Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С


Артикуляция звука [С]

Звук [С] — согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный. В норме к четырём годам у детей сформировано верное произношение свистящих.

Артикуляция звука [С] Губы растянуты в широкой улыбке, видны зубы, между которыми расстояние около 2 мм. Конец языка упирается в нижние резцы, спинка языка занимает позицию «горки». По середине языка образуется желобок, через который идёт холодная струя воздуха. Не используем голос.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Недостатки произношения звука [С]

  1. Межзубный сигматизм. При произношении звука [С] конец языка попадает между зубов. Тем самым препятствует выходу воздушной струи. Выдуваемый воздух становится тёплым. Получаемый звук напоминает [Т].
  2. Носовой сигматизм. Язык уходит назад, губы соединены. Воздух поднимается к мягкому нёбу и выходит через нос. Часто вместо [С] слышно подобие [Х]. Здесь важно убедиться, что у ребёнка нет ринолалии и ринофонии.
  3. Боковой сигматизм. Язык уходит в бок. Причём не просто в сторону, а один край языка вверху, другой внизу. Расстояние между зубами увеличивается. Выдыхаемый воздух идёт по бокам. Произносимый звук напоминает «хлюпанье».
  4. Губно-зубной сигматизм. Издаваемый звук напоминает [Ф]. Верхняя челюсть выходит вперёд. Получается, что нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
  5. Призубный сигматизм. Звук напоминает [Т]. Конец языка одновременно упирается в верхние и нижние резцы. В итоге воздух не может свободно выходить.
  6. Шипящий сигматизм. Конец языка уходит глубже в полости рта, спинка поднимается высоко, по середине языка не образовывается желобок. Появляется «шипение». Напоминает звук [Ш] (шабака).

В случае парасигматизма происходят стойкие замены свистящих звуков. Смягчение не [С], а [С’], также замена на [Т], [Ф]. Т.е. звук не напоминает определённый, в следствии неправильной артикуляции, а ребёнок конкретно заменяет [С], на другой звук.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Постановка звука [С].

Первый этап — подготовительный.

Постановка звука начинается с подготовительной работы, которая включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие речевого дыхания, установление уровня слухового восприятия.

Логопеду необходимо знать, что ребёнок дифференцирует звуки. Если речевое дыхание развито слабо, то возможны сложности в ходе постановки звука. И, конечно, самая важная часть подготовки — это артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляции речевого аппарата— это отличный способ подготовки органов речи.

Примеры артикуляционных упражнений для свистящих звуков:

1.«Улыбка». Губы сильно растянуты в улыбке. Зубы спрятаны.

2. «Лягушка». Ребёнок улыбается широко. Зубы видны и сомкнуты. Удерживаем положение около десяти секунд и отдыхаем. Повторяем 5-7 раз.

«Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам».

3. «Чистим зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «чистим зубы». Водим язычком по внутренней части нижних зубов. Важно чтобы язык скользил ближе к дёснам, а не по краю зубов. Челюсть зафиксирована.

4. «Качели».Улыбнуться, рот приоткрыт, язык поочерёдно поднимается и опускается, кончик языка упирается в резцы (верхние и нижние, соответственно).

«Сели дети на качели и взлетели выше ели. На качелях вверх — вниз, ты качаться не ленись».

5. «Накажи язычок». Приоткрываем рот, кладём язычок на нижнюю губу (стараемся расслабить язык, убрать напряжение). Начинаем пошлёпывать его губами, произносим «пя-пя…..». Надо удержать расслабленный язык около 10 секунд. «Похлопывание» происходят на одном выдохе.

6. «Горка». Открываем рот. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка приподнята вверх.

7. «Мяч в ворота». Вытягиваем губы трубочкой и дуем на «мяч» из ваты в импровизированные ворота. Особенность данного упражнения: мяч должен попасть в ворота на одном выдохе. Также следите, чтобы дети не надували щёки.

Приёмы развития речевого дыхания можно найти в статье «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Время отведённое на артикуляционную гимнастику в среднем составляет 5 минут за одно занятие. Лучше проводить её несколько раз в течение дня. Не стоит ребёнка сразу знакомить со всевозможными упражнениями. Выберите 3 задания и отрабатывайте их. Работа над артикуляцией речевого аппарата — это работа над мышцами и она требует усилий от малыша. Не забывайте, что все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел правильно ли он делает упражнение.

Второй этап — это непосредственно постановка звука [С].

Выделяют три способа постановки звука: по подражанию, постановка от опорных звуков, постановка с механической помощью (зонды, ватные палочки, шпатели). Часто имеет место быть смешанный способ.

Техника подражания подходит, если присутствуют небольшие дефекты звукопроизношения или звук [С] отсутствует. Обязательно на занятии зеркало, так как ребёнок должен видеть вашу артикуляцию и свою.

  • Предложите ребёнку широко улыбнуться, чтобы были видны зубы.
  • Кончик языка напрягаем и упираемся им в нижние резцы.
  • Попросите ребёнка подуть (на шарик, в бутылочку, на пёрышко) и вы услышите звук [С]. Для детей дошкольного возраста важно, чтобы был игровой момент.

Губно-зубной сигматизм — пробуем произнести [С] при раздвинутых губах и обнажённых зубках. Нижняя губа не должна «уходить» вверх. Можно её придержать рукой. Выдыхаемая речевая струя не должна уходить в щёки. Практикуем межгубное дутьё (в бутылку, на свечу). Предложите ребёнку улыбнуться и подуть — получается межзубное дутьё. Следующий этап это спрятать язык за нижние резцы.

Межзубный и призубный сигматизм. Необходимо механическое воздействие. Надавить ватной палочкой на кончик языка и спрятать его за нижние резцы. Придержите язык и попросите ребёнка подуть, а после произнести [С]. Сначала отдельно, а затем в слоге. В случае шипящего сигматизма используется межзубное дутьё, «фыркаем» на язык. Затем практикуем межзубное произношение [С] слогов, слов и фраз. Язык должен зафиксировать необходимое положение. После этого отводим его кончик за нижние резцы.

При боковом сигматизме: межгубное дутьё, межзубное дутьё, межзубное произношение [С] в слогах, словах, предложениях. Затем при помощи механического воздействия уводим язык в за зубы.

Носовой сигматизм. Здесь надо выработать воздушную струю по центру языка (дутьё на свечу, ватку). Начинаем с отработки межгубного дутья, затем межзубное дутьё и произношение [С] в слогах, словах, фразах. Переводим кончик языка в зазубное положение.

Постановка звука [С] — приём «свисток» .

Есть приём постановки [С] , который подходит для всех видов сигматизма.

Назовём его «свисток». Механическое воздействие на язык оказывает сам ребёнок с помощью пальца. В чём суть данного способа? Дошкольник кладёт свой указательный палец (около 2 сантиметров) на широкий язык, который лежит за нижними зубами. Верхними зубками он прикусывает палец. Условно у него «свисток» во рту. При этом губы растянуты в широкой улыбке, при которой хорошо видны зубы. Логопед предлагает подуть ребёнку. Органы артикуляции должны остаться зафиксированными. При таком способе закреплять [С] лучше в обратных слогах.

Третий этап — закрепление и автоматизация.

Постановка правильного произношения изолированного звука это только начало пути. Теперь важно его автоматизировать. Автоматизация проходит постепенно.

Примеры заданий и упражнений на автоматизацию:

• Слоги для повторения отражённо СА — СА — СЫ СА — СЫ — СА СЫ — СА — СЫ

АС — ОС — УС УС — ЫС — АС

СВА СМО СПА (выбирают те звуки, которые ребёнок произносит правильно) СВО СМУ СПУ

• Разучивание чистоговорок.Са – са — са — летит оса. Су — су — су — видели осу? Сы — сы — сы — нет осы. (ребёнок может произносить слоги, а логопед продолжать предложение. Затем можно поменяться местами).

• «Выбери и назови». Перед дошкольником лежат картинки. Его задача выбрать и назвать те, на которых изображены продукты питания. (сок, сахар, диван, сыр, суп, стул).

• Слова для повторения отражённо. Сок, Соня, сова, носок, кусок, сокол, лесок, голосок, колесо, солнце, фасоль.

• «Один — много» Взрослый говорит слово в единственном числе, дети во множественном). Сок — соки собака — собаки насос — насосы

• «Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает, найдя соответствующую картинку.

На суку сидит (сова). В лесу растёт (сосна). Соня пьёт (сок).

• «Назови ласково». (собака — собачка, сова — совушка).

• Работа с сюжетной картиной. Картину подбирайте исходя из отрабатываемого звука. И задавайте соответствующие вопросы.

Ставим звуки [Л], [Л’]

Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».

Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:

  1. Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
  2. Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».

Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.

Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.

Подготовительные упражнения

Перед постановкой буквы

необходимо подготовить малыша, чтобы ему легче было выполнять
задания.Комплекс
упражнений разделен
поэтапно.
Каждый этап проводится в игровой форме.

Не пропустите: Важность правильной артикуляции в развитии речи

Дыхательная гимнастика

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Упражнения необходимы для выработки правильного дыхания во время произношения. Они помогут малышу научится выпускать струю воздуха и контролировать прилагаемую силу для этого.

Методы

тренировки:

  1. Гармошка. Малыш стоит ровно и кладет ладони на животик. Делает глубокий вдох через нос. В таком положении задерживается на 2-3 секунды. После выдыхает воздух используя ротовую полость.
  2. Ветерок. Губы вытягивают трубочкой. Набирают воздух в легкие. Малыша просят сильно дунуть. Ко рту нужно подставить руку крохи, чтобы он почувствовал ветерок из трубочки.

  3. Буря.
    Берут емкость с узким горлышком. Просят ребенка подуть. При этом горлышко пузырька находится возле нижней губы. Правильность струи определяется с помощью звучания.

Совет: Время
выполнения каждого задания не более 3-5 минут. Чтобы малышу не наскучили упражнения их чередуют.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы во время произношения звука С и Сь.

Варианты подходов:

  1. Непослушный язычок. Приоткрыв слегка рот широко улыбнуться. Язык кладут на нижнюю губу. Произносят слог «пя». При этом верхняя и нижняя губы бьют по язычку. Упражнение выполняют постепенно, вдыхая воздух. После на 2-3 секунды оставляют язык на нижней губе без движения. Воздушную струю выдыхают.
  2. Блинчик. Ротик открывают, а губы растягивают в улыбке. Кончик языка кладут на нижнюю губу. В таком положении пребывают 2-3 секунды, а затем повторяют упражнение 3 раза.
  3. Гора. Рот открывают и улыбаются. Кончиком языка касаются задней стенки нижних зубов (альвеол). Средняя часть органа приподнята, как можно выше. После язычок опускают вниз и расслабляют.

Не пропустите: Как поставить и закрепить звук К и Кь

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Начинать гимнастику следует с простых задач постепенно переходя к более трудным.

Важно: чтобы добиться положительных результатов упражняться следует регулярно, не нарушая порядок.

Ставим звук [З]

Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».

Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.

Обучение детей

ФГОС

  • ФГОС дошкольного образования
  • Подготовка к школе
  • Страх перед домашними заданиями
  • Проблемы в школе у детей
  • Задача воспитателей при подготовке детей к школе
  • Подготовка к школе в детском саду
  • Подготовка к школе в развивающих центрах
  • Что такое ?
  • Что должен уметь ребенок к школе
  • Дошкольное образование

Дети

  • Азбука и алфавит
  • Алфавит для детей
  • Азбука по слогам
  • Русский алфавит для детей
  • Развитие мелкой моторики у детей
  • Знакомство детей с книгой
  • Алфавит с пеленок
  • Английский для детей
  • Методики раннего развития
  • Сенсорное развитие детей
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
  • Физическое развитие детей
  • Подготовка к школе
  • Подготовка к школе летом
  • Воображение детей
  • Развитие внимания у детей
  • Упражнения на внимательность
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мышления детей
  • Игры на развитие логическое мышление
  • Развитие логического мышления удетей.
  • Постановка звуков
  • Постановка звука в
  • Постановка звука р
  • Шипящие согласные звуки — постановка звуков у детей дошкольного
  • Постановка звука Щ
  • Как разобрать слово на звуки
  • Слоги для детей дошкольного возраста
  • Игры с буквами для детей
  • Учим буквы. Игра.
  • Обучение грамоте малышей
  • Обучение грамоте уроки
  • Обучение грамоте — программа Гармония
  • Обучение грамоте Журовой
  • Обучение грамоте — методика Перспектива
  • Обучение грамоте УМК Школа России
  • Читаем с персонажами
  • Учимся читать с Лунтиком
  • Фиксики учат читать

Как научить ребенка говорить букву К

Родители зачастую спрашивают логопеда о том, как научить ребенка выговаривать букву к. Ответ только один — самым действенным является метод постоянного выговаривания.

Самое простое задание — регулярно произносить слова с буквой «к»: капуста, клубника, картошка, карточка, книжка, укроп, искра.

При этом важно акцентировать внимание ребенка на эту букву, произносить ее четко и медленно. Основного прогресса в произношении дети чаще всего достигают на занятиях в ДОУ.

Логопедическое занятие на дифференциацию звуков [г] и [к]

Как научить ребенка говорить букву к, если он отказывается заниматься логопедией? Домашние тренировки часто не приносят ожидаемого результата, но в садике логопед использует игровой подход и завлекает ребенка в игру. Для занятия используется готовый конспект.

Ход урока по дифференциации «г» и «к»:

  1. Педагог предлагает ребенку отгадать загадки, в ответе на которые содержатся отрабатываемые звуки. Затем он объявляет тему занятия и цель.
  2. Малышам задают вопрос: «Чем отличаются «г» и «к»?. Дети должны сказать, что у них разное звучание, положение зубов и языка при произношении. Логопед предлагает детям произносить слова, положа руку на горло. Звучание сильно отличается.
  3. Ведется работа с тетрадями. Ребята записывают слоги: гу-ку, ги-ки, го-ко, га-ка и произносят их. Важен быстрый темп и его чередование с медленным.
  4. В конце занятия дети проговаривают чистоговорки: «га-га-га — вышли гуси на луга».

Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

После основного блока занятия дети выполняют разминку, а потом делают упражнение, в котором требуется вставить пропущенные буквы в слове.

Важно! Логопед во время занятия обращает внимание на детей, которым произношение дается труднее всего, и затем проводит с ними индивидуальную работу.

Как поставить звук механическим способом?

Приемы постановки звуков включают в себя и механический способ. Для этого требуется выполнять следующие действия:

  1. Широко улыбнуться, широкий язык расположить между зубами. При этом его кончик должен находиться только на нижней челюсти. Нужно контролировать, чтобы малыш не прижимал орган верхними зубами.
  2. Затем попросить кроху дунуть на кончик язычка, чтобы при этом ощущалась прохлада. Можно поднести руку к ротовой полости и почувствовать выдыхаемую воздушную струю.
  3. Пока малыш дует на кончик языка, необходимо положить на его среднюю линию зубочистку, немного надавив на него. Таким образом, образуется «желобок», по которому потом и будет идти струя воздуха. Просунуть зубочистку нужно примерно на 2 см.
  4. Попросить ребенка подуть. Во время этого будет слышен нечеткий шипящий свист. Тогда понадобится сомкнуть челюсти таким образом, чтобы между ними помещалась только зубочистка, а язык оставался внутри. Также нужно продолжать дуть на кончик язычка, струя должна проходить быть межзубной. Когда челюсти смыкаются, образуется свист, который нельзя прерывать.
  5. Пока малыш производит свист, нужно нажимать на язык зубочисткой разной силой, двигать ею вперед-назад. Это позволит определить, при каком положении звук «С» звучит верно.
  6. Как только это положение будет установлено, можно дальше тренировать произношение. В то время, когда ребенок правильно скажет букву «С», нужно, не торопясь, аккуратно вытащить зубочистку из ротовой полости малыша.
  7. Некоторый период времени он будет продолжать правильно воспроизводить свистящие звуки без этого приспособления, но потом снова может сбиться. Поэтому необходимо тренироваться таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет сам верно выставлять нужное положение речевых органов.
  8. Закреплять результат этого упражнения можно с помощью произношения слогов и слов. Если в составе слова малышу будет сложнее воспроизводить звук, то можно опять применить механический способ.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]