуры руки, моторики глаза üбольшая нагрузка на üпознавательная мотивация üстеснённая поза üвыработка усидчивости üразвитие остеохондроза üзаболевания суставов кистей рук üулучшение памяти, внимания ü Ориентирование в современных технологиях üпсихическая нагрузка üкомпьютерная зависимость üбыстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение üнервно-эмоциональное напряжение

5 свободного времени üсиндром компьютерного стресса üребёнок забывает о реальном мире üзамена общения Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже в три года может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения. По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх отказ от других занятий, уход в себя. Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми и сверстниками, бывать на прогулке, заниматься физической культурой, то причин для беспокойства нет. А если наоборот, стоит задуматься Очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие игры играет ваш ребенок. Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом: Адвентурные иначе (приключенческие) главным подспорьем в данных играх служат находки различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров. Ролевые целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте. Стратегии цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

6 Игры типа «Убей их всех» — сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры. Развивающие игры которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм. Логические игры развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка. Игры симуляторы т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей. Графические игры связанные с рисованием, конструированием. На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая! Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна. -в игре не должно быть текстовой информации -шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный -изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей -темп движений на экране не быстрый -нежелательно применение системы оценок в баллах -программа должна иметь логическое завершение построен дом, нарисован рисунок А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности. * ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день * лучше играть в первой половине дня * в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз * комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена * мебель соответствовать росту ребенка *расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

7 *после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз * игровую деятельность сменить физическими упражнениями Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер — эффективное средство развития ребенка. Но во всём необходимо соблюдать чувство меры. Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. И напоследок я хочу вам раздать памятки «Профилактика компьютерной зависимости», «Зрительная гимнастика». Конец. ПАМЯТКИ Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее: 1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. 2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три в выходной, но обязательно с перерывами. 3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.) 4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры). 5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

8 6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. 7. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]