Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста


Нетрадиционные методы и приёмы работы со сказкой

Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.

Лысенко Екатерина Ивановна,

воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №8

А давайте вспомним детство! Что вы любили, когда были маленькими? Когда я была маленькой, я любила семейные, тёплые вечера; вся семья собиралась вместе и постоянно чувствовалась любовь и забота родителей. Я подолгу могла слушать и читать художественные произведения, но больше всего мне нравились сказки, которые «уносили» меня в этот волшебный, удивительный мир.

Сегодня, мы часто слышим, что дети не любят читать, они стали заложниками компьютеров и телевизоров. Так кто же в этом виноват? Я считаю, что виноваты, прежде всего, мы – взрослые. Именно мы недостаточно уделяем внимания, чтобы пробудить у ребёнка любовь к книге. Многие родители сами не испытывая потребности в чтении, не понимают что не читая своему ребёнку, упускают важные в его жизни моменты. Ведь читая, мы дарим ребёнку ощущение тепла и спокойствия, оставляем в его душе незабываемые впечатления о детстве, воспитываем любовь к книге и тем самым помогаем им стать читателями. Как избежать этих ошибок и воспитать у ребёнка любовь к книге и чтению? И вот здесь — то нам и приходит на помощь сокровище народной мудрости — русская народная сказка. Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме. И надеюсь, что использование нетрадиционных методов и приёмов в работе со сказкой помогут Вам поддержать интерес ребёнка к книге и чтению:

1.Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

2.Изготовление книги по сказке.

Цель. Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.

3. Назови героя.

Цель. Учить детей объединять героев по заданному признаку, развитие памяти, внимания, интереса к сказкам.

Описание. Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок, например — Назовите мне героев-мальчиков (Кай из «Снежной Королевы», Пьеро из «Золотого ключика»).

4. Действия героя.

Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

5.Поможем герою.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

6.Шаг за шагом.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

7.Помоги герою найти свою сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

8.Встреча с героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Описание. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

9.Отправим смс-сообщение.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Описание. Воспитатель предлагает детям «написать» в смс-сообщении пожелание герою сказки.

10.Узнай сказку по песенке героев.

Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.

Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя, например: ∙ Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»).

11.Сказочные слова.

Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Описание. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

12.Покажи мимикой и жестами.

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

13.Шкатулка.

Цель. Развитие речи, памяти, мышления.

Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.

14.
Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

15.Верно — неверно.

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.

16.
Хорошо-плохо.
Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Описание. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

17.
Реклама.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.

Описание. Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.

18. Собери цепочку.

Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.

Описание. Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.

19. Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз.

Цель. Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Описание. Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. Пример: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали, (запах сажи, шерсти волка, кипящей воды). Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

20. Ложная альтернатива.

Цель. Развитие внимания, связной речи.

Описание. Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов «или-или», но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?

21. Круги Луллия.

Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Развитие воображения, творческого подхода к действиям, логического мышления, умения решать возникающие проблемы.

1.

Описание. 1-й круг – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болота, леса, комнаты, деревни, чудесного сада); 2 -й круг – дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев. — Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет. (Баба Яга живёт в лесной избушке). — Раскрути круги и скажи, сюжет из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место действия. (Колобок живёт в деревне).

2.

Описание. На 1 –м круге – картинки с изображением сказочных героев. На 2 –м круге — схематично обозначены черты характера героев.

Выбери героя и объедини его с основной чертой характера. ( Лиса хитрая). – Раскрути круги и скажи, герой из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и объедини его с новой чертой характера. (Баба Яга из сказки «Гуси – лебеди» стала весёлой).

22. Использование мнемотаблицы в работе со сказкой.

1. при пересказе сказок

, например сказка «Репка».

При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.

2. в различных играх:

«Нарисуй сказку»

Цель:

научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры

. Детям читают сказку и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок (мнемотаблицы), по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

«Где начало рассказа (сказки)?»

Цель:

учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.

Ход игры

. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

«Какая карточка не нужна?»

Цель:

научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры.

Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной последовательности, но одну карточку берут из другого набора мемотаблицы. Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить рассказ.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.

Литература

1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.

2.Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» — М.: Эксмо, 2006.

3. Пропп В.Я. «Морфология сказки».

4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет».

5. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой».

Музыкальная сказка в ДОУ

  • 8 июля 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Как известно, музыкальный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области дошкольного музыкального воспитания музыкально-театральная деятельность детей представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Этот факт и обуславливает мой интерес к теме: «Музыкальная сказка для дошкольников. Этапы создания, методы и приемы разучивания» в дошкольном образовательном учреждении.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей.

Сходными являются формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская. Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольного возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Природная предрасположенность дошкольников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём с удовольствием.

Приобщение детей 5-7лет к музыкально-театральному творчеству в условиях нашего детского сада осуществляется в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.

И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения – эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.

Процесс создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира.

Видеофрагмент сказки «Как избушка стала дворцом» (6,8 MB)

Автор: Энглена Александровна Тонкова, музыкальный руководитель высшей категории МДОУ № 26 города Павлово Нижегородской области, стаж работы 15 лет. Фото автора Энглена

«Музыкальная сказка в дошкольном образовательном учреждении: этапы создания, методы и приемы разучивания».

Автор Кувшинова Е. Б.

«Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов за образами, она разумеет художественно и символически глубокое духовное состояние» И.А. Ильин

Как мы относимся к сказке? Ведь сказка совсем не отражает нашу жизнь, и дети должны жить в реальном мире, быть в курсе развития науки и техники. Дети очень любят книгу, с замиранием сердца слушают сказки, небылицы, листают странички, рассматривая даже самые незамысловатые картинки, сопереживают героям, играют со сказкой.

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Всем известно, что самым популярным жанром устного народного творчества является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с его рождения и не только развлекает, но и воспитывает его умственно и эстетически. Как ребенок относится к героям и событиям сказки, так и складываются основы его чувств, моральных представлений. Сказка обязательно дает детям уроки на всю жизнь, а именно «уроки физической и нравственной чистоплотности».

Сказка — это сильнейшее педагогическое средство, значительная область художественной педагогики, уходящей своими истоками ещё в доисторические времена. Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребёнка, с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых — знакомые незнакомцы. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека, растения, приобретающие невиданные качества, люди, совершающие необычные подвиги и поступки и в тоже время все персонажи сказок были хорошо знакомые детям, многие из них живут рядом. Сказки развивают и воспитывают ребёнка, но такое воспитание воспринимается им с удовольствием, ведь сказки увлекают в мир неизведанного и таинственнного.

Эстетическое воспитание детей на материале народной сказки сейчас очень актуально. Решение такой проблемы требует серьезной работы, характер и содержание которой и обусловливаются самим литературным произведением, сказочным героем, а также возрастом детей и уровнем их развития. Сказки — это очень понятный, любимый детьми жанр, огромная часть национальной культуры. Сказки учат доброте, сопереживанию, честности, они несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. Поэтичность языка, пробуждаемые глубокие чувства рождают в детской душе прекрасный эмоциональный душевный отклик.

Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: различные межнациональные конфликты, преступность, алкоголизм, наркомания, разгул вседозволенности, равнодушие к людям старшего поколения и инвалидам, появление детей-сирот при живых родителях. Все это выносит проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников на первый план.

Дошкольный возраст — важный период в жизни ребенка. В это время происходит слияние ребенка с миром социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В связи с этим одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания, предусмотренной Концепцией дошкольного воспитания,является «гуманизация педагогического процесса, предполагающая прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним». В «Программе воспитания ребенка-дошкольника» принцип воспитания деятельной гуманистической направленности ребенка через приобщение его к общечеловеческим ценностям во всех видах деятельности также выдвинут как ведущий.

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания дошкольников.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В детском саду уделяется большое внимание эстетическому воспитанию дошкольников. И одним из направлений данной работы в ходе поликультурного развития стало ознакомление детей со сказками разных народов.

В ходе работы в центре внимания были русские, мордовские и финские народные сказки, имеющие важное значение в формировании у дошкольников комплекса нравственных качеств. Подбор фольклорных произведений для чтения осуществлялся в направлении расширения и углубления круга нравственных представлений и чувств.

Для воспитания эмоциональной восприимчивости к образам художественной литературы и обогащения нравственных чувств мною отбирались такие народные сказки, которые вводили детей в область более сложных переживаний и в то же время могли ассоциироваться с их жизненными впечатлениями. Очень важно было вызвать у детей беспокойство за судьбу героев, размышления об их поступках.

Одним из ключевых вопросов было выделение критериев отбора народных сказок с нравственной направленностью. Одним из главных критериев являлась высокая художественная и воспитательная ценность произведения. Сказка, как и любое художественное произведение, представляет собой сложный комплекс, систему идей, мыслей, выраженных в богатых, ярких образах. Взаимоотношения героев, их поступки и действия, их чувства, переживания, мысли, особая ситуация, в которой они находятся, — все это сильно действует на чувственное восприятие детей и способствует формированию их нравственных качеств.

Наличие действенного сюжета, его увлекательность также учитывались при выборе народных сказок. Сюжет должен был развиваться вокруг одной основной мысли, так как ребенок дошкольного возраста не может охватить в одно и то же время несколько идей. Увлекательный сюжет вызывает у детей желание действовать.

Одним из критериев является ассоциативность. В сказках особенно интересует детей наличие ярких, динамичных образов персонажей, которое активизирует их желание быть такими, как они, пережить их чувства, мысли, поведение. Важным критерием отбора была доступность сказки. Ее язык должен был быть простым, но не примитивным.

Цель: воспитывать у детей любовь к сказкам разных народов, учить сопоставлять и сравнивать образы героев через литературное произведение, иллюстрации и изобразительное искусство.

Теоретическая база опыта

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых, в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели только лишь забаву, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

А ведь мысль сказки всегда проста — хочешь себе счастливой жизни — учись уму-разуму. В сказках содержатся правила общения людей между собой, вежливого обращения друг к другу, признаки уважительного отношения к старшим, высказывания (» поклонился в пояс»,»добрый день вам», » ты бы сначала накормила, напоила…»)

Влади́мир Проко́пьевич Ани́кин (род. 6 августа 1924 года) — советский и российский филолог-фольклорист, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова указывал, что » сказки своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью»

В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениями понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Важным является воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений между людьми. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Сказки содержат своеобразную базу нравственного воспитания. Они в доступной детскому пониманию форме повествуют о героизме и мужестве, правдивости, честности, утверждают идеи победы добра над злом. Великий педагог-гуманист двадцатого века В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Сказка для маленьких детей — не просто рассказ о фантастических событиях. Это -целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю… Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз oткрывaeт в ней что-то новое… Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое личное отношение к плохому и хорошему ». Сказка неотделима от прекрасного, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо некое благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления, выражает своё отношение к добру и злу. Народные сказки высоко ценили наши известные детские писатели -К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль. Чингиз Ай.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В связи с вышеизложенным в нашей группе ведутся занятия по ознакомлению воспитанников с историей и бытом мордовского, финского и русского народов, знакомство с их культурой, что невозможно без приобщения детей к фольклору. Отличительной чертой и русских и мордовских и финских народных сказок является принцип, осмеивающий лень, тупость, жадность, зло и восхваляющий трудолюбие, ум, находчивость, добро.

Успешное выполнение цели и решение задач по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок во многом зависит и от того, насколько изучено существующее состояние дел в этой области, какого уровня достиг положительный опыт.

В ходе его изучении мною были выявлены знания детьми русских, мордовских и финских народных сказок, соответствующих их возрасту, и отношение к ним, установлено отношение дошкольников к героям народных сказок, определены уровни сформированности у дошкольников нравственных качеств, и определено отношение родителей к использованию народных сказок в нравственном воспитании своих детей.

Задачи:

Социально — коммуникативное развитие: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие: владение речью, как средством общения. Обогащение активного словаря. Знакомство с книжной культурой

Художественно-эстетическое: восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

Предварительная работа: участие детей в русских, мордовских народных играх, чтение русских, мордовских и финских народных сказок, рисование и аппликация элементов узоров народных костюмов.

Благодаря возрастным особенностям детей- подражательности, рефлексивности,- у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера. Педагогу следует учесть, что большое количество сказок и их многообразие позволяет найти и посоветовать каждому ребёнку тот или иной пример для подражания героя сказки. Очень важно не только найти пример, но и поддержать выбор ребенка. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребёнку. Он может рассказать о том, чем нравится ему герой, и чему бы он у него хотел научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности ребенка. Таинственный, волшебный мир, наполненный чудесами, всегда привлекает детей, даёт возможность оценивать его, высту-пать на стороне того или иного персонажа, активно действовать в воображаемом мире, творчески преобразуя его. Перевоплощаясь в сказочных героев, в играх- драматизациях, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Сказка несёт в себе положительный эмоциональный заряд, пробуждая у детей, да и у нас, взрослых, целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Педагог должен акцентировать внимание детей на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. Лучше подтвердить это примерами из сказок. Для того чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться. Относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие. Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному. Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных друзей. Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения дошкольников с целью повышения его воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости таит в себе народная сказка. Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:

-развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;

— обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;

— возникновение у ребенка под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;

— содействию усвоению детьми речевого этикета;

— формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.

Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков. Сказка всегда нам нужна. Она не только забавляет, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и творчество, воображение. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу — как никогда прежде.

Анализ результативности.

Педагогу необходимо обратить внимание на развивающую среду группы.

В группе можно создать сказочный уголок, в котором будут размещены герои сказок разных народов, художественные книги и рисунки детей и их родителей, различные фотоколлажи, пальчиковый театр, костюмы для театрализованных игр.

Игры — драматизации

Ситуации, занятия, наблюдения, игры с детьми (групповые и индивидуальные).

Ежедневное чтение сказок.

Совместная деятельность педагога, детей, их родителей. Оформление мини-выставок, поделок и рисунков «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «На какого сказочного персонажа я хочу быть похож и почему», «Моя мама — принцесса из сказки», «Мой папа- доблестный рыцарь».

Подготовка консультаций для родителей по данной тематике

«Читаем и показываем сказку», «По дорогам сказок», «Читайте детям сказки!»

Проведение тематического родительского собрания «Роль народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», мини – викторина

« Узнай сказку!».

Волшебная мастерская: родители принимают участие в изготовлении пальчикового театра и изготавливают книжки — малышки на тему

» Герои сказок финского, мордовского и русского народов»

По необходимости со стороны взрослых, исполнителей проекта оказывать ребятам практическую помощь, а также направлять и контролировать осуществление данного проекта. В ходе реализации проекта у детей должно происходить формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проводится анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе творческой деятельности. Оформляется книжный уголок. Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудности работы заключается в том, что для дошкольников и большинства педагогов тема народной сказки не вызывает огромного интереса. Как рассуждают? Ну, сказка и сказка, ничего особенного. А ведь нужно постараться и найти в этой проблеме то самое зернышко, ту самую тонкую ниточку, которая приведет нас к пониманию самой сути проблемы.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, студентами педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

Опыт отражает инновационные подходы к проблеме нравственно-эстетического воспитания детей через сказку. И при определенном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно — художественной ценности произведения, правильной организации последующей деятельности детей, народные сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Приложения.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

«Сказки из лукошка бабушки — Рассказушки»

Цели: Познакомить детей с разными образами одного и того же сказочного персонажа — лисой через текст сказок русского, мордовского и финского народов и иллюстраций к ним. Продолжать сопоставлять сказки, учить анализировать поступки, сравнивать характеры лисы в различных произведениях, обогащать словарный запас детей, делиться своими рассуждениями. Развивать память, творческое воображение, воспитывать любовь к народным сказкам разных народов, уважение к народному культурному наследию.

Задачи:

Социально — коммуникативное развитие: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие: владение речью, как средством общения. Обогащение активного словаря. Знакомство с книжной культурой

Художественно-эстетическое: восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами

Предварительная работа: участие детей в русских, мордовских народных играх, чтение русских, мордовских и финских народных сказок, рисование и аппликация элементов узоров народных костюмов.

Материалы: Лукошко, книга со сказками «Лиса и медведь» (мордовская), «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» ( финская), народные игрушки и скульптуры малых форм с изображением лисы, акварель, бумага, простые карандаши, иллюстрации с изображением Лисы.

Содержание:

Тары — бары, растабары,

Посидим у самовара,

Чаю сладкого попьем,

Сказки-сказочки прочтем…

В гости к детям приходит бабушка — Рассказушка и приносит книгу со сказками «Лиса и медведь» (мордовская), «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» ( финская).

Просит детей определить по иллюстрациям, как называются эти сказки, подводит детей к выводу, что одна из главных их героинь — Лиса.

Дети вспоминают каждую сказку, бабушка пересказывает или зачитывает фрагменты сказок, дети рассматривают иллюстрации.

Проводится беседа по сказкам:

— Как называется сказка?

-О чем в ней рассказывается?

-Почему Лиса является одной из главных героинь сказки?

-Какая она? Назовите черты характера Лисы. ( Дети высказывают свои оценки, педагог помогает им дать мотивированный ответ)

-Чем Лиса в русской народной сказке отличается от Лисы — героини мордовской и финской сказок?

-На иллюстрациях к русской сказке Лиса обута в лапти ( лапотки) , во что обута Лиса на иллюстрациях к мордовской и финской сказке?

-Одинаковы ли наряды Лисы на иллюстрациях?

-Чем они отличаются?

-Знаком ли вам орнамент мордовского и русского костюмов? Какие элементы финского узора вы знаете?

-Лиса из какой сказки вам больше всех нравится? Почему?

-Какие сказки про Лису вы еще знаете?

Выслушав ответы и рассуждения детей, педагог подводит итог и дети делают выводы о том, чем похожи сказки и чем они отличаются, анализируют поступки лисы и сравнивают характеры Лисы в разных сказках.

В своем волшебном лукошке бабушка — Рассказушка принесла для рассматривания фигурки Лисы, народную игру «Хитрая лиса», и маленькую песенку.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычко драла,

Себе лапотки плела!

В лукошке для ребят находится еще один сюрприз. Это краски и бумага. Бабушка — Рассказушка предлагает детям нарисовать Лису из любой понравившейся им сказки.

Дети рисуют Лису, в ярких, нарядных костюмах русского, мордовского и финского народов, дарят рисунки друг другу и Бабушке — Рассказушке.

Составила Кувшинова Е.Б. воспитатель

Приложение.

Финская сказка

Сорока, ворона и лисица

У сороки было на дереве гнездо. Подошла к подножию дерева лисица и говорит: «Я срублю это дерево, чтобы сделать лодку-долбленку». Сорока взмолилась: «Не руби, у меня пять птенчиков, они все погибнут, если дерево повалится». Лиса сказала: «Если дашь мне одного птенчика, то я всё-таки оставлю это дерево в покое». Сорока отдала.

На другой день лиса опять пришла и сказала, что не нашла другого подходящего дерева для лодки-плоскодонки. Сорока снова стала просить, чтобы она оставила это дерево. Отдала еще одного птенца.

Ворона пришла в гости к сороке – они были ведь приятельницами – и спросила: «Куда делись два твоих птенца?». Сорока сказала: «Сюда приходила лиса дважды поутру, и унесла их, иначе собиралась срубить всё дерево». Ворона сказала: «Вот ты глупая, никакого она дерева не сможет срубить, у нее же нет ни топора, ни пуукко».

Лиса пришла в третий раз, опять принялась говорить: «Я пока не нашла другого подходящего дерева, я всё же это срублю, если ты мне не отдашь еще одного птенчика». Сорока стала смеяться и сказала: «Да как ты дерево срубишь, у тебя же нет ни топора, ни пуукко!». Лисица спросила: «Кто тебя до такой мудрости надоумил? Уж не ворона ли? Ничего, я ее еще саму обману».

Пошла на открытую поляну, высунула язык, лежит там совсем как мертвая. Ворона прилетела, долго ходила вокруг лисы. Щелкала, щелкала клювом… Тут-то лиса схватила ворону и собралась съесть. Ворона говорит: «Пойдем туда, в развалины, а то ведь люди будут смеяться, что ты живую меня пожираешь!». Лисица поволокла ворону в зубах, старается изо всех сил, ворона говорит: «Успокойся ты, я и сама пешком дойду!». Лиса уже позабыла, что та умеет летать, и выпустила ворону из зубов. Тогда ворона тотчас же взлетела в воздух, а лиса осталось обдумывать, знать, не у нее одной в голове вся мудрость.

Русская народная сказка

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Мордовская сказка

Лиса и медведь

Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:

— Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.

— А ты меня не обманешь?

— Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. — обиделась лиса. -Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.

-Ладно, — согласился медведь.

Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал — семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову — теперь сама не рада.

Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:

— Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?

Ботва у репы была сочная, густая. «Возьму-ка я вершки, — надумал медведь. — В корешках много ли проку!..» Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним: «Эх ты, детинушка-простак!»

Рассердился медведь. «Ладно, — думает, -в другой раз я не оплошаю».

Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:

— Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь — знаю, как надо выбирать.

Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:

— Соху тянуть — это что! Попробовал бы ты за сохой ходить…

Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.

— Что себе возьмёшь, Мишенька, — спрашивает лиса, — вершки или корешки?

— Корешки! — сказал медведь.

— Как хочешь, соседушко, как хочешь, -умильным голосом пропела лиса. -Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся.

Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.

— Ну, — говорит, — соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.

Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревёт — ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк — и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза — а лисы давно и след просты

ДЕТСТВО-ГИД

В соответствии с ФГОС дошкольного образования педагог должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях эти личностные качества. К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей по ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Необходимо сказать, что сказки, равно как и многие художественные произведения, недостаточно используются в семье и в системе дошкольного образования для развития детей. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, волк злой, колобка всегда жаль, поделом и пушкинской старухе, оставшейся у разбитого корыта. Потому что одна из задач развития речи дошкольников, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. А нетрадиционно – это, значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Лариса Борисовна Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» представила универсальную схему, помогающую использовать сказку нетрадиционно, при помощи творческих методов, тем самым способствующую развитию речи дошкольников. Она выглядит следующим образом: Название сказки. 1. Нравственный урок. 2. Воспитание добрых чувств. 3. Речевая зарядка. 4. Развитие мышления и воображения. 5. Сказка и математика. 6. Сказка и экология. 7. Сказка развивает руки.

Предлагаемые семь разделов выбраны условно, их может быть и больше, и меньше. Несомненно, что каждая сказка по своему содержанию выдвигает на первый план лишь 1-2 из поставленных проблем, остальные будут второстепенными, сопутствующими. То есть, педагоги могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретной возрастной группы детей. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется раздела «математика» или «экология». Важно, чтобы Вы, работая по этой схеме, могли творчески перестроиться, переработать сказку на любое важное для Вас направление. Это может быть и географическое путешествие, и экскурс в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. Направлений можно сформировать бесконечное множество. Эта схема — лишь образец для творческой работы воспитателя со сказкой.

Давайте рассмотрим методику выполнения наиболее часто повторяющихся заданий и вопросов. Для чего необходим «нравственный урок»? При данной методике он берет на себя нагрузку дать такое пояснение: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она ребенка, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть – вот главная задача. Например, в сказке « Кот в сапогах» можно рассмотреть пословицу «Чужими руками жар разгребать». С данной позиции кот не может служить примером для подражания. Разве можно подражать тому, кто ради достижения цели легко обманывает, некрасиво ведет себя? «Рукавичка». Предлагается раскрыть нравственный урок с помощью поговорки «В тесноте, да не в обиде». Не в обиде, но в ущерб кому-то (дед потерял рукавичку, ему холодно). Предложите детям на их уровне решить эти противоречия. А может не так это плохо и для деда – баба свяжет ему новые. «Принцесса на горошине» — изнеженность принцессы.

«Воспитание добрых чувств». Нет необходимости кого-то убеждать в важности поставленной проблемы. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Вспомните вместе с детьми, – каким они представляют себе доброго человека. Любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В данном случае сказки играют не последнюю роль по следующей причине: дети любят героев сказки, они становятся для малышей родными, близкими, а значит, могут быть примером для подражания. Задача воспитателя – направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Объясняйте детям, что добрый человек не любить людей, не может не проявить щедрость души, он сочувствует, сострадает, уважает других. Он не может быть завистливым, грубым, наглым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств. Педагог может применить такие методические приемы: • докажи, что герой лучше всех; • кого тебе жалко в этой сказке; • как бы ты поступил на месте героя или других персонажей. Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Не менее важно сделать нашу речь эмоциональной, образной, красивой.

На решение этих проблем направлен третий раздел по развитию речи дошкольников – «Речевая зарядка». Так какие же игры для детей будут способствовать воспитанию речетворчества, развитию речи и ее активизации? 1. Это умение задавать вопросы. По мнению психологов (А.Запорожец, Л.Венгер и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить вопрос героям, к примеру, сказки про курочку Рябу (деду, бабе, курочке или мышке). 2. Конструирование слов, словосочетаний и предложений. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно: • придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок); • срифмовать два слова (кузнец – удалец, лягушка — квакушка), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям, как предвестникам словотворчества; • составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку» (Колобок – Колобок катится – Колобок катится по дорожке – Колобок катится по зеленой дорожке и т.д.). 3. Записки, телеграммы, короткие письма. Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, которые есть в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. К примеру, сказка «Красная шапочка». Решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю). Необходимо заметить, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность или предупреждать об опасности. Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно. 4. Фразеологизмы и пословицы. До недавнего времени считалось, что ребенку трудно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф.А.Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, можно предложить почти к каждому произведению специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них будут точно соотноситься с основным смыслом сказки, другие менее подходить. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, пословица «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике как празднике проводов зимы, встречи весны, с блинами, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда коту масленица. А когда ясен для малыша смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, где к героям можно было бы отнести ее с полным основанием. 5. Новые названия для сказки. Для развития речи чаще прибегайте к испытанному методу – придумыванию новых названий известных уже сказок, не искажая идеи произведения. Например, сказка «Рукавичка». Новые названия –«Дружный домик», «Рукавичка и звери», «Новый домик для зверей» и т.д. 6. Следующая развивающая игра для детейвведение вместо привычного героя, придуманного нового персонажа. Это нужно: • для поддержания интереса к сказке, • для того чтобы нарушить привычные стереотипы, • чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. Этот метод можно назвать условно «Введение частицы «не»» (Не репа выросла на грядке, а…, Не Красная Шапочка, а…, Не Иван-царевич, а…). 7. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки или создать элемент неожиданности, можно прибегнуть и к такому приему: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов. Не надо вводить ребенка в столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Предложите детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись и убежали из сказки, давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у ни-ку-ря-сне-ку-ря и т.д.». 8. Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками: • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; • сочинить длинное и в то же время смешное слово (о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»); • разобрать слова с одинаковым с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука –мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер); • объяснить происхождение слова. В сказках присутствует множество слов, этимологию (происхождение) которых нужно будет объяснить (закоулочки); • произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса». 9. Взаимосвязь речевой и умственной деятельности. Для развития речи можно предложить детям задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних или только диких животных). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух – лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление. 10. Сказка должна развивать и общение. Для развития речи и общения дошкольников предложите игру для детей «Интервью». Для достоверности дайте ребенку микрофон или его заменитель. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти моменты диктуются сюжетами сказки и вы можете придумать сами. 11. Развитие мышления и воображения. Суть его такова – объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Или взять начало от одной сказки, а концовку – из другой. Это нелегкая работа и для взрослых. Ведь нужно логично вплести новых героев в сюжет, придумать иное содержание. В данном случае ак-тивную роль играют и речь ребенка, и его воображение. В этой работе руководи-телями и организаторами, несомненно, явля껋тся взрослые. 12. Постановка проблемного вопроса. Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказки. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка?) Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы). К примеру, «А если бы Людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?» Или «В каких еще сказках встречаются кошки и мышки?» Или после прочтения «Золушки» дети при Вашем участии называют таких же добрых, красивых, трудолюбивых героинь из других сказок (Хаврошечка, сестрица Аленушка).

О связи сказки и математики. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В данном случае сказка – очень хороший исходный материал. Тем более что математическое начало во многих сказках находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик»).

Через сказку можно закрепить с детьми такие понятия как число, форма, величина. Самый распространенный вопрос: «Чем похожи и чем отличаются». Найти сходство и различия – это больше вопросы логики, но математика без логики не существует. Именно поэтому детям полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?» Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например, данная модель напоминает сказку «Волк и семеро козлят». А два заштрихованных кружочка – сказку «Два жадных медвежонка». Работая в этом направлении, педагог постепенно приводит ребят от конкретики к абстрагированию. Или придумать сказочную задачку или математический вопрос Сказка «Волк и семеро козлят». Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, то, сколько бы козлят нашел бы волк в избушке? — «В избушке у козы было 7 козлят. Волк отыскал только 6 козляток. Сколько козлят успело спрятаться от злого Волка?»; Сказка «Колобок». Вопросы: Сколько персонажей (героев) встретил коло-бок, когда катился по дорожке? Какой формы колобок? — «Колобок спел Зайчику 2 песенки, Медведю – 3 песенки, а Лисе – 4 песенки. Сколько всего песен спел Колобок?»; — «Хитрая лиса похитила у старика 8 рыбок. А Волку дала только одну. На сколько больше рыбы съела Лиса, чем обманутый Волк?»; -«Кот Баюн исполнил 10 колыбельных песен. Из них 3 для Маришки, 4 для Ванюшки, а остальные для Гришутки. Сколько колыбельных песен спел кот Баюн для Гришутки?» и др.

Формирование экологической культуры через сказку. В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача формирования экологической культуры дошкольников интегрируется в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Экологические игры для детей можно включить в направление «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики, развития предмета или явления. Возьмем семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя – дерево – цветущее дерево – плоды – варенье и т.д. Можно изучить путь от конечного результата к началу (от варенья до семени). Необходимо детей подвести к пониманию того, что во все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Так, заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их трудностях (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве). Более осознанному пониманию детьми природы и природных явлений помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: • А если бы не наступила весна? • А если бы пропал ветер? • А если бы погасло солнце? и т.д. Или игра «Хорошо – плохо» (аналог «Вред – польза»). Так, болото – это плохо: можно увязнуть, много комаров, на вид некрасивое. Но это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам живется в нем хорошо и т.д.

Игры для детей, развивающие моторику рук — «Сказка развивает руки». Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно: — объемная аппликация – мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости вырезается; — пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальца-ми или кулачками; — рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, за-тем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской; — волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской, контуры как бы проявляются; — монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге; — «живая капля» — большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводиться или дорисовывается; — коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.

Обращаю внимание педагогов на то, что предложенный материал может быть основой консультаций для родителей по развитию речи и развивающим речевым играм для дошкольников, а также основой при разработке проектной деятельности в ДОУ.

«Познавательные сказки» Вы можете скачать на странице «Библиотека» в разделе «Познавательное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Интеграция образовательных областей в процессе физического развития дошкольников Работа со сказкой: творческие методы Содержание образовательных областей по ФГОС ДО Воспитание сказкой >

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]